Турция меняет Конституцию: итоги референдума Эрдогана
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Вячеслав Егоров: Проблемы профессиональной подготовки специалистов в сфере сервиса и некоторые пути их решения
Вячеслав Егоров: Проблемы профессиональной подготовки специалистов в сфере сервиса и некоторые пути их решения
В статье актуализируются проблемы в профессиональной подготовке специалистов в сфере туриндустрии. Приводится противоречие в организации подготовки и трудоустройства выпускников вуза в сфере сервиса. Обращается внимание на отсутствие заинтересованности преподавателей в улучшении результатов обучения студентов. Предлагаются мероприятия по устранению недостатков и применению инновационных подходов в подготовке специалистов и переподготовке профессорско-преподавательского состава профильных вузов с учетом новых экономических условий, российских традиций и мирового опыта, охватывая при этом целый спектр туристских и гостиничных услуг. Рекомендуются правовые акты международного уровня и законодательства нашего государства, регулирующие вопросы подготовки и переподготовки специалистов.

Ключевые слова: кадры в сфере туриндустрии, недостатки в подготовке специалистов, проблемы профессиональной подготовки, инновационные пути решения в профессиональной подготовке, переподготовка специалистов, международные правовые документы.

Современный человек, так или иначе, связан с разнообразными услугами, которые он получает от предприятий сферы сервиса в процессе жизнедеятельности. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается на предприятие - в основное звено экономики. На предприятии производится нужная обществу продукция, оказываются разнообразные услуги. Там сосредоточены квалификационные кадры, решаются вопросы эффективного использования ресурсов, применения современной техники и технологии, получения высококачественных товаров и услуг, пользующихся спросом. По мнению экономистов [1] в условиях рынка выживает тот, кто грамотно и умело изучает требования рынка, предлагает продукцию и услуги, разрабатывает четкий бизнес-план, осуществляет эффективное управление, не нарушая при этом действующее законодательство. Думается, такие задачи сможет выполнить только тот, кто хорошо знает вопросы экономики предприятия и прекрасно профессионально подготовлен, в том числе и в правовом отношении.

Приведенные требования находят полное подтверждение в сфере туристской индустрии. Темпы роста рынка работ в этой сфере за последние десять лет резко увеличились, и спрос на профессионально подготовленные кадры намного превышает предложение. Но, несмотря на то, что кадры для туризма готовят более 300 учебных заведений в стране, разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным.

Главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний у выпускников [2, с. 14]. По мнению Ростуризма, сектор подготовки кадров не вполне соответствует потребностям туристской индустрии, как в количественном, так и качественном отношении. Существующие учебные программы не отвечают реальным нуждам туризма, не ориентированы на практическую работу. Это касается и учебников и учебных пособий, составляемых преподавателями, не имеющими практического опыта работы в туриндустрии.

Следовательно, возникает противоречие:

- с одной стороны, существует огромный дефицит квалифицированных кадров для туристской индустрии;

- с другой стороны, выпускники профильных высших образовательных учреждений часто остаются невостребованными из-за отсутствия навыков и знаний по конкретным специализациям.

По мнению исследователей [3] и практических работников, проблема заключается не в том, что выпускников профильных образовательных учреждений не хватает, а в уровне их подготовки, завышенных ими критериях самооценки и низкой трудовой мотивации.

Так, выпускница университета В. Никольская, работающая в турфирме, свидетельствует: "Оказалось, что лекции, которые нам читались в вузе, были хоть и интересными, но слишком общими. В них не затрагивались многие практические моменты, почти не разбиралось отраслевое законодательство. Очень важные нюансы, без которых (это я уже потом узнала) работа менеджера по туризму невозможна, не рассматривались вовсе" [4, с.8]. А директор турагетства "Диана Грин" А. Густова подчеркивает, что отраслевые вузы составляют программы по принципу "кто как умеет", в них отсутствуют самые элементарные, но крайне необходимые для практической работы тематические разработки. По ее мнению выпускнику очень важно иметь, прежде всего, хороший навык одного или двух иностранных языков. Чтобы он неплохо разбирался в географии и обладал приличным багажом знаний страноведческого характера, умел бы пользоваться специализированными компьютерными программами, поисковыми системами, владел хотя бы первичными навыками техники продаж турпродукта, разбирался в технологиях бронирования услуг, имел основы юридических знаний, ведь придется подписывать договоры с клиентами, разбирать конфликтные ситуации. Для работодателя большое значение имеют личностные качества выпускника, такие как, высокая коммуникабельность, ответственность, аккуратность, доброжелательность, стрессоустойчивость и даже известного рода артистизм [4, с.9].

Похожая проблема в гостиничном бизнесе. По утверждениям руководителей гостиниц студентов и выпускников вузов, как на практику, так и на работу они берут редко, объясняя это тем, что у них отсутствуют практические навыки, а амбиции в отношении вознаграждения и статуса очень велики и абсолютно не соотносятся с уровнем их компетентности. При этом людей в их бизнесе катастрофически не хватает. Объясняется это тем, что проблема у соискателей лежит в сфере ментальности. "Увы, - подчеркивает В. Максимов, генеральный директор отеля "Советский" и ресторана "Яръ", - очень мало людей, которые стремятся быть первыми, хотя на шаг опережать конкурентов. А в нашем бизнесе надо постоянно учиться, следить за новыми тенденциями индустрии" [5. с.10]. Для кандидатов, которые приходят на менеджерские места, необходим опыт. Вот поэтому работодатели приглашают только тех, кто имеет опыт работы в этих областях, приглашают иностранцев: англичан, немцев, американцев. Считают, что с ними легче найти общий язык, проще работать.

Следующая проблема - недостаточная квалификация профессорско-преподавательского состава отраслевых вузов, примат теории над практикой, вызванной нехваткой у них собственного профессионального опыта работы именно в сфере турбизнеса. Это и является одной из основных причин низкого уровня подготовки кадров в туристской индустрии.

Как считает В. Шалашов [4, с. 9], некоторые из преподавателей имеют самое отдаленное, смутное представление о практической стороне будущей деятельности своих студентов, плохо разбираются в организационно-структурных и функционально-технологических основах тех самых туристских и гостиничных предприятий, для которых готовят специалистов.

Действительно, практика показывает, что многие из них слабо ориентируются и не всегда учитывают изменения в сфере туризма и в законодательстве, которое эту деятельность отражает. Поэтому как не велика необходимость ориентироваться в учебном процессе на некие непреходящие правовые ценности, важно в то же время следить за обновлением нормативно-правовых требований, за появлением совершенно новых законов, за конкретизацией последних в подзаконных актах.

Необходимо строго учесть, что на основе нового законодательства складываются и новые правоотношения в сфере туризма. Это обстоятельство особенно подчеркивается в связи с введением в действие Федерального закона от 5 февраля 2007 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 12-ФЗ [6, с.40].

В результате этой нерешенной проблемы выпускаются дипломированные, но профессионально непригодные специалисты.

Не менее остро стоит проблема привлечения молодых педагогических кадров в профильные вузы. Работники вузов единодушно свидетельствуют, что плохо работает система стимулирования работы профессорско-преподавательского состава, низкая зарплата. У них отсутствует заинтересованность в улучшении результатов обучения студентов.

Отсутствуют также тесные связи между отраслевыми вузами и руководителями туристских организаций и гостиниц. По мнению Н. Сизых [7, с.11-12], сегодня нет четкого понятия того, кто к кому должен идти с предложениями о сотрудничестве. У собственников туристских предприятий и гостиниц нет определенных и единых критериев отбора персонала, плохо работает система обучения новых сотрудников и повышения квалификации персонала. Цели и задачи, стоящие перед объектами туриндустрии, не доводятся до персонала, тем самым не развивается корпоративная культура. "Основными демотивирующими факторами для работы молодых специалистов в сфере гостеприимства являются низкая зарплата, практически полное отсутствие стимулирования и конкретных перспектив в работе, неуверенность в будущем. Гостиничные предприятия должны это понимать и повышать интерес кадров к работе", - резюмирует Н. Сизых [7, с.12].

Каков выход из сложившегося положения? По нашему мнению, нам необходим инновационный подход в решении отмеченных проблем.

Известно, в мире обозначилась тенденция, связанная с переходом на другой тип обучения - "инновационный". Ему присущи, по мнению ученых (Н.В. Бордовская, А.А. Реан и др.), две характерные особенности. Первая - это обучение предвидению, то есть ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько на далекое будущее. Такое обучение должно подготовить человека к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования в жизни и профессиональной деятельности. Отсюда столь важно развитие воображения, акцентирование внимания на проблемы и трудности, ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения. Второй особенностью инновационного обучения является включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне [8, с. 107-108].

В своем выступлении В.В. Путин подчеркнул: "Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала. На наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом... Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе - наш абсолютный национальный приоритет.

Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Это насущная необходимость развития страны. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. И в России есть всё: и богатые традиции, и потенциал, чтобы сделать наше образование - от школы до университета - одним из лучших в мире. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики" [9].
Как видно, мы являемся очевидцами принципиально новых требований ко всем, кто причастен производственной и, в том числе, образовательной деятельности. Этому способствуют предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию, сертификация продукции на соответствие международным стандартам серии ISO 9000, переход на новую технологию обслуживания, выпуск новой продукции, изменения производственного профиля деятельности многих предпринимателей. Каждое из этих обстоятельств серьезно влияет на структуру потребностей в кадрах, в зависимости от их подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнить. Однако сложившаяся за многие годы система подготовки и переподготовки кадров на производстве оказалось, по существу, вне государственного регулирования. Разрушилась или утратила прежнюю стройность и последовательность система повышения квалификации руководящих кадров и специалистов [10, с.66].

Вот почему актуальной задачей становится подготовка, повышение квалификации, обучение смежным и вторым профессиям специалистов в сфере туристской индустрии, формирование предпринимательского корпуса с учетом новых экономических условий, российских традиций и мирового опыта. Наряду с этой задачей стоит и задача обучение обучающих, то есть перепрофилирование, переподготовка и повышение квалификации преподавателей специальных учебных дисциплин охватывая при этом целый спектр туристских и гостиничных услуг: их организацию, финансирование, техническое обеспечение, внедрение новых технологий.

Опираясь на опыт некоторых вузов страны можно начать образовательную деятельность по следующим формам: годичная программа дневной и заочной подготовки по специальности "социально-культурный сервис и туризм", краткосрочные курсы повышения квалификации (от 36 до 72 часов), а также различные семинары для работников туристских организаций, гостиниц, санаторно-курортных учреждений, ресторанов и кафе. Такой вид деятельности соответствующим образом регулируется правовыми актами международного уровня и законодательством нашего государства. Целый ряд международных правовых документов в той или иной степени регламентирует организацию и проведение профессионального обучения и предъявляет соответствующие требования к ее организаторам.

Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 142 1975 г. "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" предусматривает всесторонне скоординированную политику и программу профессиональной ориентации и профессиональной подготовки каждого государства-члена организации, тесно связанные с занятостью. Рекомендация МОТ N 88 "О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов", и Рекомендация МОТ N 136 "О специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития" разработаны и приняты по вопросам профориентации и переподготовки кадров. В Рекомендации МОТ N 150 1975 г. "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" государствам-членам МОТ предписано постепенно расширять, приспосабливать и гармонизировать системы профессиональной подготовки, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности. Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961 г. в Турине и пересмотренная 3 мая 1996 г. в Страсбурге, также декларирует право каждого на профессиональную ориентацию, право на профессиональное обучение.

Все больше российских предприятий стремятся сертифицировать свою продукцию на соответствие ее международным стандартам серии ISO 9000. В них также содержаться требования к компетентности, подготовке кадров и квалификации работников. ISO 10015:98 "Управление качеством - Рекомендации по подготовке" определяет, что персонал всех уровней должен быть в достаточной степени подготовлен для того, чтобы соответствовать стремлению организации обеспечивать требуемое качество своей продукции в быстро меняющемся рынке, когда требования потребителя и его ожидания постоянно повышаются, и формулирует основные направления в помощь организациям и их персоналу в организации профессиональной подготовки. Кроме того, стандарт может применяться, когда требуется определить трактовку терминов "образование" и "подготовка" в рамках стандартов контроля качества и обеспечения качества ISO 9000.

Все международные требования в той или иной степени учтены Трудовым кодексом РФ (ТК). Так, в нем в соответствии ст. 21 в числе основных прав работника предусмотрено право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации. Согласно ст. 197 ТК, работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Это право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. Широко поощряется также практика включения планов профессиональной подготовки (переподготовки) работников, повышения квалификации в коллективные договоры: они дают полную картину того, сколько человек, на каких условиях, в каких производствах, в каких целях будут повышать свой профессиональный уровень.

Еще до принятия Трудового кодекса Правительство РФ приняло целый ряд правовых документов, тем самым создало нормативно-правовую базу по организации профессионального обучения. Особое место в ней занимает Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 10 марта 2002 г. N 213).

Таким образом, мы видим, что есть политическая воля со стороны нашего государства и серьезная нормативно-правовая база для воплощения этой воли в жизнь. Следовательно, наша задача - четко определить тематику той или иной программы повышения квалификации, выработать для нее целостную методологию и эффективные средства обучения, максимально приблизив предмет обсуждения к практической деятельности в сфере туризма. Начать сотрудничество профильных вузов с социальными партнерами и работодателями.

Только, применив инновационные методы обучения, мы можем надеяться на верный успех и подготовить действительно конкурентоспособных и востребованных специалистов в сфере сервиса.

Литература

1. Грибов В.Д. Экономика предприятия сервиса: учебное пособие / В.Д. Грибов, А.Л. Леонов. - М.: КНОРУС, 2006. - 280 с.
    
2. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации / Туризм: право и экономка. 2008. - N 2. - С. 6 - 15.
    
3. Егоров В.Е. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма: инновационный подход к их решению // Туризм: право и экономика. 2008. - N 1. - С. 16 - 19.

4. Снегов С. В теории и на практике. Почему дипломы туристических вузов так мало "весят"? // Турбизнес. 2007. - N 12. - С. 8 - 9.
    
5. Юсупова Е. На чужом опыте // Турбизнес. 2007. - N 12. - С. 10.
    
6. Егоров В.Е. К вопросу о задачах правого образования в туристском вузе // Туризм: право и экономика. 2007. - N 4. - С. 37 - 41.
    
7. Исакова Т. Учись, студент // Турбизнес. 2007. - N 12. - С. 11 - 13.
    
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.
    
9. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета 08. 02. 2008. "О стратегии развития России до 2020 года". Полный текст. www.regnum.ru / news / 954426.html.
    
10. Иглин В.А. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики // Трудовое право. 2003. - N 12. - С. 66 - 72.

Егоров Вячеслав Елизарович, кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, доцент, Санкт-Петербургский ГУСЭ (Псковский филиал), Заслуженный работник науки и образования РАЕ


30.11.2009
www.viperson.ru

Док. 613237
Перв. публик.: 30.11.09
Последн. ред.: 01.12.09
Число обращений: 0

  • Егоров Вячеслав Елизарович

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``