В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В вопросе проведения IPO лучше быть вторыми - Вадим Гуринов Назад
В вопросе проведения IPO лучше быть вторыми - Вадим Гуринов
Интервью с генеральным директором компании "Сибур - Русские шины"

Рост продаж автомобилей в России усиливает конкуренцию между отечественными производителями шин и заставляет их улучшать качество продукции. Ровно год назад лидер российского шинного рынка ОАО "АК "Сибур" утвердил программу по повышению эффективности своего шинного бизнеса и качества выпускаемой продукции. В рамках этой программы до 2008 г. в модернизацию производства всех шинных заводов ОАО "АК "Сибур" будет вложено около 300 млн долл., а также кардинальным образом пересмотрена структура руководства шинным бизнесом. В частности, все шинные заводы АК "Сибур" в ближайшее время будут переведены на баланс компании "Сибур - Русские шины", которая станет новым шинным холдингом, работающим в нашей стране. О ситуации на российском шинном рынке и о стратегии развития "Сибур - Русские шины" корреспонденту RBC daily Андрею Сердечнову рассказал генеральный директор компании Вадим Гуринов.

Справка:

ООО "Сибур - Русские шины" образовано в 2002 г. На сегодняшний день компания является генеральным дилером холдинга АК "Сибур" и отвечает за развитие всероссийской дистрибьюторской сети и проведение единой маркетинговой политики холдинга на шинном рынке. Филиалы ООО "Сибур - Русские шины" открыты во всех стратегически важных для АК "Сибур" регионах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ярославле, Омске, Курске и в городе Волжском (Волгоградская область). В состав ОАО "АК "Сибур" входят ОАО "Ярославский шинный завод", ОАО "Волтайр", ОАО "Омскшина" и ООО "Уралшина", а так же ЗАО "Матадор-Омскшина" (совместное предприятие компаний Matador и АК "Сибур" с равными долями владения - 50%х50%). По итогам 2004 г. продукция шинных заводов ОАО "АК "Сибур" занимала 40,9% российского рынка.

- Вадим Александрович, сразу несколько крупных производителей шин - "Амтел", Michelin, Matador, Toyo - сейчас проводят мощные рекламные кампании. Судя только по телерекламе, бюджеты на нее пущены большие. Раньше одновременной массированной рекламы сразу нескольких игроков шинного рынка вроде бы не наблюдалось. С чем Вы связываете эту активизацию? Следуете ли примеру конкурентов?

- Коллеги по бизнесу из других компаний поступили бы неправильно, если бы не рекламировали сейчас свою продукцию. Ничего удивительного или нового в поддержке продвижения продукта в канун активности продаж нет. У шин два сезона - осень и весна. Осенью продвигается зимняя продукция, а весной - летняя. Практически такие же "всплески" рекламы шин были и в прошлом году. В ряд перечисленных Вами производителей, которые активно размещают рекламу на российском телевидении, я бы добавил еще и компанию Goodyear, которая, кстати, даже не стала менять свой прошлогодний рекламный ролик и рекламный слоган. Что касается остальных производителей, то здесь все предельно ясно - "Амтел" вывел на рынок новый "летний" бренд, Michelin построил свой завод в России и т. п. А мы запланировали свои рекламные акции на осень этого года.

- Почему?

- Именно к этому времени появится серийная продукция наших новых брендов. Тогда же, как мы надеемся, завершится реструктуризация самой компании. Уже сейчас у нас все готово - заблаговременно оплачено медийное размещение и эфирное рекламное время на телевидении, сняты ролики для зимних и летних шин и о самой компании. Если говорить о продукции, которую мы станем рекламировать, то это шины для легковых автомобилей - Cordiant (среднеценовой сегмент "В") и Tunga (экономичный ценовой сегмент "С").

- Если говорить о расстановке сил на шинном рынке, то возникают некоторые разночтения относительно объемов рыночных долей. Так, доля "Амтела" оценивается самой компанией в 28%, в то время как "Сибур - Русские шины" считает, что доля этой компании - лишь 20% с небольшим. Почему возникает такая разница в оценках?

- Объем рыночной доли методологически можно считать по-разному: в натуральном выражении, в штуках, в тоннах, в деньгах. При подсчете в штуках, который использует компания "Амтел", она автоматически получает большую долю рынка. Взять, к примеру, легковые шины, которые выпускает эта компания. По сути, с точки зрения материалоемкости на этот продукт расходуется меньше ресурсов, нежели на грузовые и/или сельскохозяйственные шины. Поэтому при суммарных показателях (в штуках) общего объема производства получаются такие данные. С моей точки зрения, рыночную долю корректнее всего считать в деньгах. То есть какой объем реализации или объем производства получается в денежном выражении. Мы рыночные доли считаем сразу по трем направлениям: и в деньгах, и в тоннах, и в штуках. И в любом из трех вариантов естественно получаются разные доли рынка. Все данные, которыми мы располагали и представляли в СМИ, это данные НИИШПа (Научно-исследовательский институт шинной промышленности). И даже после того как НИИШП перестал официально существовать, остались его независимые подразделения, которые проводят мониторинг ведущих игроков. Плюс у нас работает отдел анализа и планирования, который занимается сбором и анализом этой информации, то есть собственная статистика у нас тоже есть. Поэтому мы даем интегрированную оценку. Ничего не могу сказать про цифры "Амтела" - они считают так, мы считаем по-другому. На сегодняшний день все равно мы самые большие, а дальше рассуждать уже о том, в каких единицах мы самые большие, особого смысла я не вижу, это вопрос непринципиальный.

- И тем не менее Вы планируете увеличивать свою рыночную долю?

- Нет. Почему? Просто мы объективно смотрим на процессы, которые происходят на российском рынке. Nokian Tyres строит завод под Питером, Michelin построил завод в подмосковном Давыдово, Brigestone работает с "Амтелом" по off-take. Если сейчас, не дай Бог, правительство отменит пошлины на шины, то еще и импорт захлестнет. Сохранить и удержать свою долю - это другой вопрос. Рынок становится все более плотным. И "Нижнекамскшина", и "Амтел" инвестируют в увеличение своих производственных мощностей, у нас также есть резервы. Поэтому тут лучше всего рассуждать об эффективности ведения бизнеса, чем о каких-то масштабных захватах долей рынка. В первую очередь надо зарабатывать деньги. А добиться успеха в этом направлении можно только при условии грамотной, профессиональной работы и высокого качества продукции. На этом и базируется наша программа реорганизации шинного бизнеса, которую в прошлом году утвердил холдинг. С ее помощью мы, в частности, планируем повысить отдачу от направления легковых шин. Как я уже говорил, мы вводим два новых бренда - в среднем ценовом сегменте "В" и в экономичном сегменте "С". То есть нами были разработаны новые модели шин, новые рецептуры смесей, новые конструкции. В Омске все легковые шины теперь производит наше СП со словацкой компанией Matador - СП ЗАО "Матадор-Омскшина", которому мы отдали соответствующее производство в аренду. Проект 50%х50% подразумевает производство на мощностях совместного предприятия шин Matador и Cordiant. Опять же на Ярославском шинном заводе мы ведем работу по реорганизации при содействии и консалтинге западных специалистов. В результате реализации всех проектов, направленных на повышение качества, наше производство легковых шин станет более эффективным и прибыльным. И это несмотря на то что наша доля в этом сегменте рынка незначительно сократится. На это есть объективные причины. Во-первых, растет рынок легковых автомобилей, а вслед за ним рынок комплектующих. Во-вторых, внутри нашей собственной компании идет серьезная структурная реорганизация. В частности, мы сознательно сокращаем или полностью останавливаем выпуск ряда шин (нерентабельных и морально устаревших), переносим производство с одного завода на другой (в рамках проекта по специализации наших заводов). И еще. Не нужно забывать, что сегмент легковых шин не только самый прибыльный с точки зрения маржи и наценки, но он же требует и больших инвестиционных ресурсов - финансовых, интеллектуальных и т. д. Тот же Michelin инвестирует в свои научно-технические базы, новые разработки, полигоны, институты, исследования и т. п. суммы, сопоставимые с годовым оборотом ряда российских шинных компаний. Так вообще исторически сложилось в нашей стране с этим сегментом шин. А вот в грузовом секторе и в сельскохозяйственном мы как были N1, так и планируем оставаться, конкурентов нам нет и не будет. Производство сельскохозяйственных шин мы сконцентрируем на "Волтайре", грузовое, как базовое - на "Омскшине".

- А если взять весь объем выпускаемых Вами шин, сколько процентов приходится на легковые?

- Больше половины в количественном выражении, а если в деньгах, то получится обратная пропорция - более половины оборота нам приносят грузовые шины.

- Все-таки за счет чего Вы планируете увеличивать прибыль от легковых шин?

- В первую очередь за счет выпуска принципиально новых моделей шин самого высокого качества. Это шины Cordiant и Tunga. Cordiant будут выпускать ЗАО СП "Матадор-Омскшина" и Ярославский шинный завод, традиционно лидирующий в выпуске легковых шин. В Ярославле, к примеру, планируется монтаж новой линии по производству легковых шин мощностью 2 млн шин в год. Соответственно на том же Ярославском шинном заводе нет никакого резона развивать мощности по производству сельскохозяйственных шин, которыми исторически славится другой наш завод - "Волтайр". Именно туда из Ярославля были переданы мощности по выпуску этого вида продукции. И так далее, в полном соответствии с программой по специализации шинных заводов холдинга АК "Сибур". В рамках этой же специализации зимние шины Tunga (сегмент "С") будут производиться на "Уралшине".

- Ваш проект с Matador предполагает выпуск "полноценных" шин этой марки, или он ограничивается использованием Вами зарубежной технологии?

- Это настоящие фирменные шины Matador, которые производятся на нашем СП по современной европейской технологии с соблюдением мировых стандартов качества. О высоком уровне технологий словацкого производителя говорит тот факт, что у себя в стране по соглашениям off-take компания Matador производит шины для Nokian, то есть компания Nokian полностью доверяет качеству производства Matador и посчитала возможным разместить свои заказы на его мощностях. Также у Matador создано СП c Continental.

- Сегодня существует четкое разделение на брендованные и обычные шины. Например, "Амтел" прямо говорит, что они выпустили столько-то брендованных шин и столько-то небрендованных. "Нижнекамскшина" говорит, что у них все шины брендованные. Как обстоит дело с выпуском подобных шин у Вас?

- Всего нами разработано три бренда. Два в легковом сегменте и один зонтичный, для шин коммерческого транспорта. Производство брендованных шин для легковых автомобилей мы станем развивать в двух сегментах - среднеценовом "B", который будет самым большим по доле рынка в нашей стране в ближайшие 10 лет, и экономичном "C". Как я уже говорил, в сегменте "C" это бренд Tunga, в сегменте "B" - Cordiant. Шины для коммерческого транспорта пойдут под зонтичным брендом TyRex, который будет иметь несколько суббрендов для грузовых и сельскохозяйственных шин, авиашин и шин для спецтехники - все они станут называться TyRex, второе слово - назначение этих шин. Например, сельхозшины - TyRex Agro. Начало серийного производства шин под этим брендом запланировано на 2006 г., соответственно в этот же период начнется и его продвижение.

- Насколько широко Вы сотрудничаете с "АвтоВАЗом"?

- Мы комплектуем "десятки" и "Калину", которая скоро начнет продаваться, шинами Cordiant Standart.

- Говорят, что вся "Калина" полностью будет комплектоваться продукцией "Белшины"...

- Основной объем потребления у "АвтоВАЗа" - это "Нижнекамскшина". Наши объемы поставок, поставки "Белшины", "Амтела" по сравнению с объемом "Нижнекамскшины" сравнительно малы. Тем не менее "АвтоВАЗ" всегда хочет работать сразу со всеми. И по "Калине", скорее всего, шины они будут брать и у нас, и у "Белшины", как всегда. Кстати, коллеги из Ярославля только что сообщили мне, что "АвтоВаз" омологировал их шины для комплектации "Калины" на конвейере.

- Боретесь ли Вы за право поставлять шины для Lada Priora? Если да, то как оцениваете свои шансы на победу?

- Мы получили от тольяттинского завода приглашение принять участие в тендере. Более того, сам автопроизводитель очень заинтересован в сотрудничестве с нами. И даже высказал свои пожелания по поводу комплектации этого автомобиля нашими новыми шинами из линейки Cordiant. На сегодняшний день мы участники тендера по Lada Priora. Результаты этого тендера будут известны позже.

- Поставляете ли Вы шины на производство российских иномарок? Какие у Вас планы на этот счет?

- Принципиально пока что мы сотрудничаем с "GM-АвтоВАЗ" по комплектации автомобилей Chevy-Niva. Планируем начать поставки и на другие сборочные производства. Называть их пока рано, и это пока небольшие объемы.

- Что выгоднее - поставлять шины для промышленной сборки или продавать их в розницу?

- Конечно, в розницу. Вторичный рынок всегда более выгодный с точки зрения прибыльности, чем комплектация для автозаводов. С другой стороны, от комплектации отходить не стоит, так как это один из маркетинговых инструментов, позволяющий продвигать свою продукцию. Однако при сложившейся на сегодняшний день ситуации, когда автозаводы практически диктуют свои ценовые условия на шины для комплектации, увлекаться такой комплектацией нельзя - снижается эффективность собственного бизнеса. Если автопроизводители изменят свое отношение к шинным компаниям, комплектующим их продукцию, то и мы сможем рассмотреть вопрос по наращиванию поставок шин на конвейер этих заводов.

- Согласны ли Вы с утверждением, что поднять качество выпускаемых шин российские производители смогут, только сотрудничая с иностранцами?

- Сотрудничество российских производителей с иностранными - это даже не двойственный, а тройственный выгодный союз. Во-первых, западные компании, начинающие работать с нами, выходят на российский рынок, развивающийся ускоренными темпами; во-вторых, для нас (российских производителей), так как мы получаем доступ к современным зарубежным технологиям, менеджменту, ноу-хау и т. п.; и в конце концов, выгоду получает потребитель, покупая продукцию современного качества за соответствующие деньги. Ни для кого не секрет, что имея отличную сырьевую базу (например, только наш холдинг имеет практически все необходимое сырье для производства шин), ни один российский завод не может похвастаться собственными современными ноу-хау. А без современных технологий, оборудования и производственной культуры сегодня работать и выпускать качественный продукт невозможно. Поэтому многие компании вступают в альянсы. Мы сотрудничаем с компанией Matador, заключив с ней договор о совместном предприятии, которому в этом году исполняется уже 10 лет. И как я уже говорил, это очень выгодный для обеих сторон проект. Специалисты этой же компании (Matador) консультируют и курируют производство в Ярославле. "Амтел" сотрудничает с немецким Continental. Недавно тот же "Амтел" купил голландского производителя шин Vredestein Banden. Опять же один из мотивов совершения этой сделки - получение научно-технической базы, специалистов и т. д. "Нижнекамскшина" производит шины по технологии компании Pirelli и т. д.

- Что изменится в компании "Сибур - русские шины" после того, как все шинные предприятия АК "Сибур" будут переведены на ее баланс?

- На базе компании "Сибур - Русские шины" будет создан шинный холдинг. Его 100%-ный учредитель - АК "Сибур", председателем совета директоров будет президент АК "Сибур". Где-то ближе к лету должна быть утверждена структура нового холдинга, и большая часть шинных активов будет передана ему. Это станет самостоятельным независимым шинным холдингом, который сможет более гибко и оперативно принимать решения, распоряжаться финансовыми ресурсами и т. д. На сегодняшний день все работают над реализацией данного проекта.

- Верно ли, что реформа организации шинного бизнеса АК "Сибур" - это подготовка компании к IPO?

- Всему свое время. Процесс выхода на IPO, во-первых, достаточно долгий, во-вторых, сложный. Я бы не зарекался, говоря, что мы не будем выходить на фондовый рынок или, наоборот, будем. Это лишь один из нескольких вариантов развития событий. Для того чтобы выйти на IPO, потребуется не один год. Судите сами, сначала нужно консолидировать свой бизнес, после этого привести бухгалтерскую отчетность к определенным международным стандартам и т. д. Все это займет достаточно много времени, и только потом можно будет говорить о возможном выходе на IPO. А вообще, всегда лучше в этом вопросе быть вторым. Вот "Амтел" сейчас потренируется, и станет понятно, во сколько оценят его капитализацию, сколько и за что ему заплатят и т. д. Нам это позволит сделать определенные выводы для себя.

20.04.2005
www.rbcdaily.ru

Док. 614511
Перв. публик.: 20.04.05
Последн. ред.: 04.12.09
Число обращений: 0

  • Гуринов Вадим Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``