В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Гороховская: `Психоаналитические теории искусства: основные понятия и проблемы (Фрейд, Юнг) Назад
Ольга Гороховская: `Психоаналитические теории искусства: основные понятия и проблемы (Фрейд, Юнг)
Введение.

Самой важной загадкой бытия является - Человек. Казалось бы, это парадоксально, ведь человечество уже имеет все необходимые инструменты для его исследования: медицина, спорт, религиоведение, социология, психология и т.д. - все эти отрасли направлены на изучения личности и тем не менее, так до конца и не найдены ответы на эти вопросы. Что есть человек? Что есть Дух? Творчество? Мысль? Чувства?

Каждая из наук дает свои приблизительные ответы, но они настолько не точны, что остается массу неразрешенных вопросов. Главным стержнем всех наук, как и любого произведения искусства, является душа. Несомненно, что человек всегда есть и биологический организм. Но, зная лишь организм человека, мы практически ничего не знаем о нем как о действующем субъекте. Все люди, живущие на Земле в течение последних нескольких десятков тысяч лет, относятся к одному и тому же биологическому виду - Ноmо sapiens. Это означает, что у всех ныне существующих людей в сущности один и тот организм. Но столь же несомненно существование значительных различий между поведением людей, входящих в состав различных конкретных, отдельных обществ - социоисторических организмов (сокращенно - социоров).

На настоящий момент в гуманитарных и социальных науках существует множество теорий личности, сильно отличающихся между собой во взглядах на сущность личности, в интерпретациях ее фундаментальных проявлений. В обыденном смысле под "личностью" понимают характер человека, отождествляют с человеком вообще.

Великий античный философ Сократ (470/469-399 до н.э.) категорически настаивал на том, что человек кроме тела (т.е. организма) имеет еще и душу. И эта душа не просто существует в человеке наряду с телом, а управляет человеческим телом, направляет действия тела. Тело есть инструмент в руках души. Поступки человека, которые внешне выступают как действия тела, в действительности представляют собой действия души. Поэтому сущность человека заключается не в его теле, а в его душе. Человек есть не тело, а то, чему служит тело. Тем самым Сократ практически ввел в философию понятие личности человека. Человек есть не только тело, но и личность. И при этом прежде всего личность. Становление личности человека - это не развитие человеческого тела, а прежде всего формирование его души.

Поскольку темой данной работы является "Психоаналитические теории искусства.." то следует для начала, приблизиться к психологии, а именно дать определение "Личности" в данной науке.

Личность и творчество

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности.

Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления "поведенческих масок", выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия (1).

Вместе с понятием души, управляющей телом, Сократ ввел и понятие свободы человека. Душа - хозяйка тела, а тем самым и госпожа инстинктов, имеющих свое основание в теле. Она подчиняет себе инстинкты и управляет им. Эта власть души над плотскими потребностями человека и есть свобода (2).

"Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширить сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т.д...."(3) Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С.Л. Рубинштейном (4), производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.


Б.Г.Ананьев считает, что творчество это процесс объективации внутреннего мира человека (5/6). Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н.А. Бердяева. Он пишет:

"Личность не есть субстанция, а творческий акт" (7)


Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и реальности/действительности. При этом измерении происходят не только в действительности, но и в личности.

Представитель психоаналитического направления Д.В.Винникотт выдвигает следующее предположение:

"В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества (8)"

Творчество связанно с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть, как сейчас модно выражаться - креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Винникотта, творческая деятельность это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти у К.Г.Юнга. Он пишет: Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит" (9).

Р.Мей (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчеркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

"...То, что проявляется как творчество - это всегда процесс... в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира" (10)

Н.А.Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы (11).

Таким образом, творчество - это то, в чем человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Творческая фрустрация

Одной из важных проблем связанных с личностью и творчеством, является - творческая фрустрация (от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов).

Мне бы хотелось остановиться на этом вопросе подробнее и в своей работе уделить ему внимание.

Если попытаться проследить эволюцию человека как творческий процесс, следует выделить условно, два вида творческой деятельности: художественную и научно-техническую.

"Художественное творчество в большей степени соответствует первой фазе информационного метаболизма, поскольку в этом случае контакты между внутренним и внешним миром отличаются большой непосредственностью и эмоциональностью. В то же время научно-техническое творчество в большей степени соответствует особенностям второй фазы информационного метаболизма, поскольку в данном случае более очевидна тенденция навязать окружающей действительности определенные модели, созданные разумом человека. В этом случае принимается установка собственного превосходства по отношению к окружению, желание навязать ему свою волю. Характер отношений с внешним миром более рационально-волевой, чем эмоциональный" (12)

Осмелюсь высказать, могущее оказаться ошибочным, следующее предположение: художественное творчество более фундаментально по сравнению с научно-техническим. Художественные произведения, созданные тысячи лет назад, вызывают даже у современного человека сильные чувства, в то время когда научно-технические представляют в большей степени интерес только с исторической точки зрения и часто вызывают улыбку своей наивностью.

Но вернемся к вопросу о творческой фрустрации. Одним из основных способов реализации жизненной активности у человека является возможность реализации постоянно формирующихся в его сознании функциональных структур. Человеку необходимо в его повседневной деятельности реализовать жизненную энергию. Без возможности это сделать, жизнь человека становится похожим на мечты. Данная проблема с особой ясностью проявляется в шизофрении. Невозможность реализовать свое отношение к миру, выразить себя, нередко вызывает у человека чувства стесненности, физическое ощущение связанности. Его функциональные структуры остаются нереализованными и со временем атрофируются. Человек, не имеющий возможности для самореализации, становится враждебным. Его жизненная активность падает, по отношению к окружающему миру возникают негативные эмоции, которые (если исходить из идеи о проницаемости эмоций сквозь барьер разделяющий внешний мир и собственный мир, свое "Я") проецируются и во внутренний мир. То есть, человек начинает себя ненавидеть, что при совокупии с упадком жизненной активности, зачастую приводит к депрессивному состоянию.

Мир, окружающий человека может быть открытым или закрытым. Открытое пространство позволяет человеку реализовывать свое "Я", человек легко входит во взаимодействие с окружением, может его преобразовывать, и пропуская информацию через себя, меняться сам. В "открытом мире" человек чувствует себя вполне комфортно, ему светло и с ним он связывает свое будущее.

В "закрытом мире", происходит обратный процесс. Человек не имея возможностей для реализации чувствует себя связанным, неловким, неестественным. Он не видит перед собой будущего, потому что не видит возможности реализовать собственные планы в таких условиях. Все это угнетает человека, вызывая в нем сильнейшую потребность разорвать навязанные "закрытыми миром" путы. Конечно же, это может привести не только к депрессии в самых различных формах, но и к суицидальным желаниям.
Восприятие закрытого или открытого мира зависит подчас не только от настроения человека, но и от его психологического типа, жизненных установок начало которым, следует искать еще в детстве.

Находясь в депрессии человек испытывает чувства безысходности, страха, неловкости. Человек, как будто схваченный судорогой, уходит в себя, агрессия, не нашедшая выхода, приводит к понижению настроения и как следствие - ухудшению состояния. Естественным образом это находит отклик практически во всех аспектах его жизнедеятельности, как в окружении дружественно-настроенных людей (семья, друзья и т.д), так и в рабочей среде.

Жизнь является достаточно переплетенным процессом и рассматривать ее невозможно по каким-то отдельным фрагментам, отрываясь от целостной картинки, не принимая в расчет личностных особенностей.


Автор

Тайна творческого начала и ее связь с психическими отклонениями творческих личностей, привлекала внимание ученых достаточно давно. Есть ли связь между кратковременным полубезумием, когда галлюцинации и видении фактически разрушают привычный мир, стирают грани между выдуманным и реальным миром и порождают творческий процесс? Почему гениальность связана с болезненной впечатлительностью? Почему одаренные люди способны достичь сомнамбулистического состояния высшего творческого экстаза? Не возможно дать однозначного ответа на все эти вопросы, но то, что данная связь существует, доказано.

Ученые пытающиеся обнаружить связь психических отклонений с гениальностью, обращали прежде всего внимание не на поверхностные черты, а пытались выявить более глубинные связи.

Так, существует несколько распространенных гипотез, дающих объяснение особенности психики одаренных творческих личностей. Одна из гипотез повествует о том, что высшие способности есть следствие неврозов, другая гипотеза говорит о том, что высокий интеллект вызывает излишек возбуждения и является причиной нервных расстройств. Третья - что между гениальностью и неврозом нет никакой связи, но есть случаи, когда великие люди страдали нервными расстройствами.

Также как есть великие люди, являющиеся абсолютно нормальными.

Как известно, З.Фрейд разработал новую "археологию личности", выдвинув гипотезу о том, что в основе любых форм человеческой активности лежит единый стимул - стремление к получению удовольствия. Фрейду казалось, что он отыскал ключ, которым можно отпереть произведение искусства, идя от сферы личных переживаний его автора. Открытие Фрейда состояло в том, что неврозы имеют определенную психическую этиологию, их первопричины находятся в детских переживаниях связанных с реальными событиями или фантазиями, а также в эмоциональном плане.

По мнению Фрейда все эмоциональные линии в жизни человека концентрируются в единой страсти, которую он обозначает как либидо. Либидо следует понимать не только как стремление к сексуальному удовольствию, а в более широком смысле, как энергию, которую излучает пол.

"Основные посылки теории психоанализа можно свести к трем: аффективно окрашенные впечатления, будучи вытесненными, продолжают оказывать действие на человека и его поведение (1), источник патологических изменений самим больным не осознается (2), чтобы добиться эффекта, необходимо освобождение от травмирующих впечатлений ничем не скованным рассказом. Обнаруживая, чему соответствуют речевые ассоциации не во внешнем, а во внутреннем мире пациента, психиатр затем помогает человеку понять природу травмирующего аффекта, тем самым освобождая от его разрушительного действия. Особую роль в постижении первоэлементов глубинной психологии имеют сбивки, ошибки, замешательства в потоке речевых ассоциаций пациента. Сознание, как полагал Фрейд, обладает защитными механизмами.

Болезненные, аффектировано окрашенные воспоминания сознание стремится вытеснить, сублимировать, стремится разложить на отдельные элементы. Отсюда важный вывод ученого, что невроз необходимо лечить, воздействуя не на организм, а на личность. Необходимо раскрыть "зонтик сознания", маскирующий непостижимые для индивида мотивы" (13).

"Невроз, по Фрейду, представляет собой эрзац удовлетворения. Стало быть, нечто ненастоящее, ошибку, предлог, извинение, намеренную слепоту, короче говоря, нечто по сути своей негативное, то, чего не должно было бы быть. Трудно решиться замолвить за невроз доброе слово, ибо он, по всей видимости, не содержит в себе ничего, кроме бессмысленного и потому нежелательного расстройства" (14).

Но не является ли Фрейдовский взгляд ошибочным? Он "подходит" к художнику как к личности, но не как к творцу. Ибо творец не существенен, он есть созданное им произведение, а не человек.

Цель фрейдовского анализа направлена на нахождение в художественных произведениях знаков-символов, которые бы подтверждали его "диагноз" той или иной личности. В этом смысле для Фрейда любой художник - самый обычный пациент.

Также как в трудах Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" и "Выражение эмоций у человека и животных", мы можем прочесть следующие строки: "Чувства и впечатления, различные эмоции и способности, такие, как любовь, память, внимание, любопытство, подражание, рассудок и т.д., которыми гордится человек, могут быть найдены в зачатке, а иногда даже и в хорошо развитом состоянии, у низших животных"(15). Дарвин не только подробно обосновывает этот вывод как биолог, зоолог. Он всегда обсуждает данные об индивидуальной и групповой изменчивости разных форм поведения, а также разыскивает сведения об их возможной наследственной передаче.

Что ж, как говорится, каждому - свое...


Творческий человек это сочетание пародоксальных свойств. Творчество с одной стороны - личностный процесс, а с другой - внеличностный. У человека средних способностей в совокупности редко присутствуют несколько составляющих, свойственных выдающимся личностям, к тому же, у обычного человека нет "уникально разветвленного иерархического множества смысловых структур, запечатленных в памяти, которыми обладает гений. У таланта многое есть из того, что есть у гения. Может быть, талант отличается от гения тем, что ему не удается войти в эту предельную зону, когда прозрение осуществляется как иррациональный мистический акт" (16).


Художник, творец не может рассматриваться только как личность, ибо есть колоссальное колличество различных факторов влияющих на творческое начало. В нем как минимум, живут две личности: обычный человек с его потребностями быть счастливым в материальном, семейном, социальном статусе и вторая - беспощадная творческая натура, которая нейтрализует или стирает все "бытовые" желания, подталкивает к поискам и творческой реализации. Именно отсюда, на мой взгляд и кроется причина того, что жизнь многих художников неудовлетворительная, а порой даже и трагична, но не по причине их психической неполноценности, а по тому, что "вторая" - творческая натура, неустанно ищет выход для себя. Как и первая, она хочет полноценной жизни. Очень редко можно встретить человека, которому бы не пришлось за свой талант, свою одаренность заплатить высокой ценой - сильно развитое творческое начало пожирает большую часть энергии у "первой" личности. И редко кому удается между этими двумя личностями поставить знак "равенства". Повышенные способности требуют повышенной растраты энергии.

Художник-автор относится к своему произведению как к собственному ребенку. Отдает ему свое внимание, силы, любовь и т.д.

Как считает К.Г.Юнг "Психология творческого индивида - это, собственно, женская психология, ибо творчество вырастает из бессознательных бездн, в настоящем смысле этого слова из царства Матерей" . Если творческое начало более сильное, то бессознательное рано или поздно, возьмет вверх над жизнью творца нежели его сознательная воля.

В своей книге "Воспоминания, сновидения, размышления" К.Г. Юнг рассказывает о тех двух личностях, что живут в нем самом, что живут в его собственной матери.

Архетип это ни зло и ни добро.

"Он есть морально индифферентное numen (Среднее, средний род (лат) - воля или могущество богов, а также оракул (изречения которого всегда были надвое, но один из их смыслов всегда сбывался)), которое становится таким или другим или противоречивой двойственностью обоих лишь через столкновение с сознанием. Этот выбор добра или зла умышленно или неумышленно следует из человеческой установки.

Есть много таких праобразов, которые в совокупности до тех пор не появляются в сновидениях отдельных людей и в произведениях искусства, пока не возбуждаются отклонением сознания от среднего пути. Но когда сознание соскальзывает в однобокую и потому ложную установку, эти "инстинкты" оживают и посылают свои образы в сновидения отдельных людей и в видения художников и провидцев, чтобы тем самым восстановить душевное равновесие" (17).


Архетипы, согласно Юнгу, выступают как всеобщие образы, идеи. Коллективные образы наиболее явно воплотились в народном творчестве. Разрабатывая эту идею, Юнг внес огромный вклад в теорию мифа.

Поэтому, следуя словам Юнга: "художническая психология есть вещь коллективная и никак не личная".

Творение художника означает для него гораздо больше, чем его личная судьба.

Автор является эдаким инструментом и именно поэтому, он подчинен своему творчеству. Поэтому, великое произведение не может быть трактовано в каком-то одном разрезе. Оно, как и сон, следуя теории Юнга выявляет образ, и нам самим следует сделать из него соответсвующие нашей личности, выводы. И именно поэтому, произведение это не отдельный человек, а целый народ, поскольку великое произведение объективно, способно вызывать самые различные чувства и оно вневременно.

Альберт Камю считает, что: "Произведение искусства порождается отказом ума объяснять конкретное. Произведение знаменует триумф плоти (18)", "..произведение искусства не может быть ни целью, ни смыслом, ни утешением для жизни (19)"

Заключение

Серьезным исследованием связи гениальности и психопатичности были работы генетика В.П. Эфроимсона. Изучая болезней одаренных людей, В.П. Эфроимсон выяснил, что многие знаковые фигуры люди страдали маниакально-депрессивным психозом. Он нашел признаки этой психической болезни и у религиозных вождей, и у писателей, и у ученых, и у поэтов (Лютера, Канта, Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Мопассана и многих других гениев). Даже Зигмунда Фрейда Эфроимсон квалифицировал как циклотомический гипоманиакальный тип.

Но даже принимая в расчет чрезвычайно важные исследования Эфроимсона, важнейший вопрос о влиянии на творческое начало гениев, особенности их психики по-прежнему остаются мало изученными. Так и не отвеченным остался вопрос: какие факторы управляют творческим процессом?

Этот вопрос самый сложный, поскольку знание факторов, управляющих творческим процессом, приводит к другому вопросу - познанию загадок самого творческого процесса. Все исследователи неординарной психики одаренных людей отмечали только один явный факт, что психопатия, проявляющаяся у гениев, неизбежно связывает их произведения и особенности их психики, а, следовательно, влияет и на великие произведения.

"По оценке В.П. Эфроимсона, среди всего мужского населения подагриков 0,6-2%, среди выдающихся и прославленных в истории лиц - 15-20%, а вот среди гениев их процент еще выше. Конечно, любая статистика способна вызвать возражения. Однако один крупный математик с чрезвычайно скептическим складом ума, прочитав еще в рукописи книгу Эфроимсона и узнав, что в круг подагрических гениев входят Ньютон, Дарвин, Галилей, Лейбниц, Микеланджело, Гете, Бетховен, Рембрандт, Эразм Роттердамский, Бэкон, Лютер, Кромвель, заметил афористически: "Имена действуют сильнее статистики" (20).

В.П. Эфроимсон ввел новый термин - импрессинг. Это ранние и сверхранние впечатления детства, которые действуют в чувствительный период и определяют характер и направление деятельности личности на всю жизнь. Генетик показывает, что для становления потенциального гения необходимы раннее признание, поощрение и свобода творческого самовыражения. Андрэ Моруа в сходном аспекте писал о "витамине П" - Преклонение, Признание, Поощрение.

Взаимодействие генов одаренности со стимулирующей средой, анализ действия ранних импрессингов, разработка систем образования и воспитания, ориентированных на исходное генетическое разнообразие (полиморфизм), непременное развитие этических и эстетических сторон личности - все это должно, по замыслу В.П. Эфроимсона, стать объектом специальной науки - педагогической генетики. С позиций дарвиновского эволюционизма Эфроимсон обосновывает вывод, что комплекс этических свойств (альтруизм, совестливость, способность к самоотверженным поступкам), а также эмоциональное восприятие красоты и гармонии имеют наследственную основу, возникнув в ходе группового отбора.

Пушкин ставил себе в заслугу, что "чувства добрые я лирой пробуждал". Но чтобы чувства добрые пробуждать, нужно верить, что есть генетическая предрасположенность к ним у каждого ребенка. Однако сделав такой вывод, Эфроимсон показывает на примере ряда биографий "гениев-злодеев", что потенциальная способность к развитию альтруизма легко может быть заглушена трудным детством, дефицитом материнской любви. Она может быть извращена групповой этикой - классовой, национальной, фанатично-религиозной.

В движении человеческой мысли во времени есть удивительный феномен, названный в 1926 году В.И.Вернадским "пульсация талантливости". На протяжении одного-трех поколений в какой-либо стране или регионе появляются одновременно талантливые люди и поднимают на огромную высоту определенную область духовной жизни. "Мы не знаем пока, почему, как и отчего происходит нарождение талантливых людей, их скопление в близких поколениях и отсутствие в других, - отмечал Вернадский. "Мы должны их принять за свойство нашей расы, проявление ее природы. Это такой же природный процесс, подлежащий научному исследованию натуралиста, каким является воздействие научной мысли на окружающую живую и мертвую природу" (21).


Способность и потребность художника в акте творчества выходить за пределы себя - это и есть он сам, это и есть его подлинная жизнь в особом, им самим устроенном мире (22).

________________________________________________________________________________
1. Юрий Семенов: Личность, общество, культура. Журнал "Философия и общество", 2001, N3.

2. Там же.

3. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 165.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. С. 551.

5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

6. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.

7. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. - Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.

8. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.

9. Юнг К. Г. Психологические типы. http://www.jungland.ru

10 Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С. 43.

11. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. С. 40.

12. Кемпинский А. Меланхолия. Перевод с польского И.В.Козыря. Санкт-Петербург "Наука" 2002. Стр. 262.

13. О.А.Кривцун. Эстетика. http://www.deol.ru/users/krivtsun/aest27.htm

14. К.Г.Юнг. Психология и поэтическое творчество. Минск. 2003 г.

15. Ч.Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных. Собрание сочинений в 9-ти томах, изд. АН СССР, том 5,1953 г.

16. Е. Синицын, О.Синицына Гениальность и психопатичность. http://www.s-genius.ru

17. К.Г.Юнг. Психология и поэтическое творчество. Минск. 2003 г.

18 Там же

19. А.Камю. Миф о Сизифе

20. Там же

21. В.П.Эфроимсон "Гениальность и генетика". М.1998 г.

22. Михаил Голубовский. Гений и генетика. http://www.vestnik.com/issues/1999/0316/win/golubov.htm

23. О.А.Кривцун. Эстетика. http://www.deol.ru/users/krivtsun/aest31.htm



07.12.2009
www.viperson.ru



viperson.ru
ulduz.su

Док. 615113
Перв. публик.: 07.12.09
Последн. ред.: 05.06.13
Число обращений: 0

  • Публицистика

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``