В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Когда гаишник не прав Назад
Когда гаишник не прав
О том, как водитель может обжаловать решение автоинспектора, рассказывает начальник УГИБДД Московской области Сергей Сергеев

Ужесточение правил и массовые решения судей о лишении прав по новым суровым нормам КоАП породили у водителей ложное представление о том, что спорить с автоинспектором безнадежно. Даже если уверен в своей правоте и его ошибке.

Один из самых известных гаишных руководителей- начальник УГИБДД Московской области Сергей Сергеев по просьбе читателей "РГ" разъяснил, в каких случаях и как можно опротестовать мнение инспектора на дороге.

- Наши водители - не бессловесные, они любят спорить и доказывать свою правоту. Одна беда - правовой грамотности часто не хватает. Но мнение инспектора - не истина в последней инстанции,- поясняет генерал Сергеев,- и оспорить его можно всегда.

Как "Отче наш"

Первое, с чего начинается общение водителя и инспектора, - это представление гаишника. Водители, как показывают опросы, присланные в редакцию, очень внимательно следят за этой фазой общения. Как гаишник отдал честь, что сказал, не пытается ли скрыть номер жетона? И уже на этой стадии иногда между водителем и инспектором возникают разногласия. Водители интересуются, как сотрудник ГИБДД должен представляться, какой "пакет" документов должен быть у сотрудника ГИБДД для подтверждения его нахождения вне стационарного поста. Инспекторы же, как правило, ограничиваются отскакивающими у них от зубов заученными фразами.

По мнению генерала Сергеева, в этом случае инспекторы, как правило, всегда правы. Они хорошо проинструктированы и повторяют слова стандартного представления как "Отче наш" по многу раз в день. А вот в дискуссии с водителем по этому поводу им, как правило, вступать лень. И, кстати, в этом случае гаишники тоже правы. Всем хотелось бы, чтобы люди в форме были и ласковы, и учтивы, и терпеливы по максимуму, но по закону, говорить сверх положенного их заставить не может никто.

По мнению Сергеева, ни о каком пакете документов, который гаишник должен якобы иметь с собой, речи не идет. В Правилах дорожного движения и установлениях о дорожно-патрульной службе сказано, что сотрудник должен представиться, назвать четко свое звание, фамилию и подразделение, а также основание для остановки транспортного средства. Из документов у автоинспектора должен иметься нагрудный знак и при требовании водителя возможно предъявление служебного удостоверения. Сотрудник должен быть экипирован в соответствующую форму одежды.

О чем забывают гаишники

Самое важное, о чем большинство водителей даже не догадываются, многие гаишники "забывают" в диалоге на дороге. Забывают сознательно, что должны по служебной инструкции после принятия "карательного" решения рассказать человеку за рулем о порядке обжалования своих собственных действий.

Что же до места проверки, то по закону о милиции сотрудник автоинспекции имеет право и даже обязан пресекать любые нарушения независимо от своего местонахождения и принадлежности к тому или иному подразделению.

Если же инспектор, остановив машину, отказывается представляться, забывает проинформировать водителя о праве и процедуре на обжалование, то нужно позвонить на "горячую линию" телефона доверия своего региона либо сообщить о неправомерных действиях инспектора в управление собственной безопасности милиции. Чтобы долго не искать эти телефоны, достаточно набрать на сотовом телефоне две цифры 02 - там вам обязаны подсказать, что делать дальше.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться водители, - это попытки напугать шофера, чтобы он стал более податливым. Как показывает практика, инспектор может пригрозить выписать повестку в суд. Есть случаи, по крайней мере так утверждает один наш читатель, когда инспектор так и сделал.

По мнению Сергеева, если такое происходит, то это противозаконно. Повестку в суд могут выписать только в суде. Инспектор такого права не имеет. Если он угрожает это сделать, то не исключено, что это попытка шантажа и вымогательство взятки.

В такой ситуации генерал Сергеев советует не спорить с инспектором, пусть выписывает повестку. Имея такой документ на руках, можно не только оспорить действия гаишника, но и добиться его наказания.

Есть еще "страшилка", которую иногда пускают в ход недобросовест ные инспекторы против строптивых водителей. Им обещают вызвать на суд в тот регион, где остановили машину. Понятно, если место остановки "по требованию" далеко от дома, то это становится аргументом в пользу того, чтобы договориться "полюбовно".

Генерал разъясняет, что у водителя есть альтернатива рассмотрения материала об административном правонарушении либо по месту совершения нарушения, либо по месту регистрации транспортного средства. Для этого он может подать ходатайство в то отделение ГИБДД, которое его и оформляло. На основании этого ходатайства протокол о нарушении будет автоматически переправлен по месту регистрации его транспортного средства, то есть фактически по месту его жительства, что, конечно, удобнее для водителя.

Находят инспекторы иногда и другие "солдатские" причины, чтобы проверить водителя на испуг. Начинают, например, интересоваться техническим состоянием автомобиля. По закону они не имеют права этого делать. Если у водителя не просрочен талон техосмотра, то инспектору по закону нельзя проверять состояние машины. Но остановить автомобиль инспекторы имеют право. Причем не возбраняется останавливать его как угодно часто. А вот на процедуру проверки документов на дороге по нормам отведено не более трех часов.

Как уточняет Сергеев, обжаловать действия сотрудника ГИБДД можно всегда, если водитель считает, что инспектор не прав. Кроме обращения в суд, любой гражданин может проинформировать местное управление ГИБДД по телефону доверия. Генерал гарантирует, что по каждому факту будет проведена проверка.

Начальник управления ГИБДД по Московской области генерал Сергей Сергеев ответил на вопросы читателей "РГ"



Добрый день!

Как вы относитесь к тому, что сотрудник ДПС не будет разговаривать с водителем вообще насчет нарушения, ограничиваясь только выдачей квитанции. Ведь зачастую ДПС-ники начинают задавать кучу ненужных вопросов, что в ряде случаев и приводит к даче взятки. И что это за практика разговора с водителем в машине ДПС-ников?! Не пора ли отказаться?!

Юра



ОТВЕТ: Водитель вправе остаться в салоне своего автомобиля.

Согласно пункта "Е" ст. 18.4. Приказа МВД РФ N 297 от 20 апреля 1999 года, сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в случае, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов, либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.

В рассматриваемом случае, общение с инспектором ДПС исключить не возможно в связи с тем, что при составлении протокола об административном правонарушении, постановления-квитанции и иных административных документов инспектор ДПС в документе указывает сведения о лице (адрес проживания, контактный телефон, сведения о месте работы), согласовывается дата и место рассмотрения допущенного правонарушения. Также правонарушителю согласно п.3 ст.28.2 КоАП РФ разъясняются его права и обязанности. В случае если в отношении правонарушителя составляется протокол об административном правонарушении, согласно п.4 ст.28.2 КоАП РФ предоставляется право дать объяснения и замечания по содержанию протокола. Уточняется, имеется ли ходатайство о направлении дела для дальнейшего рассмотрения по месту жительства.

В настоящее время в некоторых патрульных автомобилях ДПС установлены специальные технические средства фото-видеофиксации правонарушений. При их применении правонарушитель, согласно п.1 ст. 25.1 КоАП РФ при оформлении допущенного правонарушения вправе знакомиться с полученными материалами.



Уважаемый Сергей Алексеевич!

Приходится ездить на дачу по Новорязанскому шоссе. Предлагаю установить скоростной режим на этой трассе, как для автомагистралей (т.к. движение непосредственно в городе значительно отличается от движения в населенном пункте, а скоростной режим один, да еще знаки устанавливают с ограничением 40 км. час.)

Панова Галина Владимировна



ОТВЕТ: Существующий, в настоящий момент, скоростной режим движения, по вышеуказанной автодороге, соответствует максимально разрешённой скорости движения по автодорогам общего пользования, регламентируемой ПДД РФ, а именно: 90 км/ч - вне населённых пунктов и 60 км/ч - в черте населённых пунктов, через которые она проходит. Указанное ограничение - 40 км/ч введено только в одном месте рассматриваемой автомобильной дороги - в н.п. Старниково, на участке с последовательно расположенными опасными поворотами трассы и в непосредственной близости от Степанщинской средней школы. Необходимость введения данного ограничения вызвана наличием очага ДТП, в том числе и с участием детей, в указанном месте, имевшими место по причине несоответствия динамических возможностей транспортных средств создавшимся условиям движения в связи с появлением пешеходов на проезжей части на участке автодороги с видимостью ограниченной сложным профилем. Введения статуса "Автомагистраль" на а/д М-5 "Урал" (Новорязанское шоссе) принципиально невозможно ввиду несоответствия требований, предъявляемым к автомагистралям Федеральным Законом РФ N257-ФЗ от 8 ноября 2007г в части недопустимости наличия пересечений в одном уровне с иными автомобильными дорогами, железными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками.



Уважаемый Сергей Алексеевич!

Автоматическая фиксация правонарушений с помощью технических средств и привлечение к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ относится только к физическим лицам. Однако, наверное, половина автомобилей в РФ зарегистрирована на юридические лица и различные государственные (муниципальные) ведомства. Каким образом в настоящее время поступают сотрудники ГИБДД, если в качестве нарушителя зафиксирован автомобиль Прокуратуры, милиции, ФСБ, налоговой службы, администрации города (области), Федеральной регистрационной службы, водоканала, ЖКХ и т.п. Направляются ли постановления в адрес этих ведомств (или вы применяете закон избирательно)? Если да, то кому конкретно и какова процедура получения с них штрафа? Каковы последствия неуплаты штрафа за нарушения, совершённые на автомобиле вышеперечисленных ведомств?

Егоров С.Н.



ОТВЕТ: В соответствии с действующим законодательством при выявлении нарушений ПДД РФ специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме процедура привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам, одинакова.



Уважаемый Сергей Алексеевич!

Как Вы могли бы квалифицировать такую ситуацию: гаишник выдает временное удостоверение (за превышение скорости), а затем, не получив взятку, отправляет водителя на освидетельствование по поводу наркотиков (которые водитель никогда не пробовал), через неделю результаты анализов положительные. Что бы Вы могли посоветовать этому водителю?

Евсеев Алексей Викторович



ОТВЕТ: Ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения предусмотрена статьей 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях данные дела уполномочены рассматривать судьи, в процессе рассмотрения дела судья выясняет правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.



Здравствуйте! Я хотел спросить - будут ли приходить штрафы, если камера зафиксирует, что лицо, управляющее автомобилем не пристегнуто ремнем безопасности?

И второй вопрос. Данные камеры должны располагаться открыто, т.е. для всеобщего обозрения, чтобы каждый мог видеть или они могут быть и спрятаны?

Сафиуллин Ринат Ридаилевич



ОТВЕТ: В настоящее время прорабатывается вопрос о создании специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме осуществляющих фиксацию нарушений водителями, не пристегнутыми ремнями безопасности.

Порядок установки камер, осуществляющих фиксацию нарушений ПДД РФ, действующим законодательством не определен.



Здравствуйте, Сергей Алексеевич.

Имеет ли право сотрудник ППС проверять техническое состояние моего автомобиля, если у меня пройден техосмотр. На основании статьи 13.9 приказа МВД N 297 от 20 апреля 1999г. "Не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр". Я живу в г. Пензе и у нас часто останавливают машину для целей, противоречащих указанной статье.

Спасибо.

Сонин Сергей Владимирович



ОТВЕТ: Государственный технический осмотр транспортного средства в соответствии с Постановлением Правительства РФ N880 от 31.07.1998г. организуется и проводится Госавтоинспекцией, а именно службой технического надзора. Контроль за техническим состоянием транспортных средств, в соответствии с наставлением по работе ДПС ГИБДД (приказ МВД N297 от 20.04.1999г.) при надзоре за дорожным движением возложен на инспекторов ДПС. Сотрудники ДПС в соответствии с их должностными обязанностями не имеют право проверять техническое состояние транспортного средства.



Уважаемый, Сергей Алексеевич, имею прописку в Сергиево-Посадском р-не п. Мишутино 20-43, работаю, проживаю фактически в Москве. При обмене водительского удостоверения в Сергиево-Посаде, предоставил все необходимые документы, включая мед. справку установленного образца. Водительскую мед. комиссию проходил в г.Москве около работы (Частное охранное предприятие) м."Белорусская" на ул.Расковой. Телефон, номер лицензии, адрес, голограмма на справке, всё есть. В ГИБДД РЭП Сергиево-Посадского УВД вместо нового В/У выдали временное разрешение 50АА796339, мотивируя свой отказ, что справка выданная в Москве возможно поддельная и они будут её проверять. Правомерно ли действия начальника РЭП Сергиево-Посада? Или у нас каждый майор может трактовать законы по своему усмотрению?

С уважением к Вам, Проскурнин В.Е



ОТВЕТ: В соответствии с требованиями п.15.3. Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД России от 20.07.2000 N782 ...Проверяется наличие и срок действия медицинской справки о годности к управлению транспортными средствами тех категорий, право на управление которыми испрашивается кандидатом в водители.

В Государственной инспекции для информации ведется перечень медицинских учреждений, находящихся на обслуживаемой территории и осуществляющих выдачу указанных справок.

В случае представления медицинской справки, выданной медицинским учреждением, не входящим в вышеуказанный перечень, в это медицинское учреждение или в соответствующее подразделение Государственной инспекции направляется запрос для подтверждения выдачи данной справки.

В соответствии с требованиями п. 41 правил сдачи квалификационных экзаменов, утвержденных Постановлением Правительства России от 15.12.1999 N 1396 ...В случае проведения соответствующих проверок (при представлении документов, вызывающих сомнение в их подлинности, при наличии оснований полагать, что водитель лишен права управления транспортными средствами, и других) заявителю может выдаваться на срок до 2 месяцев временное разрешение на право управления транспортными средствами соответствующих категорий.



Уважаемый Сергей Алексеевич!

Скажите, пожалуйста, как в связи с нововведениями с 01 июля 2008 г. в КоАП РФ будет решаться вопрос об адм. наказании автовладельцев, превысивших установленную скорость движения, что зафиксировано видеокамерой, в случаях если транспортное средство зарегистрировано на юридическое лицо. По главе 12 КоАП РФ адм. ответственность за превышение скорости несут только физические лица.

Где же равенство перед законом?!?!

Далее, как известно, ряд лиц не подлежат привлечению к адм. ответственности, например, судьи и сенаторы. Имеется ли в планах ГИБДД проверять, кому направляется т.н. "электронный штраф"? Или "индульгированным" тоже придется доказывать свою правоту и обращаться в суд за прекращением дела об АПН?!

И еще один вопрос. В зарубежных странах - например, европейским, Турции, большое внимание уделено пропаганде. В связи с этим предупреждающий знак есть перед каждой видеокамерой. Более того, на каждом посту по требованию выдают схему дорог региона, с цветовой окраской макс.скорости движения по той или иной трассе и расположением видеокамер на ней.

Имеются ли меры пропаганды в планах Вашего ведомства? Или только меры наказания?

С уважением, Антон Александрович Шевелевич



ОТВЕТ: В соответствии с действующим законодательством при выявлении нарушений ПДД РФ специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме процедура привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам, одинакова. На второй вопрос отвечу, на подъездах к участку дороги оборудованному системой видеофиксации установлены информационные знаки на желтом фоне с надписью "Внимание-Видеоконтроль".



Сергей Алексеевич!

Где можно узнать информацию о выписанных штрафах автомобилисту.

Поскольку зачастую бывает такая ситуация, что гражданин зарегистрирован по одному месту жительства, а фактически проживает в другом месте, т.е. информацией о направленных ему по почте штрафах он не располагает.

Иванов Роман Владимирович



ОТВЕТ: Информацию об административных правонарушениях можно узнать в подразделениях ГИБДД по месту фактического проживания при предъявлении общегражданского паспорта.



Уважаемый Сергей Алексеевич!

Я живу в микрорайоне Павшинская пойма, недалеко от г.Красногорска. У меня, как и у всех автолюбителей проживающих в этом районе, вызывает недоумение организация въезда в Пашинскую пойму при движении по Волоколамскому шоссе из г.Москвы. Для въезда в район мы должны, толкаясь в пробке, проехать в сам Красногорск за пост ГАИ, развернуться там и ехать обратно. Потеря времени 30-40 минут и лишние километры пути. Поэтому многие вынуждены поворачивать в район через две сплошных, чтобы не терять драгоценное время, что угрожает безопасности движения.

Почему бы не сделать въезд в Павшинскую пойму на светофоре около таможенного терминала "Ирбис"? На мой взгляд это не сложно. Эта мера существенно разгрузит движение на Волоколамском шоссе в сторону Красногорска.

С уважением, Федоров Сергей



ОТВЕТ: Вопрос решения транспортной проблемы микрорайона Павшинская пойма города Красногорск стоит остро уже не первый год.

Сложности транспортного сообщения возникают по причине отсутствия предусмотренной проектом транспортной развязки, строительство которой запланировано в 3-ей очереди возведения этого микрорайона.

Вопрос ускорения строительства запроектированной развязки поднимался неоднократно перед Администрацией Красногорского района и рассматривался на уровне Правительства Московской области, однако в силу уже существующего инвестиционного контракта изменение сроков строительства невозможно, так как сроки строго определены.

После введения в эксплуатацию запланированной развязки в разных уровнях, разворот за постом ДПС на 21 км Волоколамского шоссе будет ликвидирован.



Подготовил Тимофей Борисов
"Российская газета" - Неделя N4811 от 11 декабря 2008 г.

Док. 614714
Перв. публик.: 11.12.08
Последн. ред.: 04.12.09
Число обращений: 0

  • Сергеев Сергей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``