В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В спор акционеров решило вмешаться государство Назад
В спор акционеров решило вмешаться государство
Ситуация вокруг БМП

Ъ уже рассказывал о борьбе за контроль над АО "Балтийское морское пароходство" (БМП) между различными группами его акционеров. Ожидалось, что собрание акционеров, назначенное на 25 апреля, наконец-то внесет ясность в вопрос о будущем одной из крупнейших российских судоходных компаний. Но дело ограничилось лишь перевыборами совета директоров, отставкой президента БМП, который, впрочем, заявил о намерении вновь баллотироваться на этот пост, и решением провести внеочередное собрание в середине мая. Пока же пароходство терпит убытки и распродает свой флот, что вызывает негодование его крупнейших акционеров.

Президент уходит вслед за кораблями
За несколько часов до начала собрания состоялось заседание совета директоров БМП, часть членов которого попыталась добиться переноса собрания на более поздний срок. Основными доводами сторонников отмены собрания были отсутствие финансовой отчетности о деятельности дочерних предприятий БМП и то, что акционеры не были заранее ознакомлены с повесткой дня. "Я не хочу, чтобы к имеющимся уже в компании нарушениям прибавилось еще одно", - так аргументировал это предложение президент пароходства Григорий Филимонов. На самом же деле развернувшийся спор стал продолжением выяснения отношений между противоборствующими группировками в руководстве пароходства. В результате двухчасового заседания все же победили сторонники проведения собрания. Поскольку взаимное предъявление претензий могло возобновиться и на собрании, прессу на него было решено не приглашать. Однако корреспонденту Ъ удалось узнать подробности состоявшегося мероприятия.
Собрание началось с заявления о его нелегитимности, сделанного одним из представителей совета директоров. Правда, пояснять, какие именно нарушения допущены организаторами, он не стал.
Григорий Филимонов в своем выступлении основное внимание уделил причинам тяжелого финансового состояния БМП. Минувший год компания закончила с убытками в размере 215 823 млн рублей. Однако есть надежда, что с учетом результатов деятельности 20 дочерних предприятий пароходства итоги года будут гораздо менее плачевными. Пока же в прошлом году, как, впрочем, и в 1994-м убытки от эксплуатации флота удавалось частично компенсировать лишь за счет продажи судов. Всего в 1995 году БМП реализовало 42 судна. По мнению Филимонова, одной из основных причин неудовлетворительного финансового состояния пароходства являются систематические нарушения финансовой и другой отчетности, в результате которых БМП несет значительные убытки от штрафных санкций. Из-за введения валютного коридора пароходство потеряло около 180 млрд рублей.
Свою речь президент АО закончил заявлением о решении уйти в отставку. Однако, как выяснилось, ненадолго. За время до внеочередного собрания акционеров БМП, которое намечено провести в мае, Филимонов надеется "заручиться поддержкой акционеров для дальнейших действий" и вновь выставить свою кандидатуру на пост президента компании.

Решение всех проблем отложено на май
Итак, выяснилось, что БМП решало финансовые проблемы в основном за счет продажи судов. Это вызвало резкое недовольство большинства акционеров пароходства. В начале 1995 года компания владела 135 судами. На начало текущего года их число сократилось до 95. Руководство БМП заявляет, что продает технически устаревшие суда и таким образом улучшает положение компании, избавляясь от ненужных мощностей. За минувший год средний возраст флота БМП уменьшился с 20 до 17 лет. Однако ревизионная комиссия БМП не одобрила ни одной из всех совершенных имущественных сделок. В ее отчете отмечено, что в течение двух предыдущих лет пароходство вложило в ремонт 33 судов, которые были впоследствии проданы, $18,4 млн.
На сегодняшний день практически все признают, что БМП утратило свои позиции на мировом рынке морских перевозок. В дочерних структурах пароходства оборачивается до 95% всех его финансовых средств. При этом дочерние предприятия становятся все более независимыми и даже временами агрессивными по отношению к головной компании.
Положение усугубляется тем, что бухгалтерская отчетность БМП находится в неудовлетворительном состоянии, по сути дела приведшем к тому, что руководство утратило контроль за финансовым положением пароходства. По признанию самого Григория Филимонова, в процессе работы часто всплывают факты, о которых руководству компании ранее ничего известно не было. С 1994 года в БМП не проводилось аудиторской проверки, чего активно добивалась ревизионная комиссия. Одной из причин столь запущенного состояния дел стал отказ большинства аудиторских фирм работать с БМП.
Собрание показало, что недовольство руководством компании среди акционеров достаточно высоко. Причем к числу недовольных примкнуло и Министерство транспорта РФ. Заместитель директора департамента морского транспорта Сергей Франк прямо сказал, что "если акционеры хотят получить поддержку государства, то должны сделать правильный выбор и проголосовать за избрание в совет директоров компании достойных людей". Из этого следует, что если раньше борьба за контроль над БМП велась между российскими и иностранными частными инвесторами, то теперь государство решило выступить в роли третейского судьи.
На сегодняшний день ясно лишь одно: окончательно судьба БМП должна быть решена в мае, когда состоятся выборы президента компании.

ИГОРЬ Ъ-ФЕДОРОВ

30.04.1996

www.kommersant.ru

Док. 615502
Перв. публик.: 30.04.96
Последн. ред.: 08.12.09
Число обращений: 0

  • Филимонов Григорий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``