В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Парадигмальное переосмысление цивилизационного развития Глава 1 Раздел I в Монографии Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития : Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Назад
Парадигмальное переосмысление цивилизационного развития Глава 1 Раздел I в Монографии Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития : Исследования Новосибирской экономико-социологической школы /
Современная общественная наука обогатилась множеством новых теоретических подходов, помогающих объяснять отдельные фрагменты социальной реальности. Между тем существует потребность в теории, раскрывающей общие закономерности цивилизационного развития. В частности, отсутствует теоретическая рационализация нового курса российского правительства, направленного на возвращение государству роли активного хозяйственного субъекта. По существу, необходимо заново осмыслить «генетическую» совместимость классического рынка с российской экономической системой. Обществоведы пока не пришли к единому мнению относительно того, происходит ли временный краткосрочный «поворот назад», как считают сторонники западно-либеральной концепции, или осуществляется прогрессивное развитие в новых институциональных формах.

Дискуссия об историческом пути развития России практически не прекращалась весь трансформационный период. Однако несколько волн подобных обсуждений как в узких научных кругах, так и в широком информационном поле заканчивались одним и тем же результатом. Дискутанты делились на три группы: те, кто считает Россию западной страной, но с отсталым развитием и требующей модернизационных программ, вторая группа — это те, кто уверен, что Россия была направлена по восточному пути где-то в период Золотой Орды и теперь уже вряд ли с него свернет, и, наконец, группа «особистов» — сторонников самобытного евро-азиатского (промежуточного между Западом и Востоком) пути развития, который не поддается институциональной операциона-лизации, а выражается в абстрактных терминах национальной специфики и русского менталитета.

Постоянно повторяющийся результат дискуссии связан с более чем столетним господством парадигмы двух путей цивилизационного развития, в рамках которой страны делятся на идущие либо по демократическому и рыночному пути, либо по авторитарному и нерыночному.

Парадигмы, как известно, имеют существенное значение при интерпретации фактов социальной действительности. Более того, они настолько проникают в сознание определенного поколения, что возникает ощущение: они и есть реальность. До поры до времени — пока не появится «аномалия», т. е. проблема, не решаемая средствами данной парадигмы. Именно к такому типу проблем и принадлежит характер исторического развития российской цивилизации. «Российские интеллектуалы постоянно разделены на либералов-западников и почвенников-традиционалистов. Своей непримиримой борьбой эти два лагеря не дают сложиться ни цивилизованному российскому патриотизму, ни укорененному на российской почве западничеству. В условиях современного глобализирующегося мира с его сложными и многообразными внутренними связями односторонность ведет к утрате эвристической ценности и способности адекватно понимать реальность» [Пантин, 2000. С. 2—3].

Невозможность однозначного соотнесения пути России ни с одним из двух названных вариантов развития, а также современный курс институциональных новаций и приобретение российской экономикой черт, не вписывающихся в уже известные науке типы хозяйственных систем, ставят под сомнение адекватность парадигмы двух путей цивилизаци-онного развития.
Здесь представлена новая парадигма, разработка которой осуществлялась в три этапа (табл. 1.1).

Новая парадигма построена на следующих фундаментальных принципах:

- холистическое (целостное) восприятие социальной реальности;
представление о дуальности противоположностей в рамках единой целостности;

- объяснение развития на основе циклической модели динамического равновесия;

- соотнесение двух противоположностей по принципу «доминантно-сти-компенсаторности» — если одна из них доминирует, то вторая играет компенсаторную роль и наоборот;

- видение интегральной перспективы как стремления к согласованному единству дуальных противоположностей.


См. полный текст:
http://razdatok.narod.ru/BESSONOVA/b08/monogr3_Razdel_I.pdf

Док. 617767
Перв. публик.: 28.12.08
Последн. ред.: 23.12.09
Число обращений: 0

  • Бессонова Ольга Эрнестовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``