В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В ближайшие годы объем рекламного рынка в России превысит $10 млрд Назад
В ближайшие годы объем рекламного рынка в России превысит $10 млрд
4 июля в РИА "Новости" состоялась пресс-конференция "Темпы роста и развитие медиаотрасли. Ближайшие перспективы медиабизнеса в России". В ходе пресс-конференции выступили руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Борис Боярсков, заместитель генерального директора "Рамблер Интернет Холдинг" Иван Засурский, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимир Евстафьев, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуард Сагалаев и другие.

Выступая на пресс-конференции, издатель журнала "Новости СМИ", председатель оргкомитета Национальной премии "Медиаменеджер России-2005" Джемир Дягтяренко сообщил, что подведение итогов премии показывает: в медиабизнесе идет увеличение инвестиций, как в активную покупку, так и развитие активов. "Крупные российские корпорации начали второй за время перестройки этап инвестирования в отечественный медиарынок", - уточнил он. Причем, по словам Д. Дягтяренко, в 90-хх гг. медиакомпании покупались, не сколько для развития СМИ, как бизнеса, а для удовлетворения политических потребностей. По его мнению, сегодня ситуация поменялась, и в российских медиакомпаниях стоят у руля профессиональные управленцы.

Говоря об активности западных инвесторов, он подчеркнул, что это заслуга продуманной политики представителей медиабизнеса. В этой связи Д. Дегтяренко высоко оценил развитие таких профессиональных медийных ассоциаций, как Гильдия издателей периодической печати (ГИПП), Ассоциация распространителей периодической печати (АРПП), "Ассоциация Коммуникационных Агентств России" (АКАР), Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ). По его мнению, рынок медиабизнеса ожидают изменения, связанные с тремя факторами. Это подготовка к выборам, как в Госдуму, так и выборам президента, отказ государства от поддержки государственных и муниципальных СМИ, а также высокая динамика развития рекламного рынка.

Руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Борис Боярсков сообщил, что в России реально работает только треть зарегистрированных СМИ. "Кто именно из них действует, мы не знаем достоверно", - считает он. При том, что всего зарегистрировано 60,5 тыс. СМИ, на электронные СМИ приходится 10 тыс.". Что касается наиболее распространенных нарушений, то около трети, по словам Б. Боярскова, связаны с неосуществлением вещания СМИ, получившими лицензию. Говоря о допуске на рынок электронных СМИ, он выделил проблему, связанную со сложной процедурой лицензирования. По его оценке, это служит тормозом для развития медиарынка. Б. Боярсков пообещал в течение года предложить пути для разрешения этой ситуации, в частности, сделать процедуру выхода на рынок электронных СМИ более прозрачной.

Заместитель генерального директора "Рамблер Интернет Холдинг" Иван Засурский отметил, что в этом году произошел бурный рост целого сектора, связанного с контентом для мобильных телефонов (Value Added Services (VAS)). По его словам, в настоящее время в Интернете идет активное внедрение мультимедийных приложений, а "сращивание Интернета и мобильных телефонов" открывает перед медиарынком новые "точки роста". Количество Интернет-пользователей в России удваивается каждые три года. Средний возраст пользователей "помолодел" и составляет 25-29 лет. Развитие широкополосного доступа в крупных городах, по оценке И. Засурского, позволило компаниям, традиционно занятым в сфере IT, выйти на рынок телевидения. "Из технологического сектора, который был пограничен вселенной медиа, Интернет начинает все больше интегрироваться в медийное пространство", - заявил он.

По словам вице-президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимира Евстафьева, в ближайшие годы объем рекламного рынка в России превысит $10 миллиардов. Он подчеркнул, что, согласно оценкам некоторых оптимистично настроенных аналитиков, эта цифра может составить $18 млрд. "Рекламный рынок в России развивается достаточно динамично, демонстрируя 30% ежегодного прироста", - сообщил он. - В США объем рекламного рынка составляет $250 миллиардов, однако Восточную Европу Россия уже обогнала". В качестве наиболее динамично развивающегося рынка вице-президент АКАР назвал интернет-рекламу. По его словам, в настоящее время рост рынка Интернет-рекламы составляет порядка 70-80% в год.

Что касается наружной рекламы, то, по словам гендиректора исследовательской компании "Эспар-Аналитик" Андрея Березкина, Россия занимает четвертое место в Европе по объему рекламного рынка, уступая только Великобритании, Германии и Франции. Он подчеркнул, что высокая доля расходов на наружную рекламу в общих объемах медийных расходов компаний является российской особенностью. "Если в Европе доля наружной рекламы в рекламных бюджетах не доходит до 10%, то у нас это 18-20%", - отметил А.Березкин. Кроме того, он упомянул, что российские рекламщики активно используют в наружной рекламе новые технологии.

Исполнительный директор "Ассоциации независимых региональных издателей" Дмитрий Мережко подчеркнул, что на рынках малых городов появился класс менеджеров, который успешно работает в региональных СМИ. По его словам, в регионах наибольшей популярностью пользуются универсальные газеты, а также "сетевые" издания ведущих газет.

Практически все участники пресс-конференции отмечали, что региональный рынок непрозрачен, что создает сложности при его анализе. По их оценке, необходимо работать над созданием условий для повышения прозрачности регионального медиарынка.

Кроме того, в ходе пресс-конференции эксперты прокомментировали такие сделки, как приобретение 30% акций телекомпании Ren-TV немецким холдингом RTL, а также покупку "Московских новостей" главой Media International Group Вадимом Рабиновичем. Председатель правления "Ассоциации распространителей периодической печати" Александр Оськин заявил, что "мы приветствуем иностранные инвестиции в СМИ, если они не будут вмешиваться в избирательные кампании, при этом мы выступаем за ограничение иностранного капитала во всех сегментах СМИ и системе их распространения". В свою очередь президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуард Сагалаев, говоря о покупке акций Ren-TV немецким холдингом, отметил: "Я просто аплодирую, что эта сделка состоялась". Он пояснил, что западный инвестор принесет с собой не только новые технологии, но и принципы свободы слова. В то же время он подчеркнул, что, по его мнению, иностранный инвестор не должен владеть более чем 50% акций электронных СМИ.

В отношении перемен, которые могут принести с собой грядущие выборы, эксперты медийного сообщества отмечали, что структура рынка не изменится к будущим избирательным кампаниям. Однако они не исключают возможности, что роль Интернета будет более активной. В частности, заместитель гендиректора "Рамблер Интернет холдинга" Иван Засурский заявил, что в Интернете сохраняются позиции "опальных олигархов". "В будущую избирательную кампанию в Интернете будет жарко, но не думаю, что это как-то скажется на результатах выборов, а лишь представит различные взгляды", - резюмировал он.

04.07.2005
ИА "Альянс Медиа"

Док. 616350
Перв. публик.: 04.07.05
Последн. ред.: 11.12.09
Число обращений: 0

  • Оськин Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``