В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Чернавцев, директор Уральского филиала ОАО `Ростелеком`: Рассчитываем, что доля новых услуг в бизнесе составит 20-25% от всех доходов Назад
Геннадий Чернавцев, директор Уральского филиала ОАО `Ростелеком`: Рассчитываем, что доля новых услуг в бизнесе составит 20-25% от всех доходов
- Трудно начать работу на новой, незнакомой территории? С момента вашего прихода уже четыре года прошло.
- Уральский федеральный округ - особый край, для понимания специфики работы здесь нужно хорошо знать географию и особенности каждой области. На юге округ граничит с Казахстаном, а на севере омывается одним из самых холодных морей - Карским. В Курганской области - степи, целина, засушливый континентальный климат, на Ямале - тысячи озер, речушек и рек, а окрестности Салехарда с высоты выглядят как бескрайняя водная гладь. Я бы назвал регион суровым: зимой температура на севере опускается до минус 59 градусов, снег может идти дни напролет. Это накладывает свой отпечаток на людей, на их взаимоотношения. "Человек слова" - так можно характеризовать жителей региона.

Геннадий Чернавцев - Директор Уральского филиала ОАО "Ростелеком"
- Есть ли специфика от размерности региона?
- Можно сказать, что, разрабатывая планы развития компании, мы сверяемся с картой региона. По последним данным статистики, население УрФО составляет почти 13 миллионов человек. Причем если в Свердловской и Челябинской областях количество жителей составляет примерно 42 человека на квадратный километр, то в Ямало-Ненецком или Ханты-Мансийском автономных округах на каждые два квадратных километра приходится лишь один человек. При этом на территориях этих двух округов сосредоточено порядка 66% всех нефтяных ресурсов нашей страны и 76% разведанного газа, а в Свердловской и Челябинской областях исторически развита промышленность. То есть, хотя регион заселен крайне неравномерно, он полностью экономически развит. Здесь нет дотационных областей, все области - доноры.
Это в целом накладывает свой отпечаток на предоставление услуг связи в регионе. В Екатеринбурге и Челябинске рынок сильно развит. Абонентам доступно большое количество телекоммуникационных сервисов и новых услуг. О "перегреве" рынка говорить еще рано, но конкуренция очень высока: работает много операторов, причем большинство из них владеет своими волоконно-оптическими сетями. Это приводит к тому, что цены снижаются в течение года в 1,5 - 2 раза. То есть продажи расширяются, а доходность услуг падает.
Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа резко контрастируют на этом фоне. Они практически лишены современных линий связи, хотя телекоммуникационные услуги там не только востребованы, но и могут быть оплачены по самым высоким расценкам. Города Надым, Нижневартовск, Ноябрьск, Нефтеюганск просто мечтают о современной связи. Конечно, есть каналы, которые идут вдоль железных дорог или вдоль электрических линий, но ведь многие города находятся в стороне от них. Мы пускаем радиорелейные линии, но это - капля в море. Стоит закончить строительство одной радиорелейной станции - и через пару месяцев оказывается, что ее емкость полностью исчерпана.

- Как компания планирует решать эту проблему?
- Нужно прокладывать волоконно-оптические линии на север Урала. И здесь много сложных моментов. Во-первых, погодные условия севера предусматривают повышенные требования к оборудованию. Мы проводили испытания волокна в условиях вечной мерзлоты, изучали канадский опыт, но, к сожалению, в настоящее время надежной и проверенной технологии эксплуатации кабеля в условиях сильных холодов просто нет. Во-вторых, большая часть населения живет в небольших городах и поселках, разделенных очень большими расстояниями. В этих населенных пунктах находится в среднем полторы - две тысячи человек, как следствие - протянутая линия будет окупаться достаточно долго. Есть и места, куда вообще не проложены нормальные дороги, а до части деревень вообще можно добраться только по "зимнику". Поэтому даже доставка счетов становится реальной проблемой.
При этом интерес к услугам связи очень высокий. В сущности, все основные услуги компании "Ростелеком": телефония, Интернет - более чем востребованы. Люди, которые работают на севере, часто оторваны от семьи, потому они готовы очень активно потреблять услуги связи. Сейчас они оплачивают даже чрезвычайно дорогую спутниковую связь, а по сотовым или стационарным телефонам говорят часами. У нас есть абоненты - физические лица, которые в месяц наговаривают на сумму до 20 000 рублей. Кстати, интернет в таких поселках тоже идет "на ура": компании, предоставляющие IP TV, говорят о необыкновенном спросе на эту услугу. Поэтому в перспективе в наши планы входит строительство сетей на севере Уральского края и охват современными телекоммуникационными услугами всего Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. Даже при большой дороговизне подобных проектов они окупаемы в течение 5-6 лет.

- Какие направления будут готовы на севере в первую очередь?
- В этом году мы поставили себе цель завершить волоконно-оптическую линию от Тюмени до Сургута, далее будут идти работы на участке Сургут - Ханты-Мансийск и Сургут - Нижневартовск. Выгода налицо: цены на услуги связи в этих регионах выше, спрос - стабилен. Освоение северной части Уральского региона может принести Уральскому филиалу дополнительные доходы и даст новый толчок развитию услуг. Анализ статистики звонков показывает, что такие направления, как Украина, Казахстан, Азербайджан в силу вахтового метода освоения севера пользуются повышенным спросом. А раз вызовы в эти страны наиболее востребованы, то гибкие принципы тарификации позволят нам сделать услугу более привлекательной, увеличить доходы.
Кроме того, мы делаем ставку на развитие новых услуг. Мы рассчитываем, что их доля в бизнесе филиала к 2009 году составит 20-25% от всех доходов.

- До сих пор мы обсуждали в основном сегмент клиентов - физических лиц. Какие перемены ждут рынок корпоративных телеком-услуг?
- Корпоративный рынок в каждой области также развивается по-своему. Возьмем, к примеру, Магнитогорск. Магнитка - градообразующее предприятие, нужно постараться, чтобы получить такого клиента, предоставить ему наиболее выгодные условия. Но один такой контракт может окупить целое направление. Работа с клиентом, подобным Магнитогорскому металлургическому предприятию или Уральской горно-металлургической компании позволяет практически полностью завоевать рынок связи целого города или даже области.
Подобные переговоры всегда сложные, к тому же многие предприятия, особенно в нефтегазовой отрасли, имеют свои собственные телекоммуникационные компании, и этому оператору априори даны наиболее привлекательные условия для работы в зоне влияния родительской компании.

- Это называется "тяжелые условия для конкуренции"...
- Это довольно распространенная ситуация. И, что характерно, она имеет исторические корни! Идут годы, а ситуация, при которой большая компания или завод берет на себя ответственность за целый город, сохраняется. Потому что сейчас крупные игроки рынка чувствуют свою ответственность за развитие края. В этом смысле мы с ними очень похожи. "Ростелеком" - крупнейший оператор УрФО, мы отвечаем за качественную связь во всем регионе. И мы стараемся сделать так, чтобы она была доступна всем.

30/05/2008
www.r2b.ru

Док. 615340
Перв. публик.: 30.05.08
Последн. ред.: 08.12.09
Число обращений: 0

  • Чернавцев Геннадий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``