В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Абрамов: Лесостепь Назад
Виктор Абрамов: Лесостепь
Территория, которую ныне занимают Омская и Томская область, была заселена человеком еще в доисторические времена. В историческое время эти земли пережили движение по ним многочисленных народов. Древнеугорские племена прожили здесь вплоть до 4-5 веков нашей эры, после чего двинулись на запад.
В средние века степи и леса юга Западной Сибири стали пристанищем для кочевников. С распадом Золотой Орды началось формирование новых государственных объединений, одним из которых было Сибирское ханство, о ранней истории которого осталось очень мало исторических источников. Сибирский юрт имел большое значение для Орды еще в период ее расцвета. При распределении улусов Батыем Сибирь была закреплена за двумя его братьями - Шайбаном и Орда-Иченом с правом передачи управления их потомкам. Огромные сибирские богатства привлекали внимание монголо-татарских правителей. Южные степи Сибири были благоприятны для основного занятия кочевого населения - скотоводства, а север - для прибыльного охотничьего промысла (рыба, дичь, пушнина), формировавшего налоговые поступления в казну ханства. Кроме того, кочевники пользовались и выгодным географическим положением Сибири на пути караванной торговли между Россией и Китаем.

Столицей Сибирского ханства было городище Сибирь-Искер, возникшее, по мнению историков, в 12 веке. До сих пор у специалистов нет уверенности в том, является ли "Сибирь" названием страны или города, поскольку в одних и тех же источниках она упоминается и в том и в другом значении. Приставка "Искер", обозначающая "старый юрт, город", появилась в связи с переносом столицы в новый город, которым, скорее всего, стала Тюмень в третьей четверти 13 века. Появление земледелия, рост городов и ремесленного производства привели к возможности обособленного функционирования Сибирского юрта и образованию Сибирского ханства в 15 веке.

В 16 веке данное государство занимало весьма значительную территорию: от восточных склонов Уральских гор, захватывая бассейны рек Оби и Иртыша. На западе в районе реки Уфы оно граничило с Ногайской ордою, на Урале - с Казанским ханством, на северо-западе с Пермью. На севере его граница простиралась вплоть до Обского залива. Такая огромная территория была слабо заселена и сильно зависела от поставок предметов обихода и земледелия из Средней Азии. Распад сибирского ханства и активное заселение Сибири русскими начались в конце 16 века, после военной кампании Ермака, разгромившего сибирского хана Кучума. Закрепление здешних мест за российской империей потребовало строительства форпостов, и в 1586 году появляется крепость Тюмень, в 1587 г. - Тобольск, в 1594 г. в устье реки Вагай был основан г. Тару, через год - Обдорск (Салехард). Заселение начиналось с севера, т.е. в первую очередь осваивались леса, а степи оставались в распоряжении воинственных кочевых племен, еще длительное время досаждавших набегами жителям городов-крепостей.

В 1604 по указу Бориса Годунова на томскую землю, принадлежавшую тюркскому князю Тояну, принявшему русское подданство, был отправлен большой отряд казаков для постройки города-крепости. Острог был поставлен на выступе берега р.Томи, с трех сторон обрывистом, прикрытом с востока топкими болотами, а с юга р. Ушайкой. Томская крепость способствовала укреплению влияния России в Сибири, отсюда также совершались экспедиции в Монголию, Китай и на тихоокеанское побережье. С возникновением вскоре Красноярска и Енисейска пограничное значение томской крепости уменьшилось.
Развитие путей сообщения между Центральной Россией и Сибирью дало толчок к развитию многих сибирских городов. В 1738 году в Томске, находившемся на Московско-Сибирском тракте, открывается ямская служба, через которую проходило движение товаров. Для обслуживания транспортных потребностей появляется многочисленная армия ремесленников, ямщиков, кузнецов, строятся постоялые дворы и склады. Город стал расти как на дрожжах.

В начале 19 века по указу императора Александра I образуется новая губерния, в которую вошли сегодняшние территории Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской, Восточно-Казахстанской, Томской областей и части Красноярского края. Центром губернии стал Томск, до этого момента входивший в состав то Сибирской губернии, то Енисейской провинции, то Тобольской губернии. Началось каменное градостроение, появляются органы управления, активно строятся церкви, богоугодные и учебные заведения. Развивается местная промышленность - винокуренная, кирпичная, лесопильная, мельничная, а также торговля хлебом, солью, рыбой, вином, медью, кожей, кедровыми орехами и пушниной. Сибирское масло, которое успешно конкурировало на международном рынке с лучшими сортами голландского и датского, производилось главным образом в Томской губернии, на чью долю приходилось около 60 % всего российского экспорта масла. Быстрому росту Томска способствовало и открытие в 30-х годах 19 века золотых приисков в Мариинской тайге. Большую роль в росте населения города и губернии сыграло и то, что Томск стал местом политической ссылки (почти каждый пятый житель был из ссыльных) и переселения крестьян после реформы 1861 года.
Активно развивалась лесная промышленность. По данным 1887 года, деревообрабатывающими промыслами в томской губернии занимались 4 465 крестьянских семей.

В конце 19 века через губернию проложили Сибирскую железную дорогу, которая прошла из-за болотистых мест южнее Томска. Кстати, данный факт стал решающим в жизни поселка Новониколаевска, будущего Новосибирска, ставшего крупным транспортным узлом на территории губернии. Томск был связан с ним железнодорожной веткой, и удаленность от главной дороги отрицательно повлияла на темпы его экономического развития.
Но главным богатством, которым может похвастаться город и сегодня, стал его интеллектуальный потенциал. В 1888 году открывается первый в Сибири университет - Томский. Через 12 лет появляется Технологический институт, после него - медицинский, строительный и педагогический. При университете создаются больницы и бактериологический институт. В начале 20 века в Томске было 104 учебных заведения, а во всей губернии - 483.
В центре города было проведено электричество, телефон, водопровод и центральное отопление. В 1911 году население составляло 110 тыс. человек, было зарегистрировано 1001 организация торговли и 189 промышленных предприятий.

Поскольку Томская земля славилась своими запасами кедра, в 1912 году царское правительство организовывает в Томске фабрику, которая пилила кедровые дощечки для производства карандашей в России и за рубежом. Томская карандашная фабрика существует и сегодня, хотя переживает в последние годы не лучшие свои времена, разделив участь большинства томских предприятий лесопромышленного комплекса (о его состоянии читайте ниже, а о Томской "карандашке" - в следующем номере). В 1913 году население губернии насчитывало 3,9 млн чел., а площадь ее равнялась 800 тыс кв. км.

После революции Томск потерял былое губернское значение, поскольку стал одним из многочисленных городов Сибирского, а затем и Западно-Сибирского края. В 20-30-е годы особых изменений в экономической картине города не происходит. Основные промышленные предприятия: весовой завод, швейная и макаронная фабрики, фабрика карандашной дощечки, молокозавод, завод Металлист. Большая часть предприятий занималась добычей и переработкой местных природных ресурсов - заготовкой, перевалкой и пилением леса, консервированием рыбы, производством дегтя. В 1937 году Томск стал областным городом в составе Новосибирской области.
Пятилетка обошла Томск, однако это никоим образом не повлияло на наращивание интеллектуального потенциала томичей, к началу ВОВ каждый двенадцатый его житель получал образование в ВУЗе.

Во время войны в город были эвакуированы многие оборонные предприятия, давшие начало новому витку развития промышленности, появились электротехническая, оптико-механическая, резинотехническая отрасли, увеличили объемы производства легкая и пищевая промышленности, машиностроение и металлообработка.
В 1944 году правительством было принято решение об образовании Томской области. В послевоенное время Томск приобретает славу центра ядерных исследований и производства, в связи с чем становится закрытым городом вплоть до 1991 г. Сибирский химкомбинат в 1953 году выпускает первую партию обогащенного урана, а через пять лет на его базе появляется первая в Сибири атомная электростанция, вокруг которой образуется городок, населенный учеными и обслуживающим персоналом - Северск ( в нем сегодня проживают приблизительно 120 тыс человек). Открывается Томский научный центр РАН.
В начале 60-х начинается разработка месторождений и газа. Первая нефть была добыта на Соснинском месторождении около села Александровское, вскоре возникает нефтепромысловое управление ТОМСКНЕФТЬ, строится нефтепровод Александровское - Анжеро-Судженск и газопровод Нижневартовск-Парабель-Кузбасс.

Сегодня нефтедобыча и химия являются определяющими отраслями в экономике региона, причем в ряде районов области нефтедобывающие предприятия - единственные рентабельные производства, а потому налицо зависимость экономики от колебаний на нефтяном рынке. В конце 90-х в Томской области начато осуществление комплексной программы по развитию газодобычи, предусматривающей освоение месторождений газа на севере области в целях обеспечения потребностей области в газе и сырьем Томского НХК.
В Томске более 25% населения обладают высшим образованием, и интеллектуальный потенциал рассматривается как значимый фактор экономического роста региона путем расширения масштабов деятельности в научно-технической сфере.

На промышленных предприятиях области трудятся 28% занятых, создается почти 60% валового внутреннего регионального продукта. Костяк промышленности составляют 200 крупных и средних предприятий. Машиностроительная отрасль, некогда занимавшая второе место в экономике Томска, теперь переживает спад, поскольку в прошлом она была ориентирована на потребности ВПК. В последние годы с ростом конверсионных производств ситуация в машиностроении стабилизируется.
В критическом состоянии находится еще одна, в прошлом регионообразующая отрасль - лесная. С распадом системы Минлеспрома предприятия Томского ЛПК одно за другим оказались в состоянии банкротства, и сегодня ситуация в лесном хозяйстве вызывает серьезные опасения как в российском правительстве, так и в природоохранных организациях. По данным журнала "Российский предприниматель" в доперестроечные времена каждый восьмой кубометр леса в стране был томским. Более 26% запасов древесины Западной Сибири находилось на территории Томской области. При сравнении региона с Финляндией выясняется, что Томску принадлежит мировой рекорд по объему лесов на душу населения - 18,6 га/чел., в то время как в Финляндии данный показатель составляет 4,03 га/чел. Однако в 2001 году на одного финна от продажи лесопродукции пришлось 6 000 долл. США, а на одного жителя томской области - всего 18.

В настоящее время объемы лесозаготовок в области упали до уровня 1936 года. Доля лесной и деревообрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства сократилась с 18 до 1,7%, а численность работающих в отрасли - с 40 000 до 7 000 чел. Сегодня убыточны 72% предприятий ЛПК, некоторые обанкрочены и распроданы. А эксплуатационные запасы древесины области оцениваются в 1,5 млрд кубометров, что превышает в пять раз запасы томской нефти. Причина отсутствия мер по реанимации потенциально высокорентабельной отрасли достаточно проста - интерес нелегального бизнеса. Поскольку учет вырубки ведется лишь на 50 крупных и средних предприятиях, большое количество частных предпринимателей производит бесконтрольную вырубку, обработку и вывоз леса.

По неофициальным данным лесом в области занимаются 564 фирмы. Помимо омских компаний нелегальную вырубку леса ведут с восточной границы области и предприимчивые жители Красноярска. Интересно, что состояние лесной отрасли региона практически не изменилось с начала 19 века, историки описывали сложившуюся на тот момент ситуацию следующим образом: "...огромные лесные богатства Сибири, в том числе и Томской губернии, в период капитализма были практически не исследованы, лесное хозяйство не обеспечивало охраны и контроля за лесопользованием. Бесконтрольные вырубки, пожары привели к истощению или уничтожению наиболее доступных лесных массивов у больших городов, в верховьях и вдоль больших рек. Добыча леса велась хищнически, примитивными способами. Лесообработка, за исключением спичечного и лесопильного производства, находилась на низших ступенях развития. Отрасль не располагала еще значительными кадрами, хотя формирование постоянного контингента рабочих уже началось как в лесодобыче, так и лесообработке, особенно на крупных фабриках. Географические условия были не во всем благоприятны. Наиболее обширные и ценные лесные массивы севера губернии оставались недоступными из-за слабости транспортных средств и характера течения рек. Спрос на лес и объем лесозаготовок, безусловно, увеличивался, хотя это и невозможно подтвердить прямыми статистическими данными, поскольку учета вырубленных площадей, объема заготовок в России не велось...". А нынешнее местное лесное правительство уповает на иностранные инвестиции и федеральное финансирование поддержки Томского ЛПК.

В Томской области работают 5 000 предприятий малого и среднего бизнеса и 25 000 ПБОЮЛ, сосредоточенных главным образом в Томске и Стрежевом. Основная часть малого бизнеса занята в строительстве, торговле и промышленности (лесной, металообрабатывающей и машиностроительной).
Область может похвастаться достаточно развитой банковской системой, состоящей из местных банков и филиальной сети московских финансовых институтов. Тоже можно сказать и про рынок страховых услуг.

На территории области 16 районов и 6 городов, а также 2 поселка городского типа. Численность населения - свыше 1 млн человек, причем около половины населения проживает в Томске. Плотность заселения по территории региона неравномерна, в отдаленных северных районах она составляет не более 0,3 чел/кв.км.
Соотношение городского и сельского населения: 2 к 1. Каждый четвертый житель области - пенсионер.

Герои офисных миров.- канцелярские компании Томска
Интеллектуальный город требует от предпринимателей, обслуживающих его нужды, интеллектуального подхода к формированию ассортимента товаров и услуг. С одной стороны, высокий уровень образования и неизменная тяга к нему томичей обеспечивают стабильный рост продаж канцелярской и офисной продукции, более легкое восприятие населением обращений к рациональным мотивам покупок (они больше, чем в среднем по России, готовы голосовать "рублем" за качество), но, с другой стороны, данный факт ставит перед операторами регионального рынка непростую задачу изобретения все новых и новых изощренных методов привлечения и поддержки клиентов. К сложностям работы на "интеллектуальном" рынке добавляются географическая отдаленность Томской области от основных трансконтинентальных путей сообщения, его относительная закрытость для внешнего мира, суровость климатических условий, зависимость от Северного завоза и высокая стоимость энергоресурсов.

На протяжении десятилетия "открытости" различные компании вырывались в лидеры томского канцелярского рынка, и на сегодняшний день его "костяк" составляют, по оценкам, 7-10 компаний, хотя некоторые из них, по тем или иным причинам, в последнее время более активно развивают неканцелярские группы товаров, а канцелярия перешла в разряд их сопутствующего ассортимента. В связи с этим в рамках данного материала мы остановимся на 4 (не считая одного производителя) ведущих патриотах канцелярского бизнеса, а в конце статьи перечислим те компании, которые еще недавно состояли в числе активистов регионального канцдвижения, но в настоящий момент в большей степени ориентируются на другую офисную продукцию.

Начнем с гордости томского канцелярского рынка и не только - ТОМСКОЙ КАРАНДАШНОЙ ФАБРИКИ. Как мы упоминали в исторической части обзора Томской области, фабрика по распилке кедровых дощечек для производства карандашей была организована в Томске еще в 1912 году. В 1934 году Томская фабрика обрела собственное мощное карандашное производство и стала одной и двух в СССР фабрик, выпускавших химические карандаши, а также профессиональные наборы для архитекторов. Несмотря на собственное производство, Томская "карандашка" продолжала поставлять кедровую дощечку на другие карандашные фабрики страны и за рубеж.

С постепенным развалом госпредприятий и развитием предпринимательства в 1990 г. фабрика преобразовалась в кооператив, затем через три года она обрела статус ЗАО, в котором акционером стал ее трудовой коллектив. Предприимчивое руководство ЗАО активно организовывало совместные предприятия с участием иностранного капитала для экспорта ценящихся во всем мире томских кедровых дощечек. Криминализация российского общества того времени имела фатальные последствия для карандашной фабрики, являвшейся лакомым кусочком для криминалитета: в 1994 г. был застрелен руководитель фабрики Анатолий Сухарев. После данного события финансовое положение производителя начало день ото дня ухудшаться. На начало 1997 года фабрика имела неудовлетворительную структуру баланса и бюджетные долги в размере 5,5 млрд рублей.

В связи с этим территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности и банкротству подало в арбитраж иск о признании АОЗТ ТОМСКАЯ КАРАНДАШНАЯ ФАБРИКА банкротом. В мае 97-ого на фабрике было введено внешнее управление. Несмотря на его неэффективность, кредиторы предприятия в феврале 1998 г. обратились в суд с просьбой о продлении срока внешнего управления на полгода. В конце года интерес к карандашному производству проявила Группа ФОКС, обладавшая положительным опытом восстановления деятельности нескольких канцелярских предприятий. Руководство компании представило рабочий план по выводу фабрики из критического состояния и погашению ее долгов. Для реализации данного проекта ФОКС образовало ООО ТОМСКИЙ КАРАНДАШ, которое арендовало производственные мощности фабрики.

Договор купли-продажи был подписан на сумму в 18 млн рублей и подлежал исполнению в течение конкурсного производства до конца 1999 г. Однако, внезапная гибель одного из глав группы остановила завершение сделки. Руководство ФОКС посчитало нецелесообразным приобретать фабрику, поскольку на тот момент выяснилось, что сумма пеней по ее налоговым долгам составила 38 млн. рублей, превысив основной долг в бюджет более чем в 2 раза. ТОМСКИЙ КАРАНДАШ группой ФОКС был продан. В январе 1999-го кредиторы отправили в арбитражный суд прошение о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства (распродажи имущества для погашения долгов). Суд принял во внимание, что задолженность предприятия достигла крупной суммы, оборудование физически изношено, и признал фабрику банкротом, назначив конкурсного управляющего.

В сентябре 2000 года конкурсным управляющим Томской "карандашки" заключается договор купли-продажи с томской фирмой СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО (кроме нее приобрести фабрику изъявили желание ТД КАРАНДАШ и региональная финансовая компания), которая за 3 млн рублей выкупила долги предприятия энергетикам. В это же время фабрика останавливается, растут долги по заработной плате. Около 600 человек остаются без работы, производственная база приходит в упадок, запасы сырья и материалов расхищаются. ТОМСКИЙ КАРАНДАШ, в который была переведена часть работников предприятия, признан банкротом. 170 работников "карандашки" пишут петицию губернатору области с просьбой сохранения рабочих мест, которые они боятся потерять в результате аукциона. Трудовой коллектив в январе 2001 г. принуждают уволиться из ТОМСКОГО КАРАНДАША и перевестись в СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО.

Как раз в это время в территориальное агентство по несостоятельности поступает предложение о покупке ТОМСКОЙ КАРАНДАШНОЙ ФАБРИКИ от КАРАНДАШНОЙ ФАБРИКИ им. КРАСИНА. На этом многострадальный путь Томской "карандашки" заканчивается. По сведениям местной прессы, по поручению фабрики им. Красина в ноябре 2001 г. было организовано новое предприятие - СИБИРСКАЯ КАРАНДАШНАЯ ФАБРИКА. Инвестором и соинвесторами запущена линия по переработке леса до карандашной дощечки, заключены договоры с Томским лесным хозяйством на поставку кедра, начали свою работу карандашные цеха. Фабрика была дооснащена оборудованием, получила оборотные средства, была произведена реорганизация производства, большее внимание стало уделяться ассортименту выпускаемой продукции, были выдвинуты более высокие требования к качеству.

За год фабрика перерабатывает более 20 тысяч кубометров высококачественной древесины кедра, объемы переработки планируется довести до 80 тысяч. Поскольку промышленные запасы кедра в Томской области заканчиваются, фабрика ведет поиск источников сырья в Красноярском крае и на Алтае. Постоянная работа над дизайном изделий, применение новых технологий и собственных уникальных разработок, а также модернизированное производство позволяют выпускать ежемесячно более 21 млн карандашей. Корпус из древесины сибирского кедра обеспечивает прочность и долговечность карандашей, усовершенствованные технологии производства грифеля гарантируют высокую насыщенность цвета и гладкое письмо. В ассортименте СИБИРСКОЙ КАРАНДАШНОЙ ФАБРИКИ есть карандаши цветные и чернографитные для чертежных и художественных работ, карандаши для детей и школьников, в том числе и экономичной категории длиной 137 мм. Карандаши марок КОНСТРУКТОР, СИБИРСКИЙ КЕДР выпускаются в красочной упаковке и имеют несколько градаций длины и жесткости.

Остается только порадоваться за фабрику, которая буквально "восстала из пепла" благодаря разумной и созидательной политике ее инвесторов и соинвесторов, еще более приятно, что помощь она получила от коллег по канцелярскому бизнесу.
Теперь перейдем к описанию торговых предприятий региона.

Один из ведущих операторов томского рынка офисных товаров - Торговый Дом КАРАНДАШ, в прошлом - семейное объединение 4-х человек. По признанию коммерческого директора компании Евгения Чаврова, "будь другое время, может, никогда и не узнали бы о дремлющей предпринимательской жилке. Социальная и экономическая неразбериха оказались почвой и катализатором для проверки себя, своих возможностей. Начинали, как все, с розничной торговли, причем с очень маленьких объемов. Большим было только желание обеспечить себя работой и средствами к существованию. К десятилетнему рубежу пришли со слаженной, грамотной и динамичной командой, 2 офисами для обслуживания оптовых и корпоративных клиентов и разветвленной сетью розничных отделов".
Компания старается пропорционально развивать направления розничных и оптовых продаж, а также корпоративного обслуживания организаций, причем, по мнению руководства, с экономической точки зрения, нельзя остановиться на одном из этих сегментов, как на самом выгодном, наиболее прибыльным является именно их сочетание.

Ассортимент ТД КАРАНДАШ изобилует товарами, произведенными в России и СНГ. Причина: продукция, которую выпускают сегодня ЛУЧ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, АЛЕКС, СТАММ, ПАРУС, ПОЛИГРАФИКА, СЗЛК - качественная и красиво оформленная, что соответствует интересам покупателей компании. Достаточно широко и предложение импортной продукции, в большей степени ориентированной на корпоративного клиента - NAZARENO GABRIELLI, RAPID, ZEBRA, PENTEL, TRODAT, RAPESCO, KOH-I-NOOR, CENTROPEN, PROFF, ERICH KRAUSE, KORES. Последние 2 года ТД КАРАНДАШ осваивает рынки бизнес-сувениров и элитной канцелярии, в настоящее время представленные в ассортименте компании марками LERCHE, DALVEY, EL CASCO, MONTEGRAPPA.

Розничная сеть ТД КАРАНДАШ состоит из 16 торговых отделов, включая 2 собственных магазина. "Товары будут продаваться в том случае, если потребности людей хорошо изучены и удовлетворяются лучше, чем конкурентами". Это современная концепция, требующая от исполнителей высокой квалификации. В ТД КАРАНДАШ есть "заклинание", которое учат новички и повторяют старые сотрудники: "Клиент всегда прав".

Вера Барабанова, заместитель генерального директора компании: "Для обеспечения конкурентного преимущества недостаточно предлагать лишь традиционный пакет услуг, который могут себе позволить многие фирмы - например, использование средств связи для сокращения времени оформления заказа, 100% его исполнение, бесплатная доставка. Все больше людей предпочитают использовать для расчета пластиковые карты, поэтому логичным шагом стала установка POS-терминала в наших местах продаж. Линия элитной канцелярии требует от клиента единовременного вложения достаточно крупных средств, что не всегда удобно. Теперь покупатель при приобретении дорогой продукции в ТД КАРАНДАШ в течение двух часов может оформить экспресс-кредит".

Компания считает самым большим своим достижением "золотой список" клиентов, которые доверяют ей на протяжении уже 10 лет. 1,5 года назад ТД КАРАНДАШ открыл розничный магазин торговой площадью в 280 кв.м, с привлекательными витринами, упорядоченным ассортиментом, дружественным и компетентным коллективом.
Но, говоря о достижениях своей компании, Евгений Чавров отмечает: "Уверен, лучшее время - еще впереди".

Торговый дом КАНЦЛЕР (ООО КОНСУЛ-Т) начал свою работу на рынке канцелярских товаров города Томска в 1997 году с открытия мелкооптового магазина, где в основном были представлены канцтовары школьного назначения, всего около 100 наименований. Сегодня ассортимент компании насчитывает около 3500 позиций школьной и офисной продукции, а основные направления деятельности ТД КАНЦЛЕР - оптовая продажа бумаги и канцтоваров и корпоративное обслуживание организаций Томска и области.
Марочный портфель фирмы сформирован известными отечественными и импортными торговыми марками: PILOT, REGAL, KOSCOM, GMV, ERICH KRAUSE, KOH-I-NOOR, CENTROPEN, CARIOCA, CITIZEN, CASIO, TRODAT, EXPERT, LIMPOPO, SANAKO, SOBKOVSKI LINE, PMP, ZOOM, DATA COPY, NORD, SVETOCOPY, BALLET, СНЕГУРОЧКА, УНИПЛАСТ, ЛУЧ, АЛЬБАТРОС, ГЛОБУС, ЭКСМО и др.
В ассортименте помимо традиционных канцелярских принадлежностей присутствуют компьютерные аксессуары, носители информации, фотоальбомы, элементы питания, упаковочные материалы и новогодние украшения.

Деятельность одного из первопроходцев канцелярского рынка Томска - Объединения РУСУНИВЕРСАЛТОРГ (ООО ПАПИРУС) - начиналась десять лет назад с торговли карандашами Томской Карандашной Фабрики, и не только на территории Томска, но и по всей стране. Компанией были налажены взаимоотношения со многими областными базами системы КУЛЬТОРГ. Однако, вскоре РУСУНИВЕРСАЛТОРГ почувствовал необходимость расширения ассортимента и решил обратиться к питерским поставщикам. Были установлены хорошие деловые связи со СВЕТОЧ, СОЮЗ, ПОЛИНОМ, И. БЕРМАН-ПЕТЕРБУРГ и многими другими. Эти отношения продолжаются и по сей день, так, например, РУСУНИВЕРСАЛТОРГ является эксклюзивным представителем торговой марки PILOT на территории Томской области. В дальнейшем география поставщиков компании продолжала стремительно расширяться. Сегодня ассортимент продаваемых РУСУНИВЕРСАЛТОРГ товаров насчитывает несколько тысяч наименований, фирма осуществляет оптовую торговлю на территориях Томской и частично соседних областей. Имеется два оптовых отдела, производится корпоративное обслуживание клиентов. В Томске и за его пределами компанией открыто порядка двадцати магазинов и отделов с использованием торговой марки КАНЦЕЛЯРСКИЙ МИР, а также несколько специализированных отделов для профессиональных чертежников и художников.

В последнее время РУСУНИВЕРСАЛТОРГ активно развивает направление подарков: организован ряд крупных отделов по розничной продаже бизнес-сувениров, кожгалантереи и подарочных ручек. По признанию менеджера компании Елены Савчук, ассортимент деловых сувениров в этих отделах пользуется большой популярностью у покупателей. В дополнение к подаркам получила широкое развитие и торговля подарочной упаковкой, карнавальной продукцией и украшениями для стола производства HERLITZ и PAP STAR.

Ежегодно в канун новогодних праздников РУСУНИВЕРСАЛТОРГ производит оптовую продажу и открывает несколько крупных розничных точек по торговле новогодними товарами и пиротехникой. Фирма тесно сотрудничает с Львовским заводом по производству стеклянной елочной игрушки, продукция которого считается одной из самых красивых в Западной Европе. Это позволяет компании осуществлять оптовую торговлю данным товаром по всей Сибири по вполне конкурентоспособным ценам.

Поскольку Томск является в большой степени студенческим городом (в городе находится шесть Университетов), спрос на канцелярские товары год от года растет, и данная товарная группа будет постоянно востребована. Поэтому РУСУНИВЕРСАЛТОРГ планирует дальнейшее развитие ассортимента продукции и услуг, для успешности чего у него есть все предпосылки: обширные складские и торговые площади, грамотный трудолюбивый коллектив, замечательные партнеры по бизнесу и авторитет, заработанный за 10 лет, как говорится, безупречной работы.

В конце 1990 года в Томске появляется компания БЭСТ, первоначально занимавшаяся программным обеспечением и ремонтом компьютеров. Данное направление, а именно внедрение программ автоматизации бухгалтерского учета "1С", до сих пор присутствует в деятельности компании. В 1992 году, памятном "освобождением" цен и последующим пересмотром заказчиками своих приоритетов, БЭСТ решает заняться торговлей. Самым близким товаром оказалась бумага для матричных принтеров. Потом в ассортимент были включены: бумага для письма, для оргтехники, для полиграфии, канцелярские товары для офиса и, наконец, потребительская канцелярская продукция. Сразу была взята ориентация на работу с корпоративным клиентом, хотя БЭСТ осуществляет и оптовые продажи. При офисе функционирует розничный магазин площадью 60 кв.м.

В марочном портфеле бумажной продукции компании лидируют по объемам продаж SVETOCOPY, MAESTRO GUTTENBERG и ZOOM. Растет спрос на окрашенные в массе бумаги FLYING COLORS и специальные бумаги XEROX COLOTECH. Из канцелярских торговых марок в обороте БЭСТ наибольшую долю занимает ERICH KRAUSE . Достаточно популярны у потребителя товары PILOT, RAPID, FABER-CASTELL, CENTROPEN, ГАММА, СТАММ. Приятно отметить, что покупатели KORES оставались верны этой марке даже в кризисном 1998 году.
С первой введенной компанией системой автоматизации торговли в 1994-95 гг. была заложена прозрачная система скидок от совокупного оборота, ориентированная на постоянных покупателей. Большое внимание уделяется рационализации и оптимизации складского хозяйства.

Виктор Абрамов, директор БЭСТ, о достижениях своей компании: "Основное - доверие клиентов. Не менее важным считаю сложившуюся команду квалифицированных специалистов. Из более овеществленных достижений - конечно, переезд в собственный офис в 1998 году. После смены четырех мест аренды это сильно стабилизировало деятельность".

В семерку "смелых" канцелярщиков-томичей, помимо вышеуказанных компаний, входят: МЕРКУРИЙ-ТОМСК (ныне больше известная фирма на томском рынке офисной техники, канцтовары - сопутствующий ассортимент), ПИРС (ведущий оператор бумажной отрасли Томска), РОСОПТОРГ (до недавнего времени входившая в пятерку канцелярских лидеров). И, наконец, следует отметить относительно новую на томском канцелярском горизонте компанию, организованную бывшим учредителем другой канцелярской фирмы - ОФИС ЛАЙН, которая специализируется в основном на корпоративном обслуживании.

Местные операторы о канцелярском рынке Томска

Вера Барабанова, заместитель генерального директора ТД КАРАНДАШ:
"Конечно, это совершенная конкуренция, много продавцов, неограниченный вход на рынок. Томск - интеллектуальный город с большим количеством высших учебных заведений, вечный студент... Динамичный, хорошо разбирающийся в новинках, подверженный влиянию моды, строго соблюдающий пропорцию "цена - качество".
Товарное предложение предостаточное, в чем-то даже перенасыщенное. 7 крупных и более 20 мелких компаний бороздят рынок города с населением немногим более полумиллиона человек. Географически расположенный на "краю земли" и лишенный наземного сообщения с северными районами, Томск как рынок уже сложился.
На протяжении нескольких последних лет новосибирские фирмы пытаются открывать свои филиалы в Томске. В прошлом испытавшие давление московских компаний, набравшись опыта, пытаются делать тоже самое в соседних регионах: Томске, Кемерово, Барнауле. Появление новых конкурентов подстегивает к еще более пристальной оценке своих действий и не только в плане ценообразования и ассортиментной политики".

Евгений Липин, директор ТД КАНЦЛЕР:
"Возросший в последнее время уровень покупательной способности населения повлиял на спрос на более качественные и дорогие товары. Дополнив наш ассортимент товаров массового потребления продукцией более высокого качества, мы получили еще одно конкурентное преимущество. А конкуренция на рынке канцтоваров в Томской области - достаточно серьезная (около 10 активных канцелярских фирм на 700 000 жителей), плюс отрицательно сказывается отдаленность Томска от транспортных путей Западно-Сибирского региона, в отличие от Новосибирска".

Виктор Абрамов, директор компании БЭСТ:
"На мой взгляд, в Томске высоко конкурентный канцелярский рынок. Это ведет к работе с минимальными наценками при оказании максимального пакета услуг. В целом, как и в других регионах, в Томске в предпочтениях покупателей отмечается сдвиг к качественным товарам. В потреблении белой офисной бумаги вновь, как и в 1998 году, растет доля отечественной. Но теперь этот прирост объясняется признанием качества, а не недостатком средств на закупки.
Последний год администрация области и города перешли к конкурсной системе распределения заказов на канцелярию. Не могу не приветствовать этого одновременно как налогоплательщик - экономятся бюджетные деньги - и как предприниматель - для всех устанавливаются одинаковые правила игры".

www.officefile.ru

1998 г.

Док. 614961
Перв. публик.: 07.12.98
Последн. ред.: 07.12.09
Число обращений: 0

  • Абрамов Виктор Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``