В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обзор СМИ. Интервью Сергея Аверинцева. Дискуссия о статусе традиционных религиозных организаций продолжается. Муфтий предложил наказывать родственников террористов Назад
Обзор СМИ. Интервью Сергея Аверинцева. Дискуссия о статусе традиционных религиозных организаций продолжается. Муфтий предложил наказывать родственников террористов
ИНТЕРВЬЮ СЕРГЕЯ АВЕРИНЦЕВА.

21 апреля 2004 года в московском храме Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке состоялось отпевание Сергея Аверинцева, о чем сообщили практически все издания и новостные ленты. Выдающийся российский ученый - филолог скончался 21 февраля 2004 года. За время, прошедшее с момента его кончины, уже было опубликовано множество некрологов и статей о нем. Последний номер журнала "Континент" (2004, N119.) дает возможность читателю познакомиться с интервью С.С. Аверинцева "Как все ценное, вера - опасна", которое было дано им в 2001 году, но до сих пор не было опубликовано за исключением одного небольшого фрагмента.
Центральные темы этой беседы - "личная вера человека" и "положение христианства в современной России и Европе". По мнению Сергея Аверинцева сам факт того, что человек является христианином или представителем другой религии, не страхует его от ошибок и падений: "Как все ценное, например, любовь, культура, творчество, - вера опасна; поскольку она ценнее всего остального, она опаснее всего остального. С высоты опаснее падать, чем выше, тем опаснее. Христианство открывает такую перспективу, какой не открывает ни одна религия; но эта перспектива уравновешивается предупреждениями о возможности иллюзий ("прелести"), требованиями духовной трезвенности и смирения". По мнению ученого, в этой амбивалентности, возможности сочетать несочетаемое и состоит удивительная свобода и многообразие христианства, способного удовлетворить и ученого, и простеца: "Христианство "просто" в том смысле, что оно любому простецу в любое время умело сказать то, что могло до конца дней наполнить, обогатить и облагородить жизнь этого простеца; но оно не проще, а гораздо сложнее и многостороннее, чем какая бы то ни было искусственная конструкция интеллектуалов на религиозную тему. Каждый получает от него свое".
По мнению ученого подобную свободу не могут вместить желающие превратить подлинную веру в государственную идеологию, модное течение или способ спрятаться от современной действительности, чему можно найти немало примеров в современной России: "Я недоверчиво отношусь к попыткам уж больно полагаться на то, что весь наш народ словно бы с такого-то числа объявлен православным - почти так, как он же недавно объявлялся цитаделью атеизма. И куда-то подевался вопрос, еще вчера казавшийся таким острым, прямо-таки вопросом жизни и смерти: какие найти слова, чтобы вот им - молодежи, например, - говорить о Боге? Два священника не так давно спорили: один говорил, что нужно привлекать души ко Христу, это самое важное; другой возражал - сейчас, мол, важнее всего восстанавливать храмы, были бы храмы, а люди сами придут". Вторая точка зрения больше распространена среди тех, кого принято называть "православной общественностью". Само стремление к "эстетическому типу религиозной жизни" свидетельствует, по мнению Сергея Аверинцева о том, что в современной церковной жизни практически не учтен опыт "православных европейцев ХХ века", а значит, существует опасность, что церковь будет слепо копировать дореволюционные образцы, играя в "игры вроде Дворянского собрания или казачества. Но Церковь Христова - не предмет и не место для игр".
Вместе с тем, Сергей Аверинцев никогда не был ни резонером, ни пророком, он не принадлежал ни к какой партии, даже для тех, кто никогда не видел этого настоящего ученого и подлинного христианина, кто родился в семидесятые годы, а пришел в церковь в девяностых, его имя стало своеобразным "паролем", "отзыв" на который можно было и не получать, поскольку он находился в каждой новой статье этого человека. Это ощущение близости и дружеского ученичества у Аверинцева лишь усиливается, при чтении заключительных слов интервью, посвященные мучительному для многих ответу на вопрос: "Что такое счастье": "Для счастья мне нужно, прошу прощения за избитый оборот, любить и быть любимым. Слава Богу, мы с женой прожили вместе уж около сорока лет. Вы знаете, Клодель сказал, что лучшее время любви - между серебряной и золотой свадьбами; я думаю, что он прав, и вот мы это переживаем. И на втором месте - работоспособность. Только бы не вконец разваливалась память, только бы подольше ясная голова! И всякому человеку нужна толика надежды относительно путей его страны. Ну, и дети, мои взрослые дети, их благо. Их жизнь имеет свое собственное содержание и направление - но я-то не перестану чувствовать себя за них ответственным до конца моих дней". К сожалению, этот "конец" наступил слишком скоро...

ДИСКУССИЯ О СТАТУСЕ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

В последние дни в связи со спорами вокруг предполагавшегося строительства храма общества сознания Кришны в Москве вновь стал активно обсуждаться вопрос о равноправии различных религиозных организаций в России. Олег Недумов в статье "Вера в законе. Государство готово наделить традиционные религии особым юридическим статусом", опубликованной 21 апреля в "НГ-Религии", отмечает несколько факторов, свидетельствующих о том, что православные и мусульмане стремятся использовать свой статус "традиционных религий" для влияния на решения светских властей. Так, например, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II "назвал Общество сознания Кришны сектой, "навязчивое миссионерство которой создает серьезную угрозу для межрелигиозного мира"", тем самым "косвенно поддержав" действия православных активистов, занявших достаточно жесткую позицию по отношению к МОСК. В свою очередь, "российские мусульмане намерены в течение ближайших месяцев создать общественно-политическую организацию по защите прав национальных меньшинств, исповедующих ислам. Учредителями организации выступят Институт прав человека, Союз мусульманских журналистов России и Исламский правозащитный центр". Эти факты свидетельствуют о том, что политическая составляющая в действиях российских православных и мусульман остается достаточно высокой.
Олег Недумов также приводит "неожиданное заявление" Президента России Владимира Путина: "Государство должно найти формы поддержки духовных лидеров традиционных конфессий", - сказал Путин, добавив, что имеет в виду, в том числе и решение вопросов, касающихся собственности традиционных религий. Вместе с тем он попросил не забывать, что государство в России отделено от Церкви. Неожиданное заявление президента поставило перед аналитиками немало".
По мнению автора статьи, ситуация вокруг признания той или иной религиозной организации "традиционной" остается достаточно напряженной, поскольку получение такого статуса дает его обладателям возможность "рассчитывать на вполне конкретные материальные льготы и привилегии".

МУФТИЙ ПРЕДЛОЖИЛ НАКАЗЫВАТЬ РОДСТВЕННИКОВ ТЕРРОРИСТОВ.

Заявление Заместителя верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России Мухаммедгали Хузина, предложившего ввести практику наказания родственников террористов, вызвало реакцию в СМИ. Автор одной из публикаций Михаил Поздняев ("Око за око"), опубликованной в "Новых Известиях", 22 апреля, приводит слова "одного из неформальных лидеров политического ислама в нашей стране Гейдара Джемаля": "Подобные заявления вопиющи со всех точек зрения. Даже величайший злодей всех времен и народов Сталин, жестоко каравший "членов семей врагов народа", в конце 30-х годов был вынужден объявить, что сын за отца не отвечает. Он принял это решение под давлением того, что принято сейчас у нас именовать общечеловеческими ценностями. На самом деле эти ценности являются разбавленным производным от монотеистических религий, в число которых входит и ислам. То, что сказал Хузин, соответствует представлениям диких племен, находящихся на стадии первобытного варварства". Столь жесткая реакция вызвана словами заместителя верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман, заявившего в интервью "Интерфаксу": "Если эти нелюди (Террористы - А.З.) ни в грош не ставят жизни других, они должны знать, что изгоями всего общества станут его близкие, единокровные. Ведь порой мы сталкиваемся с тем, что мать, воспитавшая пятерых отморозков, которые в жизни только и делают, что грабят и убивают, являясь матерью-героиней, получает льготы и пособия". Эти слова, по мнению Олега Недумова ("Независимая газета", 22 апреля), "За террористов ответят родители. Исламский духовный лидер призывает наказывать за преступления экстремистов их родственников"), "могут только испортить и без того не безупречный имидж ЦДУМ".

www.religare.ru

23.04.2004

Андрей Зайцев

Док. 616141
Перв. публик.: 23.04.04
Последн. ред.: 10.12.09
Число обращений: 0

  • Аверинцев Сергей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``