В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Эрнест Кочетов: Год 2009-й! Послание Президента! Философия нового российского рывка как попытка вырвать Россию из средневековья и отменить `крепостное право` - от 1861 года мы не ушли далеко! Назад
Эрнест Кочетов: Год 2009-й! Послание Президента! Философия нового российского рывка как попытка вырвать Россию из средневековья и отменить `крепостное право` - от 1861 года мы не ушли далеко!
Российская "осень 2009" останется в памяти народов как исторический перелом: в России что-то случилось! Случилось событие из ряда вон выходящее! А произошло вот что: молодой российский Президент Дмитрий Медведев вбросил в души россиян надежду: в своей статье "Россия, вперед!" ознакомил страну с новыми идеями [1]. И через два месяца на их основе дал четкие и ясные указания как их воплотить в жизнь и с чего начать: "... В статье "Россия, вперёд!" я обнародовал принципы (ред. - выд. авт.) новой политической стратегии. В сегодняшнем Послании Федеральному Собранию я хотел бы изложить конкретные первоочередные планы реализации этой стратегии" [2].

Поступок мужественного человека!

Событие нерядовое! Событие - поступок мужественного человека! Поступок смелый, решительный и до конца продуманный! От неожиданности мы еще не осознали, что произошло, всей глубины и бескомпромиссности этого шага. Но нас уже посетило ощущение: где-то в глубинах созрело решение как результат сложившегося грандиозного плана, завершения этапа кропотливой "подземной" работы сознания и выхода решения на поверхность нашего сонного сознания. И что за пружина распрямляется и освобождает чудовищную энергию созидания, и что за силы способствовали её накоплению!

Такое случается редко. Бывают ситуации, когда интеллект берет длительный отпуск, своеобразные каникулы, насытившись миросозерцанием и придя к успокоению и внутреннему заключению, что ситуация развивается в рамках открытых закономерностей, что жизнь движется по расчетным траекториям, что горизонты чисты и свободно просматриваются, что отклонение от траектории - суть возмущения вокруг векторов движения. Интеллект даже засыпает, в лучшем случае - погружается в самолюбование пройденным, а в худшем - становится на путь эстетствующего, элитарного кропания.

И вдруг - толчок. Пробуждение. Ощущение того, что где-то рядом незримо и неспешно пронесли священные сосуды как необычное свидетельство чего-то, расписку за что-то. И невольно оторопь овладевает человеком от предчувствия приближения новых знаков как вестников судьбы и рока. Интеллект мгновенно просыпается, пристально "ледяным оком" вглядываться в глубины сознания, где только что яркой вспышкой промелькнули небывалые картины, вглядывается в поисках ответов, объясняющих мир, реальность которого на мгновение, на краткий ослепительный миг приблизилась к человеку. Послание Президента - как вестник этих картин!

Президент пробудил Россию! Послание! В нем тексты и контексты

В тексте сразу бросаются в глаза два блока (уровня, пласта, плана) проблем общественной жизни и стратегии развития России, а именно: научно-концептуальный план ("принципы") и государственно-доктринальный ("конкретные первоочередные планы"). (Ред.: эти сюжеты текста Послания автор уже затрагивал в статях: См.: Реализуя программные установки Послания Президента России Д.А. Медведева. Статья первая // www.viperson.ru 13.11. 2009 г.; ГИРИ РОССИИ. За окном XXI век, век геоэкономический. Россия - дома, плохо ходит, мешают гири, гири прошлого - геополитические. Слово за Президентом, ждем Послание! // www.viperson.ru 02.11.2009; Президентское послание: Геоэкономика, стратегия России - наши предложения и их аргументация (К выходу в свет статьи Президента Д.А. Медведева `Россия, вперед!`) // www.viperson.ru 23.09.2009; Геоэкономика и стратегия России (письмо-отклик на статью Президента России Д.А. Медведева `Россия, вперед!`) // www.viperson.ru 15.09.2009).

Контексты - предстоит нелегкая борьба: собрать растерзанного человека в единый узел, поведать ему о совершенно новых ценностях и мотивациях, ввести его в новые, до сих пор неведомые координаты бытия, в новый способ и масштаб измерения себя, времени, пространства, мира, иначе - в НОВЫЙ МИР, МИРОЗДАНИЕ НОВОГО РОССИЙСКОГО РЕНЕССАНСА - это грандиозная задача ближайших десятилетий. Президент Д. Медведев вплотную подвел нас к порогу ее разрешения и тем самым открыл новую историческую точку отсчета [3]. Но здесь большой счет! - как вырваться из неокрепостничества?

Неокрепостничество

Речь идет не о перестроении рядов, не об упорядочивании существующего, не о ремонте фасадов, не о набившем оскомину "доразвитии" прошлого - нет! Речь идет, на наш взгляд, о большем! О Свободе! Об опрокидывании одного тщательно и осознано укорененного заблуждения, а именно - то, что в России отменено крепостное право? По большому счету речь идет о своеобразии года 2009 как образа года 1861, о втором издании (и новом, до конца прочтении!) манифеста об отмене крепостного права. "...Освобождение от рабства относится к праву народов..." (Юстиниан). Между 1861 и 2009 годами - чудовищно малая дистанция! В России менталитет крепостничества не выветрен! Забитость, запуганность, замордованность, раболепие, страх за себя и свою семью! Более того, он во много крат усилен сталинскими репрессиями. Быть серым, посредственным, безынициативным, богом убитым! С такими "легко"! Такие отреагируют на любое "ура"! такие осудят любого - только укажи - лес рук! Все это сидит внутри, сидит на генном уровне! Все вместе взятое - суть нашего сегодняшнего неокрепостничества!! Как вырвать Россию из средневековья, из удушающей атмосферы несвободы и открыть ей окна в век XXI-й! Как вырвать российский народ из цепких рук философствующих идеологов всех мастей, выступающих под маской социологов, политологов, культурологов и прочих логиков от эквилибристики с сознанием масс, мастеров закабаления в связку "начальник-подчиненный" как "господин-раб" и т.д. Они стройным хором на все лады поют услужливые речи. В их переливах есть всё кроме трубного гласа о свободе, реальной свободе, свободе думать, творить, трудиться - свободе жить!!

Контекст Послания - 1) распахнуть окно в "Новый мир", мир глобализирующийся, "мир-2009"; 2) открыть для россиян Новую Россию - обновляющуюся Россию. На стыке этих исторических моментов российской интеллектуальной мысли еще предстоит серьезнейший анализ многих тем, проблемных поворотов, вытекающих из послания Президента, его текста и контекста. Она постепенно освобождается от "летаргического сна", ей еще предстоит осознать абсолютно нетрадиционные вопросы для понимания современной мировой панорамы и России в ней - необходимые и очень актуальные. Но, что уже "схвачено" и мыслью и обеими руками, так это "свобода"! "...станем обществом умных, свободных и ответственных людей..." [4] - именно, "станем" свободными не будучи ими! - так поставлен вопрос о свободе, поставлен так решительно, так бескомпромиссно как не ставился в России никогда, ибо поставлен на властном Олимпе! Так может ставить вопрос властелин сам по себе уже будучи прирожденным поборником высоких идеалов свободы, это состояние души, ее качество! Так, Перикл [5], - олицетворение высочайшей античной цивилизации и культуры, - провозглашал ее ценности и тем самым "смирял своими речами" демос. Фукидит (около 460-396 гг. до н.э.) оставил нам свидетельство об этом величайшем государственном деятеле и его душевном строе (См. ниже: Приложение: Фукидид (V в. до н.э.). "Из речи Перикла над могилами воинов". (Пер.Ф.Г.Мищенко и С.А.Жебелева).

"Свобода" выходит на свободу!

Главное посланием сделано - со "свободы" в России снимается то клеймо, которое прижгли ей ее душители - современные (и не очень!) наши идеологи и философы рабства, илотства [6], колоната [7], крепостничества [8] и неокрепостничества [9], других видов личной зависимости и неполноправности, апологеты ценностей насилия, гонители "здравого смысла", схоласты современного средневековья!

Благородное понятие, светлое в своей первозданной чистоте, символ и отличительный знак людей смелых, открытых, символ внутренней слаженности героических начал, ума, мужества и ответственности в своих устремлениях! И что? В России понятие "свобода" оплевано, охаино, исковеркано донельзя, извращено идеологическими вывертами. В иезуитском ослеплении они устроили инквизиторский суд над этой категорией. В своей основе "свобода (Liberty)" - средство для достижения цели и смысла жизни человека; основа жизнеутверждающих начал создания современного демократического общества. И вот эта всемирно признанная, фундаментальная категория, категория высшего ранга и тысячелетней истории третируется, подвергается обструкции и осуждению ее носителей и приверженцев.

Слово "либерал" в России звучит как оскорбление, как позорная кличка. "Свободный мир" - как что-то враждебное, чужое, опасное, иное, другое, не наше, не здешнее и пр. Современные Фамусовы при слове "либерал" и его производных бьют в набат, призывают власть к "защите" народа от свободы как от поветрия, как опаснейшей болезни. Они просят инъекций тоталитаризма, большой дозы "государственности", наблюдения, контроля, слежки, ну хотя бы максимального зарегулирования! Здесь нормативное опутывание тоже работает! Привить юному сознанию, что быть свободным, быть "либеральным", т.е. поборником свободы, - позорно и бесперспективно! Перспектива демонстрируется на примерах. И сегодняшних и прошлых. Примеры впечатляют. Глумятся над преемственностью поколений - вот мол наши отцы и деды обходились без свободы и ничего! Ну, а то, что Иосиф Виссарионович Сталин снимал с родных мест и высылал целые народы в места гибельные или пустил под нож несколько миллионов своих соотечественников и граждан - так это, мол, только в целях "оздоровления" нации, для её же пользы! Это для чистоты советско-комунистической идеологии и поддержании ее кристальной чистоты, - мол, что поделаешь - на марше к светлому коммунистическому будущему все случается, здесь главное не потеря людей, а потеря линии, отклонения от нее! Вот неизбывная логика апологетов канувшего в лету!

Сталинисты окрепли. Многое сошло им с рук!

Сейчас сталинисты окрепли. Старая властная партийная элита, ее комсостав и советский директорский корпус вкупе с советскими латифундистами избежали санации. Они перекрасились под демократические лозунги, оставшись на старых идеологических позициях. Они нигде и везде. Все произошло тихо и невинно! Переименовать кафедры марксизма-ленинизма в политологические, социологические, культурологические, дать отсидеться на них бывшим советским "бойцам идеологического фронта", с их патологической ненавистью к "свободному миру", ко всему "не нашему", с их жаждой реванша и "возмездия" миру за свои промахи и неспособность удержать власть и т.д. и т.п.

А сколько сталинизма в высших академических научных и образовательных кругах! Многое сошло им с рук! Отсиживаясь в университетах и академиях за государственный кошт они время попусту не тратили и не тратят: они озаботились сохранением и внедрением (через лекции, коллоквиумы, семинары, статьи) в молодые мозги своеобразных заноз - идеологических догм советского периода и догм геополитического пошиба времен "холодной войны". Написали книги, учебники, программы с тем, чтобы забить академические и университетские библиотеки старыми советскими учебниками, дабы готовить себе смену с надеждой на реванш в будущем. Многие из них подались (на всякий случай!) в "ученые", теперь они "видные" философы, историки, политологи, социологи, культурологи.

Говорят, что гуманитарная наука в кризисе, мол, умирает. Пошли в казну, в правительство: "Дайте денег!". При этом со своих, т.е., естественно, старорежимных позиции во все корки кроют и новую систему, и правительство! Денег не дали! Сталинисты обиделись! Воспользовались случаем - ну, как же, "в России губят науку!". Пустились во все тяжкие!

В одночасье сталинисты стали демократами и верующими, подзабыв сколько миллионов невинных они хладнокровно отправили "в мир иной", среди них массу священнослужителей. Теперь они неумело молятся, с трудом придают лицу благостный вид, священники их тихо поправляют и показывают как это нужно делать! (Церковь потеряла чувство дистанции и (заодно!) чувство опасности). Да что церковь! Возьмите политику, СМИ, кинематограф. Здесь как бы невзначай, исподволь, эдак невинно промелькнут то китель, то усы, то прищур, то сапоги, а то и сценка - "сам" на фоне сподручных главарей. Их внуки в чести, у них вид элиты, они регулярно мелькают на экранах TV, в прессе, - их просят высказаться, ну, как же, - внуки "тех самых!!". Руки сталинистов запущены также и в экономику. Вот пример!

"Процветание" нашей колониальной экономики дело рук сохранившейся советской микояновско-патоличевской школы

Сталинисты прижились также в различных народнохозяйственных сферах. Здесь не занимать им энергии и сноровки. Мы ищем причину наших бедствий! Мы сетуем на опасно однобокую структуру нашей экономики! Но ведь мы ищем топор под лавкой! А причина проста: у нас до сих пор в экономике и ее внешней сфере не разобраны завалы сталинской экономической модели и не отринут образ мышления советской микояновско-патоличевской школы. Именно он правит сегодня бал в нашей экономике.

Ослепить себя геополитикой, не видеть и не осознавать экономических приоритетов мирового развития над политическими; вытащить из советской эпохи (на радость всего постиндустриального техногенного мира!) колониальную структуру экономики, сохранить ее в первозданном виде, и, более того, придать ей новые стимулы к развитию; внедриться во все поры государственного управления, пробраться на ключевые позиции в системе внешнеэкономических связей России - вот далеко не полный перечень нашего "нового" застоя, нашей "новой" опасности, наших истоков разнобоя в векторах развития, неустойчивости, корни которой в живучести и огромной инерции нашей (не так далёкой!) истории.

А история учит: забитый, замордованный "труженик" продукцией из-под идеологической палки обрёк страну на тотальную неконкурентоспособность. 70 лет душить свободу и предприимчивость! 70 лет тотального контроля за каждым шагом, за каждой мыслью! 70 лет отгораживаться от мира, жить в осажденной крепости, вынашивать бредовые идеи "покончить с капитилизмом", науськивая на это другие страны, играя на их трудностях и слабости! 70 лет изматывания экономики милитаризмом, держа в мирное время "под ружьем" громадную армию и гигантскую толпу воинствующих опричников от идеологии, философии, науки, культурологии и иже с ними ученых - "международников", прославляющих геополитическую раздробленность (ячеистость) нашего мира. В одночасье это никуда уйти не может.

И вот здесь-то и лежит камень преткновения, здесь водораздел, здесь не изжившая себя советская микояновско-патоличевская "торговая модель" держит нас за горло - она оставила нам только одно звено - общее разделение труда, отринув частное, единичное, технологическое, межанклавное и т.п. Здесь истоки нашей колониальной, деформированной экономики - сырьевой, "углеводородной", истоки экономики, поставленной на службу перекошенному внешнеторговому обороту и милитаризму. Нет воспроизводственному сотрудничеству, нет промышленной транснационализации экономики, нет геоэкономики!

Как и в советское время, мы остаемся придатком мировых воспроизводственных циклов, а наши внешнеполитические и внешнеэкономические структуры смирились с ситуацией, несущей России бесперспективное прозябание. Мы судорожно вглядываемся в кривые движения сырьевых цен: опрокинутся они или нет, поменяются транзиты или нет, наберут силу альтернативные источники энергии или нет? Если "да" - экономика пойдет ко дну! Отринута промышленная инжинирия, инновации, инфраструктурная модернизация. Эта ситуация освящена "большой наукой": т.н. "международники" сделали и делают все, прославляя "наши преимущества международного разделения труда". Прославили только одно преимущество, - у нас в земле сырьевые и энергетические ресурсы, - остальные отринули! Это преимущество "международники" от микояновско-патоличевской школы прославили и пустили в "ход". Обмен сырья на готовые изделия! Преимущества "такого" разделения!? "Преимущества" выступать в роли "хозяйственного двора" мировых воспроизводственных циклов!? Итог: разучились делать у себя что-либо готовое, что-либо качественное! И в разразившемся мировом кризисе мы одни из первых оказались у "разбитого корыта".

А сколько апологетов советского прошлого столпилось у этого "разбитого корыта", сколько плача и рыданий, заламывания рук! Сколько неутешимой ностальгии: "...верните нам умершее, знакомое, привычное, пустите нас "Туда! Туда!", " Дайте нам глоток несвободы! Дайте нам два, три юных поколения и мы поведем их в светлое "назад"! И т.д. и т.п. Послание разбудило сталинистов! Опасность! Почва уходит из-под ног! Даже у "тихих" из них, - притаившихся было - взыграло ретивое: они вытаскивают свой лозунг - "Россия, назад!"

Но, нет худа без добра - кризис выбил почву из под ног не только наших "международных" научной и образовательной школ, взлелеянных на апологетике советской микояновско-патоличевской модели, но и во весь рост обнажил и прислонил к элите грозный вопрос: как в сжатое время, сменить обветшавшую модель развития, как открыть шлюзы для свободы и тем самым отодвинуть надвигающуюся опасность развала России и ухода с исторической сцены, как в сжатые сроки диверсифицировать экономическую структуру страны? Выход из ситуации: нужно срочно перевернуть страницу российской истории и открыть новую! Что и сделал наш Президент! Он обнажил мощную пружину и ее энергию распрямления - новый рывок россиян к свободе, к ее жизнеутверждающим началам и ценностям!

Президент открыл ее своей статьей-возванием "Россия, вперед!". Спокойный взор, смелость, открытость, многогранность и рациональность анализа пройденного и устремленность в будущее - вот, что закладывается в основания этого документа! Теперь мы выходим на следующий этап. И сердцевина его - "принципы новой политической стратегии" и "конкретные первоочередные планы реализации этой стратегии", выход на высокий уровень конкурентоспособности страны на базе структурных и инновационных преобразований экономики, открытости миру.

Для нового дела нужны новые люди!

Новые люди - люди со спокойным взглядом на вещи, способные к интеллектуальному их "ощупыванию", а значит, близкие к их сущностям; люди, не давшие себя одурачить идеологическими догмами и прочими галлюцинациями, а посему - редкие даже среди свободных; люди, вооруженные новым, объемно-сетевым методом познания нашего мира, созревшие и подготовленные для того, чтобы соорганизовать и обустроить наш мир - мироздание нового Ренессанса, тем самым обеспечить бытие, достойное своей силы, красоты, жизнелюбия и интеллекта.

Они среди нас, они на подходе! Пока само существование "новых людей", их мысли и внутренний строй для нас есть сфера неизведанного, загадочного! Это другие люди, иные и проповедуют они иное. Здесь природа распоряжается хитрее, чем нам кажется, она регулярно засылает нам их как вестников чего-то необычного, нестройного. Они - вестники гуманитарных космологических глубин, они изначально заряжены редчайшей энергией первозданных жизнеутверждающих начал, как слепки (подобие) неведомых или почти забытых цивилизаций, миров и т. д.

Самое удивительное, что таких людей множество, но не в каждом из них просыпается желание проявить себя - свою природу и свои истоки. Здесь дело случая и повода, который вдруг, неожиданно для многих, в определенный момент будит этих людей, освобождая их от летаргического сна и от роли тонких созерцателей.

И такой повод и момент на наших глазах - инициатива Президента России Д. Медведева! Нас уже обуяло беспокойство, мы уже улавливаем приближение этих людей, слышим их шаги, их дыхание. Но мы должны хорошо подготовиться к этой встрече, и эти мои заметки - только попытка передать тревожно-радостное ощущение незримого приближения, первый, еле улавливаемый гул шагов. Битва за нового человека уже началась!

* * *
Итак, мы вступаем в новый этап нашей истории, преодолевая огромную инерцию: не так-то просто за какой-то исторический 20-ти летний миг выветрить атмосферу сталинизма, эпоху тоталитаризма - это невозможно. Но достигнуто главное - окончательно сломлен хребет старого советского бытия! Два десятилетних периода тяжелейшей борьбы с апологетами ушедшего в небытие, удерживая ситуацию, проходя по лезвию ножа между Сциллой и Харибдой, не скатившись в разборку "всех со всеми" - ни это ли историческая заслуга российского народа, его элиты и ее лидеров: Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, М.Д. Медведева. "Россия, вперёд!" - этот лозунг Президента становится символом новой эпохи!

Приложение

Фукидид (V в. до н.э.). "Из речи Перикла над могилами воинов, которые первыми пали в начале пелопонесской войны". (Пер. Ф.Г.Мищенко и С.А.Жебелева)

Кн. II, гл. 37. "Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве (демоса). По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другим не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом, скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству.

Мы живем свободною политическою жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов главным образом из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время; в особенности же прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и которые, будучи неписанными, влекут (за нарушение их) общественный позор.

(38) Повторяющимися из года в год состязаниями и жертвоприношениями мы доставляем душе возможность получить многообразное отдохновение от трудов, равно как и благопристойностью домашней обстановки, повседневное наслаждение которой прогоняет уныние. Сверх того, благодаря обширности нашего города, к нам со всей земли стекается все, так что мы наслаждаемся благами всех других народов с таким же удобством, как если бы это были плоды нашей собственной земли.

(39) В заботах о военном деле мы отличаемся от противников следующим: государство наше мы предоставляем для всех, не высылаем иноземцев, никому не препятствуем ни учиться у нас, ни осматривать наш город, так как нас нисколько не тревожит, что кто-либо из врагов, увидев что-нибудь не скрытое, воспользуется им для себя; мы полагаемся не столько на боевую подготовку и военные хитрости, сколько на присущую нам отвагу в открытых действиях. Что касается воспитания, то противники наши еще с детства закаляются в мужестве тяжелыми упражнениями, мы же ведем непринужденный образ жизни и тем не менее с не меньшей отвагой идем на борьбу с равносильным противником. Вот доказательство этому: лакедемоняне идут войною на нашу землю не одни, а со всеми своими союзниками, тогда как мы одни нападаем на чужие земли и там, на чужбине, без труда побеждаем большей частью тех, кто защищает свое достояние.

Никто из врагов не встречался еще со всеми нашими силами во всей их совокупности, потому что в одно и то же время мы заботимся и о нашем флоте, и на суше высылаем; наших граждан на многие предприятия. Когда в стычке с какою-либо частью наших войск враги одерживают победу над нею, они кичатся, будто отразили всех нас, а потерпев поражение, говорят, что побеждены нашими совокупными силами. Хотя мы и охотно отваживаемся на опасности, скорее вследствие равнодушного отношения к ним, чем из привычки к тяжелым упражнениям, скорее по храбрости, свойственной нашему характеру, нежели предписываемой законами, все же преимущество наше состоит в том, что мы не утомляем себя преждевременно предстоящими лишениями, а, подвергшись им, оказываемся мужественными не меньше наших противников, проводящих время в постоянных трудах. И по этой и по другим еще причинам государство наше достойно удивления.

(40) Мы любим красоту, состоящую в простоте, и мудрость без изнеженности; мы пользуемся богатством как удобным средством для деятельности, а не для хвастовства на словах, и сознаваться в бедности у нас не постыдно, напротив, гораздо позорнее не выбиваться из нее трудом. Одним и тем же лицам можно у нас и заботиться о своих домашних делах, и заниматься делами государственными, да и прочим гражданам, отдавшимся другим делам, не чуждо понимание дел государственных. Только мы одни считаем не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности. Мы сами обсуждаем наши действия или стараемся правильно ценить их, не считая речей чем-то вредным для дела; больше вреда, по нашему мнению, происходит от того, если приступать к исполнению необходимого дела без предварительного обсуждения его в речи.

Превосходство наше состоит также и в том, что мы обнаруживаем и величайшую отвагу и зрело обсуждаем задуманное предприятие; у прочих, наоборот, неведение вызывает отвагу, размышление же - нерешительность. Самыми сильными натурами должны, по справедливости, считаться те люди, которые вполне отчетливо знают и ужасы и сладости жизни, благодаря чему они не отступают перед опасностями.

Равным образом, в отношениях человека к человеку наши действия противоположны тактике большинства: друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них услуги, но тем, что сами их оказываем. Оказавший услугу - более надежный друг, так как он своим расположением к получившему услугу сохраняет в нем чувство признательности; напротив, человек облагодетельствованный менее чувствителен: он знает, что ему предстоит возвратить услугу, как лежащий на нем долг, а не из чувства благодарности. Мы одни оказываем благодеяния безбоязненно, не столько из расчета на выгоды, сколько из доверия, покоящегося на свободе.

(41) Говоря коротко, я утверждаю, что все наше государство - центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности, и, выполняя свое дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя независимого положения. Что все сказанное не громкие слова по поводу настоящего случая, но сущая истина, доказывает самое значение нашего государства, приобретенное нами именно благодаря этим свойствам.

Действительно, из нынешних государств только одно наше выдерживает испытание, чтобы стать выше толков о нем; только одно наше государство не возбуждает негодования в нападающих на него неприятелях в случае поражения их такими людьми (как мы), не вызывает упрека в подчиненных, что они будто бы покоряются людям, не достойным владычествовать. Создав могущество, подкрепленное ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужим предметом удивления для современников и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом, доставляющее минутное наслаждение своими песнями, в то время как истина, основанная на фактах, разрушит вызванное этими песнями представление. Мы нашей отвагой заставили все моря и все земли стать для нас доступными, мы везде соорудили вечные памятники содеянного нами добра и зла. В борьбе за такое-то государство положили свою жизнь эти воины, считая долгом чести остаться ему верными, и каждому из оставшихся в живых приличествует желать трудиться ради него".

Источник: http://lib.ru/POEEAST/FUKIDID/fukidid1_1.txt
Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах.
Для высших учебных заведений.
Том 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература.
М., "Просвещение", 1965
Перевод Ф.Г.Мищенко и С.А.Жебелева
_____________________
© Кочетов Э.Г., ноябрь 2009

[1] [1] Статья Президента Д.А. Медведева "Россия, вперед!" опубликована 10 сентября 2009 г. в Интернет-издании "Газета.Ru".

[2] Президент России. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года. http://www.kremlin.ru/transcripts/5979

[3] См. подробней: Эрнест Кочетов. Россия перешла через поворотный пункт воззрений на свою судьбу: Президент Д. Медведев выводит на авансцену истории "новых людей" - людей нового "покроя"! www.viperson.ru,
26 ноября 2009 года.

[4] Президент России. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года. http://www.kremlin.ru/transcripts/5979
[5] Пери?кл (490-429 г. до н.э.) - афинский политический деятель, вождь демократической партии, создатель Афинской демократии, глава афинского государства, знаменитый оратор и полководец. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и пр.). Греция при Перикле достигла высшей степени интеллектуального развития (Периклов век).
[6] Илотство. Читаем Монтескьё. О духе законов: "...Рабство становится величайшим злоупотреблением, если оно является одновременно и реальным, и личным. Таково было у македонян рабство илотов; они исполняли все работы вне дома и терпели всевозможные оскорбления внутри дома. Это илотство (Выд. авт. - Э.К.)противно природе вещей. У народов с простыми нравами есть только реальное рабство, потому что домашние работы там исполняют женщины и дети. У народов, преданных роскоши, есть личное рабство, потому что роскошь нуждается в домашней службе рабов. Илотство же представляет собой соединение рабства, существующего у народов, преданных роскоши, с рабством, существующим у народов с простыми нравами... Но какого бы рода ни было рабство, законы должны ста?раться очистить его, с одной стороны, от злоупотреблений, а с другой - от связанных с ним опасностей". http://www.montesk.info/article/oduhe_kn2_47.html

[7] Колонат (позднелатинское colonatus, от латинского colonus - земледелец), особая форма производственных отношений между крупным земельным собственником и непосредственным производителем - колоном, получившая широкое распространение в Римской империи. Колон фактически прикреплялся к имению, утратив при этом прямые связи с рынком; Колон терял ряд прав свободного человека (его права на брак, наследство, свободное передвижение были ограничены, сам он попадал под административную юрисдикцию землевладельца). http://bse.sci-lib.com/article062943.html

[8] Крепостное право (Крепостничество) - совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле или "крепость" крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда - возможность для феодала отчуждать крестьян без земли. http://ru.wikipedia.org/wiki

[9] "Неокрепостничество" - система приемов, мер, действий, построенных и тщательно выверенных с целью отнять у человека "я", лишить его воли, независимости, самостоятельности путем морального и физического воздействия удержания его и его семьи в постоянном страхе и тревоге за свою судьбу и жизнь, доведения его сознания и подсознания до состояния автомата исполнения чужой воли. Неокрепостничество располагает мощной идеологической машиной, сетью институтов принуждения, обладает чрезвычайной гибкостью и свойством мимикрии. Объектами неокрепостничества выступают люди независимо от пола, возраста, профессии, социального положения и статуса.

Кочетов Эрнест Георгиевич - Президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, заведующий Центром стратегических исследований геоэкономики НИИВС ГУ-ВШЭ, доктор экономических наук

02.12.2009
www.viperson.ru,



viperson.ru

Док. 613941
Перв. публик.: 02.12.09
Последн. ред.: 23.12.10
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Ельцин Борис Николаевич
  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``