В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Завод 20 - могучий коллектив...` //Про Маяк Назад
`Завод 20 - могучий коллектив...` //Про Маяк
"Про Маяк": Георгий Шамилевич, какие задачи в работе химико-металургического завода вы считаете приоритетными?

Г.Ш.: Завод 20 - могучий коллектив, который поддерживает обороноспособность нашей страны. Основная задача завода - выпуск высококачественной продукции оборонного назначения. На сегодняшний день наш завод остался единственным в России по выпуску изделий специального назначения. Химический передел на заводе 20 представлен цехами 1 и 2, а также вспомогательным участком очистки промышленных отходов (здание 141). Важнейшая задача и направление в работе завода - это подготовка квалифицированных кадров и плановая замена изношенных сетей и оборудования. И мы надеемся на внимание к деятельности завода 20 со стороны министерства и руководства ПО "Маяк". В День химика хочу отметить высокий профессионализм наших работников: инженерно-технического состава, рабочих 1 и 2 цехов, работников 141 здания, аналитической лаборатории и пожелать работникам завода и членам их семей всех благ и удачи. А также поблагодарить ветеранов, которые много лет проработали на нашем заводе.

Сергей Николаевич Елсуков заместитель главного инженера завода 20. На заводе - 20 лет. Работал заместителем начальника цеха, начальником цеха 1.

С.Н.: История первого и второго цехов - славная и богатая, делали эту историю и производство люди. Когда мы впервые пришли в цех, нас встретил Николай Николаевич Коростылев. Чтобы мы поняли всю ответственность момента, он сурово сказал:

"Представляете куда вы пришли работать? В первый химико-металлургический цех. На нас работает весь комбинат, а на наш комбинат работает вся страна".

В настоящий момент в первом цехе решается задача по созданию установки глубокой очистки оружейного плутония от химических и радиогенных примесей для выпуска продукции с заданным качеством из оборотного материала.

Коллектив очень интересный, в котором работают уникальные люди. В инженерно-техническом составе - начальник цеха Александр Николаевич Перминов, Владимир Михайлович Яковлев. Аппаратчики, которые знают свое дело и обеспечивают работу, - Александр Юрьевич Торопов, Иван Фиофентович Давыдов.

Второй цех решает задачу выпуска высокоочищенного, высококачественного урана. Решает конверсионную задачу - это программа ВОУ-НОУ. Во втором цехе начало этой цепочки - очистка урана возвратного от примесей. Создание установки "Янтарь" позволило внести значительный вклад в экономику и завода, и комбината. В этом цехе тоже высококлассные специалисты - начальник цеха Николай Андреевич Шевцов, главный технолог Евгений Александрович Макушин и весь коллектив.

Юрий Валентинович Нежельский, заместитель главного инженера по ядерной безопасности, ранее возглавлял аналитическую лабораторию завода 20.

Ю.В.: Я скажу о химиках-аналитиках, обеспечивающих контроль качества готовой продукции, выпускаемой заводом. Сегодня аналитическая лаборатория завода оснащена современным оборудованием - это американские светоспектрометры, отечественные компьютеризированные приборы и оборудование. Наша продукция предъявляется отделу технического контроля и представителю заказчика, который контролирует всю продукцию, выпускаемую по госзаказу.

Специалисты предприятия работают в тесном контакте с научными коллективами: Центральной заводской лабораторией, Московским институтом неорганических материалов. Институтом физической химии, ведущими ядерными центрами в Снежинске, Сарове, ГНЦФЭИ в Обнинске. С этими подразделениями мы работаем как в области разработки новых типов изделий, их апробации, испытания, так и в обеспечении вопросов безопасности функционирования нашего производства.

В настоящее время для таких особо опасных производств, как химико-металлургический завод, ввели очень высокие требования по лицензированию, по обоснованию ядерной безопасности. Все обоснования мы представляем в эти институты и только после экспертного заключения получаем разрешение на эксплуатацию наших сложных и уникальных объектов.

В День Химика можно сказать: традиции безопасной работы на заводе держатся под серьезным контролем и на безопасность эксплуатации завода обращено самое серьезное внимание всех технических служб и специалистов.

Владимир Васильевич Перминов, инженер I категории производственно-технического отдела завода 20. В 1960 году после окончания Уральского Государственного университета прибыл на ПО "Маяк".

В.В.: Когда я в 60-ом году пришел в химико-металлургический цех (тогда он был один и для первого, и для второго производства), все размещалось в одном здании. Охрана труда была на низком уровне. К собственным проблемам добавлялось еще высокое содержание радиоактивных осколочных элементов, которые поступали к нам с сырьем с 235 завода после аварии 1957 года.

В этих условиях, в связи с ограничением работы каждого работника на рабочем месте из-за большого радиоизлучения, со сложностями ведения технологических процессов и опасностью, в смене работало до 30 человек, во главе с начальником смены и тремя технологами. И подчас этих людей не хватало для нормального ведения технологического процесса.

Все 60-е годы ушли на внедрение новых технологических процессов в производство.

Это стремление совершенствовать технологии прослеживается на протяжении всей истории химико-металлургического производства в силу его высокой опасности. Нужно было постоянно думать о радиационной безопасности персонала и населения, об ущербе для экологии с тем, чтобы сводить эти ущербы к минимуму. На это и были направлены основные усилия по совершенствованию производства. Химия больших изменений не претерпела, а вот ее аппаратурное, организационное оформление на современном этапе отличается очень сильно. Тот же самый путь прошло и второе производство. Там было проще в силу того, что материал, с которым работали в производстве, был менее вреден, менее активен. Он не требовал агрессивных химических средств. Когда это производство в 1961 году выделялось в самостоятельный цех, там был старый традиционный подход. И, тем не менее, мы пришли от первых процессов химической очистки к экстракционному на очень современной установке "Янтарь", на совершенно новом уровне. За все эти годы выросла и квалификация персонала, который должен обладать знаниями по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Одновременно росли и требования к увеличению безопасности технологии. Это вызвало необходимость применения более сложных решений аппаратурного оформления технологического процесса. Сейчас у нас новые технологические установки, новые химические производства, позволяющие выполнять конструкторские требования по чистоте материалов на порядок выше заданных.

Мы не стоим на месте. Мы развиваемся и будем развиваться впредь.

Владимир Кузьмич Сажнов, директор завода 235.

"ПрОМаяк": Расскажите о стратегии развития РТ-1.

В.К.: Сегодня, по большому счету, реакторы - 440 начинают уходить в историю - вырабатывают свой ресурс. Количество топлива для этих реакторов, которое мы производим и перерабатываем, в последующем будет постепенно снижаться, соответственно, объем производства будет падать, значит, надо что-то будет делать. И перед заводом была поставлена задача перепрофилирования производства на переработку других изделий, в частности, реакторов ВВЭР-1000.

У нас есть определенная программа модернизации завода для постепенного перехода на переработку изделий ВВЭР-1000. Сейчас мы перерабатываем топливо АЭС, а также обеспечиваем работу подводного и надводного флотов, исследовательских реакторов. Я полагаю, что; при наличии средств и доброй воли, к 2010 году появится возможность перерабатывать изделия ВВЭР-1000.

Над этой проблемой работает большая группа институтов России по отработке технологий и оборудования для нового производства. Это далекие перспективы.

А на этот и следующий год у нас работы достаточно. Есть определенные проблемы. Сейчас все работают экономно. Работники АЭС доводят выгорание топлива в реакторах до предельных значений, а это значит, что там накапливаются изотопы, часть из которых являются нейтронными ядами, и некоторые определяют дозиметрическую обстановку на рабочих местах в процессе переработки.

Обеспечен ненормальной дозиметрической обстановки сопряжено с некоторыми трудностями - в связи ужесточением требований нормативных документов. И все же мы достигаем необходимого качества товарного продукта, хотя те физико-химические процессы, которые мы используем, весьма сложны и трудоемки. Завод состоит из 5 основных технологических цехов. Цех N5 занимается транспортировкой, приемкой, хранением, подготовкой к растворению, растворением отработавшего ядерного топлива и передачей его дальше на переработку.
Самый сложный из технологических цехов - это цех N2, куда поступают все растворы 5-го цеха. Во втором цехе идет очистка и разделение компонентов топлива, и получение готовых Продуктов. Это самый сложный цех по управлению технологическим процессом. Много аппаратуры. Любой аппарат - кладезь для работы химика или технолога.

Третий цех - уникальная лаборатория. Там производят изотопы - разделяют, очищают их в сложных дозиметрических условиях и, в основном, вручную.

Первый цех имеет два направления. Одно - наработка готового уранового продукта. Уран поступает из второго цеха, здесь он накапливается, проводится корректировка содержания изотопов урана-235 и урана-232, и далее выпускается товарный продукт.

Второе производство в первом цехе - фракционирование отходов. Установка фракционирования - единственная в мире, использующая экзотический экстрагент. Задача установки - выделить из отходов в отдельные фракции различные радиоактивные изотопы.

"ПрОМаяк" Ваше слово коллективу.

В.К.: Во времена социализма ко Дню Химика у нас кто-нибудь по министерству отмечался наградами. Сейчас все по-другому. Я от души благодарю свой коллектив. Наш коллектив - это Химики с Большой буквы. Главное, чтобы всем работалось хорошо. Счастья вам, здоровья.

Олег Иванович Трифонов, начальник цеха завода 235. Олег Иванович работаете 1961 года только в этом цехе. 15 мая исполнилось 20 лет, как он работает начальником цеха.

О.И.: Профиль третьего цеха - чистой воды химия. Мы из отходов основного производства выделяем изотопы. Например, цезий. Из него производятся источники, которые применяются в промышленности, медицине. Большие объемы производятся для установок по стерилизации. К сожалению, российский потребитель, на сегодняшний день, не имеет средств приобретать эти установки, и они, в основном, идут за рубеж.

Выделяем также из готового продукта основного производства диоксида плутония диоксид америция и передаем на 45 завод. Там с успехом делают нейтронные источники для зарубежного потребителя. Есть установка, которая производит плу-тоний-238. Строилась она и создавалась для того, чтобы обеспечить космическую программу тепловыми источниками, для генераторов.

В годы перестройки космические программы свернулись, но производство осталось и сейчас. Оно работает для изготовления радиоактивных тепловых источников.

"ПрОМаяк": Олег Иванович, расскажите о людях.

О.И.: Цех у нас достаточно своеобразный. По сути, он сохранил структуру завода. Кроме технологического персонала, цех имеет свою лабораторию, группу механиков, прибористов, энергетиков.

Со мной работают мои помощники - заместитель Владимир Иванович Ревельцев, руководители энергетиков - Виталий Борисович Козлов, механиков - Владимир Авенирович Седов, прибористов - Виктор Иванович Аксенов. Все они начинали работать в конце 50-х - начале 60-х годов. Люди старой закалки работают с хорошей отдачей, несмотря на возраст. В любом случае на них можно положиться. Очень много молодых, энергичных, сообразительных ребят. К сожалению, кадровая политика на предприятии сложилась так, что мы перестали получать специалистов для своего производства - химиков-технологов. Это привело к тому, что сейчас технологами работают электрики, механики людей приходится переучивать. Поэтому пенсионеры, они настоящие патриоты, не торопятся уходить, они знают, что замены еще себе не подготовили. "ПрОМаяк": Ваши пожелания?

О.И.: Чтобы День химика превратился в профессиональный праздник ПО "Маяк". Геннадий Андреевич Лелюк, начальник лаборатории завода 235.

Г.А.: Наша лаборатория осуществляет контроль над всем производством с помощью анализа специально отобранных проб. Диапазон наших интересов очень широк: из 104 элементов таблицы Менделеева мы прикасаемся руками к 58, а половину оставшихся видим на спектральных линиях. В последнее время появилось много чувствительных приборов, хороших методик, особенно радиометрических. Зарождалась наша лаборатория в основном на методиках общей химии. Но ведь радиохимия - это не общая химия. Со временем развития науки и техники, особенно знаний о радиоактивных материалах, появились новые радиохимические, радиометрические методики. Радионуклиды "мы стали узнавать в лицо". Если раньше просто считали альфа-частицы безотносительно к тому, чьи они - плутония или нептуния, надеясь на радиохимиков, что они полно отделили все примеси, то сейчас это можно посмотреть на альфаспектрометре. Меньше стало ручных операций, связанных с риском облучения.

В этот профессиональный день мои первые слова благодарности первому поколению аналитиков, их остались единицы, и второму поколению 50-60 годов. Это наши химики - Рафаил Степанович Плотников, Борис Викентьевич Лещенко, начальники смен - Александр Петрович Николаев, Аркадий Иванович Шаров, Евгений Викторович Казанцев. Это наши лаборанты: Л.А. Андрейчиков, Н.П. Максимова, Л.И. Дюдюн, ТА Назарова, А.А. Чайникова, Э.И. Костина и многие другие отличные труженики и труженицы.

Коллектив лаборатории зрелый. Заслуженных людей много. Хороши и молодые кадры, образованные, честолюбивые. Но пока основа лаборатории - это люди среднего поколения, которые отличаются своей ответственностью. Они переживают за то, что делают и как делают.

Я поздравляю всех своих коллег, желаю здоровья, чтобы дома у них все было хорошо, чтобы их любили и всего им доброго.

Про Маяк. 2002. N 19. С. 2-3
www.ch-lib.ru

Док. 613068
Перв. публик.: 30.11.02
Последн. ред.: 30.11.09
Число обращений: 0

  • Сажнов Владимир Кузьмич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``