В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Федоров Алексей, Деришева Оксана: ОАО `АРМАДА`: старт IТ-компании на фондовом рынке Назад
Федоров Алексей, Деришева Оксана: ОАО `АРМАДА`: старт IТ-компании на фондовом рынке
Создание российского фондового рынка альтернативных инвестиций датируется началом 2007 г., когда в ОАО "РТС" стала действовать площадка RTS START, ориентированная на компании малой и средней капитализации. Полностью сформированная биржевая инфраструктура подтолкнула участников торгов в их стремлении вывода на IPO небольших быстрорастущих компаний. И результат не заставил себя долго ждать. Первое IPO на российском рынке альтернативных инвестиций провело ОАО "АРМАДА" - дочерняя компания ОАО "РБК Информационные Системы".

Громадные доходы от высоких цен на нефть обеспечили России стабильное финансовое положение. Сверхдоходы дали возможность уделить большее внимание тем отраслям, развитием которых ранее государство практически не занималось. Несмотря на стабильное поступление в бюджет нефтедолларов, только за счет увеличения экспорта углеводородного сырья невозможно достичь цели по удвоению ВВП к 2010 г. Одной из отраслей, которая может внести существенный вклад в увеличение ВВП страны, является отрасль информационных технологий.
Благодаря высоким темпам роста благосостояния населения и, как следствие, потребительского спроса Россия становится одним из крупнейших и привлекательных рынков IT в Европе. По оценкам аналитической компании IDC, объем мирового IT-рынка (расходы всех категорий конечных пользователей на IT) в 2006 г. составил около 1,16 трлн долл. На мировом фоне объем российского IT-рынка выглядит пока довольно скромно - его доля составляет около 0,99%. IT-рынок Западной Европы, по оценкам Лиги независимых экспертов (Linex), составил в 2006 г. около 312,6 млрд долл., здесь доля России равна 3,2%.
Но если сравнивать рынки мировых держав и России по динамике развития, то российские IT развиваются в 4-5 раз быстрее, чем IT-сектор любой другой страны мира. Объем российского рынка информационных технологий в 2005 г. вырос на 25,4% - до 13,6 млрд долл., для сравнения: в США и Европе - на 4-5%, в Японии - чуть более 1%, по миру в целом - 4,6%.
Согласно международной классификации, российский IT-рынок можно разделить на 3 основных сегмента: аппаратное обеспечение, программное обеспечение и IT-услуги. По данным аналитиков Gartner, структура российского IT-рынка отличается от структуры рынков развитых государств: в России преобладает аппаратное обеспечение (69% в 2005 г.), в то время как в развитых странах его доля составляет лишь 34%. В западных странах четко прослеживается тенденция к доминированию IT-услуг: 59% против 19% в России.
Наибольший рост экспертами IDC прогнозируется в сегменте IT-услуг - до 25% в год, и этот показатель на четверть выше, чем средний процент роста IT-рынка. В сегменте разработки ПО, согласно оценке Market-Visio и Gartner, рост рынка составит около 22%. Рост в сегменте аппаратного обеспечения будет ниже среднерыночного (15% по оценке Cnews Analytics). Факторами роста IT-рынка являются:
# хорошая макроэкономическая ситуация в мире;
# улучшение инвестиционного климата;
# стабильная политическая ситуация в стране;
# подписание соглашения о вступлении в ВТО;
# усиление конкуренции на фоне консолидационных процессов;
# стремление компаний к IPO;
# государственная поддержка IT-рынка;
В последнее время государство активно создает инвестиционные институты в IT-сфере. Так, принято решение о создании российского инвестиционного фонда инфокоммуникационных технологий (РИФИКТ), а также российской венчурной компании (РВК). Кроме того, государство рассчитывает значительно поднять IT-индустрию России за счет построения технопарков и введения 6 особых экономических зон (ОЭЗ).
Объем РИФИКТ составил 500 млн долл. Объектом финансирования РИФИКТ станут IT-компании, каждая из которых получит 3 млн долл. В 2010 г. РИФИКТ войдет в состав РВК, которая будет работать как фонд фондов. Средства в РВК будут инвестированы из стабилизационного фонда (объем 75 млрд долл., 100% фонда будет принадлежать государству). Планируется создать 8-12 закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФов), которые будут инвестировать в ИКТ, нанотехнологии, биотехнологии и т. д.
По прогнозам, ежегодный потенциал роста российского IT-рынка составит как минимум 20% (а по некоторым оценкам - до 30%). Так, IDC прогнозирует среднегодовые темпы роста российского IT-рынка в ближайшие 5 лет около 19%, а Минсвязи утверждает, что реальная динамика может достигать свыше 25% ежегодно до 2010 г.1
По итогам прошлого года Армада стала одной из трех самых быстрорастущих компаний на российском IT рынке. Органический рост бизнеса Армада составил 37%. Большая часть роста выручки была обеспечена новыми приобретениями компании. В 2005 г. Армада приобрела компании "Гелиос Компьютер", предоставляющую аппаратное обеспечение и IТ-услуги, а также "АСКО-ТБС Консалтинг", что позволило расширить спектр услуг и увеличить долю на рынке в 2 раза. Благодаря данным приобретениям выручка компании увеличилась на 40,9 млн долл. - до 81 млн долл.
Уже в текущем году (в середине июня) Армада достигла соглашения о приобретении контрольного пакета PM Expert - ведущей компании в области оказания услуг по управлению проектами в России. Покупка компании "PM Expert" позволит АРМАДЕ предлагать заказчикам не только услуги в области программного и аппаратного обеспечения, но и высокопрофессиональный менеджмент по управлению IT-проектами, внедрению систем управления проектами и обучению проектному менеджменту. С приобретением PM Expert, АРМАДА становится одним из лидеров в России по количеству профессиональных управляющих проектами (PMP), что не имеет аналогов среди компаний, оказывающих IT-услуги на российском рынке. В ближайших планах компании "АРМАДА" - рост бизнеса за счет объединения маркетинговых усилий и клиентских баз двух компаний, в том числе предложение комплексных услуг по управлению проектами PM Expert для крупных государственных и коммерческих заказчиков ОАО "АРМАДА"2. На данный момент в России проектные технологии в своей работе применяют около 20% крупных компаний, тогда как в США этот показатель равен 80%. Ненасыщенность рынка предполагает хороший потенциал роста бизнеса Армады в этом направлении - около 40% в год, согласно прогнозу менеджмента3.

ЗАЛОГ УСПЕХА "ДОЧКИ" - ОПЫТ МАТЕРИНСКОЙ КОМПАНИИ

ОАО "АРМАДА" - российская IT-компания, предоставляющая услуги в области информационных технологий в России и странах СНГ.
Компания предоставляет государственным и коммерческим структурам IT-услуги, разрабатывает и внедряет программное обеспечение, производит и поставляет аппаратное обеспечение.
АРМАДА сосредоточена на высокомаржинальных проектах, реализация которых требует комплексных решений, высокой компетентности и экспертного знания рынка.
Компания обладает линейкой собственных решений в области оказываемых услуг, а также сотрудничает с ведущими вендорами - производителями программного и аппаратного обеспечения. Бизнес компании не конкурирует с бизнесом партнеров, поскольку компания делает акцент на предоставление услуг.
Компания сотрудничает с медиа-партнерами, в том числе является поставщиком аналитических материалов для www.cnews.ru - самого посещаемого российского сайта посвященного IT-рынку с ежемесячной аудиторией более 1 млн человек. Наличие такой аналитической экспертизы позволяет компании своевременно отслеживать тенденции рынка и придумывать выигрышные стратегические ходы.
Компания обслуживает значимые сегменты российской экономики: государственный сектор, крупные и средние коммерческие структуры, а также западные компании. Число клиентов компании превышает 700, при этом ни один клиент не приносит более чем 10% выручки компании. Клиентами ОАО "АРМАДА" стали более 60 компаний рейтинга Топ-100 крупнейших компаний России и более половины федеральных государственных структур. Более половины клиентов заключили с компанией более одного договора, что говорит о высокой удовлетворенности ценой и качеством ее услуг. Высокая лояльность клиентов позволяет компании применять стратегию роста, основанную на кросс-продажах новых продуктов существующим клиентам.
В компании внедрена и успешно функционирует система менеджмента качества международного стандарта ISO 9001:2000 и система управления проектами по международному стандарту управления PMI. Это позволяет компании расширить бизнес без потери качества оказываемых услуг, а также эффективно управлять ресурсами и рисками.
История группы компаний "АРМАДА" началась в 1993 г. с создания IT-подразделения группы компании РБК. Последующие 7 лет IT-подразделение обеспечивало бизнес РБК современными информационными технологиями и в 2000 г. было выделено в компанию ЗАО "РБК СОФТ" в рамках группы компаний РБК, возглавляемой ОАО "РБК Информационные системы" (табл. 1).
В 2002 г. ОАО "РБК Информационные Системы" провело IPO на российском фондовом рынке (табл. 2).
В 2007 г.4 все IT-активы группы компаний РБК были переведены под управление отдельной компании ОАО "АРМАДА":
# ЗАО "РБК СОФТ":
- основной вид деятельности общества: консалтинговые услуги в области IT, разработка, внедрение и продажа заказного программного обеспечения;
- значение общества для деятельности эмитента: в целях повышения эффективности работы по отдельным направлениям бизнеса производство и продажа заказного программного обеспечения и связанные с этим консалтинговые услуги по внедрению программ выделены в рамках группы компаний в отдельную структуру.
# ООО "РБК-ЦЕНТР":
- основной вид деятельности общества: консалтинговые услуги в области IT, разработка, внедрение и продажа программного обеспечения;
- значение общества для деятельности эмитента: в целях соответствия требованиям государства к компаниям, проводящим работы в области защиты информации, составляющей государственную тайну, а также другим лицензируемым видам деятельности компания ООО "РБК ЦЕНТР" специализируется на проведении указанных работ и услуг.
# ЗАО "РБК-Инжиниринг":
- основной вид деятельности общества: управляющая компания для приобретаемых активов;
- значение общества для деятельности эмитента: в целях обособления отдельных видов деятельности ЗАО "РБК-Инжиниринг" специализируется на финансовых операциях, связанных со стратегическими приобретениями новых бизнесов в интересах ОАО "АРМАДА".
# ООО "Дом для ПК":
- основной вид деятельности общества: торговля товарами через Интернет;
- значение общества для деятельности эмитента: в целях повышения эффективности работы ОАО "АРМАДА" выделяет отраслевые бизнесы в отдельные структуры. ООО "Дом для ПК" ведет бизнес по продаже товаров через Интернет.
# ООО "Программный Продукт"
- основной вид деятельности общества: консалтинговые услуги в области IT, разработка, внедрение и продажа типового программного обеспечения;
- значение общества для деятельности эмитента: в целях повышения эффективности работы по отдельным направлениям бизнеса производство и продажа типового программного обеспечения и связанные с этим консалтинговые услуги по внедрению программ выделены в рамках группы компаний в отдельную структуру.
# ООО "ГЕЛИОС КОМПЬЮТЕР"
- основной вид деятельности общества: услуги в области системной интеграции, производство и дистрибуция аппаратного обеспечения;
- значение общества для деятельности эмитента: в целях повышения эффективности работы по отдельным направлениям бизнеса компания ООО "ГЕЛИОС КОМПЬЮТЕР" концентрирует в себе деятельность группы компаний, связанную с производством и дистрибуцией аппаратного обеспечения, а также услугами и системной интеграции;
# RBC International Limited:
- основной вид деятельности общества: консалтинговые услуги в области IT, разработка, внедрение и продажа типового программного обеспечения для зарубежных клиентов эмитента;
- значение общества для деятельности эмитента: в целях повышения эффективности работы по отдельным направлениям бизнеса операции с зарубежными клиентами выделены в отдельную структуру.
Учитывая опыт ОАО "РБК Информационные Системы" (код РТС - RBCI), а возраст вторичного рынка акций данного эмитента уже отметил свою первую пятилетку, следует подчеркнуть, что все необходимые процедуры корпоративного управления, прозрачности и учета в компании налажены и полностью отработаны. Поэтому структура ее "дочки" - ОАО "АРМАДА" изначально выстраивалась с учетом опыта материнской компании. В этом преимущество ОАО "АРМАДА" перед другими эмитентами, которым до проведения IPO, как правило, требуется выстраивать или менять свою корпоративную культуру.
Важным преимуществом является синергия с холдингом "РБК Информационные системы". Это помогает ОАО "АРМАДА" в поиске клиентов, продвижении услуг. Кроме того, наличие контролирующего акционера с высоким уровнем корпоративного управления, заинтересованного в осуществлении стратегии агрессивного роста, положительно сказывается на развитии компании и снижает риски.

ВЫХОД НА РЫНОК

О планах проведения IPO ОАО "АРМАДА" стало известно еще в начале 2007 г. 23 января 2007 г. общее собрание акционеров компании ОАО "РБК Информационные Системы" одобрило консолидацию IT-активов в своей стопроцентной "дочке" - ОАО "АРМАДА" (см. выше).
Выход ОАО "АРМАДА" на фондовый рынок (в том числе, и размещение акций в рамках проводимого IPO) осуществлялся в несколько этапов, первым из которых являлся допуск акций основного выпуска ОАО "АРМАДА" к торгам в процессе их обращения. Таким образом, эмитент получил возможность оценить интерес со стороны инвестиционного сообщества к своим акциям (табл. 3).

ДОПУСК АКЦИЙ К ОБРАЩЕНИЮ

Изначально эмитентом рассматривалось 3 варианта допуска акций к торгам в ОАО "РТС":
1. Допуск акций к торгам с прохождением процедуры листинга (включение акций в котировальный список "В").
2. Допуск акций к торгам с прохождением процедуры листинга (включение акций в котировальный список "И".
3. Допуск акций к торгам в разделе внесписочных ценных бумаг (без прохождения процедуры листинга).
Первый вариант отпал сразу, так как одно из требований в котировальном списке "В" предполагает, что минимальный срок существования эмитента должен быть не менее 3 лет. На момент подачи документов ОАО "АРМАДА" в РТС срок существования эмитента (с даты его государственной регистрации) составлял 1 год и 9 мес., что не удовлетворяло вышеуказанному требованию.
Вариант с включением ценных бумаг во "Внесписок" тоже не подходил по следующим причинам:
# отсутствие возможности направления в ФСФР России Уведомления вместо представления Отчета об итогах выпуска, что неизбежно влекло за собой увеличение временного разрыва между окончанием размещения и началом вторичного обращения ценных бумаг;
# негативное влияние на имидж-составляющую эмитента, так как инвестиционное сообщество предпочитает работать с ценными бумагами эмитентов, прошедших листинг на фондовой бирже.
Второй вариант - допуск к торгам с прохождением процедуры листинга (включение акций в котировальный список "И"), несмотря на его первоначальную сложность реализации, в данной ситуации оказался самым подходящим.
Характеристика допускаемых к торгам в РТС акций основного выпуска ОАО "АРМАДА" представлена в табл. 4.
Рассчитанная на основании капитализации ОАО "АРМАДА" (определенной УФК) стартовая цена одной акции в первый день торгов в ОАО "РТС", а также экспертное мнение некоторых участников торгов ОАО "РТС" (для сравнения) даны в табл. 5.
В период с 24 мая по 31 июля 2007 г. с акциями основного выпуска ОАО "АРМАДА" в РТС было заключено 45 сделок суммарным объемом свыше 2 млн долл.

ДОПУСК АКЦИЙ К РАЗМЕЩЕНИЮ

IPO ОАО "АРМАДА" сопровождалось включением акций основного и дополнительного выпусков в Сегмент RTS START - площадку ОАО "РТС" для компаний малой и средней капитализации.
Цена размещения акций дополнительного выпуска (в том числе цена размещения акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения акций) была определена советом директоров ОАО "АРМАДА" в размере 380 руб./акцию.
К размещению предлагался дополнительный выпуск акций ОАО "АРМАДА" в количестве 2 млн шт. (20% / 17% от УК без учета / с учетом акций дополнительного выпуска соответственно).
Размещение акций дополнительного выпуска ОАО "АРМАДА" характеризовалось следующими факторами:
# цена размещения акций определялась советом директоров эмитента после окончания срока действия преимущественного права приобретения акций;
# продолжительность срока действия преимущественного права приобретения акций составила 20 дней, а не 45 (минимально возможный срок);
# вместо подготовки и регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг в ФСФР России планируется направить уведомление об итогах выпуска ценных бумаг, так как информирование ФСФР России об итогах выпуска ценных бумаг будет осуществляться в уведомительном порядке.
Параметры акций дополнительного выпуска ОАО "АРМАДА" представлены в табл. 6.
Таким образом, расчетная стоимость всего дополнительного выпуска акций ОАО "АРМАДА" на основании цены, определенной советом директоров ОАО "АРМАДА", составила 760 млн руб. (29,687616 млн долл. по курсу ЦБ РФ 25,5999 руб./долл. на 31 июля 2007 г.).
Никто из акционеров ОАО "АРМАДА", имеющих преимущественное право на приобретение размещаемых акций дополнительного выпуска, не воспользовался своим правом (Протокол совета директоров от 18 июля 2007 г. N 5).
В РТС размещение акций дополнительного выпуска ОАО "АРМАДА" не в рамках преимущественного права проводилось 31 июля 2007 г. в Сегменте RTS START (табл. 7) и осуществлялось в режиме с предварительным депонированием. То есть приобретение акций дополнительного выпуска ОАО "АРМАДА" было возможно только на условиях полного предварительного депонирования потенциальными покупателями денежных средств на банковских торговых счетах в НКО "Расчетная палата РТС".
Количество акций дополнительного выпуска ОАО "АРМАДА" (код в РТС - ARMDI), размещенных по открытой подписке в ОАО "РТС", составило 1 584 430 шт. Все поданные заявки были удовлетворены брокером в полном объеме. Таким образом, большая часть дополнительного выпуска акций ОАО "АРМАДА" была размещена в ОАО "РТС" (80% от объема дополнительного выпуска акций ОАО "АРМАДА").
Объем привлеченных эмитентом средств в ОАО "РТС" составил 602,083400 млн руб. (23,518975 млн долл. по курсу ЦБ 25,5999 руб./долл. на 31 июля 2007 г.).
Уполномоченным продавцом (брокером) акций дополнительного выпуска ОАО "АРМАДА" выступало ЗАО "АТОН Брокер" (код участника в РТС - ATON).
Объем заявок, поступивших организатору выпуска - ЗАО "АТОН Брокер", превысил предложение в 9,5 раза и достиг 7,22 млрд руб.
По итогам IPO капитализация компании составила 4,56 млрд руб. (около 179 млн долл.).
Полученные в ходе размещения акций средства планируется направить на приобретение новых активов в сфере информационных технологий и услуг.
IPO ОАО "АРМАДА" стало показательным прецедентом на этапе становления российского фондового рынка альтернативных инвестиций. Созданная биржевая инфраструктура, сформированные институты маркетмейкеров и уполномоченных финансовых консультантов (УФК), а также пулы юридических консультантов, аудиторов и PR/IR-агентств позволят эмитенту более эффективно продемонстрировать свой потенциал перед инвестиционным сообществом и широкой общественностью.
Успешное IPO в RTS START свидетельствует о том, что у российского рынка альтернативных инвестиций есть перспективы развития и огромный потенциал, которые будут не только способствовать росту всего фондового рынка ценных бумаг, но и позволят его вывести на более качественный цивилизованный уровень.


www.rcb.ru
07.12.2007

Док. 615116
Перв. публик.: 07.12.07
Последн. ред.: 07.12.09
Число обращений: 0

  • Федоров Алексей Борисович
  • Федоров Алексей Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``