В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Руководителя Главного организационно-инспекторского управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации А.П.Короткова журналу `Экономические преступления` Назад
Интервью Руководителя Главного организационно-инспекторского управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации А.П.Короткова журналу `Экономические преступления`
"Законному осуществлению уголовного преследования взяточников мешает корпоративная солидарность"

Расследованием уголовных дел о должностных злоупотреблениях, и в частности фактах взяточничества, занимаются подразделения Следственного комитета при прокуратуре РФ. О том, каковы наиболее типичные случаи вымогательства взяток у предпринимателей и что осложняет привлечение к ответственности коррумпированных представителей власти, "ЭП" рассказал руководитель Главного организационно-инспекторского управления Следственного комитета Анатолий КОРОТКОВ.




- Анатолий Павлович, чтобы получить общее представление о масштабах коррупции в нашей стране, хотелось бы уточнить: каковы последние цифры о количестве возбужденных дел по коррупционным статьям УК РФ?

- Не стану приводить всех цифр, которыми оперирует статистика, отражая криминогенную ситуацию в стране, кратко остановлюсь на результатах нашей работы в данном направлении.

В текущем году в следственные органы Следственного комитета поступило более 30 тысяч сообщений о коррупционных преступлениях. Следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ возбуждено почти 9 тысяч уголовных дел, больше всего - в Республике Татарстан, Красноярском крае, Московской и Волгоградской областях, а также в Москве.

С начала года окончено более 4 тысяч 500 уголовных дел, практически все направлены в суд. Среди них преобладают дела о даче и получении взяток, злоупотреблении должностными полномочиями.

- Можно ли сказать, что антикоррупционные инициативы главы государства как-то повлияли на раскрываемость преступлений, связанных с взяточничеством?

- Утвержденный Президентом Национальный план по противодействию коррупции действует почти год. В его развитие органами власти и управления приняты собственные планы, призванные исключить факты коррупции и создать нетерпимость к любым ее проявлениям. Вместе с тем надо понимать, что оторвать "мздоимца" от кормушки весьма непросто. Наивно было бы ожидать моментальных изменений и каких-то сокрушительных результатов. Безусловно, сделано уже немало, но это только начало работы. Чтобы добиться ощутимых результатов в противодействии коррупции, потребуется время и слаженность действий всех, кто борется с этим явлением.

- Возможно, стоит больше сконцентрироваться на мерах по предупреждению коррупции? Например, установить контроль не только за доходами, но и за расходами чиновников?

- Если бы все граждане подавали декларации о своих доходах и произведенных расходах в отчетном периоде, то воспользоваться преступно нажитыми доходами, конечно, было бы намного сложнее. В ряде стран такой порядок успешно применяется. В этих странах невозможна ситуация, при которой гражданин в отсутствие законного источника дохода приобретает недвижимость на миллионы долларов. Более того, если гражданин не может дать вразумительного ответа, откуда он взял средства на приобретение того или иного имущества, он подвергается административному или уголовному преследованию и в итоге, как минимум, лишается этого имущества.

Введение такого института в нашей стране, бесспорно, сделает общество более "прозрачным" (люди будут уверены, что значительными средствами обладает лишь только тот, кто много работает) и, несомненно, "подчистит" корпус чиновников.

Должен сказать, что эту идею в нашей стране поддерживают многие юристы, имеются лишь разногласия о сроках и порядке введения такого института.

- А что, на ваш взгляд, является серьезным препятствием на пути противодействия коррупции?

- Должен признать, что по-прежнему остается злободневной проблема коррупции в рядах сотрудников правоохранительных органов, то есть тех, кто в первую очередь призван противостоять такого рода преступлениям.

Выявляются коррупционные связи государственных чиновников с криминальными структурами. К примеру, заместитель мэра одного из городов Тверской области в сговоре с членами организованной преступной группы принудил предпринимателя отказаться от участия в купле-продаже магазина, после чего данное помещение было продано по заниженной цене подконтрольной преступной группе фирме. Такие действия и вовсе дискредитируют представителей власти.

- Насколько распространено вымогательство взяток должностными лицами у бизнесменов, и каковы типичные схемы?

- Как показывает анализ уголовных дел, в большинстве случаев нечистые на руку сотрудники правоохранительных, контролирующих органов и чиновники из органов местного самоуправления вымогают у руководителей юридических лиц взятки за сокрытие допущенных компаниями нарушений закона или, напротив, за положительное решение каких-либо вопросов, связанных с неправомерной хозяйственной деятельностью компаний.

В мае текущего года приговором Московского городского суда осужден к 5 годам лишения свободы главный госинспектор отдела по контролю за импортными операциями территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по г. Москве. Проводя по поручению руководства проверку соблюдения валютного законодательства в одной из коммерческих организаций, он потребовал от ее генерального директора взятку в 500 тысяч рублей за несоставление протоколов об административных правонарушениях.

В настоящее время в суде рассматривается уголовное дело по обвинению мэра одного из городов Московской области и руководителя Торгово-промышленной палаты этого же города в получении взятки в 750 тысяч долларов от гендиректора коммерческой фирмы за подписание постановлений об оформлении земельных участков в аренду и утверждении проекта границ земельного участка. Среди так называемых "типичных схем", по которым бизнес и власти на местах давно и прочно "сотрудничают", можно отметить заключение убыточных для государства коммерческих соглашений посредством организации и проведения конкурсов и аукционов на выполнение каких-либо работ (оказание услуг) с заранее известным "победителем".

Так, нами завершено расследование уголовного дела о превышении должностных полномочий заместителем губернатора Магаданской области. Чиновник, действуя в интересах коммерческой организации, вынудил отказаться от участия в открытом аукционе на строительство директора другой фирмы, которая соглашалась осуществить работы на более выгодных для бюджета условиях. В связи с неявкой представителей этой фирмы на аукцион торги были признаны несостоявшимися, и право на заключение контракта получил единственный его участник по начальной цене.

- С таким развитием возможностей изменились ли у коррупционеров формы передачи взятки?

- Виды и способы получения взяток просто поражают. Коррупционеры не ограничиваются получением только денежных средств или имущества. Есть случаи получения взяток в форме оказания сексуальных услуг, в виде наркотических средств. В ряде случаев суммы вымогаемых взяток составляют миллионы рублей, сотни тысяч долларов США либо евро.

В качестве примера можно привести уголовное дело в отношении бывших вице-губернатора Приморского края и директора Артемовского филиала краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" по фактам получения взятки, превышения должностных полномочий и пособничества в получении взятки.

Следствие установило, что вице-губернатор через посредника получил по частям взятку в размере 1,2 миллиона рублей за содействие частным инвесторам в уменьшении объема работ, связанных с подключением водоснабжения и канализации при строительстве комплекса. Он же в июле 2007 г. дал указание главному инженеру "Приморского водоканала" выделить ему, как вице-губернатору, на бесплатной основе автомашину "Инфинити" для использования в личных целях и двух водителей, в результате чего предприятию был причинен ущерб в сумме 174 тысяч рублей. Кроме этого это же предприятие по его указанию приобрело автомобиль "Тойота-Лэнд-Крузер" стоимостью около 2 миллионов рублей, который использовался последним в личных целях.

Судом этот вице-губернатор приговорен к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в 1 миллион рублей и лишением права в течение 3 лет занимать руководящие должности на государственной службе. Посреднику назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года.

- А есть ли процессуальные проблемы с привлечением к ответственности взяточников, и как удается их решать?

- Существенных проблем в УПК РФ, УК РФ, Законе об оперативно-розыскной деятельности, которые серьезно затрудняют выявление такого рода преступлений и расследование уголовных дел, нет. Но это не означает, что данные нормативные правовые акты не требуют совершенствования - такая работа ведется постоянно. В качестве примера расскажу об одном из ее направлений. В рядах коррупционеров в последнее время часто оказываются лица так называемого "особого правового статуса" - депутаты, судьи, следователи, адвокаты. Как показала практика, процедура возбуждения уголовного дела в отношении них зачастую затягивалась на долгие месяцы. Требовалось получить не только соответствующее заключение суда, но и в определенных случаях согласие других коллегиальных органов, корпоративно связанных с лицом, в отношении которого ставился вопрос о возбуждении дела.

В декабре прошлого года по инициативе Следственного комитета при прокуратуре РФ в УПК РФ были внесены изменения, которые упростили данную процедуру. Однако проблемы в отношении определенной категории лиц (судьи, члены Федерального собрания) не просто не исчезли, но даже усилились. Так, в отношении судей согласие на привлечение к уголовной ответственности дает квалификационная коллегия самих судей, что не предусмотрено ни для одной другой категории лиц (кроме членов Федерального Собрания). На практике имеют место необоснованные отказы в даче согласия при наличии в действиях судьи признаков преступления, а сроки рассмотрения представлений следственных органов квалификационными коллегиями неоправданно затягиваются.

Например, квалификационная коллегия судей вообще приостановила рассмотрение представления в отношении бывшего председателя областного суда, что не предусмотрено законом (коллегия может дать согласие либо отказать). И таких случаев, увы, немало. На практике достаточно распространены ситуации, когда законному осуществлению уголовного преследования взяточников мешает корпоративная солидарность при даче согласия на привлечение их к ответственности.

ЦИФРЫ
В 2008 г. следователями СКП РФ рассмотрены почти 49 тыс. сообщений о преступлениях коррупционной направленности в органах государственной власти и местного самоуправления. Возбуждено свыше 10 тыс. уголовных дел, из них более 5 тыс. окончены. В суды направлено свыше 4,5 тыс. дел. Всего в 2008 г. привлечено к уголовной ответственности почти 2,5 тыс. должностных лиц органов внутренних дел, тысяча военнослужащих, свыше тысячи должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления, 110 представителей законодательных органов власти. В 2008 г. количество привлеченных к уголовной ответственности лиц, имеющих "особый правовой статус" (см. главу 52 УПК РФ), в том числе и в связи с совершением ими преступлений коррупционной направленности, возросло почти в 2 раза по сравнению с показателями за 2007 г и составило 575 человек. Возбуждено 1 442 дела. Большую часть из них составили уголовные дела в отношении депутатов органов местного самоуправления (642), выборных глав органов местного самоуправления (306). К ответственности также привлечены 29 судей, 136 адвокатов, 143 следователя органов внутренних дел.


Коротков Анатолий Павлович

журнал "Экономические преступления" август 2009 г. N 8

Док. 612638
Перв. публик.: 14.08.09
Последн. ред.: 27.11.09
Число обращений: 0

  • Коротков Анатолий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``