В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Рубан: `Главное - переломить психологию мелкого лавочника` Назад
Евгений Рубан: `Главное - переломить психологию мелкого лавочника`
Основав первую в Новосибирске компанию по предоставлению услуг мобильной связи - ЗАО "Сотовая компания", ЕВГЕНИЙ РУБАН снимает сливки с только что созданного им же рынка мобильной связи города. При появлении первых признаков завершения эпохи независимых региональных операторов он успевает выгодно продать бизнес компании "ВымпелКом", приглашение в которую получает и сам. Благодаря его новой работе "Сотовая компания" становится координатором проекта по развертыванию сети "БиЛайн GSM" в Сибирском регионе. Недавно он вернулся в Новосибирск, чтобы вновь сделать лидером рынка "Сотовую компанию", которая сегодня начинает коммерческий запуск сети "БиЛайн GSM" в Новосибирске.


"Продавать региональных операторов надо было еще год назад"

- Евгений Александрович, когда вас пригласили на работу в "ВымпелКом", вы согласились не раздумывая?

- Да.

- Не жалко было покидать "Сотовую компанию"?

- С одной стороны, конечно, жалко. Но с другой - нужно было обеспечивать перспективы развития. Не было бы у нас GSM, если бы я не ушел. Я пролоббировал этот проект.

- Опыт работы в "ВымпелКоме" вы считаете для себя полезным?

- Конечно. Понимаете, если бы я там не поработал, вряд ли мы смогли бы реализовать этот проект. Не знаю, как объяснить, но там совершенно другой уровень, совершенно другие проблемы. Сегодня я их понимаю, и это уже хорошо: если понимаешь проблему, ее можно решить.

"ВымпелКом" - это международная компания. Поэтому там действуют все правила игры, которые приняты в западных компаниях. И это надо понять прежде всего. Второе: они работают уже на массовом рынке - это когда у тебя миллион абонентов и совершенно другое качество, другие проблемы, другая работа. Это другой бизнес и другие масштабы. Нам это еще предстоит. Я процитирую Зимина (основатель компании "ВымпелКом". - "КС"). Когда он приглашал меня на работу, то сказал: "Если вы сумеете переломить психологию мелкого лавочника, у вас все получится". До сих пор помню. Это самое главное: когда ты должен мыслить не десятками тысяч долларов, а десятками миллионов. И это действительно проблема.

- Насколько необходимой была покупка "Сотовой компании"? Мог ли "ВымпелКом-Р" развернуть сеть GSM собственными силами?

- Если бы эта сделка не состоялась, так быстро мы бы сеть не построили. Для этого нужна команда грамотных специалистов. Я считаю, здесь был выигрыш и во времени, и в деньгах. Это во-первых. Во-вторых, когда компания покупалась, существовала одна идея проекта, под которую должна была быть куплена не одна "Сотовая компания". Но потом, когда была заключена сделка с "Альфой" (в мае 2001 года холдинг "Альфа Групп" стал акционером компаний "ВымпелКом" и "ВымпелКом-Р". - "КС"), идеология поменялась. Поэтому купили только "Сотовую компанию", хотя по стратегии должны были купить еще несколько.

- Насколько я знаю, общий объем средств, запланированных на региональную экспансию "ВымпелКома" оценивается в сумму порядка $357 млн. Сколько из них пойдет на создание сети GSM в Сибирском регионе в целом и в Новосибирске в частности?

- Сейчас об этом трудно говорить. Эти инвестиции должны быть реализованы в течение трех лет. За прошлый год освоено примерно $100 млн. Думаю, в этом году тоже будет приблизительно такая же сумма, а потом уже остаток. Сколько из них на Сибирь? Сегодня "ВымпелКом" осваивает еще три региона: Южный, Центральный и Поволжье. Инвестиции распределяются между ними примерно в равных долях.

- Какому-либо из этих регионов отдается приоритет?

- Нет. Здесь один критерий - бизнес. Я никого не хочу обидеть, но мы же сейчас не вкладываем серьезные средства в сети в Кызыле и Абакане (хотя связь там тоже будет, но позже), а строим большую сеть в Новосибирске.

- Сейчас на сотовом рынке идет активный процесс поглощения местных операторов крупными российскими холдингами. На ваш взгляд, эпоха независимых региональных операторов уходит в прошлое?

- Она ушла в прошлое года два назад. Это нормальный и объективный процесс, к которому я подхожу трезво. Сколько мы могли привлекать инвестиций в год, будучи самостоятельными и независимыми? От двух до пяти миллионов долларов, максимум десять миллионов. Больше нам никто бы не дал. Так что это был наш примерный потенциал в привлечении западных инвестиций. А сегодня речь идет, допустим, о ста миллионах. Разница есть? На начальном этапе, наверное, такая ситуация была правильной, поскольку, во-первых, этого бизнеса вообще не было. Во-вторых, мы научились работать, научились строить. А дальше все решает объем инвестиций, количество денег, которые можно вложить в проект. Я думаю, через год-два на рынке останутся всего три-четыре игрока. Так что у независимых операторов сейчас есть два варианта: либо ты сливаешься с кем-то и тебя покупают, либо ты разоряешься.

- Местные операторы уже не могут выдержать конкуренции?

- Ни в коем случае.

- Насколько я понимаю, сейчас руководители местных компаний должны ломать голову, как выгоднее продать свой бизнес.

- Они и ломают. Причем через год это будет уже намного дешевле, чем сейчас. А надо было продавать еще год назад.

- Зачем в действительности ведущим сотовым холдингам понадобилось строительство сетей или поглощение компаний в регионах, особенно таких, как Сибирь? Ведь все понимают, что инвестиции в регионы, где абонентов не так уж много, окупятся очень нескоро. Какие цели преследуют "ВымпелКом" и МТС, проводя региональную экспансию?

- Давайте просто ради интереса посчитаем. В Скандинавских странах сотовыми телефонами обеспечено свыше 80% населения. В Москве живут порядка 16 млн человек. Если обеспечение будет, например, 50%, получится 8 млн абонентов. На лицензируемых территориях "ВымпелКома-Р" проживает 85 млн человек. Если с мобильниками там будет хотя бы 20%... Теперь понятно?

- То есть вы работаете на долгосрочную перспективу?

- Конечно. Наш проект, который реализуется сейчас, в частности в Сибирском регионе, не окупится за два-три года. Речь идет о сроке в восемь-десять лет. Так же как в Москве - сегодня сотовый бизнес там не приносит сверхприбыли, которая была, скажем, лет шесть назад.

"В этом году мы займем 40% новосибирского рынка"

- Почему, на ваш взгляд, в Новосибирске и области - не самом богатом сибирском регионе - сотовая связь развивается наиболее быстрыми темпами?

- Думаю, это зависит от культуры региона, культуры города. У нас действительно не самый богатый регион, но потребительский рынок развит гораздо сильнее, чем в других городах. В Кемерове или Красноярске куда больше денег, но даже по чисто внешним впечатлениям от города это не Новосибирск.

- Насколько велики перспективы роста сотового рынка Новосибирска? Вы как-нибудь его оценивали?

- Конечно. По оценкам экспертов, сегодня в Новосибирске может быть порядка 300 тысяч абонентов.

- За счет чего вы собираетесь привлекать будущих клиентов?

- Работа компании сосредоточится на трех направлениях. Первое - высокий уровень обслуживания абонентов, в частности удобство оплаты. В этом плане, я думаю, мы возьмем опыт "Сотовой компании" и попробуем его еще улучшить. Второе - внедрение новых услуг. И третье - как это ни банально, качество связи и величина покрытия сети.

- У вас будут какие-то технологические козыри?

- Будут, но позже: на первом этапе мы просто не успеем. Поначалу у нас будет стандартный набор услуг.

- Какую долю рынка вы рассчитываете занять до конца 2002 года?

- Где-то около 40%.

- Один из менеджеров "Сотовой компании" говорил мне, что за 2002 год в сеть "БиЛайн GSM" можно привлечь до 100 тысяч абонентов. Это на самом деле реальная цифра?

- Думаю, что да. Во всяком случае, мы попробуем.

- Кем вы рассчитываете первое время наполнять сеть: новыми абонентами, абонентами сети N-AMPS (клиентами "Сотовой компании") или абонентами из конкурирующих сетей? Будут ли использоваться какие-либо специальные программы по переманиванию пользователей?

- Так вам все и расскажи, а вы потом напечатаете. (Смеется.) Естественно, я вам не расскажу, что мы думаем по этому поводу и как хотим сделать. Что касается переманивания абонентов, то лично я не приветствую такую политику: она может дать обратный эффект.

- Насколько я знаю, подход к тарифным планам в сети "БиЛайн GSM" будет принципиально новым. Вы не могли бы рассказать подробнее, в чем будет эта новизна?

- Все очень просто: тарифы будут понятны, доступны и справедливы. Да, именно справедливы. В основу местной связи (а она - непосредственно наша услуга) будет заложен принцип посекундной оплаты с первой секунды разговора. То есть, с одной стороны, не будет никакой халявы: получил услугу - плати. С другой - абонент будет платить ровно столько, на сколько наговорил, и ни копейки больше. Да, еще: к халяве не относятся бесплатные звонки внутри нашей сети, так как звонящая сторона за услугу нам заплатит. (Улыбается.)

- У вас нет опасения, что сеть "БиЛайн GSM" в Новосибирске разделит судьбу сети "БиЛайн GSM" в Москве? Я имею в виду то, что "ВымпелКом" вышел на рынок с сетью GSM значительно позже, чем МТС, и постоянно был в роли догоняющего.

- Дело в том, что в Москве "БиЛайн" все время догоняла МТС по величине покрытия, и только в этом году ситуация выровнялась. Кстати, в прессе широко освещался тот факт, что во втором полугодии 2001 года "БиЛайн" в Москве обошел МТС по подключению новых абонентов. Вот вам и иллюстрация причин такой гонки. В Новосибирске мы сразу выходим с достаточно хорошей сетью, и уже в ближайших перспективах - ее серьезное расширение. Люди ждут от нас качественного GSM, и мы постараемся их не разочаровать.

- Повторение столичной ситуации в принципе невозможно?

- Во всяком случае, у нас уже есть опыт. (Смеется.)

- Последний год политика главного конкурента "Сотовой компании" в Новосибирске - "Сибирских Сотовых Систем-900" - вызывала неоднозначные оценки. Не могли бы вы ее прокомментировать?

- С точки зрения текущих интересов компании, наверное, она отчасти правильная. Думаю, что главный плюс налицо: стремительный рост абонентской базы. Причины - политика низкой цены и монополия на услуги в стандарте GSM. Но и минусы, конечно, есть. Наши исследования имиджа операторов сотовой связи Новосибирска это подтверждают.

- Можно ли было "Сибирским сотовым" предвидеть, что из-за быстрого роста абонентской базы у них рано или поздно возникнут серьезные проблемы с сетью?

- Конечно. Все это просчитывается. Они должны были знать это и строить маркетинговую политику таким образом, чтобы потом не делать таких резких скачков.

- Насколько правильным было то, что ваши конкуренты "забили" сеть низкодоходными абонентами?

- Я не вижу в этом абсолютно ничего страшного. У нас тоже будут низкодоходные абоненты. Тут совершенно другая технология, и нет ничего плохого, если человек приносит доход $10 в месяц. Есть другая проблема: как уменьшать издержки компании при тех же $10 дохода, чтобы они составляли, например, $7, а то и $3 - иначе говоря, чтобы была прибыль?

- Но ведь "низкодоходные" создают серьезную загрузку оборудования.

- При нормальной структуре тарифов такие абоненты не должны создавать большую нагрузку. Помните, что я говорил? Бери столько, сколько сможешь оплатить. Это тоже все рассчитывается и прогнозируется. Сегодня даже можно просчитать, сколько у нас будет абонентов низкодоходных, средних и высокодоходных А затем рассчитать нагрузку на сеть: сколько нужно голосовых каналов и так далее. Это нормально. Ведь у "ВымпелКома" в Москве, как вы говорите, "низкодоходных" абонентов намного больше. Это и есть массовый рынок. Здесь должна быть такая технология, чтобы затраты на абонентов, которые приносят $10, не превышали, скажем, $7. А в плане загрузки сети я проблем не вижу.

Между столицей и регионами - два года
- Чем, на ваш взгляд, московский сотовый рынок принципиально отличается от новосибирского? Или их нельзя сравнивать?

- Сравнивать проблемы, которые решает "ВымпелКом" и которые решаем мы, нельзя. Но через пару лет нам придется сталкиваться с теми проблемами, которые их волнуют сегодня. А вопросы, которыми мы занимаемся сегодня, они решали два года назад.

- То есть сибирский сотовый рынок отстает от столичного на два года?

- Не только сибирский, а вообще региональный. "ВымпелКом" работает с массовым рынком - мы на него пока не вышли. Если у нас сегодня на весь город пусть будет 150 тысяч абонентов при населении в 1,6 млн, то у нас не будет и 10% проникновения. Массовый же рынок начинается примерно с 15-20% проникновения.

- В какой мере успех или неуспех сотового холдинга зависит от отношения к нему Министерства связи?

- Я бы не хотел отвечать на этот вопрос.

- Это можно понимать так, что в Минсвязи существует дифференцированный подход к различным компаниям?

- Я не хотел бы вообще комментировать эту проблему. Это тонкий вопрос. Не хотелось бы его обсуждать, в том числе и вам не рекомендую.

- Устраивает ли участников сотового бизнеса действующее законодательство в сфере связи? Если нет, то в чем именно?

- Законодательство, в общем-то, нормальное. Единственная проблема у всех операторов сотовой связи - взаимоотношение с государственными органами. Последние должны быть прозрачными и открытыми для всех. Я имею в виду "Электросвязь". Это государственная компания-монополист. Проблема взаимоотношения с "Электросвязью" есть у всех, и каждый решает ее по-своему. Но это не прозрачно и не открыто. Нет нормативных актов. Вернее, есть, но они не выполняются.

- Вы не исключение?

- Конечно, нет. И мы зависим, и "МТС в Новосибирске", и "Сотел", и "Цифровая сеть" - все. Поэтому я бы пожелал, чтобы эти отношения были открытыми и прозрачными. И лучше, чтобы они были подтверждены законодательством.

- Сотовая связь сейчас является одной из наиболее привлекательной для инвесторов сфер связи...

- Я бы с вами полностью согласился, если бы у нас было нормальное налогообложение. В принципе, телекоммуникации, и не только сотовый бизнес, очень бурно развиваются на Западе. Соответственно, этот стереотип переносится в Россию. Поэтому данный вид бизнеса действительно привлекателен. Кроме того, в отличие от других бизнесов, он прозрачен и открыт, а для иностранцев это самое главное. Если бы, допустим, в производстве консервов была примерно такая же ситуация, думаю, и оно было бы инвестиционно привлекательным.

- Не так давно ежедневная деловая газета "Ведомости" сообщила, что на переговорах с ВТО Россия требует ограничить долю иностранных участников практически на всех телекоммуникационных рынках, включая рынок сотовой связи. Если такое решение будет принято, как оно может отразиться на развитии сотового рынка России?

- Полагаю, это прежде всего отразится на объеме инвестиций в данную отрасль. Если сейчас она инвестиционно привлекательна, то потом станет менее интересна. Поскольку сейчас в России есть ряд телекоммуникационных компаний, в которых иностранные партнеры имеют больше 50%, я не думаю, что это решение будет правильным. Хотя я не политик и не занимаюсь политикой.

ЗАО "Сотовая компания" - старейший оператор сотовой связи Новосибирска (1994). Сейчас абонентская база компании, работающей в аналоговом стандарте AMPS, насчитывает более 30 тысяч пользователей. В 2001 году "СК" стала координатором проекта по созданию сети стандарта GSM-900/1800 в укрупненном Сибирском регионе. Основным акционером "СК" является компания "ВымпелКом-Р".

"ВымпелКом-Р" - дочерняя структура второго по численности абонентов сотового холдинга России - компании "ВымпелКом" (торговая марка "БиЛайн GSM"). На сегодняшний день "ВымпелКом-Р" имеет лицензии на предоставление услуг сотовой связи в стандарте GSM-900/1800 в 50 субъектах федерации с населением порядка 100 млн человек. В создание региональных сетей в течение первых трех лет "ВымпелКом-Р" планирует вложить $357 млн.

28.01.2002
www.cn.ru

Док. 616023
Перв. публик.: 28.01.02
Последн. ред.: 10.12.09
Число обращений: 0

  • Рубан Евгений Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``