В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Деньги на десерт Назад
Деньги на десерт
По выражению одного из директоров, машиностроение в России в последние годы настолько упало, что из бизнеса превратилось в хобби, так как прибыли здесь уже давно не видно. В советские времена динамику отрасли обеспечивали предприятия ОПК, предоставляя "гражданским" свой мощный интеллектуальный и производственный потенциал. Способна ли нынешняя "оборонка" вытащить машиностроение из экономической ямы или оно останется на задворках европейской индустрии? На вопросы "Национального прогноза" отвечает гендиректор ОАО "Уралтрансмаш" Юрий Комратов.

Юрий Сергеевич, машиностроители и до кризиса переживали не лучшие времена, а сейчас и того хуже. Способны ли оборонщики в нынешних условиях подставить плечо коллегам и спасти отрасль? Может ли ОПК стать тем локомотивом, который потащит за собой всё российское машиностроение?

Если судить по сегодняшнему состоянию отрасли и по отношению к ней государства - однозначно нет. Причины лежат на поверхности - это кадры и оборудование. Мы почти полностью потеряли квалифицированный персонал, а средний возраст промышленного парка составляет 20 - 25 лет. С начала перестройки отрасль практически перестала развиваться - не было НИОКР, новых технологий. Это привело к тому, что мы попали в жесткую зависимость от импорта станков и технологий почти по всем направлениям. Сегодня мир переходит на шестое поколение техники, а мы еще только начинаем осваивать пятое. Отставание огромное и конкурировать нам бесполезно. При таких условиях просто физически невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции. Об этом сейчас много говорят, но дело не движется. Без принятия кардинальных решений ничего не изменится. Поэтому вряд ли сегодня можно говорить об ОПК как о каком-то локомотиве для машиностроения.

Всё традиционно упирается в отсутствие денег?

Опять же однозначно нет. Деньги - не первое и даже не второе. Давайте представим себе, что все предприятия машиностроения вдруг получили неограниченные кредиты под хорошие проценты. И что, сразу появится конкурентоспособная продукция? Мы будем делать отличные станки и технику мирового уровня? К сожалению, этого не произойдет. Сегодня фактически нет рынка сбыта продукции отечественного машиностроения. То, что производит российское машиностроение (кроме ОПК - это отдельный разговор), невозможно экспортировать. Нет такой продукции, которую можно было бы продать. Станкостроение потеряно полностью, всё остальное тоже в упадке. Мы не производим товар, который был бы востребован на мировом рынке. А без этого никакие деньги не помогут.

Должно ли государство активнее управлять экономикой?

Я считаю, что государство должно управлять, осуществляя интеграцию различных отраслей промышленности. Сегодня этого нет. Например, машиностроение обслуживает конкретные отрасли. Если ни в одной из них нет развития, кого обслуживать? Где точки приложения машиностроительной продукции? Каждый что-то ищет, толкает соседей, что-то находит, но единого вектора движения нет.

Для определения этого вектора нужны прорывные направления. Сейчас заговорили о коммуникациях - железнодорожные и автомобильные дороги, логистика, транспорт. Вот это действительно может стать локомотивом промышленности. Железная дорога - самый дешевый и самый мобильный способ перевозки. Но у нас он не развит. Страна у нас огромная, и грамотное развитие логистики сможет дать конкретный мощный импульс росту промышленного производства.

Главное, чтобы было желание, инициатива, видение завтрашнего дня и работа на этот день. Тогда ты всё найдешь - и силы, и средства, и всё остальное. А деньги, повторюсь, это не первое и даже не второе, это уже, так сказать, десерт.

Публикуется с сокращениями. Полную версию интервью с Юрием Комратовым читайте в журнале "Национальный прогноз".

21/09/2009

www.tass-ural.ru

Док. 612942
Перв. публик.: 21.09.09
Последн. ред.: 30.11.09
Число обращений: 0

  • Комратов Юрий Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``