В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Отвечая на вызовы времени Назад
Отвечая на вызовы времени
Институту мировых судей на Ставрополье - семь лет. Дата не "круглая" и, по историческим меркам, скромная. Но это как раз тот случай, когда не числом лет измеряется пройденный путь, а количеством и качеством сделанного. А сделано немало. Подробности - в беседе, в ходе которой на во-просы отвечает начальник Управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края, Валерий БУДКО.

- Валерий Алексеевич, давайте начнем с вопроса из области весьма далекой от судопроизводства нумерологии. Цифру "7" нумерологи, как известно, называют не просто магической - олицетворяющей тайное знание...

- Никогда, честно говоря, над этим не задумывался. При желании, наверное, можно вести речь об отдельных датах, в которых есть семерка. Скажем, 2007 год был весьма значимым для мировой юстиции Ставрополья. Имею в виду увеличение в крае количество судебных участков со 119 до 143. Только ни магия, ни тайное знание тут ни при чем. Просто с самого начала работы мировые судьи края столкнулись с нагрузкой, значительно превышающей спрогнозированную. С 2001 по 2008 годы к ним поступило свыше 1,2 миллиона дел, и при этом отмечалось ежегодное стабильное увеличение обращений граждан на 20-25 процентов. Так, если в 2001 году среднемесячная служебная нагрузка на мирового судью составляла 51,6 дел, то в 2008-м она достигла уже 214 дел. Причем на отдельных участках мировые судьи имели нагрузку, которая превышала среднекраевую в два-три раза и составляла от 300 до 500 дел в месяц.
- Согласен, с помощью магии такую проблему не решишь...

- О чем и речь! С одной стороны, эти цифры свидетельствовали о росте востребованности у граждан мировой юстиции. С другой - запредельные нагрузки порождали напряженность в плане доступности правосудия и сроков рассмотрения дел. Отчасти остроту проблемы удалось снять через введение должности помощника мирового судьи. Позитивный результат обеспечил и выработанный на региональном уровне порядок замещения временно отсутствующего (болезнь, отпуск и т.д.) мирового судьи. Но резко изменить ситуацию в лучшую сторону позволило лишь внесенное Ставропольским краем в порядке законодательной инициативы предложение об увеличении числа мировых судей и соответствующего им количества судебных участков на 24 единицы. Эта инициатива нашла поддержку, и 5 декабря 2006 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят закон от N 210-ФЗ "О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации". А во исполнение данного закона был разработан и принят закон Ставропольского края от 1 июня 2007 года N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Ставропольском крае", который определил новые границы участков, увеличив их общее количество.
- По сути пришлось возвращаться к "истокам"? Имею в виду семилетней давности работу по воссозданию мировых судов....

- Не совсем так. Семь лет назад трудностей по части организационной работы, финансового и материально-технического обеспечения было значительно больше. Возьмите, к примеру, вопрос размещения судебных участков в отвечающих всем требованиям зданиях. Мало того, что приходилось изыскивать эти здания, используя механизмы и аренды, и оперативного управления, и безвозмездного пользования. Плюс оснащение - одной только мебели нужно было приобрести более тысячи единиц, в том числе для залов судебных заседаний и архивов. А потому нужно было не только налаживать взаимодействие со всеми федеральными, региональными и муниципальными структурами и службами, но и решать массу организационных и финансовых проблем. Причем работать приходилось в условиях, когда отсутствовала методика создания новой структуры судопроизводства, не существовало рекомендаций по процедуре формирования законодательной основы деятельности мировых судей.
- То есть, сейчас работать легче, чем семь лет назад?

- Работа на результат никогда легкой не бывает! Тем более что и до настоящего времени многие вопросы не разрешены. В частности, на федеральном уровне нет четкого мнения и единого подхода к существующим проблемам мировой юстиции. В этой связи, совместно со Ставропольским краевым судом были разработаны методические рекомендации по обращению приговоров, решений, постановлений к исполнению, по обеспечению явки участников процесса для рассмотрения дела в первом судебном заседании, по порядку ведения протокола судебного заседания, а также Временная инструкция по судебному делопроизводству на судебных участках мировых судей Ставропольского края и Временная инструкция о порядке хранения, отбора и сдачи в архив документов на судебных участках мировых судей Ставропольского края. В целях выработки навыков применения нормативных актов, повышения правовой грамотности мировых судей и их аппарата управлением периодически издаются методических пособия. Выпускается ежеквартальный информационный вестник "Мировая юстиция Ставрополья", в котором публикуются статьи мировых судей и ответы на вопросы, возникающие в процессе их деятельности. Вся эта методическая база используется не только служителями Фемиды, но и в образовательных учреждениях, студентами в процессе обучения...
- И при том такой, наверное, опыт накоплен, что и увеличение числа судебных участков, и "нарезка" новых их границ прошла без сучка и задоринки!

- Опыт - всегда ценнейший "капитал". Он помогает успешно решать порождаемые реальной правоприменительной практикой проблемы и по части социально-правового контроля, и в плане реализации положений федерального законодательства о судоустройстве и статусе судей, освоения новой и совершенствовании действующей судебной практики, расширения доступа граждан к справедливому правосудию. А опыт, который мы накопили, получил, кроме всего прочего, высокую оценку Судебного департамента при Верховном Суде РФ. В справке, которая составлена по результатам изучения вопросов формирования и развития института мировых судей на Ставрополье сказано: "...в регионе проделана значительная работа... При этом положительный опыт работы Управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края заслуживает внимания и может быть использован в практической деятельности служб по организационному обеспечению деятельности мировых судей субъектов Российской Федерации". Другое дело, опыт опытом, но надо постоянно помнить: защита прав и интересов граждан настолько важна, что потеря времени на "раскачку" просто недопустима, ибо главная цель института мировой юстиции - максимальное приближение суда к населению, обеспечение доступности правосудия.
- Причем мировой суд - не просто самостоятельный институт правосудия, это воплощение судебного федерализма, ибо мировые суды и формируются в регионах, и осуществляют судебную власть в субъектах Федерации...

- Именно так. Ведь порядок назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае определяет краевой закон. Как сказано в его преамбуле, "в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, федеральными законами". Более того. Доступность и оперативность правосудия мировые судьи обеспечили еще и тем, что разгрузили федеральных судей районных судов. Причем не в ущерб качеству отправления правосудия: за весь период деятельности мировых судов было отменено всего 0,26 процента, а изменено 0,1 процента от общего количества рассмотренных дел. К тому же мировые судьи, работая в регионе, обеспечивают не только соблюдение прав и свобод граждан. Рассматривая с каждым годом все больше материалов об административных правонарушениях, они обеспечивают и пополнение регионального бюджета. За семь лет деятельности сумма денежных взысканий, наложенная мировыми судьями в виде присужденных штрафов, государственной пошлины и т.д., превысила 1 млрд. рублей. Иными словами, налицо солидная прибавка в консолидированный бюджет Ставропольского края! А благополучие бюджета - это кроме всего прочего и возможность создать надлежащие условия для отправления правосудия, чем повседневно и занимаются сотрудники Управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края, а также аппараты мировых судей.
- Повседневно - в данном случае, видимо, ключевое слово? Потому как создание надлежащих условий - работа, которая никогда заканчивается!

- Она не просто никогда не заканчивается, постоянно приходится отвечать на вызовы времени. Возьмите, к примеру, использование высоких технологий: сегодня это категорический императив! И речь идет не только о том, что в каждом городе и районе у мировых судей установлены семь сетевых версий справочно-правовой системы Консультант Плюс. Управление в своей работе уделяется значительное внимание вопросу информатизации судебных участков мировых судей в рамках федеральной целевой программы ГАС "Правосудие" и отраслевых краевых целевых программ. Так в 2002 году совместно с компанией "КРОК инкорпорейтед" был разработан программный комплекс "Судебное делопроизводство", который соответствовал нормам и требованиям подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" ГАС "Правосудие". Его использование позволило автоматизировать рутинные процессы судебного делопроизводства (значительно сократить время на поиск дел, судебных документов; печать типовых документов; формирование статистики; отчетов, накопить электронный архив дел) В настоящее время программный комплекс "Судебное делопроизводство" успешно внедрен и функционирует на всех судебных участках, причем более чем за пять лет непрерывной работы программного комплекса, его возможности и функциональность постоянно расширялись. Совершенствовалась и техническая база судебных участков - приобреталась современная компьютерная техника, сервера; формировалась и развивалась телекоммуникационная инфраструктура. Управление также включено в краевую целевую программу информатизации органов государственной власти на 2006 - 2008 годы".
- В последнее время и в СМИ очень много говорится о необходимости формирования и развития информационного общества в России.

- С учетом особого значения развития и совершенствования информационных технологий в работе мировой юстиции, высокий приоритет данного направления неоднократно подчеркивался Верховным Судом Российской Федерации. И мы за все время деятельности проводили последовательную политику по внедрению систем электронного судопроизводства, делопроизводства, документооборота, бухгалтерского и кадрового учета, программных средств сбора судебной статистики и т.п., зачастую значительно опережая среднероссийский показатель информатизации судебных участков. Все необходимые мероприятия проводились управлением в соответствии программой развития Судебной системы РФ, ее реформирования. На базе накопленных информационных, аппаратных и коммуникационных ресурсов с учетом развития, мы планируем в ближайшей перспективе обеспечить еще большую прозрачность и открытость института мировых судей, способствовать упрощению доступа граждан, населения к правосудию. Это и создание Интернет-сайта с возможностями доступа к опубликованным судебным решениям, определения подсудности судебных дел, дислокации судебных участков, переписка по e-mail, а затем, в будущем, и подача исковых заявлений в электронной форме, поддержка Интернет форума; это также создание автоматизированных справочных киосков с расписанием заседаний, публикацией судебных решений, информацией по мировым судья и аппарату, установленных непосредственно на судебных участках.
- При этом внедрение тех же высоких технологий - не самоцель, это инструмент повышения эффективности и качества отправления правосудия?

- Безусловно, ибо деятельность управления направлена на создание всех условий для равного доступа граждан к информации, обеспечения оперативного и качественного отправления правосудия в крае. И организационно-методическое и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей направлены именно на повышение качества работы, на приближения правосудия к населению, оперативность разрешения конфликтов и споров, а также активное использование механизма примирения сторон. Равно как направлено на это и повышение профессионального уровня судей и работников аппарата мировых судей. Во исполнение статьи 20.1 Федерального Закона "О статусе судей Российской Федерации" от 26.04.1992 года N 31-32-1 и в целях поддержания профессионального уровня, необходимого для осуществления судейских полномочий, управление в пределах своей компетенции постоянно занимается организацией профессиональной учебы и повышения квалификации мировых судей. Ежеквартально организуется обучение мировых судей, впервые принятых на должность, разрабатываются программы обучения. Так, только в текущем году управлением совместно с Северо-Кавказским филиалом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия правосудия" на базе Ставропольского краевого суда была проведена организация выездных курсов повышения квалификации 65 мировых судей. Управлением совместно со Ставропольским краевым судом ежемесячно проводятся также обобщения судебной практики, организовываются семинарские занятия со всеми мировыми судьями края. Наряду с организацией обучения мировых судей организовывается обучение работников их аппарата, с момента организации управления 512 наших сотрудников прошли обучение по различным темам повышения квалификации.
- А ведь коллектив в управлении не маленький...

- Я бы сказал - значительный: работу 143 судебных участков и соответствующее им число мировых судей обеспечивает 703 человека, из них 544 государственных гражданских служащих. И что очень важно - высокообразованный. 79 процентов сотрудников имеют высшее и среднее специальное образование по юриспруденции, 10 процентов - иное высшее образование. Это молодые, инициативные ребята - 35 процентов в возрасте до 25 лет, 40 процентов в возрасте от 25 до 35 лет. Отбор кадров мы начинаем осуществлять еще за долго до проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы с использованием методики многоуровневого собеседования и психологического тестирования дает возможность выявить деловые, личностные качества и психологические способности работника, выявляемые непосредственно как на стадии отбора персонала, так и в процессе его служебной деятельности. Использование конкурсных технологий при поступлении на государственную службу является наиболее реальным способом рационального использования кадрового потенциала, предотвращения непрофессионализма и коррупции. Совершенствование же системы оценки и стимулирования профессионализма гражданских служащих проводится на основе принципиально новых научно-методических подходов, базирующихся на современных достижениях управленческой науки и потребностях практической деятельности, что является одним из основных элементов реформирования государственной кадровой политики.
- Тем более что одно из важнейших направлений работы - анализ причинного комплекса преступности в крае...

- Сегодня, когда этап становления мировой юстиции Ставропольского края завершен, Управление решает новые сложные задачи. И анализ причинного комплекса преступности на базе накопленных статистических данных действительно стал одним из важнейших направлений работы. Демократический институт мировой юстиции обеспечивает доступность, простоту и быстроту судопроизводства. В том числе и по многим из тех споров, которые во времена СССР рассматривались общественными органами - товарищескими судами, парткомами, профкомами, домкомами. И не удивительно, что через коридоры судебных участков мировых судей с момента их открытия прошли (поскольку в каждом процессе обычно участвует в среднем три-четыре человека, без учета адвокатов, общественных обвинителей и т.д.) уже свыше четырех миллионов жителей Ставрополья. Иными словами, с точки зрения не только судебной статистики, но и статистики вообще, налицо мощный приток достоверной и, говоря словами социологов, репрезентативной информации, которая открывает широкие возможности для анализа. Именно поэтому в качестве важнейшей своей задачи Управление по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края рассматривает анализ на базе накопленных статистических данных причинного комплекса явлений и тенденций в сфере правопорядка. На первом этапе это сбор по результатам деятельности мировых судей данных о правонарушениях и преступности. Иначе говоря, статистическое наблюдение, которое дает цифровую характеристику состояния, уровня, структуры, динамики преступности. На втором этапе осуществляется сопоставление полученных конкретных данных и социальных явлений, происходящих в крае и в целом в стране, которые влияют количество правонарушений и преступлений. Причём результаты анализа статданных позволяют не только выявить связи, зависимости, соотношения, закономерности в состоянии, структуре и динамике преступности, но и раскрыть зависимость изменений от социальных явлений. Наконец третий этап - это практическая реализация аналитических наработок.
- То есть и здесь важен результат?

- Государство в целом, правительство Ставропольского края, в последние годы предпринимают серьезные усилия по повышению уровня жизни народа, растут затраты на социальную защиту населения. Но проблем еще очень много, в том числе и в сфере обеспечения законности и правопорядка. Именно поэтому по выявленным "тревожным" моментам в характеристике преступности вносятся предложения по совместному обсуждению, принятию решения и разработке мер по распространению положительного опыта и устранению недостатков. Более того, предпринимаются активные усилия, чтобы обратить внимания органов государственной власти и правоохранительных органов на складывающуюся ситуацию с целью постановки вопросов по улучшению проявляющихся тенденций в рассматриваемой сфере. Особенно важна такая работа, когда речь идет об уголовной преступности. Потому как преступность всегда была социальной по своему характеру и являлась отражением условий жизнедеятельности общества на каждом конкретном историческом этапе его развития. То есть, при всей важности реагирования на конкретные преступные деяния, такое реагирование - это не подрыв устоев самой преступности, это лишь разрозненные "уколы". И наоборот, выработка на основе изучения преступной деятельности как социального явления алгоритма решения острых социально-экономических проблем - действенная мера и профилактики преступных проявлений, и борьбы с преступностью.
- А решение проблем возможно лишь общими усилиями?

- Конечно! Именно поэтому Управление по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края не просто взаимодействует с аппаратами федеральных органов государственной власти и органами исполнительной власти края по вопросам формирования системы мер по снижению и предотвращению правонарушений и преступных деяний на территории края. На основе поступающих статистических данных по результатам работы мировых судей Управление готовит аналитические материалы о видах правонарушений и состоянии преступности на территории края по категориям дел, подлежащих подсудности мировым судьям края, обеспечивая тем самым возможность принятия грамотных управленческих решений. Весьма продуктивным является использование материалов правовой статистики и в работе по совершенствованию законодательства. Разработка проектов законов в области уголовного, гражданского и административного права и процесса, а также судопроизводства, не может обойтись без целого ряда показателей, освещающих распространенность конкретных видов нарушений, практическое применение действующего законодательства. Иллюстрируя данными практику применения тех или иных законов, характеризуя движение определенных нарушений, правовая статистика подтверждает целесообразность или нецелесообразность действия в данный период конкретного закона, его эффективность. Но при этом очевидная истина: самый правильный закон становится работающим лишь тогда, когда его положения реализуются общими усилиями.
- А на переднем крае борьбы за законность и правопорядок находятся, естественно, сами мировые судьи...

- Вне всякого сомнения. Семь истекших с момента создания мировой юстиции лет наглядно свидетельствуют: мировая юстиция, в основу деятельности которой заложены идеи приближения правосудия к населению, оперативности разрешения конфликтов и споров, а также активного использования механизма примирения сторон, уже стала на Ставрополье надежным инструментом отправления правосудия. И не удивительно, что ставропольцы все чаще идут на судебный участок за разрешением конфликтов...

izobadmin.ru

Док. 612854
Перв. публик.: 28.11.08
Последн. ред.: 27.11.09
Число обращений: 0

  • Будко Валерий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``