В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Суд скорый и милостивый Назад
Суд скорый и милостивый
Институт мировых судей возрождён в России совсем недавно. Но тем важнее без проволочек решать выявленные в ходе его становления проблемы. Какие именно? На этот и другие вопросы в беседе с корреспондентом "Парламентской газеты" отвечает начальник управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края, кандидат юридических наук Валерий БУДКО.

- Валерий Алексеевич, Закон "О мировых судьях в Российской Федерации" принят в 1998 году. А в 2001-м на Ставрополье были уже назначены первые 34 мировых судьи. Оперативность завидная. Неужели при этом никаких проблем не возникло?

- Отсутствие методики создания новой структуры судопроизводства породило немало трудностей в организационной работе, финансовом и материально-техническом обеспечении. А поскольку и рекомендаций по процедуре формирования законодательной основы деятельности мировых судей в крае тоже не было, проблем хватало и в этой сфере.

- Имеются в виду региональные законы?

- Естественно. И речь не только о краевом законе "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае", без которого нельзя было сделать и первого шага. Немало времени и усилий потребовала разработка закона "О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Ставропольском крае". Представьте ситуацию: хозяева земельных наделов определены, но самих наделов нет, межевание не проведено. Или, к примеру, выборы назначены, кандидаты борются, а границы избирательных округов еще не определены. Нелепость?! Так и здесь. Чтобы мировые судьи смогли приступить к исполнению обязанностей, необходимо было "нарезать" судебные участки исходя из численности населения - от 15 до 30 тысяч человек на участок...

- Но "нарезка" вышла не очень удачной, судьи перегружены делами...

- С самого начала работы мировые судьи края столкнулись с нагрузкой, значительно превышающей спрогнозированную. Сейчас она составляет 167 дел на одного мирового судью в месяц, причем налицо тенденция к дальнейшему росту. Скажу больше. Отдельные судебные участки имеют нагрузку, которая превышает среднекраевую в два-три раза и составляет от 300 до 500 дел в месяц.

- И где же выход?

- Ставропольский край в порядке законодательной инициативы вышел с предложением об увеличении числа мировых судей и соответствующего им количества судебных участков на 24 единицы - со 119 до 143. Обнадеживает также и принятие постановления о концепции закона "О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппарата судов и государственных служащих", разработанной Советом судей Российской Федерации.

- К тому же опять предстоит заново "нарезать" участки?

- Да, и это тоже требует и сил, и времени, и изменения регионального законодательства. И я бы особо хотел подчеркнуть: речь идет не о корпоративных интересах судей и сотрудников аппаратов судебных участков мировых судей. Речь о праве граждан на доступность правосудия! Поэтому федеральный законодатель должен, на мой взгляд, с максимальной оперативностью реагировать на все возникающие проблемы.

- Значит, так или иначе, но решение любой проблемы возможно лишь при активном участии федералов? На месте мало что можно решить?

- На месте можно сделать очень и очень многое. Возьмите стоявшую поначалу очень остро проблему охраны судебных участков судебными приставами. Мы ее решили! Нам удалось даже через введение должности помощника мирового судьи снизить связанную с запредельными нагрузками на судью напряженность по части доступности правосудия и сроков рассмотрения дел. Но это, согласитесь, полумера.

- Особенно если учесть, что еще в ХIХ веке великий русский юрист Анатолий Кони обозначил три главные особенности мирового суда: суд скорый, правый и милостивый. На первом месте - скорый...

- Одинаково важны все три слагаемых. Как и в ХIХ веке, мировые судьи рассматривают огромное количество дел. И уголовные, и гражданские, и административные, подавляющее число которых после вступления в силу нового Кодекса РФ об административных правонарушениях отнесено к компетенции именно мировых судей. Отсюда, кстати, и необходимость более четкого определения законодателем судебных процедур, отличающих деятельность мировых судей от деятельности иных судов.

- Хотя мировой суд - не просто самостоятельный институт правосудия, это воплощение судебного федерализма, ибо мировые суды и формируются в регионах, и осуществляют судебную власть в субъектах Федерации...

- Именно так. Причем я бы хотел особо выделить то, что мировые судьи, работая в регионе, обеспечивают не только соблюдение прав и свобод граждан. Рассматривая с каждым годом все больше материалов об административных правонарушениях, они обеспечивают и пополнение регионального бюджета. За пять лет деятельности сумма денежных взысканий, наложенная мировыми судьями в виде присужденных штрафов, государственной пошлины и т.д., превысила 520 миллионов рублей. Согласитесь, солидная прибавка в консолидированный бюджет Ставропольского края!

- А сами мировые суды в плане финансов безбедно живут?

- Судебные участки сегодня обеспечены всем необходимым - от надлежащим образом оборудованных помещений до высокотехнологичного оборудования. Вселяет надежду то, что финансирование развития информатизации на судебных участках предусмотрено в рамках краевой целевой программы...

- Но главное, кажется, сделано - мировая юстиция в крае состоялась?

- За пять лет она встала на ноги. И это не может не радовать, поскольку налицо плод совместных усилий и исполнительной власти, и законодательной, и всего судейского сообщества.

Александр БЫКОВ
old.pnp.ru

Док. 612852
Перв. публик.: 18.01.07
Последн. ред.: 27.11.09
Число обращений: 0

  • Будко Валерий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``