В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Магазины переезжают поближе к дому Назад
Магазины переезжают поближе к дому
Во всем мире дискаунтеры и "соседские" магазины никогда не конкурируют с гипермаркетами и супермаркетами, поскольку ориентируются на покупателей с меньшими доходами. Однако внутри этой группы соперничество весьма острое: магазинам приходится бороться буквально за каждого покупателя. В последнее время перевес сил явно на стороне магазинов, расположенных в непосредственной близости от дома.

Ностальгия по гастрономам

Формат дискаунтера в российском исполнении вызывает у потребителя скорее негативные ассоциации. Если на Западе дискаунтеры больше напоминают уменьшенные супермаркеты, то владельцы российских дискаунтеров идут по пути минимизации затрат за счет удобств для клиентов, а зачастую и за счет качества продуктов.

Отечественные компании, работающие в этом сегменте рынка, предпочитают брать в аренду или скупать помещения бывших советских гастрономов. Из соображений экономии многие из них не перестраивают помещения и даже не ремонтируют их. Это устраивает лишь непритязательных пенсионеров (они составляют 60-70% от общего числа постоянных клиентов дискаунтеров). На сегодняшний день в формате дискаунтера можно выделить три крупные торговые сети - "Копейка", "Пятерочка" и "Дикси".

Рынок `эконом-универсамов` на троих

Сеть "Копейка" была создана в 1998 году. Учредителями ООО "ТД "Копейка" являются финансовая корпорация "НИКойл", владеющая 50% долей в уставном капитале сети, а также группа топ-менеджеров компании, которым принадлежит другая половина в уставном капитале. По данным на октябрь 2004 года, сеть включает в себя 62 магазина, большинство из которых работают в формате "экономичных универсамов". В день их посещает около 150 тысяч человек. Общее число товарных наименований в магазинах - порядка 3 тысяч. Более 80% товарного ассортимента поставляется в магазины из четырех распределительных центров, расположенных за пределами МКАД. Ценовая политика компании строится по принципу отслеживания спроса на товары и снижения цен на лидирующие наименования. Размер среднестатистического чека "Копейки" равняется 4-5 долларам (120-150 рублей). Тем не менее в 2003 году оборот торгового дома составил 260 млн. долларов.

Согласно оценке компании "Тройка Диалог", `Копейка` занимает на столичном рынке розничной торговли не более 0,8%. В начале октября 2004 года ООО "ТД "Копейка" разместил кредитные ноты на общую сумму 40 млн. долларов. Половина выпуска была продана российским инвесторам, другую половину выкупили международные инвесторы. В самой компании говорят, что выпуск кредитных нот должен помочь компании развиваться в Центральном регионе. Менеджеры планируют на вырученные средства открыть еще 30 магазинов до конца этого года и выкупить около 30 новых помещений под универсамы в Московском регионе. Источники в "Копейке" недвусмысленно намекают на планируемый выход компании на фондовый рынок - проведение IPO запланировано на конец 2005 года.

Сеть универсамов эконом-класса "Пятерочка" основана в январе 1999 года. Владельцем компании является голландская компания Pyaterochka Holding. На сегодняшний день сеть насчитывает 222 магазина в столичном регионе и Санкт-Петербурге и 116 универсамов в регионах на основе франшизы. В столице универсамы "Пятерочка" располагаются в основном в новостройках в спальных районах, однако сетевые магазины есть и в ЦАО.

Управляющий сетью "Пятерочка" по Санкт-Петербургу и Ленобласти Сергей Лепкович рассказал ГАЗЕТЕ, что основными клиентами компании являются люди со средними доходами: "В наши магазины приходят не только пенсионеры, но и более обеспеченные люди. Наш любимый покупатель - семья с детьми, собакой и, возможно, с машиной". По его словам, среднестатистический покупатель должен заходить в "Пятерочку" не реже одного раза в два дня. Сотрудники компании подсчитали, что ежедневно сеть обслуживает более 500 тысяч человек.

Почти 95% ассортимента универсамов составляют товары отечественного производства, поэтому уровень цен невысок. Средний размер чека, как и в "Копейке", составляет порядка 5 долларов (150 рублей).

Долю сети "Пятерочка" на рынке московского продуктового ритейла эксперты аналитической компании "Тройка Диалог" оценивают в 2,7%, а оборот компании в прошлом году составил 933 млн. долларов. Лепкович уверен в том, что доля рынка, на которую компания может претендовать, равняется 15-18% рынка быстро оборачиваемых товаров. По некоторым данным, в настоящее время менеджмент "Пятерочки" прорабатывает возможность включения в листинг одной из бирж, название которой пока не разглашается. В апреле этого года "Пятерочка" приняла новую программу развития и собирается стать более похожей на западных дискаунтеров - строить продуктовые супермаркеты площадью 1000-1200 квадратных метров с ассортиментом в 2,5 тыс. товарных позиций.

Третий крупный дискаунтер на столичном рынке - сеть "Дикси", которой владеет компания ЗАО "Дискоцентр". В настоящее время сеть насчитывает 130 магазинов, из которых 57 находятся в Москве и области. В основном магазины "Дикси" располагаются в жилых массивах спальных районов столицы. Как сообщил ГАЗЕТЕ представитель сети "Дикси" Владимир Наумов, магазины рассчитаны на непритязательных клиентов: "Уровень доходов наших покупателей от среднего до низкого. На практике к нам заходят люди, проживающие в 5-15 минутах ходьбы от магазина". Размер среднего чека - около 100 рублей.

Количество наименований товаров в сети не слишком большое - около 2-2,5 тысячи. Основную прибыль сеть получает за счет быстрого оборота товаров, а в 2003 году оборот составил около 360 млн. долларов. Эксперты компании "Тройка Диалог" оценивают долю компании на рынке розничной торговли Москвы в 1%. Владимир Наумов полагает, что в перспективе сеть может претендовать на 10% столичного рынка: "Увеличить долю рынка можно за счет открытия новых торговых точек, расширения регионов присутствия, более полного удовлетворения спроса потребителей и работы с нецелевыми группами".

В формате сonvenience store

Российский "соседский" формат оказался не слишком похожим на свой западный прототип (convenience store). В Европе магазины такого формата призваны формировать потребительскую среду (в нем есть небольшое кафе, интернет-салон и парикмахерская). При этом он находится в `шаговой` доступности от места проживания покупателей. От главного конкурента - дискаунтеров - `соседский` магазин отличается более широким ассортиментом товаров (до 3000-4000 наименований) и более высоким уровнем обслуживания.

В России convenience store понимается просто как магазин, торгующий товарами повседневного спроса и расположенный вблизи потенциальных покупателей. "В принципе многие супер- и гипермаркеты тоже находятся в жилых районах, и проживающие рядом люди совершают в них покупки. Однако они не являются "соседскими", поскольку для поддержания рентабельности им необходимо привлекать еще и `удаленных` покупателей, которые приезжают из других районов", - поясняет Владислав Егоров, председатель совета директоров московской сети универсамов `АБК`.

Вообще российские сетевики не стремятся как-то особенно выделять "соседский" формат, они наращивают капитализацию с помощью открытия мини-маркетов рядом с жилыми массивами.

"Магазины "у дома" могут быть как дискаунтерами, так и супермаркетами. Так что это не новый формат, а скорее программа развития. Это самый стабильный вид ритейла, поскольку в таком случае магазин локализован с точки зрения постоянного проживания покупателя. Но и конкуренция здесь максимальная", - рассказала ГАЗЕТЕ представитель сети "Патэрсон" Ева Прокофьева.

`Соседских` сетей в чистом виде сегодня крайне мало. Типичным представителем этого формата на сегодняшний день является сеть "АБК", созданная в 1997 году. На сегодняшний день она насчитывает 24 универсама, которые расположены во всех округах столицы, в том числе два франчайзинговых. Размер средней покупки в "АБК" составляет 120 рублей.

Остальные магазины `шаговой` доступности (таких по Москве от 2 до 3 тысяч) разрозненны, и их доля в общем объеме рынка ритейла составляет всего 2%.

Впрочем, столичные власти готовы привлечь 96 млрд. рублей на открытие почти четырех тысяч (до 2007 года) `соседских` магазинов. Желающие открыть магазин должны будут оплатить его строительство. Город, в свою очередь, выделит им участки (владельцев будут выбирать по конкурсу), предоставит льготы по оплате аренды земли и по оплате аренды помещений (если магазины будут на первых этажах жилых домов), а также поможет им с оформлением документов. Предпочтение отдадут предпринимателям, аккредитованным при районных управах.

Кстати, представление столичных властей о convenience store гораздо ближе к западному. "Под магазины будут отведены первые этажи жилых и нежилых зданий, также мы планируем использовать подвалы и строить во дворах небольшие торговые павильоны площадью до 500 квадратных метров, в которых будут размещены не только магазины, но и прачечные, химчистки, пункты обмена валюты, аптеки", - сообщила ГАЗЕТЕ замруководителя департамента потребительского рынка и услуг Светлана Королева.

Как сделать `соседский` магазин прибыльным

По мнению ритейлеров, чтобы продовольственный магазин был рентабельным, на каждые 100 кв. м площади должно приходиться в среднем 500 покупателей в день. Следовательно, идеальная площадь `соседского` универсама равняется 300 кв. м - этого как раз достаточно, чтобы обслужить 1500 покупателей в день. `Качество обслуживания в `соседском` магазине должно быть выше, чем в крупных магазинах, цены тоже выше, иначе он не выживет`, - считает Олег Ермаков, генеральный директор консультационной компании НИЦ `Русская линия`. По мнению эксперта, в ассортименте должны быть раскрученные, самые ходовые марки.

13.10.2004
www.gzt.ru

Док. 612416
Перв. публик.: 13.10.04
Последн. ред.: 26.11.09
Число обращений: 0

  • Королева Светлана Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``