В Кремле назвали "естественным" рост числа протестных акций
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Россия и Индия: углубление стратегического партнёрства
Россия и Индия: углубление стратегического партнёрства
Как сообщила пресс-служба Президента России, 7 декабря в Кремле состоялись переговоры Дмитрия Медведева с Премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом, прибывшим в Россию с официальным визитом.

Обсуждались ключевые сферы сотрудничества двух стран: экономика, энергетика, транспорт, металлургия, информационные технологии, фармацевтика, биотехнологии, а также военно-техническое сотрудничество.
Рассматривались актуальные международные проблемы: Москва и Дели выступают за скорейшее принятие международной конвенции по борьбе с терроризмом, создание новой архитектуры финансовой безопасности в мире.

По итогам переговоров принята Совместная декларация об углублении стратегического партнёрства с целью противодействия глобальным вызовам. В документе содержатся оценка значимости российско-индийского стратегического партнёрства, совместное видение процесса формирования полицентричной международной системы в XXI веке.

В присутствии Д.Медведева и М.Сингха подписаны межправительственные соглашения о Программе военно-технического сотрудничества с 2011 по 2020 годы, послепродажном обслуживании поставленных в Индию российских вооружений и военной техники, а также протокол к Межправсоглашению о сотрудничестве в области разработки и производства многоцелевого транспортного самолёта. Парафировано Соглашение между правительствами двух стран о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Принята программа культурных обменов между министерствами культуры двух стран на 2010-2012 годы. Подписано кредитное соглашение между государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и Экспортно-импортным банком Индии.

По окончании переговоров Д.Медведев и М.Сингх сделали заявления для прессы и ответили на вопросы журналистов.

Российско-индийские встречи на высшем уровне проводятся ежегодно. Предыдущий саммит состоялся в декабре 2008 года, когда Д.Медведев совершил официальный визит в Индию. В текущем году это уже третья встреча Д.Медведева и М.Сингха: встречи состоялись в июне в рамках саммитов ШОС и БРИК в Екатеринбурге и в сентябре на саммите "двадцатки" в Питтсбурге.


Наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает необходимым привести для сведения общественности страны с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru прямой текст следующего пакета документов, отражающих все события этого официального визита с нашим кратким комментарием с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru: совместная пресс-конференция Манмохана Сингха и Дмитрия Медведева по итогам российско-индийских межгосударственных переговоров, Совместная декларация между Российской Федерацией и Республикой Индией об углублении стратегического партнерства с целью противодействия глобальным вызовам и документы, подписанные по итогам российско-индийских межгосударственных переговоров.






Пресс-конференция по итогам российско-индийских переговоров:

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые представители средств массовой информации!

Хотел бы прежде всего поприветствовать в Москве наших гостей, наших друзей - господина Премьер-министра доктора Манмохана Сингха и всю индийскую делегацию.

По уже сложившейся доброй традиции такие встречи проходят в атмосфере взаимного доверия, в дружеской атмосфере, а у нас с господином Премьер-министром это уже третья встреча в этом году. И это не просто обмен впечатлениями о том, как обстоят дела, о том, как развивается мировая экономика и международные отношения, - это интенсивный, плотный набор тем, которые мы обсуждаем, и, самое главное, мы двигаемся вперёд. И нынешняя встреча знаменуется именно такими последствиями.

Основные итоги наших переговоров отражены в совместной декларации. Считаем, что эта декларация полностью отражает наши подходы и констатирует одну очень важную тему: мы действительно нацелены на то, чтобы максимальным образом укреплять наше стратегическое партнёрство. Только что были подписаны важные межправительственные и межведомственные документы, которые направлены на расширение нашего взаимодействия.

"Основные итоги наших переговоров отражены в совместной декларации. Считаем, что эта декларация полностью отражает наши подходы и констатирует одну очень важную тему: мы действительно нацелены на то, чтобы максимальным образом укреплять наше стратегическое партнёрство".

Сложившийся уровень доверия, сложившийся уровень партнёрства между нашими странами приносит вполне практические плоды даже в трудный период, в период экономического кризиса. Наш товарооборот растёт, он вырос за девять месяцев текущего года практически на 7,5 процента, уже превысив цифру в пять миллиардов долларов.

Вместе с тем мы едины во мнении, что у наших отношений есть очень большой потенциал: уже в следующем году мы планируем выйти на взаимный товарооборот в 10 миллиардов долларов. На мой взгляд, это тоже совсем не предел с учётом потенциалов наших экономик, с учётом объёмов рынков наших стран. И я считаю, что мы можем активизировать контакты между предпринимательскими кругами, содействовать реализации новых деловых инициатив, новых бизнес-проектов и выйти на существенно более высокие цифры, на цифры, которые, во-первых, отвечают уровню нашего партнёрства и, во-вторых, сопоставимы с объёмом нашего торгового оборота с рядом сопредельных государств, другими странами.

Наше экономическое сотрудничество сейчас охватывает многие стратегические отрасли: это космос, телекоммуникации, машиностроение, оборонная промышленность, финансы, фармацевтика, биотехнологии, энергетика, в том числе атомная. Только что парафирован очень важный документ по нашему атомно-энергетическому сотрудничеству на ближайшие годы. Мы намерены и дальше продвигать взаимодействие в этом очень перспективном направлении.

Мы договорились также о том, что будем уделять внимание повышению эффективности российско-индийской межправкомиссии, для того чтобы она работала в полную силу, недавно проходили консультации в Индии по этому поводу. Мы также интенсифицируем работу комиссии по военно-техническому сотрудничеству.

Сегодня торгово-экономическая проблематика получит своё дальнейшее развитие и в ходе тех встреч, которые запланированы у господина Премьер-министра, и в ходе, на мой взгляд, очень полезной встречи с советом руководителей предприятий, который объединяет российский и индийский крупный бизнес. Я вижу в этом смысл и потому, что в результате такого рода контактов происходит движение по самым перспективным темам.

Вне всякого сомнения, особую роль в наших отношениях, а это отношения близких друзей, партнёров, имеют десятилетние традиции в новейшей истории (и в прежние времена они тоже имели свои особые традиции), я думаю, что эти традиции должны закрепляться не только в области экономики, но и в гуманитарной сфере. Визит господина Премьер-министра подводит итог под насыщенным мероприятием - Годом Индии в Российской Федерации.

Это действительно масштабные мероприятия, которые предоставили уникальные возможности для обмена проектами в области культуры, способствовали контактам в экономической, научно-технической сферах, способствовали углублению связей между молодёжью наших стран, в чём мы видим залог дружбы и взаимопонимания на годы вперёд.

Мы вчера вечером во время нашей первой беседы в Подмосковье достаточно подробно говорили о международных вопросах. Могу сказать, что у нас близкие подходы к наиболее актуальным международным проблемам. Конечно, нас волнуют основные вызовы глобальной безопасности. Одна из этих тем - это терроризм. Наши страны выступают за скорейшее принятие всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом.

Мы с господином Премьер-министром обсуждали ситуацию вокруг Афганистана, последствия выборов, которые там прошли, необходимость укрепления государственности в этой стране, укрепления политических институтов, влияние процессов, которые проходят в Афганистане, на пакистанскую ситуацию, ряд других важных и сложных тем, таких как Иран и некоторые другие.

Мы большое внимание уделили вопросам сотрудничества в рамках уже проверенных форматов, таких как Шанхайская организация сотрудничества, как сотрудничество в формате БРИК и сотрудничество в формате Россия-Индия-Китай. Считаем эти форматы как никогда востребованными в нынешней ситуации, для того чтобы наш мир был просто более сбалансированным, более предсказуемым, и мы могли лучше готовиться к тем трудностям, которые могут возникнуть в будущем. Потому как, несмотря на то что мы активно работаем и, скажем, в формате "двадцатки" предпринимаем максимальные усилия для того, чтобы разрешить текущие экономические проблемы, тем не менее никто не застрахован от проблем в будущем, и от того, насколько тесной будет наша координация по этой теме, зависит и создание новой архитектуры финансовой безопасности в мире.

Хотел бы искренне поблагодарить господина Премьер-министра за открытые, содержательные, дружеские переговоры. Уверен, что они будут способствовать дальнейшему укреплению взаимовыгодного сотрудничества. Наше стратегическое партнёрство будет продвигаться вперёд, и мы увидим его новые плоды и в конце этого года, и в следующем году, поэтому мы всегда рады такого рода контактам. Ещё раз приветствую господина Премьер-министра и индийскую делегацию в нашей стране.

"Сложившийся уровень доверия, сложившийся уровень партнёрства между нашими странами приносит вполне практические плоды даже в трудный период, в период экономического кризиса. Наш товарооборот растёт, он вырос за девять месяцев текущего года практически на 7,5 процента, уже превысив цифру в пять миллиардов долларов".

Благодарю за внимание.

М.СИНГХ (как переведено): Ваше Превосходительство Президент Медведев! Уважаемые министры Российской Федерации, члены российской делегации, дамы и господа, представители прессы!

Хотел бы начать с того, чтобы передать Правительству и народу России глубокие соболезнования от имени правительства и народа Индии в связи с трагическими событиями, которые произошли в Перми несколько дней тому назад. Наши сердца сейчас с друзьями и семьями погибших.

Благодарю Его Превосходительство Президента Медведева и народ России за тёплое гостеприимство, которое оказано мне и членам моей делегации. Это мой второй визит в Россию за короткий период - шесть месяцев. И я особенно рад, что вернулся в дружественную нам страну Россию.

Дамы и господа! Отношения между Россией и Индией характеризуются глубоким взаимным доверием, основаны на общих интересах и общем восприятии глобальных проблем. Россия - это крупная, глобальная держава, фактор мира и стабильности в международной системе отношений. И Индия придаёт самый высокий приоритет своим отношениям с Россией. Это связи, которые стоят на своей собственной основе и не зависят от наших отношений с другими странами.

Я чрезвычайно удовлетворён нашими многосторонними и многогранными переговорами, которые прошли сегодня. Моё общение с Президентом вчера на ужине было также очень удовлетворительным.

Я сказал Президенту Медведеву о том особом значении, которое мы придаём экономическим аспектам наших взаимоотношений. Мы надеемся, что Совет деловых кругов России и Индии сыграет важную роль в достижении этих целей.

Сегодня у меня ещё будет встреча с премьером Путиным. Мы решили поставить задачу достижения товарооборота в 20 миллиардов долларов к 2015 году. Мы определили области энергетики, техники, связи, фармацевтической промышленности как новые области нашего сотрудничества. Мы приветствуем большее участие России в расширении нашей программы ядерной энергетики.

Успешное завершение переговоров по Межправительственному соглашению о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии - это крупный шаг вперёд в укреплении нашего сотрудничества в этой области. Я также заявил Президенту Медведеву о нашей глубокой заинтересованности в аналогичном расширении нашего сотрудничества в области углеводородного сырья. Учитывая энергетические потребности Индии, это область, в которой ещё много невостребованных потенциалов. Меня очень ободрили позитивные отклики Президента, чтобы принять дальнейшие конкретные шаги в этом направлении.

Соглашения, которые мы подписали, о сотрудничестве в области обороны, в частности, и особенно по программе военно-технического сотрудничества в период с 2011 по 2020 годы, создадут основу для более интенсивного сотрудничества в этой обширной области.

Мы признательны за поддержку, которую оказало Правительство России проведению Года Индии в Российской Федерации. Хотели бы расширить это сотрудничество, сделав упор на больший обмен между нашей молодёжью, высшими учебными заведениями, деловыми кругами, журналистами, учёными и связанные с этим контакты между людьми.

Мы также обсудили региональные вопросы, включая положение в Афганистане. И Россия, и Индия заинтересованы в том, чтобы Афганистан был стабильной, процветающей страной, и мы договорились регулярно консультироваться по этому важному вопросу. Мы также договорились о расширении нашего сотрудничества для того, чтобы откликаться на серьёзные вызовы терроризма и религиозного экстремизма, которые вытекают из нашего региона и угрожают нашим двум странам.

Мы рассмотрели сотрудничество в ООН и многосторонних организациях и форумах, таких как "двадцатка". Россия и Индия могут сыграть важную роль в обеспечении того, чтобы процесс глобального экономического оздоровления был устойчивым, сбалансированным и более всеобъемлющим.

"Наше экономическое сотрудничество сейчас охватывает многие стратегические отрасли: это космос, телекоммуникации, машиностроение, оборонная промышленность, финансы, фармацевтика, биотехнологии, энергетика, в том числе атомная".

Мы договорились стремиться к успешному и всеобъемлющему результату Конференции по проблеме изменения климата в Копенгагене. Я пригласил Его Превосходительство Президента Медведева на следующий саммит в Нью-Дели в 2010 году, мы также с нетерпением ждём визита премьер-министра Путина в будущем году. Эти обмены на высоком уровне являются определяющей характеристикой отношений между нашими двумя странами. Они отражают прочную политическую приверженность с обеих сторон продолжению укрепления нашего стратегического партнёрства.

Благодарю вас.

ВОПРОС: Уважаемые Президент Российской Федерации и Премьер-министр Индии! Если посмотреть на сегодняшнее соглашение, например, о военно-техническом сотрудничестве, то становится понятно, насколько всё хорошо у наших стран в этой сфере. Соглашения, подписанные сегодня, очень конкретны и объясняют многое.

Если говорить о сотрудничестве в атомной сфере, не могли бы вы прояснить, стоит ли нам ожидать какие-то конкретные проекты в ближайшее время на этом направлении? И, например, есть ли шанс у такого направления сотрудничества, как фармакология, хотя бы приблизиться к тем объёмам, которые существуют в сфере военно-технического сотрудничества? И что для этого нужно сделать?

Д.МЕДВЕДЕВ: Давайте я начну, потом, если господин Премьер-министр захочет, он продолжит.

У нас действительно много сфер для кооперации. Помимо военно-технической сферы, на которую Вы обратили внимание, у нас много проектов в энергетической сфере. Часть из них, и значительная часть, связана с атомной энергетикой. Только что парафирован соответствующий документ, который открывает возможности для сотрудничества в будущем. У нас хороший опыт работы на одной из площадок - в Куданкуламе. Сейчас мы думаем о том, как работать на другой площадке.

Считаю, что подобного рода документ, который только что парафирован руководителями соответствующих атомных ведомств, создаёт возможность для того, чтобы развивать это сотрудничество на годы вперёд с учётом размеров индийского рынка, наших возможностей в области атомной энергетики, с учётом наших обеспокоенностей климатическими проблемами и необходимости развивать альтернативную энергетику, заниматься энергоэффективностью. У атомного сотрудничества между Российской Федерацией и Индией, на мой взгляд, очень большое, очень хорошее будущее. Мы об этом говорили с господином Премьер-министром и вчера, и сегодня. Так что мы этим сотрудничеством довольны. Уверен, что впереди ещё много-много интересного.

Что же касается фармакологии, то мы только что, буквально за десять минут до подписания документов и пресс-конференции, когда ожидали, пока делегации рассядутся в этом зале, на эту тему говорили с господином Премьер-министром - и говорили в том ключе, что, во-первых, фармакологический рынок развивается: в России это растущий рынок, индийские производители здесь неплохо представлены и имеют зарекомендовавшие себя бренды. Я сказал господину Премьер-министру, что развитие фармакологической промышленности выведено в нашей стране в разряд государственного приоритета, который координирует лично Президент России, и в этом смысле совместный бизнес в этой сфере мне представляется весьма и весьма интересным. Поэтому мы готовы к тому, чтобы обсуждать эти проекты и создавать новые предприятия по созданию лекарственных препаратов.

М.СИНГХ (как переведено): Дамы и господа! Я полностью поддерживаю то, что сказал Президент Медведев. Мы очень удовлетворены развитием сотрудничества в области ядерной энергии.

Куданкулам уже является символом развития нашего сотрудничества в гражданской ядерной энергетике. Ещё четыре реактора будут построены; кроме того, мы определили ещё одну площадку в Западной Бенгалии. Сегодня мы подписали соглашение, которое расширяет рамки нашего сотрудничества: о поставке ядерных реакторов, в области исследований, развития, разработок и других областях ядерной энергетики.

"Визит господина Премьер-министра подводит итог под насыщенным мероприятием - Годом Индии в Российской Федерации".

За несколько минут до того, как мы сюда пришли, мы обсудили с Президентом России вопросы огромного потенциала, который существует в развитии фармацевтической промышленности между нашими двумя странами: России, как огромного рынка, и Индии, которая имеет хорошо известные возможности в поставках дженериков, поэтому я думаю, что у нас очень хорошее будущее как в области ядерного сотрудничества, так и в фармацевтике в ближайшие годы.

ВОПРОС (как переведено): Господин Президент, после резолюции, которая была принята "восьмёркой", если эта резолюция будет осуществлена, будет ли Россия по-прежнему заинтересована в поставке ядерных технологий в Индию? И каково обсуждение вопроса для того, чтобы создать отрицательные стимулы для распространения терроризма из Пакистана?

Д.МЕДВЕДЕВ: Российская Федерация готова к тому, чтобы в самом дружеском ключе обсуждать с нашими индийскими партнёрами все вопросы сотрудничества, в том числе и сотрудничества в области ядерной кооперации. Здесь у нас ничего не меняется.

Что же касается вопросов терроризма и контроля над ядерными технологиями в мире, в том числе и над тем, как обстоят дела у наших соседей, то это действительно очень чувствительная сфера. Мы вчера на эту тему с господином Премьер-министром говорили. Мы заинтересованы в том, чтобы ядерные технологии в мире находились под самым внимательным контролем со стороны МАГАТЭ, если речь идёт об использовании мирного атома.

Что же касается военных ядерных технологий, то это вообще отдельная вещь, которая регулируется специальными международными конвенциями. Скажу откровенно: Российская Федерация, конечно, не заинтересована в расширении "ядерного клуба" и заинтересована в том, чтобы все исследования в этой сфере носили сугубо мирный характер, поэтому мы внимательно относимся и к тому, что происходит вокруг нас, у наших соседей. В этом смысле ситуация, которая складывается у наших ближайших соседей, также находится в зоне нашего повышенного интереса.

Мы заинтересованы в том, чтобы те оборонные возможности, которые есть у ряда государств, в том числе и ядерные, находились под контролем, чтобы они не стали заложниками всякого рода радикалов, чтобы они не могли быть применены для того, чтобы начать какой-либо широкомасштабный конфликт или даже угрожать своим соседям. В этом плане мы заинтересованы в контактах со всеми, кто исходит из необходимости контроля за такого рода чувствительными сферами.

Это касается всех стран, это касается, безусловно, и иранской ядерной программы, это касается и возможности использования ядерного оружия другими государствами. Поэтому мы предельно внимательно относимся к этой теме, обмениваемся по ней информацией, и вчера мы обсуждали этот вопрос с господином Премьер-министром.

ВОПРОС: Вы уже упомянули тему борьбы с терроризмом - если можно, чуть-чуть более подробно, поскольку, учитывая, что и Россия, и Индия становились жертвами терактов, к сожалению, достаточно вспомнить теракт в Мумбае в прошлом году и недавний теракт, подрыв "Невского экспресса", - если можно, чуть более подробно расскажите, в чём заключается сотрудничество обеих стран в сфере борьбы с терроризмом. Может быть, уже есть какие-то результаты этого сотрудничества, если об этом можно говорить?

И второй вопрос. Обе страны очень активно участвуют в международных организациях, в частности в БРИК. И в этой связи какое значение и Россия, и Индия придают участию именно в этом формате? Вопрос Президенту Российской Федерации и Премьер-министру Индии.

Д.МЕДВЕДЕВ: Антитеррористическая проблематика, безусловно, является для наших стран очень и очень важной. Наши страны страдают от террористических вылазок. И так получилось, что, к сожалению, когда я был в прошлом году с визитом в Индии, только что произошёл теракт в Мумбае, и мы обсуждали, что произошло, обсуждали, какие действия должны предпринять другие страны, как на это должно реагировать международное сообщество.

Я, естественно, выражал свои соболезнования нашим индийским друзьям в связи с тем, что случилось. Но, к сожалению, жизнь так устроена, что и этот год не обошёлся без такого рода проявлений. Недавно произошёл террористический акт в России, уже на нашей территории: произошёл подрыв поезда, который следовал из Москвы в Санкт-Петербург. Это означает, что кооперация в этой сфере для нас остаётся весьма и весьма значимой.

"У нас близкие подходы к наиболее актуальным международным проблемам. Конечно, нас волнуют основные вызовы глобальной безопасности. Одна из этих тем - это терроризм".

Что необходимо делать? Во-первых, мы должны всячески укреплять международную базу антитеррористического сотрудничества. И работа над всеобъемлющей антитеррористической конвенцией является одним из важнейших приоритетов нашей кооперации с Индией.

Во-вторых, мы должны оказывать друг другу и вполне конкретную помощь, имею в виду в данном случае использование различных антитеррористических технологий, помощь по линии разведывательного сообщества. Мы должны просто самым внимательным образом отслеживать, что происходит на наших границах, а на них неспокойно. И события, которые происходят, скажем, в Афганистане и Пакистане, показывают, насколько важна консолидированная позиция различных стран для того, чтобы противодействовать этой угрозе.

Такого рода кооперация, такого рода сотрудничество между нашими странами обязательно будет продолжено. В этом смысле мы придерживаемся одинаковых позиций: терроризм является безусловным и очень страшным злом нынешнего века, как и прошлого века, и с ним нужно бороться всеми возможными способами: начиная от международных конвенций и заканчивая точечными действиями со стороны государств, страдающих от терроризма.

А в том, что касается нашей новой площадки, БРИК, считаю, что это очень перспективный форум, это очень перспективный саммит, на базе которого можно выстраивать отношения быстроразвивающихся экономик, к числу которых относятся и индийская, и российская экономики.

Вчера, когда мы обменивались на эту тему с господином Премьер-министром, мы пришли к общему мнению, что необходимо укреплять форматы взаимодействия в рамках БРИК, выходить на определённые осязаемые результаты, с тем чтобы наши встречи были не просто обсуждением текущей мировой повестки дня или обсуждением последствий мирового кризиса, но и создавали бы определённые возможности для того, чтобы помогать нашим странам, чтобы в рамках экспертных консультаций выходить на координацию нашей экономической политики. От наших стран, от наших экономик кое-что зависит в мире, поэтому считаю, что это было бы очень и очень неплохо. В целом мы оцениваем такого рода контакты как весьма и весьма полезные.

М.СИНГХ (как переведено): Дамы и господа! Я опять с удовольствием говорю, что полностью поддерживаю то, что сказал Президент Медведев. Это говорит о том, как схожи наши мнения, когда речь заходит о глобальных проблемах и связанных с ними региональных.

По борьбе с терроризмом наше сотрудничество может охватить сотрудничество на международном уровне. Президент Медведев упомянул всеобъемлющую конвенцию по борьбе с терроризмом, которая одна представляет такую область. Мы можем также обменяться разведданными и использовать наши возможности для оказания давления на страны, которые дают приют или оказывают помощь террористам и террористической деятельности.

Точно так же в том, что касается БРИК: это новая группа, которая имеет огромный потенциал содействия по взаимовыгодному сотрудничеству между новыми экономиками мира. Поэтому по мере того, как мир становится всё более и более многополярным, важность групп, таких как БРИК, может только увеличиваться.

Это форум, который даёт важные возможности для нас: для обмена мнениями по экономической политике, как можно воспользоваться опытом друг друга, как лучше координировать нашу экономическую политику, - и тогда в процессе разработать стратегию, которая может оказать влияние на экономическую и другую политику в более широких формах, таких как "двадцатка".

"Мы большое внимание уделили вопросам сотрудничества в рамках уже проверенных форматов, таких как Шанхайская организация сотрудничества, как сотрудничество в формате БРИК и сотрудничество в формате Россия-Индия-Китай. Считаем эти форматы как никогда востребованными в нынешней ситуации".

ВОПРОС (как переведено): Мой вопрос адресован и Премьер-министру, и Президенту. Хотел спросить: и Индия, и Россия хотят активизировать экономические связи; есть ли конкретные области, где Индия высказала приоритет в отношении участия другой страны в экономике своей страны или наоборот?

М.СИНГХ (как переведено): Фармацевтическая промышленность - это та область, которая была упомянута Президентом Медведевым, я тоже говорил об этой отрасли, необработанные алмазы - это тоже такая область, и такие товары, как чай и другие сырьевые товары, которые являются традиционной корзиной товаров и услуг. Но есть новые возможности, как, например, информационно-коммуникационные технологии. В области телекоммуникаций Россия выходит на первый план как инвестор в Индии.

Д.МЕДВЕДЕВ: В этой ситуации мне как раз ничего не остаётся, как тоже в свою очередь согласиться с тем, что сказал господин Премьер-министр. Что касается наших приоритетов, то всё, что здесь было на столе, как принято говорить, это и есть наши приоритеты.

Все вопросы, по которым только что были подписаны документы, будь то военно-техническое сотрудничество, энергетика, в том числе атомная энергетика, сотрудничество в области финансовых операций, в банковской сфере, что, на мой взгляд, тоже является очень и очень актуальным, у нас большой задел по проектам. Нам нужно создавать совместные финансовые инструменты, которые будут помогать решать эти вопросы, с использованием самых разных схем. Это, кстати сказать, полезно для того, чтобы нам отвечать и на текущие проблемы мировой финансовой системы.

Конечно, мы должны смотреть и на то, что было сделано раньше, и мы должны смотреть в будущее. На мой взгляд, помимо собственно энергетических вопросов и сотрудничества в сфере обработки и добычи алмазов, о чём сказал господин Премьер-министр, есть такая сфера, которая, на мой взгляд, очень неплохо развивается в Индии, к которой мы имеем, скажем так, большой интерес и определённые возможности. Имею в виду ИТ-технологии. И если говорить об этой сфере, то мне представляется, что здесь ещё очень многое можно сделать: начиная от высоких технологий в сфере связи, в сфере информационных коммуникаций и заканчивая применением современных технологий в различных традиционных сферах, включая, кстати сказать, даже и энергетику, которая также должна меняться. Мы должны создавать образ энергетики ХХI века, а без современных технологий это сделать невозможно. Поэтому приоритеты - всё, чем мы занимаемся, но будем добавлять новые.




Совместная декларация между Российской Федерацией и Республикой Индией об углублении стратегического партнерства с целью противодействия глобальным вызовам
7 декабря 2009 года

По итогам официального визита в Российскую Федерацию Премьер-министра Республики Индии Манмохана Сингха по приглашению Президента Российской Федерации Д.А.Медведева для проведения ежегодного саммита 6-8 декабря 2009 года

Российская Федерация и Республика Индия, далее именуемые - "Стороны",

ПОДТВЕРЖДАЯ свое намерение всемерно углублять и укреплять тесные, традиционно дружественные двусторонние российско-индийские отношения;

ССЫЛАЯСЬ на Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 28 января 1993 года и Декларацию о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 3 октября 2000 года;

ВНОВЬ ПОДТВЕРЖДАЯ свое намерение укреплять международный мир, безопасность и стабильность, а также расширять взаимовыгодное сотрудничество между государствами в целях построения справедливого и демократического миропорядка;

ПОДЧЕРКИВАЯ важность обеспечения устойчивого развития, роста и модернизации своих экономик и повышения благосостояния своих граждан;

заявляют о следующем:

1. Прочные многогранные двусторонние отношения, плодотворно развивающиеся между Россией и Индией с момента установления дипломатических отношений в апреле 1947 года, достигли высшего уровня - стратегического партнерства и остаются в числе главных внешнеполитических приоритетов двух стран. Углубление этого партнерства является самодостаточным вне зависимости от отношений с третьими странами. Эта надежная, проверенная временем дружба отвечает интересам обеих стран и стала фактором мира и стабильности в регионе и мире.

Стороны полагают необходимым активизировать российско-индийское стратегическое партнерство в интересах эффективного противодействия региональным и глобальным вызовам в дальнейшем. Россию и Индию, как две крупные плюралистические демократии, проходящие этап ускоренных экономических преобразований, объединяют общие интересы и подходы к глобальным проблемам. Они намерены предпринимать шаги с целью углубления двустороннего сотрудничества и продвижения своего стратегического партнерства на новые рубежи.

Россия и Индия считают, что двусторонние ежегодные саммиты играют ключевую роль в развитии их стратегического партнерства.

2. Россия и Индия едины в своей оценке происходящих в мире радикальных изменений, которые сопряжены не только с новыми вызовами и угрозами, но также предоставляют возможности для построения нового, демократического и справедливого многополярного миропорядка, основанного на коллективных началах, верховенстве международного права в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

3. Россию и Индию объединяет стремление к реформированию системы глобального экономического управления на основе принципов равенства и справедливости с учетом необходимости обеспечения полноценного участия как ведущих экономик, так и развивающихся стран в реформировании мировой финансово-экономической системы в соответствии с новыми экономическими реалиями.

Россия и Индия отмечают, что при всем многообразии участников международного общения и умножении глобализационных связей, современное государство по-прежнему является главным инструментом гармонизации интересов в обществе, гарантом обеспечения прав, свобод и интересов всех граждан и остается основным звеном международных отношений.

4. Стороны подчеркивают, что формирующаяся система международных отношений должна основываться на принципе неделимости безопасности, иметь универсальный характер и охватывать все государства и все основные сферы международных отношений. Стороны отмечают, что поддержание международного мира подразумевает равную безопасность для всех без исключения государств. Безопасность одних государств не должна обеспечиваться в ущерб безопасности других.

5. Стороны убеждены, что только коллективными усилиями всего международного сообщества можно успешно отвечать на такие вызовы, как преодоление глобального финансового кризиса, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности и решение насущной глобальной проблемы изменения климата.

6. Россия и Индия заявляют о своей поддержке международных усилий, направленных на полную ликвидацию ядерного оружия в глобальном масштабе при обеспечении мер контроля. В этой связи Индия приветствует намерения России и США заключить новый Договор по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.

Россия и Индия подчеркивают, что распространение ядерного оружия, в том числе в плоскости возможной связи с терроризмом, представляет угрозу международному миру и безопасности, подрывает безопасность государств, препятствует продвижению по пути ядерного разоружения, а также может негативно влиять на перспективы расширения международного сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии. Стороны выражают стремление совместными усилиями способствовать глобальному нераспространению.

Стороны подтверждают свою приверженность усилиям по предотвращению размещения оружия в космическом пространстве, а также по сохранению космоса открытым исключительно для мирной деятельности и сотрудничества в интересах всего человечества.

7. Стороны убеждены, что международное сообщество должно наращивать усилия в борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях. Неукоснительному исполнению подлежат Глобальная контртеррористическая стратегия ООН и соответствующие резолюции ГА ООН и СБ ООН, в частности, Резолюции 1267, 1373 и 1540 СБ ООН. Стороны призывают международное сообщество в отношении лиц, виновных в совершении террористических актов, следовать положениям международных контртеррористических конвенций и протоколов, включая принцип "либо суди сам, либо выдай". Стороны настоятельно призывают к скорейшему принятию Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом. Стороны намерены наращивать двустороннее российско-индийское сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами, в том числе используя формат российско-индийской Совместной рабочей группы по противодействию международному терроризму.

Россия выразила солидарность и поддержку Правительству и народу Индии в связи с террористическими атаками на Мумбаи в 26-29 ноября 2008 года, и обе Стороны заявляют о необходимости привлечь к судебной ответственности виновных в их совершении.

Индия поддерживает усилия России по сохранению мира и стабильности на Кавказе.

Индия выразила сочувствие семьям погибших и пострадавшим в результате террористического акта в отношении поезда "Невский экспресс" 27 ноября 2009 года в России и солидарна с Правительством Российской Федерации в его стремлении искоренить терроризм на российской земле.

8. Стороны приветствуют результаты президентских выборов в Афганистане и считают, что народ Афганистана и международное сообщество в настоящее время сталкиваются с реальной угрозой со стороны террористических и экстремистских элементов, с которыми необходимо решительно бороться для восстановления мира и стабильности в регионе.

Стороны подчеркивают, что возрождение Аль-Каиды и движения Талибан в Афганистане угрожает прогрессу, достигнутому за последние несколько лет. В этой связи они осуждают террористический акт против Посольства Индии в Кабуле 8 октября 2009 года. Они согласны, что борьба с терроризмом не должна быть избирательной, и было бы контрпродуктивно и ошибочно делить талибов на "хороших" и "плохих". Стороны подчеркивают необходимость неукоснительного соблюдения режима санкций против отдельных лиц и организаций, указанных в Сводном перечне Комитета, учрежденного Резолюцией 1267 СБ ООН. Стороны выступают за становление Афганистана в качестве демократического, плюралистического и стабильного государства. Они высказываются за усиление роли Международных сил содействия безопасности в борьбе с незаконной наркоиндустрией в Афганистане.

В этом контексте Индия высоко оценивает проведение Российской Федерацией международной конференции по Афганистану под эгидой ШОС в Москве 27 марта 2009 года.

9. Стороны разделяют озабоченность международного сообщества в связи с продолжающимися актами пиратства и вооруженного разбоя у побережья Сомали. Стороны исходят из того, что меры по борьбе с пиратством должны осуществляться в соответствии с международным правом и что лица, виновные в совершении актов пиратства, должны быть привлечены к ответственности.

10. Россия и Индия подчеркивают необходимость незамедлительных международных усилий по противодействию изменению климата и в связи с этим выражают готовность продолжить конструктивную работу с целью успешного проведения Климатической конференции ООН в Копенгагене в соответствии с принципами и положениями Рамочной конвенции ООН об изменении климата и "Балийским планом действий", а также с учетом принципа общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей государств.

11. Россия и Индия намерены активизировать двустороннее сотрудничество в энергетическом секторе, включая совместные проекты российских и индийских нефтегазовых компаний. Содействуя усилиям по наращиванию двустороннего сотрудничества в энергетической сфере, Стороны также выступают за обновление архитектуры глобального энергетического рынка и согласны обсуждать и совершенствовать соответствующую международно-правовую систему, способствующую универсальному, равноправному и недискриминационному взаимодействию в энергетическом секторе, которая отражала бы интересы производителей, транзитеров и потребителей энергетических материалов.

12. Россия и Индия приветствуют завершение работы над Соглашением о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях и рассчитывают на развитие и интенсификацию широкомасштабного сотрудничества между двумя странами в сфере ядерной энергетики по таким направлениям, как совместные научные исследования, реализация проектов в ядерной энергетике и налаживание поставок топлива.

Стороны подпишут отдельные документы по этим вопросам, а также по развитию и интенсификации широкомасштабного сотрудничества, как это указано в рамочном Соглашении.

13. Стороны рассматривают в качестве важного направления международного сотрудничества эффективное взаимодействие по своевременному реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и снижению их социальных и экономических последствий.

14. Россия и Индия призывают к укреплению двустороннего и международного сотрудничества в сфере противодействия угрозе особо опасных инфекций и других инфекционных заболеваний.

15. Стороны отмечают актуальность обеспечения международной информационной безопасности как одного из ключевых элементов общей системы международной безопасности.

16. Стороны намерены и далее укреплять сотрудничество по вопросам, связанным с реформой ООН и СБ ООН. Реформа Совета Безопасности ООН должна осуществляться таким образом, чтобы она отражала современные реалии и сделала эту организацию более представительной и эффективной для решения существующих и возникающих задач. Россия рассматривает Индию в качестве одного из достойных и сильных кандидатов на место постоянного члена расширенного Совета Безопасности ООН.

17. Стороны приветствуют поворотное решение саммита в Питтсбурге об институционализации "Группы двадцати" в качестве основного форума по международному экономическому сотрудничеству и убеждены, что этот процесс должен осуществляться на основе принципов равенства всех участников, транспарентности и взаимного учета интересов. В контексте глобального финансово-экономического кризиса Стороны выступают за реализацию своевременной и решительной стратегии роста, пока не будет достигнуто стабильное восстановление. Стороны подтверждают важность разработки комплексного пакета регулирующих мер для недопущения повторения кризиса. Стороны приветствуют решение саммита в Питтсбурге сосредоточиться на реформе международных финансовых институтов с целью укрепления их надежности, усовершенствования системы управления и повышения эффективности и ожидают, что решения "Группы двадцати" будут реализованы в установленные сроки. Стороны твердо намерены воздерживаться от протекционизма во всех его проявлениях. Стороны одобряют усовершенствование процесса в рамках "Группы двадцати", включая определение процедурных правил, обеспечение прозрачности методов работы и проведения саммитов "Группы двадцати" на объективной ротационной основе. Стороны надеются на тесное взаимодействие в духе дружбы и сотрудничества как в двустороннем формате, так и с другими членами в рамках "Группы двадцати".

Россия и Индия выступают за более тесное сотрудничество и равноправное взаимодействие развитых стран и основных развивающихся стран и в других международных форматах, включая Хайлигендаммско-Аквильский процесс.

18. Стороны отмечают возрастание значимости тесного многостороннего взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе как одного из направлений развития экономического сотрудничества в регионе и поддержания регионального мира и стабильности в целях противодействия глобальным вызовам в сфере безопасности и развития в ХXI веке. В этом контексте Стороны высказались за укрепление двустороннего и многостороннего взаимодействия в различных связанных с этим областях.

19. Стороны считают взаимодействие в форматах БРИК и РИК эффективным инструментом содействия укреплению более сбалансированной и предсказуемой международной системы в качестве одного из ключевых факторов построения многополярного миропорядка и обеспечения устойчивого развития мирового сообщества в посткризисный период.

20. Стороны приветствуют прогресс, достигнутый в формате БРИК. Они отмечают, что первый отдельный саммит БРИК в Екатеринбурге в июне с.г. определил направление дальнейшего развития и открыл новые перспективы сотрудничества на ближайшие годы. Стороны ожидают проведения в скором времени встреч министров энергетики и сельского хозяйства стран БРИК и претворения в жизнь остальных инициатив, выдвинутых главами государств-членов на первом саммите БРИК. Стороны подчеркнули значение встреч министров финансов БРИК в контексте встреч "Группы двадцати". Отмечая мероприятия "второго трека", организованные по академической линии, они выражают удовлетворение развитием диалога "второго трека" в рамках БРИК.

21. Стороны приветствуют укрепление взаимодействия в трехстороннем формате и выражают удовлетворение успешным проведением IX трехсторонней встречи министров иностранных дел России, Индии и Китая в Бангалоре в октябре 2009 года. Стороны высоко оценивают обмен мнениями по региональным и глобальным вопросам в рамках встречи и призывают активизировать обмен информацией и идеями относительно актуальных вопросов современности на благо народов трех стран и в интересах мира и стабильности в регионе в целом.

22. Российская сторона высоко оценивает тот факт, что на саммите Шанхайской Организации Сотрудничества в Екатеринбурге 16 июня с.г. Индия была представлена Премьер-министром, что свидетельствует о важности, которую Нью-Дели придает ШОС. Индийская сторона приветствует возросшую вовлеченность стран-наблюдателей в деятельность и встречи ШОС и надеется на более конструктивное участие в работе Организации на экономическом, контртеррористическом и культурном направлениях. Российская сторона выступает за полноправное членство Индии в ШОС. Стороны отмечают, что ШОС представляет интересы обширной территории, богатой культурным разнообразием, творческим потенциалом и ресурсами, и стала авторитетной региональной организацией, обеспечивающей мир и стабильность и способствующей экономическому развитию региона.

23. Россия уверена, что присоединение Индии к форуму "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) способствовало бы повышению потенциала и эффективности АТЭС и расширению торгово-инвестиционного взаимодействия в регионе. Россия поддерживает заявку Индии на членство в АТЭС и намерена работать над снятием моратория на расширение этого форума.

24. Индия считает, что участие России в диалоге "Азия-Европа" (АСЕМ) внесет значительный вклад в укрепление межрегионального сотрудничества, взаимопонимания и взаимного доверия в Евразии, и в связи с этим поддерживает присоединение России к этому диалоговому форуму на VIII саммите АСЕМ в 2010 году в Брюсселе.

25. Стороны выражают удовлетворение интенсивностью двустороннего взаимодействия со времени предыдущего саммита, в том числе итогами государственного визита в Российскую Федерацию Президента Индии в сентябре 2009 года. Премьер-министр Индии приглашает Президента Российской Федерации посетить Индию в 2010 году для проведения очередного саммита. Президент Российской Федерации с признательностью принимает приглашение. Лидеры двух стран надеются на дальнейшее углубление партнерства, охватывающего как стратегически важные, так и другие сферы сотрудничества, что будет способствовать открытию новой главы неизменно прочных отношений дружбы и взаимного доверия между Россией и Индией.



Документы, принятые по итогам российско-индийских переговоров:

Совместная декларация об углублении стратегического партнёрства с целью противодействия глобальным вызовам

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о Программе военно-технического сотрудничества с 2011 по 2020 год

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о послепродажном обслуживании поставленных в Республику Индию российских вооружения и военной техники

Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области разработки и производства многоцелевого транспортного самолёта от 12 ноября 2007г.

Программа культурных обменов между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры и туризма Республики Индии на 2010-2012 гг.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях

Кредитное соглашение между государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и Экспортно-импортным банком Индии".

Если вы познакомились с представленным выше пакетом документов, то вы согласитесь с нашим тезисом о том, что стратегическое партнёрство между Россией и Индией с каждым годом всё более усиливается во всех сферах.

Об этом говорит и Совместная декларация об углублении стратегического партнёрства с целью противодействия глобальным вызовам, состоящая из 25 пунктов и пакет подписанных документов.

Такое развитие наших отношений можно и нужно приветствовать.

Олег Родионов.

09 декабря 2009 года.
www.viperson.ru

Док. 615950
Перв. публик.: 09.12.09
Последн. ред.: 11.12.09
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Родионов Олег Евгеньевич

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``