В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Дело Подрабинека`: уроки и выводы Назад
`Дело Подрабинека`: уроки и выводы
Конфликт вокруг статьи А.Подрабинека "Как антисоветчик - антисоветчикам" иллюстрирует один из типичных механизмов манипулирования массовым сознанием со стороны властей. Важнейшая предпосылка успеха подобных манипуляций - профанное, плохо информированное сознание вообще, и сознание молодежи, в особенности. Такое сознание неспособно к критическому анализу стереотипов, настойчиво навязываемых около государственными СМИ в качестве официально одобряемых моделей осмысления реальности.

Суть приема заключается в спекулятивном обобщении в одном понятии разнородных явлений. Так в понятии "ветераны войны" преднамеренно объединяются такие категории военнослужащих, как солдаты-фронтовики и военнослужащие войск НКГБ (Народный комиссариат государственной безопасности - в последствии реорганизован в КГБ). Фронтовые части освобождали территории от фашистских войск; части НКГБ, приходившие на уже освобожденные территории, осуществляли репрессии против гражданского населения, аресты, депортации, а то и расстрелы.

Одновременно, замалчиваются, особенно в школьном образовании, массовые репрессии, осуществленные советским государством, прежде всего, в правление Сталина (1924-1953гг). Понятие "советский" охватывает не только ликвидацию неграмотности, индустриализацию, победу в Великой Отечественной Войне, освоение космоса, атомную энергетику, общедоступное образование и другие достижения народа. Советский режим это: и насильственная коллективизация; организованный государством в 1930-х годах массовый голод (ГЛАДОМОР), унесший жизни нескольких миллионов человек; это и система ГУЛАГА, в лагерях которой погибли миллионы советских людей. Сотни тысяч "ветеранов" ревностно служили диктатуре и политике государственного насилия в качестве следователей, прокуроров, судей, конвоиров, охранников; в ходе следствия пытали арестованных, выносили неправосудные приговоры тем, кто десятилетия спустя был реабилитирован, как безвинно осужденный; приводили в исполнение смертные приговоры. Таким образом, социальные практики советского режима складывались из резко противоречивых процессов.

Если фронтовиков спросить: "за что они воевали", разве кто-то из них ответит, что воевал за ГУЛАГ, Гладомор, за бесчеловечную систему государственных репрессий? Но все ЭТО, неотъемлемая часть советского режима диктатуры и его политики.

После распада СССР "советское" кануло в лету. Что же тогда защищали солдаты-победители? Отнюдь не государство беспощадной диктатуры, и отнюдь не возможность для коммунистических правителей совершать чудовищные преступления над собственным народом, принося в жертву утопиям очередные миллионы жизней. Фронтовики защищали Россию, народ, наше общее будущее, в котором не было места ни государственным репрессиям, ни ГУЛАГУ!

Крах советского социализма и, как следствие, распад СССР, который отказались защищать внуки солдат-фронтовиков, неизбежно обесценил ту часть "советского наследия", что связана с "советскими тоталитарными ценностями", как исторически тупиковыми. Сюда, безусловно, следует отнести все, что связано с государственной политикой насилия, принуждении и подавления разнообразия интересов, как доминирующим способом управления обществом. Однообразное, утрамбованное общество проще контролировать, но оно неспособно развиваться. Все это - следствие массовой неосвоенности права, как метода управления обществом, основанного на договорных отношениях равноправных субъектов, учете и согласовании их разнонаправленных интересов.

В реальной истории, в конкретно-исторических условиях средины ХХ века, защита России была неотделима от защиты исторически бесперспективного политического строя. Так же как в Отечественной войне 1812 года защита Родины была неотделима от защиты самодержавия и крепостного рабства. Но, осмысливая собственную историю, рациональное сознание обязано извлекать из нее уроки, как советовал Ключевский. Мы обязаны отделить жизнеспособные ценности от утопий и заблуждений предшествующих поколений. Не случайно П.Сорокин утверждал: ""Унаследованное нами социологическое невежество наших предков должно считаться единственным и подлинным источником наших интеллектуальных страданий, наших моральных падений, наших ошибок, наших преступлений и социальных бедствий".

И, если молодежи, на уроках истории советского периода, излагают ее облегченный, "улучшенный" вариант, то, тем самым, воспитывают марионеток, способных лишь тупо выполнять команды циничных кукловодов. Критически осмысливать происходящее эти живые роботы не в состоянии. В них заложена примитивная программа действий, а преднамеренно поддерживаемая государственным телевидением неинформированность, на грани невежества, облегчает кукловодам манипулирование профанным сознанием.

Консервируемые невежеством утопии прошлого и создаваемые властями мифологемы настоящего формируют сознание, которое является подлинной угрозой национальной безопасности. Известно: образ действий определяется образом мысли. Советский Союз рухнул в условиях мирного времени и в отсутствии критически значимых внешних угроз. Его государственный суверенитет, защищенный мощным ядерным потенциалом никем не подвергался сомнению. Вторая сверхдержава распалась под тяжестью внутренних проблем, с которыми не смогло справиться мифологическое сознание коммунистических правителей при равнодушном попустительстве "советского народа". В крушение СССР немалый вклад внесло советское официальное обществоведение. Его самодовольные иерархи десятилетиями обслуживали очередные утопии советской власти: ожидание мировой революции, построение социализма, созидание коммунизма, а затем, обратно, социализма, но уже с человеческим лицом. Самонадеянно утверждая, что им ведомы подлинные законы общественного развития, эти "ученые" в момент острейшего исторического кризиса оказались полными банкротами.

Анализируя истоки кризиса России конца ХХ в., известный социолог академик Г.Осипов прямо указывает: "Российская социальная наука... оказалась не на высоте... Социальная наука: фальсифицирует прошлое - главным образом, историю; мифологизирует настоящее - понуждает людей действовать во имя реализации несбыточных мифов, будь то сплошная коллективизация или сплошная приватизация, тотальное планирование или абсолютно свободный рынок; мистифицирует будущее - призывает жертвовать счастьем и нормальными условиями жизни ныне живущих во имя построения утопического счастливого будущего для отдаленных поколений". (Осипов Г.В. На рубеже веков. Социально-политические императивы реформ //Глобальный кризис западной цивилизации и Россия. ИСПИ РАН, URSS, М., 2008. С.181, 182).

Рационализация массового сознания, освобождение его от мифологем прошлого и настоящего - важнейшая задача российской социальной науки, и ключевое звено предстоящей модернизации. Без этого, национальный прогресс - невозможен.


www.4cs.ru

03.12.2009

Док. 614370
Опублик.: 03.12.09
Число обращений: 0

  • Магарил Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``