В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Ларочкина: `Без эффективной системы обеспечения экологической безопасности разовые акции по охране окружающей среды так и останутся разовыми акциями` Назад
Ирина Ларочкина: `Без эффективной системы обеспечения экологической безопасности разовые акции по охране окружающей среды так и останутся разовыми акциями`
"Охраной природы должна заниматься власть в регионах"

Ирина Андреевна, в настоящее время регионы практически не могут осуществлять государственный экологический контроль, так как по новым законам это "зона ответственности" либо федерального центра, либо муниципалитетов. Предвидятся ли изменения в законодательстве?
И.Л.: Конечно, мы ожидаем изменения федерального законодательства в части экологического контроля, ведь без полномочного участия регионов эффективная охрана окружающей среды просто невозможна. Защитой природы своей территории должна заниматься региональная власть. Мне кажется это аксиомой, и законодатель придет к ее пониманию. Сейчас разрабатываются предложения по передаче региональным органам государственной власти части полномочий в этой сфере.

Думаю, что к Новому году поправки к ряду законов будут внесены, в т.ч. и в ФЗ N122, который сузил наши полномочия, и к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". Хотя, конечно, органы местного самоуправления тоже должны принимать активное участие в охране окружающей среды на своей территории, но органы государственной власти субъектов России призваны обеспечить координацию этих действий. Более того, я считаю, что органы государственной власти регионов должны координировать действия всех федеральных органов, которые образованы и работают на территории региона. На это есть аргументы: сформированные органы государственной власти республики, как, например, Министерство экологии, обладают определенной сетью территориальных органов, обладают хорошей лабораторной базой, чего нет у федеральных органов. Квалификация и профессиональный уровень того круга специалистов, который создавался в министерстве многие годы, тоже может служить аргументом в пользу расширения полномочий региональных органов государственной власти. Если говорить конкретно о нашем Министерстве, то именно благодаря его действиям сегодня Волжско-Камский заповедник получил сертификат биосферного резервата ЮНЕСКО.

То короткое время, в течение которого полномочия в сфере охраны окружающей среды у нас ограничены, подтвердило необоснованность принятого законодателями решения. Определение основных направлений охраны окружающей среды, участие в разработке основных направлений федеральной экологической политики, издание собственных региональных законов - без всего этого просто невозможно обеспечить охрану окружающей природной среды. У нас в республике разработан хороший пакет законов, который был в действии порядка десяти лет. Этот пакет содержит законы об охране атмосферного воздуха и животного мира, об особо охраняемых территориях и ряд других. Время на практике показало действенность этих законов.

Необходимо также учитывать, что наша республика - нефтедобывающая, и значительная часть ее территории подвержена значительному влиянию этой серьезной отрасли. Именно здесь, а также на других предприятиях федерального значения федеральные органы власти должны осуществлять государственный экологический контроль, но координация действий все равно должна быть за органами государственной власти субъектов.

Что подсказывает ваш опыт парламентской работы - поправки в пользу природы регионов будут приняты в полном объеме, который ожидают субъекты?
И.Л.: Безусловно, поправки должны быть приняты в пользу природы. Я абсолютно уверена, что поправки будут приняты в полном объеме. Это неизбежность.

"Нас ждут открытия новых перспективных месторождений нефти!"

Какие природные богатства сегодня есть у Татарстана? "Закрома" не оскудели?
И.Л.: Что касается наших нефтяных ресурсов, то я могу сегодня твердо и уверенно сказать, что нас ждут открытия новых перспективных месторождений в восточной части республики. По общей классификации это будут небольшие по объемам запаса месторождения нефти, но это будут значимые для Татарстана открытия, высокорентабельные месторождения.

Сегодня важно не просто делать открытия, а открывать рентабельные месторождения, надо сознавать, на что идешь. Наша территория высоко изучена, и может показаться, что и открывать уже нечего. Но есть у нас еще места, где можно открывать! Более того, нынешнее открытие не последнее. Мы будем открывать месторождения нефти и на западе, и на востоке республики. Я вас заверяю в этом!

А наши леса богаты живностью? Кроме ящерицы можно кого-то еще встретить?
И.Л.: Наши леса полны живностью! В Волжско-Камском заповеднике, в национальном парке "Нижняя Кама", в государственных природных заказниках регионального значения, да и на всей остальной территории республики можно встретить и лосей, и кабанов, и барсуков и енотовидных собак, а также представителей более чем пяти с половиной тысяч других видов животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Международную Красную книгу.

В Республике Татарстан, в том числе специалистами нашего министерства, проводится много мероприятий, направленных на сохранение биологического разнообразия и, в первую очередь, на охрану и восстановление животного мира. Это и общереспубликанские операции "Нерест" и "Охота", в рамках которых обеспечиваются законность использования наиболее ценных биологических ресурсов - рыбных и охотничьих, это и разнообразные биотехнические мероприятия, включая изготовление и установку искусственных гнездовий, нерестилищ, подкормочных площадок и солонцов, направленные на создание оптимальных условий воспроизводства и обитания рыбных ресурсов и охотничьей фауны. Это и ведение Красной книги Республики Татарстан, в рамках которой на территории республики бережно сохраняются более 630 редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.

В каком состоянии находятся так называемые особо охраняемые природные территории Татарстана, и какая работа проводится там?
И.Л.: Особо охраняемые природные территории (ООПТ) занимают 2,2 процента площади нашей республики. Сегодня мы стремимся довести этот показатель до научно обоснованных трех процентов, как это принято в мировой практике. Всего у нас 158 охраняемых территорий, из которых 155 - регионального значения. Можно назвать государственный природный биосферный заповедник "Волжско-Камский" и национальный парк "Нижняя Кама", государственные природные комплексные заказники регионального значения "Кичке-Тан", "Свияжский", "Чатыр-Тау", "Долгая поляна", "Степной", "Спасский", "Балтасинский", "Чистые луга", "Чулпан", "Берсут", "Голубые озера" и другие. Функциональная деятельность и установленный режим особой охраны на этих территориях обеспечивается администрациями государственных природных заказников, инспектора которых оснащены необходимой техникой и оборудованием. На всех ООПТ постоянно проводятся научные исследования и мониторинг состояния природной среды, результаты которых свидетельствуют о положительных процессах восстановления природных комплексов и объектов, расположенных на данных территориях, а также о высокой их эффективности, как одного из главных инструментов сохранения биологического разнообразия. Итоги деятельности ООПТ республики получили заслуженное признание на международном уровне - Волжско-Камскому государственному природному заповеднику в текущем году присвоен статус биосферного резервата ЮНЕСКО. В дальнейшем мы намерены продолжить работы по расширению территории указанного биосферного резервата за счет включения в его состав ряда государственных природных заказников регионального значения. В этих целях будут снаряжаться организованы научные экспедиции для проведения исследовательской работы, направленные на подтверждение международного статуса указанных территорий.

Как вы смотрите на возможность организации экологического туризма по заповедникам и особо охраняемым природным зонам?
И.Л.: Я очень положительно отношусь к такого рода туризму. У нас есть прекрасные уголки бережно сохраненной и восстановленной природы, но для того, чтобы использовать их в целях развития экологического туризма без нанесения вреда этим природным объектам, их надо обустроить. К сожалению, у нас до сих пор не принята Экологическая программа, в проекте которой предусмотрены и мероприятия по обустройству экологических троп. Эта программа должна быть обеспечена, в первую очередь, финансами. Сегодня проект Экологической программы вновь находится в Государственном Совете Татарстана.

Экологический туризм - это разновидность экологического воспитания. Министерство экологии и природных ресурсов РТ традиционно уделяет большое внимание этой сфере, ежегодно организуя и обеспечивая работу экологических лагерей по всей территории республики, оказывая постоянную финансовую и методическую поддержку экологическим лицеям и специализированным классам общеобразовательных школ. Сегодня мы делаем очередные шаги в этом направлении - министерством взята под патронаж школа N5 в поселке Мирном города Заинска. В конце сентября мы проведем совместную акцию - высадим аллею дружбы Министерства экологии и школы N5. Это тоже одно из направлений действенного экологического воспитания.

Министерство экологии взяло патронаж и над садом Эрмитаж в Казани. К 1000-летию города мы провели акцию "Тряхнем стариной", направленную на восстановление былого живописного облика одного из красивейших уголков Казани. Эту акцию мы намерены продолжать. Мы приложим все необходимые усилия, чтобы этот парк был сохранен, восстановлен и приобрел свое новое, но не менее прекрасное, чем в историческом прошлом, лицо. Для этого есть все условия - и старые деревья, и особые породы, и место для фонтана. Конечно, для этого тоже нужны финансовые ресурсы, но совместно с администрацией города, думаю, мы доведем дело "до ума".

Экологический туризм, экологические тропы, экологическое воспитание - все это перекликается и взаимосвязано.

"Проблему мусора нельзя решить без привлечения бизнеса в эту отрасль"

Как вы считаете, когда и при каких условиях можно решить пресловутую "мусорную" проблему?
И.Л.: Беда в том, что сегодня в решении этой проблемы нет системы. До сих пор отсутствует эффективная и действенная генеральная схема санитарной очистки территорий города, необходимая законодательная база. Кроме того, я считаю, невозможно решить эту проблему без привлечения бизнеса в отрасль. Бизнес должен занять свою нишу в схеме. Думаю, после муниципальных выборов органы местного самоуправления будут иметь и средства, и полномочия для решения этой проблемы. Муниципальные органы власти должны отвечать за санитарно-экологическое состояние территории своего муниципального образования. А за Министерством экологии были и остаются контрольные функции.

В какой пропорции используются средства Экологического фонда?
И.Л.: Все "экологические" налоги и штрафы за нарушение природоохранного законодательства поступают в Экологический фонд, 80 процентов средств которого остаются в регионе и используются на проведение природоохранных мероприятий, направленных на улучшение санитарно-экологического состояния территории республики, повышение качества вод в водных объектах, атмосферного воздуха, охрану и воспроизводство биологических ресурсов, озеленение и благоустройство городов и поселков республики и т.п. В настоящее время сбором средств в Экофонд занимается Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РТ, а Министерство экологии РТ осуществляет оперативное управление им, контролируя целевое финансирование природоохранных мероприятий.

С 1 января 2006 года 80 процентов средств Экофонда, которые остаются в регионе, будут делиться поровну: 40 процентов будет оставаться в Экофонде субъекта, и 40 процентов средств будет поступать в бюджеты муниципальных образований, которые будут самостоятельно планировать, осуществлять и финансировать природоохранные мероприятия в пределах своей территории.

Вы не опасаетесь, что муниципальная власть будет экономить на природоохранных мероприятиях?
И.Л.: Конечно, у нас есть определенные опасения по этому вопросу. Однако мы надеемся, что в соответствующее законодательство все-таки будут внесены изменения, и региональным органам государственного управления, в том числе и Министерству экологии и природных ресурсов, вернут функции координации природоохранной деятельности. Боюсь, что иначе от особо охраняемых природных территорий может ничего не остаться. И не у всех муниципальных образований хватит средств, например, на строительство полигона для твердых бытовых отходов. В такой ситуации без поддержки и координации действий со стороны государственного органа, конечно, обойтись невозможно.

С 1 января 2006 года нам всем надо учиться жить по новым законам. Министерство экологии и природных ресурсов внесло предложение о передаче полномочий по охране окружающей среды от муниципальных образований в органы государственной власти субъектов, потому что сегодня муниципалитеты просто не готовы нести это бремя. Произойдет ли передача полномочий, мы пока не знаем. Думаю, к концу года ситуация прояснится. У нашего Министерства есть восемь территориальных подразделений, которые работают на местах. Эта структура тоже не совершенна, поэтому Министерство в ближайшее время будет пересматривать структуры своих территориальных органов. В необходимости реорганизации этой структуры я убедилась во время своих поездок по республике - многие территории обделены вниманием природоохранных инспекторов. Кроме того, у нас есть зоны, как, например, нижнекамская, которые требуют особого внимания.

"Предстоит перепись всей нашей природы"

Какой вопрос был вынесен на очередную коллегию Министерства в качестве главного?
И.Л.: Тема коллегии звучала так: "О мерах по формированию банка данных о биологическом разнообразии Республики Татарстан и оценке качества окружающей среды по состоянию живых объектов". Эта тема давно назрела, и мы намерены значительно активизировать процесс создания банка данных, который специалисты министерства инициировали три года назад.

Можно сказать, что создание банка данных - это своего рода перепись всей природы?
И.Л.: Да, эта работа нам и предстоит. Сегодня мы уже готовы к ней.

Как вы относитесь к возможности передачи лесов в частные руки?
И.Л.: Недавно прошел праздник работников леса. Надо сказать, настроение у них плохое...

Сегодня леса занимают 17,2 процента территории республики. Когда-то, в исторические времена, лесом было покрыто 80 процентов, до войны - 50 процентов. Я боюсь, что переход леса в частные руки просто-напросто унесет наши последние леса.

Как наша природа защищена от воздействия предприятий соседних республик? Кажется, запах от "Марбумкомбината" уже достиг и Казани...
И.Л.: С Марийской и Удмуртской республиками у нас налажено тесное взаимодействие. Чуть похуже у нас отношения с Башкортостаном. За межсубъектную деятельность ответственны территориальные органы федеральной власти, но так как Министерство экологии выполняет функции координатора действий по всем проблемам охраны природы, мы с себя ответственности не снимаем и в этом вопросе.

В каком состоянии атмосферный воздух?
И.Л.: Показатели самые разные по составу и концентрациям загрязняющих веществ на разных территориях, но можно сделать один вывод - качество атмосферного воздуха несколько ухудшается по некоторым показателям. Причем, основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят не промышленные предприятия, а автомобильный транспорт, количество которого за последнее время возросло в разы. Учитывая это, в республике подготовлена программа перехода автотранспорта на альтернативные виды топлива, и Министерство экологии примет в реализации этой программы непосредственное участие.

Еще раз хочу вернуться к необходимости принятия Экологической программы. Без системы наши разовые акции по охране окружающей среды так и останутся разовыми акциями. А для любой системы нужны деньги.

5 Октября 2005 г.
www.tatar-inform.ru

Док. 612609
Перв. публик.: 05.10.05
Последн. ред.: 27.11.09
Число обращений: 0

  • Ларочкина Ирина Андреевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``