В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Весь мир уже отсаморегулировался и возвращается к госрегулированию` Интервью. Андрей Петров заместитель министра финансов РФ Назад
`Весь мир уже отсаморегулировался и возвращается к госрегулированию` Интервью. Андрей Петров заместитель министра финансов РФ
Что происходит сейчас с передачей функций Минфина по регулированию аудита и бухучета. У вас самого сложилось понимание происходящего?-- Сложилось. Как вы знаете, в настоящее время в соответствии с решениями президента и правительства в России идет административная реформа. Речь идет о сокращении дублирующих и избыточных функций, которыми сегодня наделены федеральные органы исполнительной власти, и их передаче либо другим организациям с контрольными функциями, либо саморегулируемым организациям (СРО). Это делается с целью снижения административной нагрузки на бизнес, снятия бюрократических препон.Для воплощения этих идей в жизнь была создана комиссия по административной реформе, ныне возглавляемая вице-премьером Алешиным. Кстати, ранее ее возглавлял наш министр, первый вице-премьер Кудрин. В рамках комиссии работало восемь рабочих групп, в том числе группа по финансовым рынкам, рассматривавшая вопросы совершенствования регулирования бухучета и аудиторской деятельности и подготовившая перечень потенциально избыточных функций Минфина и предложения по их передаче другим структурам.На заседании правительства 9 октября, когда рассматривалась работа комиссии, предложения комиссии были одобрены. В сфере аудита избыточными функциями Минфина были признаны подготовка и переподготовка аудиторских кадров, контроль качества аудиторских услуг и ведение реестра аудиторских компаний. Причем, выступая на заседании, министр финансов подчеркнул, что проект протокольного решения требует уточнения в части усиления акцента о передаче именно избыточных функций.-- Однако понято это было иначе. Быть может, потому, что в том же документе предлагалось лишить Минимущество полномочий по лицензированию оценочной деятельности, и многие решили, что это коснется и Минфина?-- Я не хочу вторгаться в сферу, Минфином не регулируемую. Я не знаю, каково было решение комиссии в отношении Минимущества. Что же касается Минфина, то основные его предложения в части уточнения нормативных актов, видимо, будут касаться СРО. Эти уточнения должны дать возможность начать формировать эти организации таким образом, чтобы они представляли интересы всех аудиторов.И только тогда мы сможем начать говорить о том, что они действительно могут проводить, скажем, обучение и подготовку кадров или осуществлять контроль качества. Именно с единообразных позиций. А вы представляете, что будет сейчас? Аккредитовано при Минфине семь организаций, каждая в меру своего разумения занимается вопросами контроля качества внутри своего объединения. Я уверен, что у них разные подходы, в том числе и к разработке стандартов. А как может не единая организация, разрабатывать стандарты? Только в рамках работы коллегиального органа, которым сегодня является совет по аудиторской деятельности при Минфине. Он, кстати, успешно работает. За довольно короткое время мы сумели принять 11 стандартов качества, которые соотносятся с международными стандартами, и еще 5 уже практически одобрены советом, этим костяком профобъединений. Минфин в течение трех месяцев активно работал в комиссии по административной реформе, и у нас полное взаимопонимание по вопросу требований, которые должны предъявляться к единой профорганизации аудиторов. О директивной ломке семи аккредитованных организаций речи, конечно, не идет. Мы их ломать не можем и не будем.-- Вы признаете только семь объединений аудиторов или все-таки все: около сотни по России?-- Мы работаем, как этого требует закон, пока только с семью. Они все-таки представляют серьезные, крупные фирмы. Эти объединения мы по закону можем привлекать к разработке всех наших основополагающих документов и передавать им некоторые полномочия. Только им, потому что они прошли аккредитацию и мы знаем их реальную силу. Остальные объединения действуют в основном на региональном уровне и решают свои местные, региональные задачи.-- То есть вы все-таки не считаете, что они находятся вне закона?-- Да, они не находятся вне закона, но они и не могут "говорить за всю Одессу" -- за все аудиторское сообщество.-- А как будет происходить перераспределение функций по регулированию бухучета?-- В этом отношении могу сказать только то, что профорганизации в бухучете создавались сугубо добровольно, без каких-либо нормативных решений. И сейчас им не надо вносить поправки в существующие нормативные документы федерального уровня. Они могут, не обременяя себя излишними формальностями, создать единую организацию, некоммерческое партнерство, фонд. Основная задача такого профобъединения будет заключаться в подготовке нормативных решений по реформированию, их экспертизе и т. д.-- Сейчас в Госдуме обсуждается закон о СРО. Какие бы вы внесли в него положения, касающиеся аудиторских организаций?-- Я пока не видел окончательной версии законопроекта. Мы давали свои замечания к первоначальному варианту. Я до сих пор не понимаю, на какие виды деятельности предполагается этот закон распространить -- это тоже должно быть определено. Но идея принятия закона о СРО сама по себе хорошая -- прописать взаимоотношения регулирующих органов и саморегулируемых организаций действительно необходимо. Мы лишь за то, чтобы всю черновую работу делали те, для кого это жизненно важно. А федеральные органы пусть занимаются контролем этой деятельности и утверждением соответствующих документов. Зачем нам действительно влезать во взаимоотношения профобъединений друг с другом. Мы готовы с ними в активном диалоге находить золотую середину.-- А если в итоге все же будет отменено государственное лицензирование аудита?-- И кто вместо государства будет этим заниматься?-- Ну, например, те же СРО.-- Которых пока как бы нет? Безусловно, без принятия какого-нибудь документа, который растолковывал бы, что такое СРО, их права и обязанности, не будет фундамента для дальнейшего развития саморегулирования. Конечно, нам нужен хороший, добротный закон, но на сегодня, как я понимаю и как мне докладывали мои коллеги, он еще сыроват. Тем более, насколько я знаю, существует несколько альтернативных вариантов закона. Значит, у какой-то части профессионалов есть и другое мнение.Давайте посмотрим, как все будет двигаться. Весь мир сегодня уже отсаморегулировался -- он уже идет к тому, чтобы либо вернуться к госрегулированию, либо к регулированию через полугосударственные организации или публичные институты, которые бы контролировали эти процессы непредвзято и прозрачно, информируя о результатах проверок общественность. В противном случае мы получим не только свой Enron. У нас будут очередные черные понедельники, вторники и четверги. Представьте, не дай бог, самостийная организация будет кого-то лицензировать, а кого-то нет; кого-то аккредитовывать, а кого-то нет; кого-то направлять на хорошие задания, а кого-то нет. Мы получим обман общественности, обман инвесторов со всеми вытекающими последствиями. Тем более этого не хочется получить сегодня, когда мировое сообщество воспринимает Россию как полноправного и реального партнера.

Интервью взял Виталий Ъ-Буза
Источник: КоммерсантЪ

20.10.2003
www.ipp-spb.ru

Док. 613872
Перв. публик.: 20.10.03
Последн. ред.: 02.12.09
Число обращений: 0

  • Петров Андрей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``