В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Татьяна Карсека: Системы здравоохранения: что хорошо, что плохо и как бывает Назад
Татьяна Карсека: Системы здравоохранения: что хорошо, что плохо и как бывает
Ассоциации, возникающие, когда слышишь словосочетание "система здравоохранения", обычно бывают очень красочными, но далеко не всегда приятными. Вспоминаются последние случаи, когда нужно было зайти в поликлинику или больницу, скажем, чтобы взять талончик на флюрографию, чтобы пройти медосмотр, чтобы получить медкнижку, чтобы устроиться на работу; когда талончиков нет, и нужно ехать в другое учреждение на другой конец города, чтобы записаться на прием через месяц.
Вспоминаются случаи, когда кто-то из родных или знакомых был болен, ему требовалась помошь, а то врачей не было, то машин скорой помощи не хватало, то лекарства, как всегда, внезапно заканчивались, или пять специалистов ставят пять разных диагнозов и назначают взаимоисключающие методы лечения. Бардак встречается, ничего не скажешь, и, к сожалению, часто. И, самое примечательное, ответственных (не виноватых, а именно ответственных) тоже нет. В таких условиях напрашивается один вывод: лучше быть здоровым и сталкиваться со всем этим как можно реже.

И при всех этих не самых веселых обстоятельствах, масло в огонь подливает народная молва, что уж на Западе медобслуживание на высоте. Создается впечатление, что только у нас, в России, все так. Иллюзия. Идеального медицинского обслуживания нет нигде. В некоторых странах оно чуть лучше, в некоторых чуть хуже, но проблем каждому хватает своих.

К примеру, система здравоохранения Австрии считается одной из самых организованных. Очень многие сверхобеспеченные люди приезжают поправить свое здоровье именно сюда. В принципе, небезосновательно. Но механизмы системы даже в этой стране вовсе не лишены изъянов. В ходе статьи будет брошен беглый взгляд на устройство, достоинства и недостатки системы здравоохранения Австрии, по некоторым аспектам попробуем сравнить ее с российской и, кто знает, может в будущем что-то из того хорошего, что есть у них, может быть адаптировано у нас.

Начать описание стоит, естественно в финансирования. Кто и как проплачивает медуслуги?

В Австрии есть такие структуры (некоторые из них государственные, некоторые профсоюзные, а некоторые частные), как больничные кассы. По сути, это долгосрочные страховые фонды. Каждый работодатель обязан отчислять определенный процент оклада сотрудника на его счет социального страхования. В свою очередь, работник также вносит регламентированный посильный вклад в свое медицинское и пенсионное страхование на добровольно-принудительных основах (в Австрии и Германии именно этот вклад по большей мере объясняет огромную разницу между зарплатой брутто и нетто). Неработающие члены семьи, дети, супруг(а) обычно созастрахованы. Таким образом, в стране есть постоянно пополняемые фонды, из которых врачи или медицинские учреждения получают оплату за свои услуги. Спектр услуг, покрываемых такими стандартными кассами-фондами также прописан. т.е. если пациента устраивает стандарт, он ничего не платит (регулярные месячные отчисления, описанные раньше, не в счет), если ему требуется или хочется особого сервиса, разницу придется оплатить из своего кармана. Таким образом, каждая врачебная услуга выражена в денежном эквиваленте - в сумме, которая покрывается из таких общих страховых медицинских фондов. В последние, как было замечено выше, деньги попадают засчет регулярных отчислений (размеры отчислений в виде процента от заработной платы прописаны в законодательстве).

Теперь что касается врачей и медицинских учреждений, ситуация тоже не самая примитивная. В стране имеются больницы, поликлиники, которые по сути являются частью долгосрочной государственной инфраструктуры. Параллельно существуют частрые практики, которые проходят особую сертификацию для того, чтобы их услуги тоже могли оплачиваться из вышеупомянутых больничных касс. Врачи, решившие работать самостоятельно, должны предварительно получить или подтвердить свое образование, пройти многолетнюю стажеровку в больнице или поликлинике, и только потом приобретают право на такую роскошь как частная практика. Обычно, у таких врачей за время стажировки уже формируется своя клиентура. Но главное - доступ в медицинскую кассу. В законе о кассах прописано, что пациент имеет право посещать каждого специалиста не чаще чем раз в квартал (чтобы совсем не разорить кассу), при этом не производя никаких дополнительных платежей, помимо страховки. Есть и такие частные практики, которым не удалось получить доступ к кассе. Это значит, что пациент обязан покрыть стоимость визита исключительно за свой счет (обязательную медстраховку при этом никто не отменял). Конечно, если человек заключил какую-нибудь "продвинутую", дорогую страховку, она покроет частично или полностью данное лечение. Понятно, что такие врачи-безкассники массовой популярностью не пользуются, т.к. стоят очень дорого.

Приведем пример:

Россиянин, не застрахованный ни в одной медкассе, при желании сделать, скажем, достаточно легкую операцию в Австрии, заплатит за нее 500-5000 Евро (в зависимости от рода операции). В свою очередь обычный застрахованный австриец не заплатит ничего, а обязан будет только покрыть минимальные расходы по пребыванию в больнице (около 10 Евро в день). Или вызов скорой помощи при наличии страховки не стоит ничего, а при отсутствии сраховки "облегчит" карман потерпевшего на 500-1000 Евро.

При виде приведенных выше цен, можно сделать вывод, что то, что у "них" называется стандартным пакетом услуг несколько отличается от "нашего". Т.е. там всегда есть нужные таблетки, микстуры, пластыри, бинты, шприцы, чистые простыни, а также кнопка вызова медперсонала у каждой кровати и в каждой уборной.

Теперь есть смысл поговорить о том, откуда берется достаточное колличество обслуживающего персонала.

Как было сказано раньше, чтобы стать "полноценным" врачом, после многолетнего образования нужно пройти несколько лет стажировки. Оклад стажера существенно ниже, чем оклад врача, но вполне сносный, так что больших вопросов обычно не возникает. Помимо этого, профессия медбрата крайне уважаема, так что многие проходят 2-3 летнее обучение и получают моральное и довольно сносное финансовое удовлетворение от помощи людям. Санитары - в большинстве своем молодые ребята, проходящие альтернативную службу (в Австрии для молодых людей обязательными являются либо 6 месяцев военной, либо 9 месяцев альтернативной службы при наличии небольшого, но оклада).

Как-то все очень хорошо звучит. А где же обещанные трудности "их" системы здравоохранения? Все, на первый взгляд, работает как часы!

В том то и дело, что не часы. И сбой дает самое чувствительное звено - финансирование. Хорошо, когда все молодые и здоровые, работают, платят страховку, а к врачам ходят редко, да и то, только за справками. А когда население стареет, работающих все меньше, пенсионеров все больше, и живут они все дольше, и к врачам ходят все чаще, при этом уже ничего не отчисляя. Медицинские кассы как-то поголовно начинают пустеть и оказываются на стадии банкротства. А тут появляется поле деятельности для законодательной и исполнительной ветвей власти. Что-то надо менять - или процентную ставку страховых взносов поднимать, или колличество врачей и учреждений, имеющих доступ к кассовому финансированию сокращать, или вводить внеплановые субсидии медкассе в условиях и без того имеющегося бюджетного дифицита. Первый вариант не устраивает работодателей, среди которых влиятельные компании и концерны. Портить отношения с ними ни одному политику не выгодно. Невозможность второго стала понятна после двухмесячной забастовки врачей (естественно, что срочную медицинскую помощь оказывали не зависимо от забастовок). Остается только третий вариант, реализовать который не так уж и просто, особенно когда страна является членом Еврозоны, а значит и бюджетный дефицит не должен сильно выходить за рамки 3% от ВВП.

Вторая сложность в работе структур очень похожа на нашу: бюрократия. Конечно, она имеет свою, австрийскую, специфику. Вся система состоит из хорошо отлаженных процессов, которые обычно сильных сбоев не дают, но этих задокументированных процессов настолько много, что каждый раз при обращении к врачу ты понимаешь, что без бумажки (и не одной, и включая страховую пластиковую карточку) ты совершенная букашка. Абсолютное большинство лекарств выдается в аптеках по рецепту, получить который можно только у врача. Чтобы вырезать аппендицит, нужно пройти полное медицинское обследование, сдать все возможные анализы, чтобы врач мог разрешить местную анастезию или полный наркоз. При вызове скорой помощи обязательно придется заполнить четыре формуляра, и т.д. И все потому что подобная система вынуждает врачей избегать всяческой ответственности и самостоятельных комплексных решений.

Из обостренной бюрократии медсектора и индексированности каждой услуги возникает еще одна повсеместная неприятность. У врачей подход простой: чем больше сделаю, тем больше получу. А если так, то каким бы здоровым ни был пациент на приеме, ему обязательно порекомендует обследоваться там, провериться здесь, сделать такие вот анализы и обязательно попить эдакие витаминки. А если у Вас вдруг действительно имеются какие-нибудь жалобы, обследовать Вас будут как новорожденных детей, которые вообще ничего не понимают и сказать ничего не могут. Ясно, что стоимость всех анализов вычитается из медкассы. По-русски это явление можно назвать так: "За Ваши деньги мы найдем хоть воспаление средней пятки. Искать будем долго, но найдем. А если не найдем, то обрадуем Вас новостью, что вы здоровы".

Конечно, все выше сказанное описано в несколько сгущенных тонах, но общая картина действительно такова. Хотя сама система здравоохранения в Австрии более комфортна для пациента, стремление специалистов избежать ответственности встречается на каждом шагу и, буквально, пугает. Т.е. желая обезопасить себя от самого плохого сценария, "они" предпочтут скорее вырезать, чем вылечить, прописать антибиотик, когда и "лесные травки" помогут, даже если вероятность этого самого плохого сценария крайне мала. Основной принцип врачей: "не допусти худшего", а не "не навреди". В случае, когда выхода нет, такой подход вполне приемлем, но когда ситуация не так уж плоха, подобное лечение скорей искалечит. В этом плане качество и подход наших врачей существенно выделяется на фоне их западных коллег.

Наверное, если делать общий срез, "у них", конкретно у австрийцев, система медобслуживания доставляет меньше трудностей и больше качественных услуг, чем на данный момент у нас. Почему бы не перенять? Но сможем ли мы адаптировать под себя всю систему в раз? Ведь только отдельно взятые ее элементы в наших условиях с трудом приживутся. Сможем ли мы отладить и автоматизировать все управленческие процессы перенаправления, диагностики и лечения? Сможем ли мы простимулировать наличие и этичное, рациональное использование страховых медицинских касс? Хотим и можем ли мы довести престиж альтернативной и волонтерской службы, чтобы наладить и обеспечить добросовестное выполнение даже самой неблагодарной работы? Вопросов много, так как много того, что с огромным трудом вписывается в наш уклад, представления, стереотипы, менталитет. В этом случае лучше ориентироваться на страны с финансированием системы здравоохранения из госбюджета, формирующегося из налоговых поступлений, как, к примеру, Англия. Или просто посмотреть повнимательней, что имеем мы, как можем мы свое, родное, усовершенствовать, довести до ума естественным, доморощенным путем, не копируя то, что на первый взгляд показалось привлекательным и полезным у других.


26 ноября 2009 года.
www.viperson.ru

Док. 612438
Опублик.: 26.11.09
Число обращений: 0

  • Карсека Татьяна Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``