В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
6 октября 2009 года Комитет по труду и социальной политике провел парламентские слушания на тему: `Развитие российского законодательства в социальной сфере: перспективы дальнейшей ратификации Российской Федерацией конвенций Международной организации труда Назад
6 октября 2009 года Комитет по труду и социальной политике провел парламентские слушания на тему: `Развитие российского законодательства в социальной сфере: перспективы дальнейшей ратификации Российской Федерацией конвенций Международной организации труда
В обсуждении приняли участие депутаты, представители министерств и ведомств, профсоюзов, представители объединений работодателей, представители МОТ, специалисты в области трудовых отношений.
Открыла и вела слушания заместитель Председателя Госдумы Надежда Герасимова. Она отметила, что Международная организация труда, которой в апреле 2009 года исполнилось 90 лет, "представляет собой уникальный международный институт с широким диапазоном решаемых задач". Н.Герасимова констатировала, что в последнее время в России значение международных трудовых норм "как основы формирования национального трудового и социального законодательства" существенно возросло. Россия ратифицировала более 50 из 188 конвенций МОТ.
Первый заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Ильдар Габдрахманов, отметив, что Россия крайне заинтересована в ратификации многих конвенций МОТ, направленных на развитие социально-трудовых отношений, критически отозвался о темпах работы по подготовке конвенций МОТ к ратификации. В частности, Конвенция N173 "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя" обсуждается уже более десяти лет. Существуют вопросы и к обоснованности аргументов против ратификации некоторых конвенций МОТ. Так, Конвенцию N131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" предлагается не ратифицировать из-за опасения, что Россия будет отнесена к развивающимся странам. Вместе с тем, указанная конвенция регулирует вопросы определения размера минимальной гарантии по заработной плате и порядок установления такой гарантии с учетом существенных различий в стоимости жизни в различных регионах. По словам И.Габдрахманова, в нынешних кризисных условиях необходимо серьезно изучить Конвенцию N177 "О надомном труде" и Конвенцию N181 "О частных агентствах занятости".
Директор Бюро Международной организации труда в Москве Мартина Лубиова отметила, что в условиях кризиса ощутимо возрос интерес к документам МОТ и самой идее трехстороннего сотрудничества. Представитель МОТ акцентировала внимание участников слушаний на Конвенции N144 "О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм", которая пока не предполагается к ратификации в России.
Заместитель министра здравоохранения и социального развития Максим Топилин заявил, что Министерство заинтересовано в ратификации максимального количества конвенций. "Нам будет проще решать вопросы, связанные с установлением более высоких гарантий социальной защиты, в частности, граждан, потерявших работу", - сказал М.Топилин, признав, что пока по нормативам установления пособий по безработице Россия "не дотягивает" до международных норм. Он высказался за более взвешенное и детальное рассмотрение конвенций. По его словам, не стоит бояться принимать новые обязательства, поскольку это будет хорошим стимулом для совершенствования российского законодательства.
Директор департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития Наталия Жарова сообщила, что к декабрю будут подготовлены законопроекты о ратификации девяти конвенций МОТ. В настоящее время идет работа над переводом текстов документов.
Заместитель Председателя Федерации независимых профсоюзов Нина Кузьмина обратила внимание участников слушаний на то, что появление каждой Конвенции МОТ в свое время было реакцией на ту или иную кризисную ситуацию "с тем, чтобы в будущем предотвратить развитие по кризисному сценарию".
"Нарушение принципов конвенций МОТ, которые инкорпорированы в наше законодательство, создает предпосылки экономических потрясений, - сказала Н.Кузьмина. - Основные причины современного глобального кризиса связаны с накопленными застарелыми проблемами остаточного подхода к решению вопросов социального развития. Речь идет о глобальном кризисе системы трудовых отношений, который начался задолго до мирового финансового кризиса. Кризис - это насильственное восстановление нормальных пропорций, в первую очередь, в отношениях между трудом и капиталом".
Представитель ФНПР высказалась за скорейшую ратификацию конвенций N173 "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя"; N102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (в соответствии с которой пенсия должна составлять не менее 40 процентов утраченного заработка); N128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца".
Представитель РСПП Марина Москвина, говоря о необходимости адаптации российского законодательства современным условиям, в частности, указала на целесообразность либерализации норм, связанных с частичной занятостью, введением режима неполного рабочего времени, расширением возможности заключения срочных трудовых договоров, снижением издержек, связанных с выплатой выходных пособий, перемещением работников внутри предприятия с изменением их трудовых функций и в определенных случаях сокращением сроков предупреждения о расторжении трудовых договоров. М.Москвина предложила предусмотреть в российском законодательстве возможность предоставлять денежную компенсацию вместо заблаговременного предупреждения работника об увольнении. По ее словам, целесообразно также ввести норму о зависимости выходного пособия не только от среднего заработка, но и от стажа.
Кроме того, М.Москвина предложила отразить в российском законодательстве ряд положений конвенции МОТ, связанных с увольнением работников и изменением условий трудовых договоров не только при изменении организационных и технологических условий труда, но и по экономическим причинам. "Созданные законодательством ограничения для работодателя на оперативное изменение необходимого ему количества работников, а также высокие расходы, связанные с увольнением по инициативе работодателя, дают значительные преимущества уже имеющим работу и снижают конкурентоспособность тех, кто ищет работу. Прежде всего это относится к молодежи и работникам старших возрастов", - сказала она.
По итогам обсуждения выработаны рекомендации по дальнейшей ратификации конвенций. Правительству рекомендовано внести на ратификацию в Госдуму Конвенции N130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни"; N132 "Об оплачиваемых отпусках"; N135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях"; N154 "О содействии коллективным переговорам"; N158 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя"; N161 "О службах гигиены труда"; N174 "О предотвращении крупных промышленных аварий"; N183 "Об охране материнства"; N187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда".
Рекомендовано также провести общественное обсуждение проектов законов "О системе обязательного государственного гарантирования материальных прав работников" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О системе обязательного государственного гарантирования материальных прав работников". Указанные проекты совместно готовят Минэкономразвития, Минфин и Минздравсоцразвития.

07.10.2009

Advis.ru

Док. 612426
Перв. публик.: 07.10.09
Последн. ред.: 26.11.09
Число обращений: 0

  • Жарова Наталия Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``