В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виталий Иванов: Интервью Благородная миссия Назад
Виталий Иванов: Интервью Благородная миссия
Государственное предприятие "Центральный коллектор научных библиотек" (ЦКНБ) за свою семидесятилетнюю историю сыграло в жизни страны огромную роль. В нынешний переломный для России момент, как никогда прежде, обществу нужны новые практические и фундаментальные знания, достоверная, оперативно получаемая информация. Потребность в этом для подавляющего большинства людей может быть удовлетворена в основном только через государственные и муниципальные библиотеки, поскольку они сегодня по сути являются единственными общедоступными учреждениями, где можно бесплатно почерпнуть необходимые знания практически во всех сферах общественно-политической и социально-экономической жизни.
Со своей задачей коллектив ЦКНБ, несмотря на все сложности, присущие последнему времени, справляется успешно. Более того - сегодня предприятие в своей области является ведущим.
Как коллективу ЦКНБ удалось добиться высоких результатов в своей деятельности? На этот и некоторые другие вопросы отвечает его руководитель - директор предприятия "Центральный коллектор научных библиотек", подполковник запаса Виталий Иванов.

- Виталий Сергеевич, насколько известно, в свое время вы состояли на действительной военной службе в Вооруженных Силах?
- Я рос и воспитывался в ту пору, когда отношение в обществе к человеку в погонах было предельно уважительным и многие мальчишки грезили после школы надеть армейскую форму. Не был исключением и я. К тому же передо мной постоянно вставал вдохновляющий пример отца - он был военным летчиком. Мне хотелось пойти по его стопам - научиться управлять крылатыми боевыми машинами, но - увы! - не прошел военно-врачебную комиссию, подвело зрение. Естественно, это меня сильно огорчило, однако желание стать офицером не пропало - здоровье позволяло поступать в иные военные заведения. Я выбрал Саратовское училище химической защиты.
Пять лет учебы пролетели для меня незаметно, после чего, не проходя службы в войсках, по экспериментальному набору поступил в Академию химзащиты на факультет руководящего инженерного состава. После двухгодичного обучения в академии меня направили на всемирно известный ныне военно-химический полигон в Шиханы - в то время это был закрытый сверхсекретный объект.
На нем я прослужил семь лет, возглавив в заключение научную группу на вычислительном центре.

- А как сложилась ваша военная служба в дальнейшем?
- В конце апреля 1986 года, как известно, произошла Чернобыльская трагедия - взорвался атомный реактор, и меня, наряду с другими специалистами, привлекли к ликвидации ее последствий. Там на мою работу обратили внимание представители Академии химзащиты, которые также трудились в зоне радиационного заражения, и после окончания командировки меня пригласили в это учебное заведение на должность старшего научного сотрудника, где я продолжил диссертационное исследование, начатое в Шиханах.

- И защитились?
- Тут последовал новый жизненный поворот - как раз в это время, в 1989 году, Верховному Совету СССР, в его Комитет по экологии понадобился эксперт из Министерства обороны по проблемам Чернобыля, и начальство, учтя, видимо, мой опыт, полученный в период моего пребывания там, командировало меня.
В высшем законодательном органе страны я выполнял различные поручения, связанные с экологическими вопросами. Спустя год мне предложили перейти на работу в аппарат Верховного Совета в качестве штатного сотрудника - референтом экономического отдела.
Я согласился, поскольку эта должность открывала новые интересные перспективы для самореализации. По просьбе парламента страны меня уволили из Вооруженных Сил, вручив грамоту, подписанную начальником Генерального штаба генералом армии Михаилом Моисеевым, с формулировкой "за безупречную военную службу".
Так я расстался с армейской формой.

- Как же вы "породнились" с нынешней деятельностью, которая, насколько мне представляется, весьма далека от всего того, чем вы занимались прежде?
- Придя на должность штатного сотрудника аппарата парламента, я с удовольствием выполнял все, что мне предписывалось делать. Одновременно я успел окончить Академию народного хозяйства по специальности "Государственное управление". В рамках академического курса мне довелось также пройти стажировку в Кембридже, которая много дала. Если по большому счету, эта стажировка, в сущности, и определила мою будущую деятельность.

- И каким образом?
- Во время пребывания в Кембридже у нас, стажировавшихся, был ряд занятий на базе Королевской английской почты, на которых я открыл для себя интереснейшую, с моей точки зрения, сферу человеческой занятости - каталожную торговлю книгами. Она мне настолько понравилась, что, вернувшись домой - а возвращение совпадало с прекращением деятельности Верховного Совета СССР по известным причинам, - решил попробовать себя именно в этом деле. Тогда со своими единомышленниками я создал книготорговое частное предприятие "Книга-сервис", которое возглавлял в течение шести лет, до прихода в ЦКНБ.

- Что же послужило причиной для расставания
с выпестованной вами "Книгой-сервисом"?
- Четыре года назад руководство Госкомпечати - его преемником стало нынешнее Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, - желая решить ряд проблем, возникших на этом стратегическом в своей сфере госпредприятии, предложило мне его возглавить. Почему удостоился такой чести именно я? Решающим доводам в пользу моей кандидатуры - объяснили мне тогда - послужили результаты деятельности коллектива "Книги-сервиса" в новых, рыночных условиях.
Кстати, это предприятие и ныне является одним из самых крупных распространителей периодической печати в Российской Федерации.

- Наверное, нелегко было расставаться с людьми, с которыми вмести чего-то добились?
- Человеку, думаю, всегда непросто решаться на что-то новое, оставлять прежнее место работы, где было много интересного, прощаться с друзьями, товарищами. Но здесь был иной случай - я шел на предприятие, родственное по направленности "Книге-сервису", играющему в общественной жизни страны весьма значительную роль. Мне захотелось внести свою лепту в то, чтобы эта роль стала как можно более действенной.

- С трудностями столкнулись?
- Первое, что меня поразило, когда я пришел в ЦКНБ, так это то, что на предприятии не было ни одного компьютера - даже бухгалтерия велась на счетах. Конечно, такое технологическое отставание, которое образовалось по целому ряду причин, не могло меня удовлетворить.
Обнаружился и ряд других моментов в деятельности ЦКНБ, требовавших своего разрешения.
В общем, если говорить в целом, предприятие находилось на стадии развития, которая никак не соответствовала современным рыночным условиям.
Однако у ЦКНБ были не только недостатки, но и свои достижения. В частности, на предприятии имелся устойчивый, работоспособный коллектив, складывавшийся годами. Многие труженики отдали ЦКНБ по тридцать и более лет жизни. К примеру, заместитель директора Татьяна Георгиевна Рожкова начинала свою трудовую деятельность на Центральном коллекторе еще в 60-е годы и все тонкости на порученном участке знает в совершенстве.
То же самое можно сказать и об экономисте Ольге Масловой, других работниках предприятия.
Я постарался сохранить этот коллектив.

- То есть не стали расставаться со старыми кадрами?
- Я пошел другим путем - не хирургическим, а терапевтическим. Настроил людей на активную работу, на самостоятельное создание продукта, не ожидая каких-то бюджетных вливаний.
Не скрою, было непросто. Тем более что в стране Правительство объявило дефолт и все "прелести" этого шага сказались и на нас.
Целый год мы боролись с последствиями кризиса. Потом наступила стабилизация, а в 2000 году в ЦКНБ произошел рост по всем направлениям почти на триста процентов.
Это был один из лучших показателей по отрасли.

- Центральный коллектор научных библиотек - предприятие, деятельность которого известна в основном профессионалам. У нашего же издания круг читателей гораздо шире. Не могли бы вы для них рассказать об этой деятельности более подробно?
- ЦКНБ - специфическая книготорговая организация, которая комплектует литературой большинство высших учебных заведений и основные публичные библиотеки Российской Федерации. Мы поддерживаем связь с более чем пятью тысячами клиентов, обеспечивая их на договорной основе необходимыми изданиями.
Являясь субъектом федеративного законодательства, ЦКНБ отвечает за функционирование в России платного обязательного экземпляра документов. В организации, с которыми у нас заключены договора. мы направляем либо сводные тематические планы издательств, либо планы комплектования, либо специализированные документы. Затем, получив от них конкретные заказы на литературу, закупаем ее и отправляем по назначению.

- Это же огромный фронт работ...
- Действительно, не маленький. У нас, как я уже сказал, более пяти тысяч клиентов. И с каждым нужно поддерживать постоянную связь, информировать о новинках в книжном мире страны. Книг же в России ежегодно выпускают около пятидесяти тысяч наименований. Поэтому, решая эту сложнейшую информационную задачу, в нашем вычислительном центре не случайно "дымятся" от напряжения самые современные компьютеры.

- Выходит, что технологическую отсталость, с которой вы, придя в ЦКНБ, столкнулись, сумели ликвидировать?
- Компьютеризацию предприятия считал и считаю одной из главных задач. И ее удалось, как я полагаю, в основном решить. В частности, мы создали информационную систему примерно на 150 рабочих мест, на которых сегодня трудятся талантливые люди-профессионалы - выпускники ФИЗТЕХа, МИФИ, МГУ... Они решают крупные задачи, связанные с нашей книготорговой деятельностью.

- Сделав ставку на коллектив ЦКНБ, который сложился за долгие годы, вы тем не менее привлекаете специалистов и со стороны?
- Любой организм требует обновления. Придя на предприятие, познакомившись с состоянием дел, я понял, что ЦКНБ необходимы крепкий хозяйственник и специалист в области информационных технологий и экономики. Поскольку на предприятии таких не было, я пригласил из "Книги-сервиса" Владимира Викторовича Трифонова, с которым мы учились и в Саратовском военном училище, и в Академии химзащиты, и вместе служили в Шиханах. По мере развертывания вычислительного центра приглашались и другие необходимые нам специалисты.
Во многом благодаря им мы выполняем ту функцию, которая нам предопределена - обеспечивать вузы и публичные библиотеки требуемой литературой.

- Сегодня книги в России стали таким дорогим товаром, который не всем по карману.
- Совершенно верно. И потому спрос на услуги библиотек возрос весьма и весьма значительно. Если вспомнить социалистические времена, то читальный зал ассоциировался с тишиной, с сидевшими в нем одним-двумя-тремя человеками. Ныне же, если тот самый зал посетить, то мы увидим абсолютно иную картину - он будет переполнен людьми, склонившимися над книгами и периодическими изданиями. Наверняка встретим и очередь желающих записаться в библиотеку.
Для нас как для организации, которая комплектует библиотеки литературой, это отрадный процесс, поскольку он убедительно свидетельствует, что труд коллектива ЦКНБ нужен и полезен. И мы, естественно, стараемся выполнять важную функцию, предписанную нам, как можно лучше.

- Виталий Сергеевич, а как обстоят дела в относительно новом для ЦКНБ направлении деятельности - доставке его клиентам периодических изданий?
- Действительно, ЦКНБ как подписное агентство был зарегистрирован сравнительно недавно - несколько лет назад. И, чего греха таить, здесь был использован опыт, полученный в агентстве "Книга-сервис", который помог нам довольно-таки быстро развить этот вид деятельности. Мы сделали упор на подписку изданий, представляющих, на наш взгляд, интерес для российских библиотек. С этой целью издаем специализированный подписной каталог и распространяем его бесплатно практически по всем библиотекам, принимаем также участие в издании корпоративного "Объединенного каталога российской почты", который имеется во всех почтовых отделениях нашей страны, что, по-моему, способствует наращиванию этого направления деятельности.
Возглавляет отдел подписки периодических изданий капитан запаса Лада Викторовна Аношина. От имени ЦКНБ она готовит договора с изданиями и контролирует поставку этих изданий в библиотеки. Это издания, у которых периодичность выхода не выше одного раза в месяц. Делать подписку на такие издания через ЦКНБ клиентам выгоднее, поскольку дешевле, чем, скажем, получать их каким-то иным путем.

- Ваше предприятие, очевидно, поддерживает тесные отношения с определенными высшими государственными инстанциями - я имею в виду те инстанции, которые прямо влияют на политику в области книжного и библиотечного дела, бизнеса в этой области?
- Мы тесно взаимодействуем с тремя министерствами - Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, которое является нашим куратором, Министерством культуры и Министерством образования. Участвуем в коллегиях этих министерств, нас привлекают к выработке решений и к выполнению некоторых государственных программ. Например, нами было немало сделано для восстановления тех библиотек в Якутии, которые погибли или пострадали во время известного стихийного бедствия - наводнения.

- Вы легко находите общий язык с чиновниками этих министерств?
- Обычно чиновников - любого ранга - ругают. Они, как правило, выводятся отрицательными персонажами в литературных произведениях - вспомним творения Грибоедова, Салтыкова-Щедрина, Гоголя... Сам я прежде также был от встреч с ними не в восторге - не раз приходилось по самым различным вопросам ломать копья. Но здесь, став директором ЦКНБ, я столкнулся с совершенно иным явлением - высокой интеллигентностью людей, занимающих важные посты в названных выше мною министерствах. Вот, к примеру, Евгений Иванович Кузьмин, руководитель отдела Министерства культуры. Обладая глубочайшими знаниями в самых различных областях человеческой деятельности и являясь в высшей степени талантливым организатором, он сформировал из библиотечного сообщества прекраснейший корпоративный цех в лучшем смысле этого слова.
Такие же интересные люди, с которыми мне приходится встречаться и решать различные вопросы, трудятся и в других министерствах. Благодаря их живейшему участию в наших делах мы стали - скажу без ложной скромности - лидерами в России в области деятельности, которой занимаемся.

- Виталий Сергеевич, а в ЦКНБ не задумываются о том, чтобы освоить еще какие-то новые направления деятельности? Например, поставлять в библиотеки иностранные издания или другую литературу, в частности, относящуюся к беллетристике?
- С зарубежными изданиями работают наши хорошие партнеры - агентство АРЗИ, и у нас нет планов вторгаться на их поле деятельности, как не намерены мы снабжать библиотеки и беллетристикой. Мы видим свою миссию в том, чтобы распространять серьезную литературу, которая помогала бы людям добиваться осязаемых результатов в различных областях их многогранной деятельности в новых условиях. Это наша наиглавнейшая задача, которую мы постоянно решаем и будем непременно решать и впредь.

Беседу вел Станислав Сарновский

13.06.2008

voin-brat.ru

Док. 613201
Перв. публик.: 13.06.08
Последн. ред.: 30.11.09
Число обращений: 0

  • Иванов Виталий Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``