В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Веселовский: Взаимное влияние управленческой карьеры в сфере образования и преподавательской деятельности Назад
Сергей Веселовский: Взаимное влияние управленческой карьеры в сфере образования и преподавательской деятельности
Тезисы выступления на рабочем семинаре "Опыт работы и проблемы профессионального роста молодых управленцев вузов Москвы в сфере общественно-политических наук"

Москва, МГИМО (У) МИД России, 30 ноября 2009 года

Начиная свою профессиональную карьеру в качестве преподавателя, я не задумывался о перспективах административной карьеры в сфере образования. Во-первых, потому что преподавательская деятельность предоставляет большую свободу для творчества и саморазвития, не говоря уже об отсутствии необходимости находиться на рабочем месте в строго определенный промежуток времени. Тоже самое можно и с полной уверенностью сказать о тех, кто вместо преподавательской стязи выбрал научную. Во-вторых, и это уже специфика работы администратора в сфере образования, несмотря на то, что все мы были студентами и, соответственно, в определенной степени соприкасались с административной работой деканатов, в основном конечно же через начальников курсов, значительная ее часть оставалась для нас за кадром. И действительно, мало кто из нас задумывался о существовании учебных планов, примерных образовательных программ и даже графиков учебного процесса. Все студенты живут одним единственным семестром, который необходимо было в сроки "закрыть", чтобы с чистой душой уйти на каникулы. Собственно говоря только сейчас, испытав на себе все прелести организации учебного процесса, начинаешь понимать, что это незаметная, на первый взгляд, работа требует весьма значительных сил для ее успешного выполнения.

Конечно, административная работа, по умолчанию, препятствует развитию преподавательской карьеры. Очевидно, что разработка и модернизация курсов, подготовка к занятиям, проверка контрольных работ и т.д. отнимают значительное количество времени.

Для администратора в сфере образования всем этим, как правило, приходится заниматься в свободное от основной работы время, т.е. по вечерам и выходным. Кроме того, необходимость вести занятия во время рабочего дня, часто весьма напряженного, не лучшим образом сказывается на качестве занятий. Иногда необходимо несколько минут для того, что прийти в себя и вспомнить материал к текущему занятию. Это, пожалуй, самый очевидный и явный минус совмещения административной и преподавательской работы. Однако, хотелось бы подробно остановиться на положительных моментах такого совмещения, которых тоже немало.

Во-первых, административная деятельность позволяет более глубоко понять систему организации учебного процесса. Только благодаря ей я теперь могу сказать, что практически полностью понимаю логику всего учебного процесса: от задумки какой-либо магистерской программы до ее практической реализации, что предполагает составление учебного плана, поиск преподавателей, учет, имеющейся в библиотеке необходимой учебной литературы, организацию вступительных испытаний, контроль за текущим ходом учебного процесса и даже выпуск студентов. Будучи исключительно на преподавательской работе этого понять просто невозможно.

Во-вторых, административная работа дает возможность значительно расширить круг знакомств в академической сфере, поближе познакомиться с работой коллег по преподавательскому цеху. Более того, именно с места администратора эта работа выглядит системной и комплексной - как определенное развитие образовательной траектории студента, где каждый курс должен идти в определенной последовательности, углубляя познания студента в той или иной области. Также интересно и важно перенимать опыт старших коллег, которые используют интересные преподавательские методики, часто выработанные на базе их собственного преподавательского опыта.

В-третьих, административную, как собственно и преподавательскую работу, невозможно успешно осуществлять без любви к потребителю образовательных услуг - студенту. Конечно, можно отгораживаться от них дверьми кабинетов, но это явный тупиковый путь, так как без обратной связи со студентом невозможно улучшать как свой собственный курс, так и учебный процесс в целом. Речь не идет, конечно же, чтобы идти на поводу у студентов, но есть многие вполне обоснованные замечания, к которым можно и нужно прислушиваться. Ведь студент сегодня голосует и рублем, что в условиях мирового финансового кризиса становится достаточно важным фактором. Например, возможен вариант, по которому пошел я - анонимное анкетирование студентов на последнем занятии.

В целом хотел бы отметить, что административная работа, несмотря на достаточно высокую нагрузку, приносит мне определенное удовлетворение. Свободного времени стало существенно меньше, но одновременно значительно выросло мое понимание всей сфере высшего образования, что также является значительным плюсом.

Веселовский С.С., к.пол.н., начальник управления магистерской подготовки МГИМО (У) МИД России

www.mgimo.ru

02.12.2009

Док. 614196
Перв. публик.: 02.12.09
Последн. ред.: 03.12.09
Число обращений: 0

  • Веселовский Сергей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``