В Кремле назвали "естественным" рост числа протестных акций
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Феликс Шарков: Политическая коммуникация как система и процесс
Феликс Шарков: Политическая коммуникация как система и процесс

Коммуникативная функция политической коммуникации.

Специфическое место занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распро?странение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической комму?никации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабильности.

 

Представители структурно-функционального подхода, рассматривающие политическую коммуникацию как одну из функций политической системы, характеризовали ее в четырех аспектах: гомогенность политической информации, ее мобильность, объем, направленность.

 

В политологии различают два вида политической коммуникации: "горизонтальный" и "вертикальный".. Если в первом случае речь идет о коммуникациях между относительно рядоположенными инсти-туциональными компонентами или социальными акторами (между разными элитными группировка?ми или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами), то второй вариант предполагает отношения между различными иерархичес?кими уровнями макрополитической структуры, как, например, это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем декларации политических партий по поводу коррек?тировки курса социальной политики.


Политическая коммуникация как система.

 

Политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени. Впервые политическую систему как информационно-коммуникационную систему представил К. Дойч. Он предлагает рассматривать политичес?кую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. Модель политической системы Дойча состоит из четырех блоков, каждый из ко?торых связан с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков:

1) получение и отбор информации;

2) обработка и оценка информации;

3) принятие решений;

4) осуществление решений с обратной связью.

 

Политическая система принимает информацию через так называемые "рецепторы" (внешнеполитические - информационные службы и др., внутриполитические - центры изучения общественного мнения), где происходит селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных. На следующей фазе новая информация обраба?тывается в рамках блока "памяти и ценностей" где сравнивается с уже имеющейся старой инфор?мацией и оценивается сквозь призму ценностей, норм и стереотипов. После чего органы государственной власти ("центр принятия решений"), уже имея окончательное представление о том, насколько сложившаяся под воздействием информации новая политическая ситуация соответствует интересам и целям, принимают соответствующее решение по регулированию текущего состояния системы. И, наконец, "эффекторы" (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения, результаты которых в виде новой информации по "обратной связи" поступают к "рецепторам" и, таким образом, система вступает в новый цикл функционирования.

 

Политическая система представляет собой и совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

 

Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций. Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Функции многооб?разны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

 

Политическая коммуникация как процесс.

 

Сущностной стороной политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот политической информации, тех сведений, которыми в процессе конкретной общественно-практической деятельности обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) "источники" и "потребители" - взаимодействующие в обществе индивиды, социальные группы, слои, классы. Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы общества. С ее помощью передается политический опыт, координируются усилия людей, происходит их политическая социализация и адаптация, структурируется политическая жизнь.

 

"Общество только кажется статичной суммой социальных институтов: в действительности оно изо дня в день возрождается или творчески воссоздается с помощью определенных актов коммуникативного характера, имеющих место между его членами". В рамках данного подхода проблемы эффективности взаимодействия коммуникатора и реципиента переносятся исключительно на изучение различных каналов, средств и способов передачи информации, содержания сообщений, оставляя процессы восприятия и ответного поведения индивидов фактически вне поля зрения.

 

Модернизация базовой модели политической коммуникации.

 

Для рассмотрения политической коммуникации в качестве процесса базовая модель коммуникативного процесса Г.Лассуэлла была усовершенствована за счет введения принципиально важных для управленческих отношений элементов обратной связи. В результате изменилось и пони?мание самого процесса коммуникации, представленного в виде замкнутой цепи, в которой все компоненты взаимосвязаны. Дальнейшему совершенствованию и одновременно усложнению моделей способствовало введение дополнительных компонентов - источников информации, условий протекания коммуникации, социального состава аудитории и, языка как средства коммуникации. Дополненные автором шунты в каналы прямой и обратной связи позволили реальные системы коммуникации, построенные на основе такой модели, сделать более устойчивыми в работе, а также защищенными при появлении серьезных препятствий на пути прохождения информации или же при полном разрыве коммуникационных каналов. Такие шунты представляют собой каналы коммуникации, включенные параллельно основным, но не работающие в нормальном режиме работы коммуникационной системы, а вступающие в действие при нарушении работы каналов прямой или обратной связи, приводящей к состоянию невозможности продолжать в дальнейшем осуществлять намеченные коммуникации.

 

"Теория пули" Лассуэлла.

 

Так называемая "теория пули" Лассуэлла стала основой для реконструкции пропагандистской модели коммуникации. Коммуникация, как мишень; эта "пуля", летя?ая от мозга одного человека к мозгу другого, ав?томатически "зажигает" реципиента "как электрическую лампочку" и трансформирует его идеи, чувства, знания или мотивацию. Политические цели, преследуемые каким-либо политическим субъектом требуют четкого подбора системы коммуникационных моделей, позволяющий участникам процесса коммуникации реализовать свои задачи.

 

Например, в диалоговой модели используется механизм обмена информацией в реальной коммуникаци?онной сети. Характерное отличие диалоговой модели состоит в том, что она предполагает своеобразное "горизонтальное равенство" участников информационного обмена в противоположность "вертикальному" принципу "руководство - подчинение", присущему модели вещания. Несомненно, коммуникация подобного вида не исключает участия и более двух сторон (на?пример, телефонная конференция, дискуссия на сайте сети Интернет и т. д.). Однако увеличение количества участников и, в частности, появление "ведущего" приводят к сближению данной модели с моделью вещания.

 

Консультационная модель также соотносится с большим числом ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в центральном информационном хранилище (сервер или иной банк данных, в наиболее простом варианте - работа с книгами, газетами и иной печатной продукцией в библиотеке). Это позволяет качественно улучшить модель политической коммуникации. В отличие от модели вещания здесь место и время консультации, а также тема сообщения определяются не центром, а периферийным пользователем, обладающим максимальной свободой.

 

Регистрационная модель движения информации является противоположностью консультационной модели. В ней центр запрашивает и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применяется, например, в случае, когда инди?виду закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений во всех системах электронной сигнализации и наблюдения. При этом сосредоточение ин?формации в центре нередко происходит помимо желания индивида или без согласования с ним. Хотя данная схема исторически не нова, ее возможности значительно возросли вследствие компьютеризации и расширения телекоммуникационных сетей. Типичным для регистрационной модели является то обстоятельство, что центр имеет больший контроль над определением направления информационного потока, чем находящийся на периферии коммуникационной сети индивид.

 

Модернизация моделей политической коммуникации.

 

Наметившаяся тенденция модернизации моделей политической коммуникации, основанной на переходе от "вещания" к подлинно демократическому диалогу между "управляющими" и "управляемыми" предполагает равноправный обмен точными, полными, завершенными и проверяемыми сведениями о политических явлениях и процессах, сопрягаемыми с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, фундаментальными правами и свободами личности.

 

Такая модель предполагает возможность открыто выражать свое мнение, свободу искать, получать и распространять различного рода информацию и идеи, если они не противоречат гуманистическим принципам. Нет сомнения в том, что современная теория политической коммуникации должна развиваться как наука и искусство достижения гармонии, координации ин?тересов общества, его групп и индивидов посредством взаимопонимания, основанного на взаимоуважении и полной информированности.

 

 Способы осуществления политической коммуникации.

 

Политическую семиотическую коммуникацию (осуществляемую с помощью языка), следует понимать как обмен действиями. Целенаправленные слова и речи, с помощью которых изменяется существующее положение вещей, можно рассматривать как разновидность социального действия. Суть коммуникативной же политической деятельности заключается в изменении поведения объекта коммуникации путем привлечения для участия в коммуникативном процессе других индивидов. Сегодня политическая коммуникация формирует политический мир, функционирующий по своим законам.

 

Известный американский политолог М. Эдельман считает, что вся политическая жизнь есть создаваемая с помощью языка специфическая конструкция. В ней каждый значимый политический факт, описание каждого политического события или отношение к политической фигуре неизбежно содержат в себе интерпретации участников и наблюдателей политического спектакля, зависящие от их идеологических и психологических особенностей. То есть политический факт может восприниматься по-разному различными людьми, но это не может быть основанием для конструирования практических моделей коммуникации в политической сфере.

 

Политическая коммуникация осуществляется различным способом, в частности, посредством направления политических сообщений конкретным людям, сообществам. Сообщения могут выглядеть как констатация фактов, вызывающих заинтересованное отношение публики к ним, или как разъяснение смысла событий. Политическая коммуникация в большей степени осуществляется как вертикальная нисходящая коммуникация. Инициатором сообщений (коммуникатором), как правило, является лидер или политическая организация. Субъект коммуникации влвдеет механизмом формирования и распространения информации.

 

Смысловой аспект политической коммуникации включает взаимодействие субъектов политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление и удержание. Он реализуется путем целенаправленной передачи и избирательного приема информации, без чего невозможно движение политического процесса. Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений:

а) технологические сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между элементами политической коммуникационной системы;

б) информативные (реальные или вымышленные сведения, несущие основную смысловую нагрузку передаваемых сведений);

в) побудительные (вызывеющие желание или понимание в необходимости каких-либо действий в соответствии с содержанием полученной информации).

 

Коммуникация лидера с политической средой динамична и разнообразна. Лидер постоянно борется за сохранение своей позиции. Однако люди, окружающие лидера (целевая аудитория лидера) могут изменить свое отношение к лидеру и даже могут определить другого лидера. На отношение личности к своему лидеру влияют его потребности, мотивы, политические убеждения, межличностные отношения и др.

У политического лидера кроме лингвистических средств воздействия имеются и другие возможности оказания влияния на реципиента. Ими могут быть занимаемая официальная позиция, средства поощрения и наказания. Охваченные влиянием лидера люди, принявшие его идеологию и программу действия, формы и методы работы, превращаются в последователей. Они также могут иметь свои возможности влияния на лидера. В частности, они могут соглашаться или не соглашаться с какими-то действиями, заявлениями лидера. Соответственно последователи могут совершать свои частные действия, игнорируя мнение лидера, оставаясь в целом под его влиянием. Реакция последователей на действия лидера может осуществляться и в пассивной форме - например, не оказание поддержки, не выступление против курса оппонента, равнодушие к каким-либо акциям, организуемым лидером.

 

Лидер, для сохранения и развития отношений со своими сторонниками, должен правильно построить систему коммуникаций с ними. Оптимально выстраивая коммуникативные модели, лидер постоянно должен конструировать свой образ и вначале доводить его до ближайшей общественности, а по возможности и до более широкой аудитории. Для того, чтобы оказать управляющее воздействие на те или иные элементы политической сферы (электорат, общественное мнение и т.д.) политический лидер должен воспользоваться всеми имеющимися ресурсами).

 

Различные авторы выделяют три основные группы таких ресурсов:

Средства влияния, не зависящие не столько как от действия самого лидера, как от его официального статуса, положения в обществе. К ним относятся должностная власть, включающая власть поощрения и власть наказания. Эта власть реализуется через предоставление каких-либо полномочий и преимуществ в социальной иерархии, материальных благ и др. Любой формальный лидер получает средства контроля над распределением различных ресурсов, имеет в распоряжении определенные средства, а также применения силы закона или традиции.Средства влияния, непосредственно зависящие от личности лидера. К этим средствам можно отнести влияние личности (благодаря своим качествам, поступкам, биографии и т.п.). Эти средства также включают имиджевые характеристики лидера. Политические лидеры для общественности являются символами добра или зла. От того, как они смогут достичь конкретного результата, воздействовать на публику личным примером, во многом зависит отношение к ним общественности.

 

Массовая политическая коммуникация - вид коммуникации, осуществляемой между субъектами политического рынка (политическая организация, деятель) и населением (чаще всего с ее частью, представляющей электорат) с целью побудить людей к тому или иному типу политического поведения. По своему определению она подразумевает взаимодействие с общностью людей. Массовая коммуникация не однозначна при воздействии на конкретного человека. Она включает социальные связи, которые и доводят направленное на человека сообщение до конца.

 

Политические коммуникации в большей мере осуществляются в медиапространстве, т.е. в социальном пространстве, охватываемом средствами массовой информации. Известный (впрочем, вполне очевидный) тезис "кто владеет информацией, тот владеет миром" сегодня приобретает важнейшее значение - информация становится не только технологической основой коммуникации, но субъектом общественных отношений, в том числе и в политической системе общества. Или иначе сегодня владеет миром не просто тот, который владеет информацией, но одновременно и самыми оперативными и надежными каналами коммуникации, с помощью которых осуществляется обмен информацией. То есть "кто владеет информацией и коммуникацией, тот владеет миром".

 

Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от выполняемой ею функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, раз?меров государства и некоторых других факторов. Естественно, что в традиционных государствах прошлого потребности в средствах коммуникации были ограничены. Роль таких средств выполняли главным образом гонцы, курьеры и послан?ники, передававшие в устной или письменной форме политическую информацию: королевские указы и распоряжения, письма наместников и т. п.

 

Изобретение и распространение в XIX-XX вв. телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся коммуникационные потребности государств, но и произвело настоящую революцию в полити?ке. Можно вывести прямую зависимость степени развития гражданского общества от плотности и открытости коммуникации. Ведь ее плотность порождает возможность коллективного действия, и чем плотнее информационное сообщение между его участниками, тем действия эффективнее. Чем выше приведенные характеристики, тем эффективнее общественное управление политическими процессами.

 

Одним из признаков, лежащих в основе политических движений и коммуникаций, является отношение к собственности. Политическая коммуникация выступает своеобразным инструментам реализации политических целей. Политические коммуникации появляются с появлением самой политики. В период II-ой Мировой Войны система политических коммуникаций была нацелена на выяснение внутренней структуры сущности своих противников. Для этого развивалась система представлений, налаживался информационный обмен, передавалась политическая информация - как сторонникам, так и противникам. Такая информационная деятельность требовала структурированности политической информации, а, следовательно, нужны были исследования - социологического, статистического и т.д. характеров - о мнениях, отношениях людей к стране, врагу и т.д.

 

Для оптимизации политических коммуникаций начинают активно использовать диагностику (комплексная характеристика исследуемого объекта). Задача диагностики - определить структуру коммуникационной системы, включая элементы ранжирования, варианты реакции элементов структуры при разлисных внешних воздействиях.

 

Электоральная коммуникация как важная составляющая политической коммуникации. В системе политической коммуникации важное место занимают электоральные коммуникации. Это коммуникации, осуществляемые между заинтересованными политическими субъектами и избирателями.

 

Политическая коммуникация, с одной стороны, подчиняется общим законам коммуникации, с другой - имеет специфическую обусловленность своим предметом, т.е. своей политической основой. Любые политические коммуникации вписываются в общую коммуникационную формулу. Политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующих политическую деятельность и придающих ей новое значение. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее роль в политической жизни общества сопоставима, по образному выражению французского политолога Ж. М. Коттрэ, со значением кровообращения для организма человека.

 

Развитие средств политической коммуникации позволяет увеличивать количество пользователей, а также увеличивать субъектам политики свою политическую конкурентоспособность. Субъекты политики шире начинают использовать опросы для управления политическими коммуникациями. Например, депутату Государственной Думы небезынтересно знать об ожиданиях целевой аудитории относительно своих качеств. Для примера приведем результаты исследований, проведенных в прошлом году Исследовательским холдингом "Ромир-Мониторинг". Респондентам был задан вопрос: "Назовите одно главное качество, которым, на Ваш взгляд, должен обладать депутат Госдумы РФ?" Ответы проиллюстрированы в диаграмме 2.1.

 

Диаграмма 2.1. Главные качества, которыми должен обладать депутат Госдумы РФ


Таблица 2.1. Главные качества, которыми должен обладать депутат Госдумы РФ (по различным распределениям)

 Север и ЗападРоссииЦентрРоссииВолго-Вяткаи ПоволжьеЮг России и ЧерноземьеУралСибирь и Дал. ВостокВсего поРоссии 
Честность26232131233226
Порядочность22232123192322
Профессионализм18132011161215
Забота о людях10141114201514
Ум, знания1012115869
Справедливость7555755
Патриотизм3555735

 

распределение в зависимости от типа населенного пункта, %

  . Город с населениемСельскаяВсего
 свыше 1 млн. 300 тыс. - 1 млн. менее 300 тысМестностьпо России
Честность2326282826
Порядочность2520242122
Профессионализм1816141115
Забота о людях1015121814
Ум, знания108989
Справедливость56555
Патриотизм55445

 

социально-демографическое РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, %

 ПолВозраст
 Муж.Жен.18-2425-3435-4445-59от 60
Честность27261924292730
Порядочность22222126231923
Профессионализм1415201717147
Забота о людях1614139121718
Ум, знания791311877
Справедливость7573566
Патриотизм5554465

 

Как видно, разные категории населения по-разному оценивают характеристики личности, которыми должен обладать депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ. Здесь мы не будем проводить корреляционный анализ этих зависимостей, который в состоянии самостоятельно выполнить читатель по приведенным таблицам в зависимости от его интереса. Здесь отметим, что политическим субъектам целесообразно отслеживать степень доверия населения к ним не только по отношению ко всему электорату, но и к его различным категориям, что позволить осуществлять более эффективную коммуникацию политического субъекта. Кроме того, любой политик должен "отслеживать отношение электората и к другим политическим субъектам. Для иллюстрации приведем в сокращенном виде результаты одного из исследований, проведенного Исследовательским холдингом "Ромир-Мониторинг" под руководством доктора социологических наук, профессора А.В. Милехина . К моменту выходу книги появятся новые данные. Наш пример иллюстрируется в учебных целях и обращает внимание не столько на полученные данные, сколько как на логику, структуру и анализа. Респондентам был задан вопрос: "Кому Вы доверяете в наибольшей степени?".

Диаграмма 2.2. Доверие населения России различным политическим субъектам

 

Таблица  2.1. Доверие населения России правительству, церкви и СМИ

распределение в зависимости от типа населенного пункта, %

 

Город с населением

Сельская

Всего по

 

свыше 1 млн.

300 тыс. - 1 млн.

менее 300 тыс.

местность

России

Правительство

Евразийская интеграция
eurasian-integration.org


 








Наши партнеры

politica.viperson.ru
vibory.viperson.ru
narko.viperson.ru
pressa.viperson.ru
srv1.viperson.ru

Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``