В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Сибур`: как стать собственниками без денег Назад
`Сибур`: как стать собственниками без денег
Выкуп менеджерами "Сибура" контрольного пакета акций компании будоражит умы желающих стать собственником просто так. На ровном месте

Схема удивительна. Под покупку организована кипрская фирма Hidron Holdings Ltd. Ее бенефициары - пять менеджеров "Сибура" (Дмитрий Конов, Алексей Филипповский, Владимир Разумов, Михаил Карисалов и Виталий Баранов). Эта структура должна купить 50% + одну акцию "Сибура" за 53,5 млрд рублей. Есть ли у нее на это деньги? Своих, как выясняется, нет. С организацией финансирования менеджерам помогает фирма United Capital Partners (UCP), которая дает собственные и от некоего "консорциума" средства. Всего в этом году Газпромбанку должно быть перечислено 28,5 млрд рублей. Оставшиеся 25 млрд - это "кредиты продавца", по сути, рассрочка, которую дает покупателю сам Газпромбанк. То есть одна структура "Газпрома" финансирует выкуп невнятным кипрским офшором другой структуры "Газпрома" у самой себя. Красиво, ничего не скажешь!

Кто дает деньги UCP? На каких условиях? Почему платят одни люди, а контроль должен перейти к другим? Чем менеджеры будут расплачиваться с теми, кто дает средства? Деньгами, вытащенными из самого "Сибура"? Ответов на эти вопросы нет, но совет директоров Газпромбанка во главе с Алексеем Миллером уже одобрил продажу.

Кто-то по-умному назовет данную сделку MBO (management buy-out), кто-то охарактеризует менее дипломатичным словосочетанием "вывод активов". Член Совета федерации, основатель компании "Нортгаз" Фархад Ахмедов 6 мая на "Эхе Москвы" дал более жесткое определение - "беспредел". Любопытнее всего вот что: какую правовую оценку дает схеме новый президент Дмитрий Медведев, в ведении которого уже восемь лет находится вся газпромовская вертикаль? Не находит ли он сделку странной?

Похожая история в другой окологосударственной организации - Банке Москвы. В декабре 2007 года банк сенсационно сообщил, что его президент Андрей Бородин "получил контроль" (да, именно так, а не "купил") почти над 7% акций банка. Весной пакет удвоился. Стоимость принадлежащих Андрею Бородину акций составляет 22,2 млрд рублей. На какие деньги и на каком основании "получал контроль" менеджер? Об этом Банк Москвы умалчивает, а Андрей Бородин сообщает лишь о планах собрать блокирующий пакет на пару с советником Львом Алалуевым. Мэр Юрий Лужков безмолвствует.

Менеджеры в России часто становились собственниками. Массово это происходило во время приватизации. Именно директора собирали тогда контрольные пакеты акций. Так или иначе, процесс финансировался за счет средств самого предприятия. Тут была и скупка акций у трудового коллектива, и липовые победы в инвестиционных конкурсах, и перевод дочерних структур, на которых "висели" акции, под собственный контроль. Но ведь нам говорили, что времена дикой приватизации давно закончены. Если это не так, то почему бы, к примеру, менеджерам "Газпрома" не выкупить контроль над национальным достоянием? Я могу нарисовать с десяток схем типа "сибуровской".

Олег Анисимов

Материал опубликован 12 мая 2008 года в рубрике "Частная дума" журнала "Финанс."

Док. 616126
Перв. публик.: 12.05.08
Последн. ред.: 10.12.09
Число обращений: 0

  • Филипповский Алексей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``