В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Иван Полынин: Духовные начала в объединении современного славянства Назад
Иван Полынин: Духовные начала в объединении современного славянства
Введение

Поиск пути развития между Западом и Востоком - особый вопрос русской философии. Можно смело отметить, что подобным, более не страдает никто. Допустим, страны Запада на протяжении всей истории, эволюционировали ни на кого не оглядываясь, и сами выработали особые модели развития и собственную шкалу ценностей (индивидуализм, свобода личности, прагматизм, материализм и.т.д.) по которой по сей день мерят всех остальных. Так коллективизм, стал стадностью, религиозность - отсталостью, духовность - мракобесием, иная форма правления, кроме демократии - злом. Этих ценностей нет в парадигме мышления западного человека. Зато есть желание переделать весь мир "по своему образу и подобию". Именно оно позволило европейцам к XIX веку превратить в свои колонии полмира, начать первую и вторую мировые войны, "влезть" в Ирак и Афганистан, разбомбить Югославию...и всё равно считать себя самыми умными и праведными на планете.

И это всё при том, что образ отсталой, дикой, порабощенной и опасной России всегда оставался инструментом европейской политики и безотказно сплачивал европейские народы против призрачной угрозы вторжения.

Наша же реакция на подобные выпады была и есть противоречива. С одной стороны, "нет пророков в своём отечестве" - ни один народ не критикует свою страну так часто, как делаем это мы. С другой же, на сознание влиял и влияет навязанный образ "осаждённой крепости", призванный отвлечь россиян от проблем внутри государства.

Как вы понимаете истина посередине. Страны Запада не за что любить или ненавидеть. Их можно понять. Каждое государство заботится в первую очередь о своём благе. Но даже на карте мира, кроме партнёров и "потенциальных противников" должны быть друзья. О них бы я и хотел поговорить.


Наши друзья и наши проблемы
    
Развал Советского Союза оставил нашей многострадальной стране множество проблем. Пожалуй, самой главной из них является вакуум на том месте, где сначала находилась религия, а потом была идеология. Одной из сторон появившегося пробела является: тотальная потеря россиянами ориентации в международных отношениях. И именно в значении отношений между народами, а не внешней политики государств. На вопрос - зачем вообще нужна эта ориентация, есть несколько очевидных ответов:
Сейчас, как никогда раньше, видно, как на глазах вымирает русский, украинский и белорусский народ, подорваны силы бывшего населения Югославии. Развал некогда могучих государств, перелом в сознании, кровопролитные войны 90-х годов (Чечня, Югославия) нанесли огромный ущерб всем славянам без исключения. Германизируются Чехия, Словения, Хорватия, а в независимой Польше ее западные земли скупаются более богатыми немцами. Наиболее близкие нам Сербия и Словакия неуклонно приближаются к Евросоюзу. Так же как и нынешняя Болгария, забывшая о социалистической дружбе.

Вполне реально, что без "славянских ручьёв" может иссякнуть "русское море", о чём говорил Александр Сергеевич Пушкин... (1) Причём нравственное и культурное вырождение, куда опаснее и ближе, чем физическое.

И не стоит всю ответственность перекладывать на государство. Ссылаясь на экономические, политические, социальные проблемы. Не думаю, что после Великой Отечественной войны уровень жизни был выше, чем сейчас. Отсутствие чувства долга и ответственности, неверная трактовка свободы и индивидуализма приводят современных россиян к желанию пожить для себя. Соответственно, мерой жизненного успеха становится личное благополучие и все его атрибуты: роскошные дома, дорогие машины, гламурная одежда, шикарные вечеринки... Ни исторической памяти, ни мысли о будущих поколениях - "после нас хоть потоп", лишь бы сейчас хорошо было. Люди, которые думают Так, обречены на вымирание.

Рецепт от духовного вырождения.

Вернемся, к нравственности и культуре. Проблема в том, что приоритеты расставляются большинством людей по принципу внешней эстетики: модно или не модно, красиво или некрасиво, стильно или нестильно. Почему большинство русской молодёжи "не воспринимает" народные танцы и музыку? Потому что считает их отсталыми и нестильными, отжившими свой век и не заслуживающими внимания. Почему многие молодые люди не ходят в церковь? Одни из-за стеснения - мол, друзья и сверстники их не поймут. Другие, не найдя научных доказательств, называют религию средневековым бредом. Третьи, начитавшись изотерики - ищут бога в карме и чакрах.
Отсутствие некой романтичности и недостаток креатива в традиционных культурных формах, сокращает число их сторонников среди современного поколения. Можно сколько угодно оправдывать человеческую природу и приводить примеры, но такое недовольство может быть полезным лишь в том случае, когда оно ведёт к прогрессу и совершенствованию. Необходимо устранение стереотипов и поиск новых форм. В первую очередь в искусстве, литературе и религии. Уверяю вас, песни о родине, о вере, о боге, могут быть красивы и захватывать дух, а национальный танец вызывать Гордость, а не усмешку. Посмотрите на представителей Кавказа. С каким упоением они слушают свою народную музыку. С какой гордостью танцуют лезгинку. С каким благоговением относятся к своей культуре и истории. Как ревностно оберегают свою веру. Уже за это они достойны уважения... А чего достойны мы?

Предлагаю каждому самому определиться с ответом на этот вопрос. Лишь скажу: по всей России разбросаны таланты, способные своим творчеством будить самые высокие проявления человеческой души. Именно они должны напомнить народу своей страны: "кто мы есть". Но у нравственного вырождения есть ещё одна сторона.

Ещё раз о главном

С точки зрения политики - история крайне опасное оружие. Это универсальный мотиватор человеческих поступков. Те люди, которые заявляют об отсутствии какого-либо влияния истории на настоящее, не в состоянии понять ни самих себя, ни других, ни мир в котором они живут. Но такого вида нигилизм, есть лишь одна беда.

Другая заключается в следующем:

Любая школьная программа по истории призвана заложить в человека некие основы мировоззрения. Для этого, она щедро раздаёт ярлыки: герой, тиран, революционер, предатель, и.т.п. Процесс формирования стереотипов мышления при этом, вряд ли можно назвать слишком хорошим явлением. Особенно, если история переписывается в соответствии с предпочтениями вновь пришедшей власти...

Какоё это отношение имеет к теме? Всё просто. Исторически сложившийся интерес Запада - мировая глобализация по европейскому образцу. Интеграция в мировое сообщество на деле обращается в интеграцию в Европу и Америку. И на практике приводит к бездумному перенесению (иногда насильному) их политических систем на славянские страны, которые к этому не готовы.

Интерес нынешней России во всяком случае двояк. С одной стороны - экономическая и дипломатическая интеграция в мировое сообщество. С другой - противостояние культурному и национальному вырождению. От политиков требуется объективная оценка того, как можно соотнести и то и другое. В условиях внутренних и внешних проблем, назрела необходимость вспомнить о славянских народах, находящихся в похожей ситуации.

Особенности взаимных претензий.

Первоначально планируя написать работу о Панславизме(2), я в первую очередь пристальному вниманию подверг публикации в Балканских СМИ. Основные темы, которые меня интересовали - это нынешнее отношение к НАТО, Америке, ЕС, России и споры об идеологическом стержне современного славянства. Результаты оказались не совсем обнадёживающими. Очень большая масса людей выступает за полную интеграцию в Европу, и даже многие из тех, кто выражает симпатию по отношению к России, периодически высказываются о ней нелицеприятно. Как ни странно, многие претензии носят исторический характер, вот, кстати, краткий список:

-    Россия с незапамятных времён страна с великодержавной психологией и стремится всюду навязать своё влияние.

-    Русские панслависты псевдонаучны и цели преследовали сугубо империалистические.

-    Вся русская философия, производная немецкой (даже так!).

-    У России куча своих проблем она никак не восстановится и губит своих лучших детей

-    Россия не помешала разрушению Югославии.

-    Россия не сможет поддерживать порядка на Балканах.

Не стану обременять читателя подробным цитированием. Просто прокомментирую выделенные выше тезисы и в конце работы дам ссылки на публикации и их обсуждение.

Обратите внимание на первую особенность. Каждая из претензий основана на плохом знании трудов панславистов и истории вообще. Такое ощущение, что "братья-славяне" забыли обо всех русско-турецких войнах! В то время как русские империалисты проливали кровь в за освобождение Балкан, просвещённые европейцы на Берлинском конгрессе отодвинули его на 20 лет!

Россия всегда была за объединение славянства, даже если не всё соответствовало её интересам, и как бы Советский Союз не пытался влиять на Югославию, заметьте, не он её уничтожил...

Могли ли русские панслависты в своё время подумать, что всего через столетие их идеи будут настолько извращены? Сильнее всего, почему-то, достаётся Данилевскому.

Империалист, поработитель, фантазёр - какие только характеристики он не получает от незнакомых с его трудами людей! Для того, чтобы опровергнуть этот факт, приведу некоторые выдержки из его работы Россия и Европа. Глава XV. Всеславянский союз (1871):

... "все внутренние и внешние условия соединяются для доставления устойчивости и долговечности именно федеративной форме устройства славянского мира"...

"Чего бы достигла, напротив того, Россия, стремясь уничтожить внутреннюю самостоятельность союзных с нею славянских и других государств, включить их в свой государственный состав, даже в случае успеха такого стремления? Вместо сорока миллионов верных, дружественно расположенных союзников она приобрела бы сорок миллионов недовольных подданных; а насколько таковые увеличивают силы государства, имеем мы достаточно убедительные примеры на отношениях Польши к России, Ирландии к Англии, и всего более Венгрии и Венеции к Австрии".

Далее, о языковой и культурной ассимиляции:

"Мне кажется, что возведение русского языка в общеславянский, пока славянские племена не освобождены политически (пока они составляют части посторонних чуждых политических тел и принуждены собою питать, укреплять и поддерживать эти тела), с одной стороны, дело столь же мало осуществимое, как известный способ ловить птиц, посыпав им соли на хвост..."

общение научное, литературное, так сказать, союз славянских душ и сердец заключается в высшей, сверхполитической сфере... к нему только и должно стремиться.

Даже, видя эти слова первый раз, можно с уверенностью сказать, что они далеки от шовинизма.

Заключение

Пусть не винит, меня уважаемый читатель, что я не разобрал четыре вопроса из прошлой главы. Это сделано намерено, ими бы мне хотелось завершить...

А словом, перефразируя Наполеона, наличие русской философии и историчности не нуждаются в подтверждении, как не нуждается в нём солнце. Споры об этом, мало имеют отношения к реальности и являются делом изыскателей-теоретиков.

У того, что Россия не спасла Югославию много причин. Все они сводятся к тому, что нечем было помогать. Достаточно вспомнить тогдашнего нашего президента, ржавые корабли черноморского флота и отсутствие продовольствия в армии. Да и сами балканцы, к слову, вспомнили о русских, после долгого перерыва, когда беда уже стряслась и вмешиваться было поздно. Одно радует: работа над ошибками была проведена в Южной Осетии.

Проблем же у России действительно много. Как вы заметили, я почти не затрагивал в работе вопросы экономики и политики. Сотрудничество в этих сферах с Балканами рентабельно по целому ряду причин. Просто, думая, как бы повыгоднее объединиться, мы совсем забываем о той самой сверхполитической сфере, которой говорил Данилевский.

Лично мне - автору этой статьи просто больно смотреть на то, как вымирает мой народ. На то, как легко он идёт за псевдоценностями. На то, как фальсифицируют его историю. Как воспитывают ненависть к нему в других славянских народах. А ведь нас так много объединяет! Общая вера, общие святыни, общий менталитет. Наши предки не для того проливали кровь, чтобы видеть, как ненавидят друг друга потомки за проигранный футбольный матч!

Я искренне верю то, что, найдя формы духовного объединения всех славянских народов, мы найдём себя. Реконструируя совместные битвы, проводя, фестивали славянской народной музыки и танцев, паломничая по общим христианским святыням. Пришло время наконец-то обсудить и решить совместные исторические претензии и перестать культивировать международную ненависть. Организовать всеобщее информационное поле, телевизионные и Интернет-проекты...(3)

В наш жёсткий и прагматичный век, идеи, представленные здесь, покажутся кому-то смешными и несостоятельными. Но хочется верить, что боль за отечество с которой я писал эту статью, поймёт и ощутит каждый.

Спасибо за внимание.

Ссылки на публикации.

http://www.nspm.rs/srbija-i-nato/srbija-ne-mora-u-nato-da-bi-usla-u-eu.html,

http://www.nspm.rs/politicki-zivot/ideologija-prozapadne-desnice-u-ogledalu-srpske-politicke-tradicije.html,

http://www.mpravde.gov.rs/cr/articles/medjunarodne-aktivnosti-eu-integracije-i-projekti/evropske-integracije-i-vizna-liberalizacija/

http://www.seio.gov.rs/code/navigate.asp?Id=2

Вдобавок, вы можете найти много интересного, воспользовавшись сербским googllом: www.google.rs


_______________________________________________________________________________
1. Д.А. Тихомиров. Русско-Сербское братство. www.ateney.ru

2. Панславизм - идея объединения всех славян по религиозному и культурно-этническому признаку в единое государство или конфедерацию. Возникла в сер.XIX века (по разным данным либо в Чехии - (Ян Геркель), либо в Словакии (Ян Колар). Что собственно не является важным, т.к. у каждого славянского народа и идея объединения была своя. Однако основными направлениями можно считать Пророссийское и Антироссийское, и если с первым понятно, то вторые мотивировали своё решение якобы туранским происхождением русских. Российские Панслависты: М. Погодин, К. Леонтьев, Н.Данилевский.

3. Хочется сказать, что прецеденты такого бескорыстного и благородного труда уже есть, в ходе написания работы, на мои вопросы ответил - Морозов Денис Александрович - автор сайтов - www.serbia.ru, www.hrvatska.ru и www.ucrnojgori.com. Интервью с ним вы можете найти в строке работ.


03.12.2009,
www.viperson.ru

viperson.ru

Док. 614186
Перв. публик.: 03.12.09
Последн. ред.: 13.10.10
Число обращений: 0

  • Полынин Иван Михайлович (Сергеев)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``