В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Хорватия припомнила России `Белые ночи` Назад
Хорватия припомнила России `Белые ночи`
Вчера вице-президент государственной компании "Транснефть" Игорь Солярский сообщил, что хорватская нефтетранспортная компания Jadranski Naftovod (JANAF) "взяла тайм-аут для проработки проекта `Дружба-Адрия`". Таким образом, амбициозный проект транспортировки российской нефти в Средиземное море минуя Босфор вновь пробуксовывает. И если прежде проект не стартовал по вине Украины, то теперь его задерживает Хорватия, которая раньше принимала его на ура.
Проект предусматривает переоборудование хорватского нефтепровода Adrija для работы в реверсном режиме (сейчас он качает нефть из порта Омишаль на побережье Адриатического моря в НПЗ города Сисак). Пропускная способность маршрута составит до 5 млн т в год, а через десять лет будет доведена до 15 млн т. JANAF инвестирует в первую стадию проекта $20 млн.
Первое соглашение о переоборудовании Adrija было подписано в октябре 2000 года (поначалу предполагалось, что деньги на реконструкцию даст нефтекомпания ЮКОС). Полтора года ушло на то, чтобы уломать Украину согласиться на единый для всех стран, по которым пройдет маршрут, тариф в $0,64 за прокачку тонны нефти. "Укртранснафта" хотела получать не менее $0,73, но на прошлой неделе все же подписала рамочное соглашение по проекту. По сообщению агентства "Интерфакс-АНИ", во вторник его подписали представители "Транснефти", белорусской "Дружбы" и словацкой Transpetrol (представители венгерской MOL не поставили свои подписи, так как не имели соответствующих полномочий).
Совершенно неожиданно соглашение не подписала JANAF. Как сообщил Ъ вице-президент "Транснефти" Игорь Солярский, проект должен быть одобрен на заседании наблюдательного совета JANAF, которое состоится на следующей неделе.
Странная позиция, учитывая, что времени на раздумья у хорватской стороны было предостаточно. Вчера Ъ не удалось получить комментариев JANAF, однако ее позицию разъяснило хорватское информагентство HINA: "JANAF ожидает от российской стороны дополнительных гарантий по прокачке согласованных объемов нефти". Такие гарантии были даны российскому Минэнерго нефтекомпанией ЮКОС и Тюменской нефтяной компанией (каждая обязалась поставлять по 2,5 млн т в год); в этих компаниях Ъ заявили, что не собираются отказываться от обязательств.
Медлительности хорватской стороны есть одно объяснение. Хорватская госкомпания INA владеет 37% акций JANAF и 100% капитала ООО "Белые ночи" (добывает 700 тыс. т нефти в год, расположена в Ханты-Мансийском АО). 14 марта "Транснефть" остановила прием нефти "Белых ночей" из-за "несоответствия техническим нормам узла учета нефти, расположенного на врезке трубопровода `Белых ночей` в магистральную систему". Хорватия выразила протест, подчеркнув, что действия "Транснефти" могут нанести ущерб проекту "Дружба-Адрия". Но прием нефти у ООО не был возобновлен.
По словам Игоря Солярского, работа по проекту начнется после того, как все пять государств, через которые пройдет маршрут, подпишут межправительственное соглашение по проекту. Ожидается, что все подписи будут собраны в течение одного-трех месяцев. По-видимому, к этому времени "Транснефти" придется смириться с приемом "неправильно учтенной" нефти "Белых ночей". Создание нового нефтеэкспортного маршрута для России гораздо важнее.

18.04.2002
www.kommersant.ru

Док. 612786
Перв. публик.: 18.04.02
Последн. ред.: 27.11.09
Число обращений: 0

  • Солярский Игорь Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``