В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Заповеди финансового контроля. Назад
Заповеди финансового контроля.
Председатель Контрольно-счетной палаты Омской области Федор Сутулов избран Законодательным собранием на эту должность 12 июля 2007 года. С тех пор всего однажды, сразу после избрания, дал интервью для прессы, повторив то, о чем уже сказал депутатам: первоочередной своей задачей он считает реформирование структуры и методов внешнего финансового контроля. От дальнейших комментариев отказывался, говоря: "Дайте мне войти в курс дела".

Не закрытая, а открытая структура

Его нежелание общаться с журналистами некоторые СМИ расценили категорично: Контрольно-счетная палата становится закрытой структурой.

-Это не так, - не согласен Федор Федорович. - Молчал я почему? Программное заявление прозвучало. А больше говорить было пока нечего.

Он утверждает, что "Контрольно-счетная палата Омской области не закрыта, а открыта для общества", как того требуют Закон о средствах массовой информации и бюджетное законодательство, обязывающие контрольно-счетные органы информировать общественность о результатах своих проверок. Начиная со второго полугодия 2007 года на сайте палаты регулярно размещаются отчеты о проведенных проверках. И любой желающий имеет возможность с ними ознакомиться.

-Но я могу понять, почему мы внешне кажемся закрытыми, - рассуждает Сутулов. - Видите ли, не вся информация обнародуется. Не потому, что нам так хочется. А потому, что существуют сведения, представляющие коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну. Например, у проверяемых нами бюджетных учреждений и государственных предприятий есть бизнес-партнеры, поставляющие им товары, работы и услуги. Стоимость и условия поставок в ряде случаев являются информацией, которую не должны знать конкуренты.

У самих бюджетников тоже есть закрытые темы. Допустим, проверяется Управление внутренних дел. Волей-неволей ревизоры вникают в методы его специфичной работы, и в материалах проверки эта специфика, естественно, находит отражение. Но попади такая информация в СМИ - не избежать судебных исков в связи с раскрытием государственной тайны.

Не подлежит огласке и технология финансовых нарушений. Ведь дурной пример заразителен, обязательно найдется тот, кто в надежде, что ревизоры доберутся до него не скоро, захочет перенять "разрекламированный" СМИ опыт нечистоплотных работников.

-А общие результаты конт?рольных мероприятий мы выставляем на сайт. Открыто называем суммы выявленных нарушений. Кому-то, видимо, этого недостаточно. Недавно в одном издании нас критиковали. "КСП опубликовала очередной отчет, в котором, кроме суммы финансовых нарушений, другой информации нет". Но другой информации и не будет, - говорит Федор Федорович.

И чтобы снять упреки в закрытости его структуры, обещает возобновить непосредственные контакты с прессой. Теперь, по его словам, аудиторы палаты, наряду с регулярными отчетами в Законодательном собрании, будут ежемесячно отчитываться в СМИ по своим аудиторским направлениям.

"Я - менеджер"

Сутулов считает себя, в первую очередь, менеджером. А задача любого менеджера - обеспечить эф?фективную работу его организации.

-Не хочу сказать, - замечает он, - что до меня деятельность Контрольно-счетной палаты была неэффективной. Но имея достаточный опыт работы в министерстве финансов, а до этого - в должности председателя Комитета финансового контроля Республики Казахстан, я видел некоторые резервы для повышения эффективности.

Контрольно-счетная палата состоит из аудиторов, утверждаемых Законодательным собранием, и аппарата, который обеспечивает их деятельность. С изменения структуры последнего он и начал. До его прихода было так. За каждым аудитором был закреплен на постоянной основе работник аппарата, официально именуемый консультантом, а неофициально - помощником. Помощники ходили на контрольные мероприятия только в связке с аудитором, сами не проводили даже простых, не требующих высокой квалификации проверок. И если аудитор отсутствовал на работе в связи с болезнью, направлением на учебу либо предоставлением отпуска вне графика, то закрепленный за ним работник оказывался не у дел. Сейчас институт помощников аудиторов, кстати, не предусмотренный законодательством Омской области, упразднен. Оставаясь на период проведения проверок подконтрольными аудиторам, работники аппарата КСП получили допуск к самостоятельной контрольной деятельности. В результате при той же штатной численности удалось увеличить количество проверок и, соответственно, число организаций, охватываемых проверками палаты.

Дальше, чтобы повысить производительность труда сотрудников, была внедрена система учета рабочего времени. Федор Федорович говорит, что тщательно изучал существующий опыт, в Российской Федерации аналогов этому нет, а в других странах аудиторы подобной методикой повсеместно пользуются. Как производится учет? Всем сотрудникам палаты и всем ее отделам, а также всем видам деятельности присвоены определенные коды. Каждый работник - председатель КСП не составляет исключения - с помощью этих кодов ежедневно фиксирует индивидуальные затраты рабочего времени, и в конце недели представляет отчет в организационно-кадровый отдел. По словам Федора Федоровича, это позволяет выявлять резервы и более эффективно управлять трудовыми процессами.

"Мы делаем свою работу прозрачной"

Как рассказывает мой собеседник, Россия присоединилась к Лимской декларации, принятой Международной организацией высших органов финансового контроля. В этом документе сформулированы основные принципы контроля за общественными финансовыми средствами. Один из них - принцип объективности. Он предполагает, в частности, организацию самоконтроля, регулярную оценку структурами внешнего контроля правомерности и эффективности их собственной деятельности.

По словам Федора Сутулова, раньше Контрольно-счетная палата получала немало нареканий на качество отдельных контрольных мероприятий. Действительно, имели место факты, когда нарушения неверно классифицировались или же выводы проверяющих о наличии нарушения основывались на сомнительной доказательной базе. И хотя каждый отчет аудиторов по результатам проверок утверждался на заседании коллегии палаты, это не обеспечивало объективную оценку качества проведенных проверок. Проект решения коллегии готовит тот, кто проводил контроль. И другие аудиторы, во избежание конфликта с коллегой, как правило, утверждали вариант решения, предложенный автором.

Новый руководитель предложил другой механизм. Контроль качества проведенных проверок теперь осуществляют независимые от аудиторов работники аппарата, а их курирует непосредственно председатель палаты. С 1 января 2008 КСП к тому же руководствуется в своей деятельности общероссийским классификатором финансовых нарушений, утвержденным Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ. Использование классификатора, считает Федор Сутулов, позволяет исключить факты неверного отражения в отчетах результатов контроля.

Его кредо - ревизор и проверяемая сторона являются партнерами, которые на равных могут отстаивать свои позиции.

-Вот почему я и ввел такое понятие, как контроль качества ревизорских проверок. Так мы делаем свою деятельность абсолютно прозрачной, - говорит Федор Федорович. - Если проверяемый объект с выводами ревизора не согласен, он подписывает акт с возражениями. И прилагает свое обоснование. Этот акт мы досконально рассматриваем на коллегии. И, если аргументы убедительны, частично или даже полностью можем согласиться с доводами проверенной организации, хотя, должен заметить, такие факты возможны только гипотетически, так как контроль качества осуществляется еще до подписания акта проверки. А случается, акт подписан без возражений, проверяемая сторона признала, что нарушение есть, но мы все равно подвергаем отчет контролю качества, смотрим, правильно ли наши контролеры классифицировали нарушение. Нельзя допустить, чтобы органы прокуратуры, судебные органы или депутаты, правительство области обвинили нас в том, что КСП за уши притягивает выводы, квалифицируя как нарушение обыкновенные вещи, находящиеся в правовом поле. И то, что проверяются обе стороны, как раз гарантирует чистоту сделанных выводов.

Как везде успеть

В Омской области - 32 главных администратора бюджетных средств. У них в подчинении - 552 подведомственные организации, получатели бюджетных средств. По словам Федора Федоровича, своим штатом Контрольно-счетная палата охватить их проверками в течение года физически не в состоянии. Отсюда, в соответствии с Лимской декларацией, одной из ее задач становится сотрудничество с другими контрольными органами, в том числе с внутренними конт?рольными структурами, которые должны быть созданы в каждом ведомстве и каждой организации.

До сих пор КСП во многих случаях дублировала деятельность органов внутреннего финансового контроля. Допустим, приходит сотрудник палаты проверять какую-то организацию, а оттуда только что ушли работники министерства финансов. Таким образом потенциал аудиторов использовался нерационально. Федор Федорович отмечает: казначейская система управления финансами в нашей области достигла высокого уровня. С ее внедрением количество нарушений сократилось на порядок или даже на два порядка. Губернатор очень щепетильно относится к этим вопросам. По его настоянию в целях повышения финансовой дисциплины в организациях, финансируемых из регионального бюджета, в прошлом году была серьезно укреплена служба внутреннего контроля министерства финансов области, а Контрольно-счетной палате выделены дополнительные средства на приобретение серверного оборудования и оргтехники. Уже приобретен программный продукт "Внешний государственный контроль в регионе". С помощью данной программы качество управления бюджетным процессом должно еще повыситься. Это дает возможность аудиторам переместить акцент с тривиальных проверок на методологическую и экспертно-аналитическую работу по выявлению возможных резервов в использовании бюджетных средств и государственного имущества. Но, конечно, проверки все равно будут проводиться. Поэтому предстоит отрегулировать взаимоотношения палаты с минфином области, чтобы исключить факты дублирования контрольной деятельности. Первое соглашение между ними в феврале уже подписано.

-Мы договорились продолжить консультации по налаживанию партнерских отношений, - говорит Федор Федорович. - И я буду предлагать министерству в следующем совместном документе предусмотреть пункт о взаимном признании результатов контроля. Мы готовы предоставить коллегам доступ к информации о наших контрольных мероприятиях, чтобы они могли вносить коррективы в свою деятельность. И будем просить, когда делаем анализ или экспертные заключения, разрешения об использовании их материалов контроля, разумеется, со ссылкой, что такая-то организация проверена министерством финансов, выявлены такие-то недостатки.

На то же, кстати, нацеливает структуры внешнего контроля и российское правительство. В октябре минувшего года в Кремле проходило совещание с участием вице-премьера Дмитрия Медведева, председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, где речь шла о необходимости создания координационного совета, чтобы прокуратура РФ, Росфиннадзор, контрольно-счетные палаты субъектов Федерации, другие контрольные органы могли согласовывать свои планы и не подменять друг друга.

-Тогда мы сможем, - замечает Федор Федорович, - заниматься не только предупреждением, выявлением, пресечением фактов незаконного, нецелевого использования государственных ресурсов и устранением причин, их порождающих. У нас будет возможность больше уделять внимание главному - анализу того, насколько эффективна система управления финансами.

Независимость не исключает подотчетности

Контрольно-счетная палата - структура независимая. Подчиняется только Законодательному собранию области. Но это не означает, что она, по выражению Федора Сутулова, "варится в собственном соку". Все контрольно-счетные органы входят в Ассоциацию контрольно-счетных органов РФ, руководит которой Сергей Степашин. У Ассоциации есть собственные критерии оценки работы внешнего финансового контроля в регионах. Одно из требований - они все обязаны пройти сертификацию.

-Наша палата сертификацию еще не прошла, - рассказывает Федор Федорович. - Мы пока к ней только готовимся. Это достаточно затяжной процесс. Лишь пять контрольно-счетных органов страны к настоящему времени получили соответствующие документы. В этом году депутаты Законодательного собрания планируют внести поправки в Закон о Контрольно-счетной палате, привести его в соответствие с требованиями новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также принять Закон Омской области о порядке проведения внешнего контроля. Тогда появится возможность и нас "мониторить" по полной программе. Омская область по многим показателям занимает лидирующие позиции, как в Сибирском федеральном округе, так и в стране. Показатели деятельности нашей палаты должны соответствовать этому уровню. Очень серьезная и ответственная задача.

Я понимаю, что в ряде моментов нам к ней еще идти и идти...

Татьяна Лелякина
http://kspomskobl.ru/Zapobedi.html

Док. 618064
Перв. публик.: 29.10.08
Последн. ред.: 24.12.09
Число обращений: 0

  • Сутулов Федор Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``