В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Зигмунд Фрейд умер, но дело его живет Назад
Зигмунд Фрейд умер, но дело его живет
23 сентября исполняется 70 лет со дня смерти Фрейда. Фрейд умер здесь в Лондоне, где он прожил последний год жизни, бежав из захваченной нацистами Вены. В доме, где он жил, работал и умер - это на севере Лондона, в районе, который называется Хэмпстед, - теперь музей.

"Да, Фрейд действительно жил здесь, но лишь последний год своей жизни, так что дом этот - скорее дом, где он умер, - рассказывает Майкл Молнар, в прошлом директор, а теперь просто научный сотрудник лондонского музея Фрейда. - В Лондон он приехал уже умирающим человеком. У него был рак, больное сердце, ему уже было много лет - 82 года. Он еще работал здесь понемногу, но уже совсем не так, как в Вене, где он прожил всю жизнь и где была его главная научная лаборатория. Он привез в Лондон всю библиотеку, все книги, которые он в течение жизни собирал".

"Здесь же стоит его знаменитый диван, психоаналитическая кушетка, - показывает Молнар. - То есть есть как бы все признаки психоанализа, но на самом деле они лишь намекают на психоанализ".

Молнар трезво оценивает сильные и слабые стороны учреждения, в котором он работает. И все же музей - могу подтвердить это на собственном опыте, так как бывал там неоднократно - оставляет очень сильное впечатление.

Почему - в дальнейшем рассказе Майкла Молнара: "Главным образом здесь его коллекция антиквариата, так что у нас, по сути дела, музей египетских, греческих, римских ценностей. Он был знатоком древности и покупал эти вещи всю свою жизнь. В итоге у нас свыше двух тысяч очень ценных экспонатов - маленький музей старого мира".

Музей сновидений

С Майклом Молнаром мы говорим по-русски. Я знаю его давно, свыше 25 лет, еще с тех пор как он аспирантом-славистом частенько бывал в Петербурге, тогда еще Ленинграде, переводил на английский язык стихи русских поэтов и влился в андерграундную среду литераторов, художников, музыкантов.

Был в той среде и литератор и критик Виктор Мазин, который как и Майкл, увлекался Фрейдом и психоанализом, закончил Восточноевропейский институт психоанализа, стал в нем преподавать, не оставляя многие годы мечту - создать в Санкт-Петербурге музей Фрейда.

Сам Зигмунд Фрейд, впрочем, в Петербурге никогда не бывал, поэтому музей с самого начала, в полном соответствии с фрейдовскими идеями, задумывался как объект с одной стороны реальный - есть у него помещение и экспонаты, с другой - вполне виртуальный. Отсюда и название - Музей сновидений Фрейда.

"Если в Музее Фрейда в Лондоне, человек сталкивается с фантастической коллекцией древностей, то у нас он по сути дела погружается в мир собственных фантазий"

Виктор Мазин

Но как представить в материальном мире вещи принципиально непредставимые, нефиксируемые? Как создать экспонаты из сновидений?

Рассказывает Виктор Мазин: "Два основных механизма сновидений, открытых Фрейдом, и два основных механизма бессознательного - смещение и сгущение. Сгущение состоит в том, что мы видим множество образов в одной упаковке. Таким образом, нам было ясно, что в музее нужно создать атмосферу, которая была бы, во-первых, приближена к снам, и, во-вторых, нужно делать многослойную фактуру".

"У нас в музее, - говорит директор Музея сновидений, - несколько уходящих вглубь уровней, в которых зрительные образы, цитаты, картинки, слова - все проходит одно через другое, и мы видим все одновременно. И вот начинает действовать механизм смещения. Стоит сделать шаг в сторону - и открывающаяся перед вашими глазами картина мира меняется. Это вызывает у людей самые разные, сугубо индивидуальные ассоциации".

"Самый антитоталитарный музей"

Виктор Мазин вспоминает: "Однажды к нам пришел очень скромно одетый человек, с чемоданчиком в руках, внешне похожий на сантехника. Оказалось что это губернатор австрийского города Грац. И он мне говорит: "Это самый антитоталитарный музей, который мне доводилось видеть в жизни". На что я ему не без вызова отвечаю, что политика здесь не при чем, что никакого отношения к сталинизму, коммунизму или фашизму наш музей не имеет".

"На что он мне стал горячо возражать, - продолжает Мазин. - "Нет, нет, нет! Вы меня неправильно поняли. Я имею в виду, что здесь нет единой, тоталитарно навязываемой точки зрения, общей, одной для всех. Когда мы оказываемся в любом музее - Фрейда или Достоевского, в Вене или в Лондоне, в Лувре или Эрмитаже, - мы видим тот мир, каким его представили создатели музея. Здесь же, в музее сновидений, из-за приглушенного света, из-за того, что свет специально рассчитан так, чтобы все было на грани видимого и невидимого, из-за того, что сама структура музея многослойна, и от шага влево - шага вправо вся картина меняется, все видят в музее разное".

"Здесь человек мечтает. Если в Музее Фрейда в Лондоне человек сталкивается с фантастической коллекцией древностей, то у нас он, по сути дела, погружается в мир собственных фантазий", - считает Мазин.

Феномен массовой культуры

Фрейд - имя теперь практически нарицательное - стал объектом как высокой, так и самой массовой культуры. Поп-группа "Проект Зигмунда" поет песенку "Все по Фрейду".

"Медийная дебилизация Фрейда вызвана еще и тем, что он попросту невероятно сложен. Еще один французский философ Жан Франсуа Лиотар писал, что Фрейд задал нам настолько сложную концепцию времени, что мы до сих пор не можем в этом разобраться"

Виктор Мазин

В Москве есть кафе "Фрейд", в меню которого такие блюда как "Поцелуй девственницы", "Поток чувственности", "Скрещение влечений", коктейли "Оргазм" и "Фрейд".

Три зала имеют "фрейдистские" названия.

* "Эго": "В этом зале перед Вашим взглядом предстанут прекрасные картины, создающие атмосферу соприкосновения с тайнами психоанализа".
* "Оно": "Приглушенный свет и мягкие диваны позволят Вам отрешится от гнетущей реальности. Забудьте про проблемы. За приятной пеленой дыма кальянов почувствуйте абсолютную релаксацию".
* "Супер-эго": "Феномен силы, механизм, процессы и результат, препятствующие осознанию информации посредством противодействия переходу воспоминаний, представлений, желаний, симптомов из бессознательного в сознание. VIP-зал".

Как специалисты по Фрейду относятся к подобной профанации?

Вновь Виктор Мазин: "Я даже не использовал бы слово "профанация", а говорил бы о насыщении СМИ фрейдистскими и псевдо-фрейдистскими символами и имиджами. Пропущенный через сито телевидения, газет и глянцевых журналов, Фрейд действительно представляет собой какого-то сексуального маньяка, одержимого исключительно мыслями о половых органах. Это объяснимо, так как он действительно писал о сексуальности. Но еще при жизни, измученный расспросами, он ответил, что имеет в виду то же самое, что имел в виду Платон, когда говорил об Эросе".

"Ссылка на Древнюю Грецию, на Платона, на мифологию здесь не случайна, ибо речь идет о любви. Французский философ Ален Бадью говорил, что психоанализ на сегодняшний день - единственная дисциплина, во всей истории западного логоса, которая смогла подступиться к вопросам любви и смерти. Разумеется, от этого проще бежать и сделать из Фрейда примитивную презервативообразную икону. Медийная дебилизация Фрейда вызвана еще и тем, что он попросту невероятно сложен. Еще один французский философ Жан Франсуа Лиотар писал, что Фрейд задал нам настолько сложную концепцию времени, что мы до сих пор не можем в этом разобраться", - полагает Мазин.

23.09.2009
www.bbc.co.uk

Док. 614276
Перв. публик.: 23.09.09
Последн. ред.: 03.12.09
Число обращений: 0

  • Мазин Виктор Аронович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``