В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессия: коммуникатор Назад
Профессия: коммуникатор
Как рассказал декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский, основной тенденцией журналистского мира на сегодняшний день является выход на первый план вопросов теории коммуникации: "В мире, в отличие от России, учат теории коммуникации, а не журналистике как таковой", - рассказал декан журфака МГУ на форуме деканов факультетов журналистики вузов России и стран Евразии "Глобальное и национальное в моделях подготовки журналистов". На животрепещущий же вопрос "Надо или нет учить журналистике?" [1] Засурский ответил, что этот конфликт существует до сих пор и имеет как сторонников, так и противников. Однако скорее всего ответ на него лежит в трансформации мировой системы образования журналистов, которая будет приобретать другие очертания и становиться более гибкой.

По его словам, самой сильной школой на сегодняшний день является американская школа журналистики - как с точки зрения профессионализма, так и с точки зрения количества самих школ: "В Америке модель обучения очень практична и основана на работе с практиками. Там существует два типа школ - школы журналистики и школы коммуникации. В первых работают профессиональные журналисты, которые зачастую даже могут не иметь степени бакалавра, но являются высокими профессионалами своего дела. Во вторых в основном готовят специалистов по рекламе и PR. Разница между теми и другими существует довольно серьезная, причем, как правило, на рекламщиков не распространяются этические нормы журналиста", - рассказал Засурский. Вместе с тем, в отличие от мировой практики, в России нет разделения на журналистов и рекламщиков, и зачастую и те, и другие специалисты обучаются вместе.

В Европе все более серьезно. Европейская журналистская школа была создана в 50-е гг. XX века - там система обучения более фундаментальна и делится на две части - университетскую, с серьезной теоретической подготовкой и известными профессорами, и другую, более прикладную, - профессиональные школы при известных изданиях, в основном при крупных газетах. "Например, в 50-е гг. была создана школа журналистики при ежедневной газете "Le Monde", которая существует по сей день. У нас же таких школ нет, за исключением нескольких примеров по России", - рассказал Засурский. Также декан отметил слабость современной российской международной журналистики: "Слабые места - это качество и язык, весь мир ведь говорит на английском, к тому же практически полностью отсутствует в СМИ полемика с западными коллегами".

В основном же Россия по-прежнему отличается от Европы и Америки глубокой теоретической подготовкой и фундаментальными знаниями. По словам замдекана по научной работе факультета журналистики МГУ профессора Елены Вартановой, безусловно, в мире таких больших факультетов журналистики нет: "В основном они существуют в виде кафедр или отделений, встроенных в общественно-политические факультеты и факультеты искусств. Наша традиция ближе ко второй, где сильно гуманитарное начало", - говорит специалист. Вместе с тем ни в одной стране мира нет и такого глубокого изучения своего собственного языка: "У нас русский язык преподается как сквозная дисциплина в течение всех пяти лет обучения. Опыт общения, например, с американскими коллегами показал, что они с завистью относятся к такой системе подготовки".

По словам Вартановой, очевидно одно - для современного журналиста недостаточно одной бакалаврской степени (даже если это образование нежурналистское). "Во всем мире склоняются в пользу более фундаментального образования и широкого кругозора, достаточного для освещения всех сложных процессов, происходящих в обществе", - заключила профессор Вартанова.

06.02.2007

www.expert.ru

Док. 614577
Перв. публик.: 06.02.07
Последн. ред.: 04.12.09
Число обращений: 0

  • Вартанова Елена Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``