В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление в прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` первого заместителя министра финансов РФ Владимира Петрова 22 апреля 1997 г. Назад
Выступление в прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` первого заместителя министра финансов РФ Владимира Петрова 22 апреля 1997 г.
Гости: Андрей Петров
Ведущие: Сергей Бунтман
Передача: Интервью

Эфир ведет Сергей Бунтман.

СБ: Владимир Анатольевич, добрый вечер.
Очень много говорят о бюджетном кризисе. Что это такое, с чем его едят, кто такой секвестр? Как многие говорят, Секвестр Сталлоне главный герой в последние дни и даже недели. Как из Минфина видятся пути выхода из кризиса?
ВП: Секвестр будет поменьше чем Сильвестр Сталлоне, как мы предполагаем. Откуда возник этот кризис? В стране политический кризис, экономический кризис и тут еще добавился бюджетный кризис.
Во-первых я должен сказать что бюджетный кризис это не есть экономический кризис.
СБ: В чем основная разница?
ВП: Он может привести к возникновению экономического спада, росту инфляции, если его вовремя не предотвратить, не купировать. Напротив если мы посмотрим сегодняшнее состояние дел в экономике, оно характеризуется следующим. Мы преодолели инфляцию практически, она будет составлять однозначные годовые значения.
СБ: Что это такое однозначные годовые значения?
ВП: Это значит, что это будет менее 10%. По крайней мере мы так предполагаем.
Темпы роста производства ВВП, спад прекратился и есть некоторые темпы прироста. Если мы скажем в прошлом году имели ставку на рынке ГКО за сотню процентов то сейчас она по меньшей мере в 4 раза упала, а это значит что кредит становиться доступным. Например в этом году сельхозпроизводители взяли достаточное число кредитов для того чтобы провести посевную. Как известно она по темпам была выше чем в прошлом году. Поэтому тот кризис бюджетный который сейчас прогрессирует он пока не привел к негативным экономическим последствиям.
СБ: Он прогрессирует, Вы сказала. Как он прогрессирует, в чем это выражается сейчас и что можно сделать сейчас? Купировать, как вы говорите, и во время ли и не упущено ли время еще?
ВП: По меньшей мере три причины кризиса. Это недобор налогов.
СБ: Сколько он сейчас составляет?
ВП: Недобор налогов порядка 45 трлн. рублей за первые три месяца. Это принятие расходных решений которые государство не может выполнить. Здесь цифры чудовищные, это еще один бюджет - это 550 трлн. рублей - приняты решения которые не учтены в бюджете и которые государство выполнить не может. Здесь постарались все ветви власти и особенно отличилась законодательная власть. Мы договаривались о том что эти решения будут отклонены когда смотрели бюджет 1996 года, этого к сожалению не произошло - вторая причина. И третья причина это несоблюдение бюджетных процедур. Т.е. отсутствие цивилизованных процедур секвестирования, отсутствие казначейской системы исполнения бюджета. Я вам скажу, из-за того, что мы не перешли на казначейскую систему исполняя бюджета, из-за этого много средств уходит на незаконные цели, на нецелевые цели они используются, т.е. мы окончательно на казначейскую систему не перешли. Когда прошел бюджет-96 два генерала Рохлин и Варенников обвинили меня в том что я собираюсь развалить нашу доблестную армию из-за того, что собираюсь перевести на казначейскую систему исполнения бюджета. Т.е. кому-то не выгодно ужесточение контроля за бюджетными средствами. Я не говорю об этих людях - я их считаю честными и порядочными людьми - но кто-то им внушает.
Вот эти три причины они и приводят к бюджетному кризису, они известны. Как выражается этот кризис сейчас и что мы предполагаем сделать по этому поводу - мы работаем по тем же трем направлениям.
Первое направление - это отмена ряда решений которые не обеспечены источниками финансирования и секвестр расходов.
СБ: И секвестр? Т.е. отмена решений которые вообще не были учтены в бюджете и плюс еще секвестр, да?
ВП: Понимаете, это одно целое. Если производится секвестр то надо какие-то решения отменять. Для того чтобы не вызывать бюджетных ожиданий. Потому что эти нереалистичные бюджетные ожидания они порождают неплатежи в народном хозяйстве. Работники бюджетных учреждений, руководители заключают договора, они заключают договора. Они надеются на получение бюджетного финансирования, под эти договора производится работа, эти работы не оплачиваются. Вот это страшнее всего.
СБ: Откуда сегодня появилась эта цифра сокращения секвестром незащищенных статей бюджета? Сегодня была Геннадием Селезневым названа цифра 100 трлн. рублей, которую невозможно выдержать, т.е. она была названа в отрицательном контексте.
ВП: Эта цифра относительная. Я назову почему относительная. Дело в том, что если ситуацию сохранять на том же уровне, т.е. оставлять все как было это будет 100 трлн. рублей. И по-видимому пока что надо сделать секвестр на эти объемы. Это решит правительство которое на этой неделе будет заседать на тему исполнения бюджета и секвестра. Но объем секвестра зависит от того какие реальные доходы мы сможем получить. И это вторая тема над которой мы сейчас работаем. Речь не идет о повышении ставок налоговых, речь не идет о зажиме предпринимателей и так далее. Речь идет о том, чтобы повысить собираемость налогов.
СБ: Каким образом Вы сейчас собираетесь это сделать?
ВП: Вот когда мы говорили о решениях... 50 трлн. рублей мы потеряли только из-за того что законодатель внес одну небольшую поправку в одну статью Гражданского кодекса - это очередность платежей. Эта вещь стоит 50 трлн рублей. Если мы решим эту вещь нормально цивилизовано, то не 50 трлн. - это в расчете на год - но трлн. 25 получим. Естественно секвестр будет ниже.
До сих пор в Совете Федерации застрял законопроект по налогу на добавленную стоимость. Мы договорились о том что мы в 1996 г., когда бюджет-97 примем, мы договаривались о том что и изменения в налоговое законодательство внесем соответственно, чтобы начать нормально работать с 1997 г. Этого не произошло. До сих пор в Совете Федерации находится закон об изменении налога на добавленную стоимость, порядка зачисления этого налога в бюджет. Это отмена ряда льгот и определенные силы лоббируют чтобы эти льготы сохранить и он до сих пор лежит там, его надо срочно принимать. Потери - 15 трлн. рублей в расчете на год.
Если будет политическая воля всех ветвей власти этот кризис купировать можно и достаточно быстро.
СБ: Как Вы намереваетесь в ближайшее время взаимодействовать с законодательной властью? Сейчас законодательная власть требует от правительства, быстро представить закон о секвестре и вы уже начинаете работать над бюджетом 1998 г. Т.е. вы уже собираетесь конкретно контактно убеждать Думу, представлять свои аргументы. Как вы собираетесь это делать, для того чтобы быстрее пошли дела и как-то уже по другому они решались и в этом и главное в следующем году?
ВП: Мы представляем перечень мер. Идет секвестр. Одновременно а может чуть попозже в Думу пойдут предложения по налогам, что надо сделать законодателям чтобы повысить собираемость налогов, расширить налоговую базу. И одновременно на своем уровне, на уровне законодательной власти, на уровне правительства, мы подготовили ряд документов на отмену решений правительства которые вели к дополнительным расходам.
Законодатель тоже должен пройти свой путь, тем более что там на порядок объемы выше. Будем убеждать законодателя.
СБ: Будете убеждать. А какая динамика, когда первый шаг ваш будет сделан?
ВП: Депутаты в ближайшее время разъезжаются по округам и договорились собраться и рассмотреть эту тему 21 мая. Существуют такая предварительная договоренность. Думаю что с июня месяца мы будем жить в условиях реального бюджета.
СБ: Последний вопрос к Владимиру Петрову. Александр Починок уже нам говорил, что неподтвержденной денежной эмиссии не будет. Что может сказать Минфин по этому поводу?
ВП: В последнее время дискуссия развернулась: нужна эмиссия, не нужна эмиссия, сколько эта эмиссия будет составлять. Я должен сказать, что эмиссия всегда есть. Эмиссия техническая, эмиссия вы рамках денежной программы, т.е. та эмиссия которая контролируется, которая прогнозируется, которая не дает разрастаться инфляции. Если это сверхплановая эмиссия - 20-30 трлн. рублей называются цифры - то это недопустимо. Это однозначно приведет к росту инфляции, необходимости индексации расходов, и к дальнейшему разрастанию бюджетного дефицита и соответственно она приведет опять таки к бюджетному дефициту.
СБ: Т.е. против такой сверхплановой эмиссии Минфин намерен твердо стоять.
ВП: Не только Минфин, но и правительство в целом и Центробанк. Это я уверенно могу сказать.
СБ: Спасибо большое. У нас в гостях был первый заместитель министра финансов РФ Владимир Петров.


22.04.1997
"Эхо Москвы"

Док. 613868
Перв. публик.: 22.04.97
Последн. ред.: 02.12.09
Число обращений: 0

  • Петров Андрей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``