В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Итоги международного форума монголоведов и буддологов. Назад
Итоги международного форума монголоведов и буддологов.
24 сентября международный форум монголоведов и буддологов перешел в свою самую интересную и содержательную фазу. Началась работа по секциям, а это живое общение, дискуссии, споры.
Заседание секции "Значение и роль буддизма в цивилизованном пространстве современной культуры" началось с выступления зав. кафедрой философии и социологии Санкт-Петербургского госуниверситета, доктора философских наук, профессора Константина Пигрова. В своем докладе он сопоставил западную традицию ведения дневников и буддийское самопознание. По мнению философа, в ведении дневника есть элемент отчужденности, присущий буддийской философии. Люди, доверяющие свои мысли дневнику, подобно медитирующим, пытаются постичь мир, познавая себя, "Дневник есть форма индивидуального достижения свободы", - считает ученый.
В докладе Уполномоченного по правам человека в РК, доцента КГУ ВладиславаСависько прозвучала мысль о том, что Будда в своей теории "О четырех благородных истинах" впервые выразил главнейшую социальную потребность человечества - потребность социального равенства и справедливости всех людей, независимо от общественного и материального положения, разницы их мировоззрений.
Кандидат исторических наук, старший преподаватель КГУ Мерген Уланов выступил с докладом на тему "Русские писатели конца XIX - начала XX веков о буддизме". Молодой ученый поведал об увлечениях буддизмом Толстого, Бальмонта и Бунина. В частности, он рассказал интересную историю о том, как произошло первое знакомство Толстого с представителем буддийской традиции: "Он (Толстой) был студентом и лежал в казанской больнице вместе с бурятским ламой. Писатель узнал от ламы, что на того напал разбойник и нанес ему ранение, при этом лама не оказывал сопротивление грабителю, а,закрыв глаза, читал молитвы и смиренно ждал своей участи. Этот случай произвел на Толстого такое сильное впечатление, что он навсегда проникся глубоким уважением к буддизму". Имя ламы история не сохранила, однако, по мнению Уланова, им могбыть Галсан Гомбоев - бурятский священник, преподававший в то время в Казанскомуниверситете.
Тема влияния буддизма на писателей XX века была продолжена вовторой секции "Взаимодействие буддизма с религиозными конфессиями в мире, России и Республике Калмыкия". Старший преподаватель КГУ, известная поэтесса Римма Ханинова в докладе "Буддийские мотивы диалога Запад - Восток в русской литературе XX века" проанализировала повесть Всеволода Иванова "Возвращение Будды", одноименный роман Гайто Газданова и роман Виктора Пелевина "Чапаев и Пустота". По ее мнению, "все три произведения манифестируют доминирование восточного в диалоге Восток - Запад, близость русской ментальности восточной, предпочтение буддийской философии и религии и отчуждение от христианской или попытку преломления чужого в свое".
Один из самых молодых участников конференции Андрей Хуралов акцентировал внимание коллег на вопросах развитии и реализации социально-политическойконцепции буддизма в тибетской и монгольской традициях, отмечает Бумбин орн.
Доцент кафедры философии Киевского национального лингвистического университета Галина Гиденкорассказала об истории распространения буддизма в Украине. По ее словам, это учение пришло в их страну в XVIII веке, предположительно из Бурятии. Однако основным буддийским этносом был калмыцкий. Дело в том, что в те годы украинские власти с удовольствием привлекали калмыцкие военные отряды в качестве наемников. Впоследствии на территории Украины появились массовые поселения калмыков, которые и стали основными носителями буддийской культуры. Гостья из Украины сообщила о том, что в настоящее время буддизм становится у них все более популярен: "Дело в том,что у нас сейчас между христианскими конфессиями идет серьезная вражда, борьба за место в политике Украины. Буддизм очень толерантное, мягкое и доброжелательное учение. Этим он привлекает. Что характерно, буддизм в Украине исповедуют не только этнические буддисты - буряты, монголы, калмыки, которые тоже составляют часть украинского населения. Буддизм, может, не как религия, а как философия становится популярным в среде украинской интеллигенции".
Выступление старшего преподавателя кафедры философии и культуры Востока Санкт-Петербургского госуниверситета Андрея Парибока запомнилось чрезвычайно доступной формой подачи. "Некоторые аспекты актуальности буддийского философского наследия" были изложены коротко и ясно. По мнению докладчика, сейчас, когда на Западе становится популярной сфера "психической культуры", буддизм становится особенно востребованным. Буддийская традиция может очень много дать в этой области. В частности, европейская философия может многому научиться у буддизма в форме подачи мысли. Здесь философ на примере "четырех благородных истин" показал отличие буддийского мировоззрения отзападного. "Будда - инженер - феноменолог", - так закончил Парибок свое выступление.
Не менее интересно и увлекательно проходила работа в секциях монголоведов. "Круглый стол" под названием "Традиционная культура, религия и история монгольских народов в центральноазиатском контексте" проходил под председательством доктора исторических наук Натальи Жуковской.
Здесь было представленотри типа докладов: исторические, этнографические и буддологические. Кроме этого, была еще одна группа докладчиков, которых Жуковская назвала "чайниками", поскольку в их материалах речь шла о чае и традициях чаепития в культурах разных народов. К слову, "чайником" оказалась и сама профессор Жуковская, сложившая настоящую оду монгольскому чаю, самому любимому ее продукту, как она сказала.
Старший преподаватель факультета калмыцкого языка и литературы КГУ Бадма Амулакова, выступившая в роли гостеприимной хозяйки за "круглым столом", с помощью своихстуденток и домашних заготовок наглядно продемонстрировала, как правильно заваривать и пить калмыцкую джомбу. Чайная церемония по-калмыцки, надо сказать, произвела сильное впечатление даже на бывалых ученых-этнографов, не раз участвовавшихв экспедициях в монгольских степях и знакомых со вкусом молочного чая. По поводу происхождения термина "джомба" и традиции у калмыков добавлять в нее мускатныйорех даже разгорелась небольшая научная дискуссия. Ученые предположили, что, скорее всего заморская пряность в калмыцкие степи попала из Индии с караванами купцов и буддийскими паломниками.
С интересом был выслушан доклад профессора из Монголии С. Дулмыы, которая поведала о древнем племени сартуулов, выходцев из Средней Азии. Их появление на территории Монголии восходит к до-чингисхановскому периоду, и, как и у всех кочевников, судьба их была весьма драматичной. В настоящее время эта этническая группа полностью ассимилировалась с халха-монголами.
Другой монгольский ученый Н.Сухбаатар представил сравнительный анализ письменных источников об историй дербен-ойратов и познакомил с новыми переводамитекстов об этом с "ясного письма" на монгольский. Как отметили его российские коллеги, эти исследования представляют большой научный интерес.
В числе участников заседания было немало молодых кандидатов наук и соискателей этой ученой степени. Так, доклад Татьяны Шараевой, аспирантки Института этнографии и антропологии РАН, был посвящен проблеме изучения маркеров рода "ольгцг" как элемента свадебного обряда в культуре калмыков. Другой аспирант этого института Бембя Шантаев выступил с довольно неожиданной для будущего ученого мужа темой "Родильные обряды бурят и калмыков". Его научный руководитель Наталья Жуковская по этому поводу в шутку отметила, что, по всей видимости, в научном мире грядет гендерная революция: ученые-мужчины будут "копошиться" в подобных, традиционно женских темах, предоставив возможность своим очаровательным коллегам заниматься серьезными иглобальными исследованиями.
В целом общение за круглым столом получилось весьма плодотворным, доклады были содержательными, глубокими и познавательнымидля ученых разных профилей.
Окончательные итоги были подведены на совместном заседании двух научных конференций "Буддийская культура мировая цивилизация" и "Монголоведение в новом тысячелетии". С заключительным словом от имени ученых-буддологов выступил зав. кафедрой истории философии Санкт-Петербургского педуниверситета имени А.И.Герцена, доктор философских наук, профессор Алексей Грякалов: "Мне кажется, что мы хорошо поработали. Все доклады были проблемно-ориентированные, возникали интересные дискуссии. Порадовало то, что на конференции были представлены разные поколения. Обобщая доклады, можно выделить три основные проблемы, затронутые в ходе работы: исследования фундаментальных проблем буддийской философии, соотношение российской культуры и культуры, ориентированной на буддизм, и буддизм современной цивилизации".
Ректор КГУ Герман Борликов отметил, что регулярные встречи ученых в Элисте будут продолжаться. В частности, такая возможность выдастся в 2004 году. Решено в Элисте провести международную конференцию, посвященную 200-летию первого издания калмыцкого эпоса "Джангар". Также конференция рекомендовала КИГИ РАН ускорить издание материалов конференции 1990 года, посвященной 550-летию "Джангара".

29.09.2003
www.regions.ru

Док. 614294
Перв. публик.: 29.09.03
Последн. ред.: 03.12.09
Число обращений: 0

  • Борликов Герман Манджиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``