В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Миль -- покоритель неба Назад
Михаил Миль -- покоритель неба
В Иркутске открыта мемориальная доска знаменитому авиаконструктору
В Иркутске прошли памятные мероприятия в честь 100-летия со
дня рождения выдающегося советского конструктора вертолетной
техники Михаила Леонтьевича Миля. На стене дома N 5 по улице
Карла Либкнехта, где он родился и рос, установлена
мемориальная доска.

Сибирский самородок

Сегодня дом прекрасно сохранился: небольшой, двухэтажный,
подремонтированный, с кружевным козырьком над входной
дверью. Отныне он отмечен памятной доской, на которой --
портрет конструктора и абрис вертолета Ми-8, самого, быть
может, популярного из его серии. И текст: "В этом доме
провел детские годы, рос и воспитывался советский ученый,
выдающийся конструктор вертолетов, доктор технических наук,
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и
Государственной премий СССР Михаил Леонтьевич Миль
(1909--1970). Вертолетами, созданными коллективом, которым
руководил наш земляк, установлено более 60 официальных
мировых рекордов".

В мировой истории вертолетостроения, а точнее -- в ряду
основоположников научной школы конструирования вертолетов
три великих имени -- Николай Ильич Камов, Михаил Леонтьевич
Миль и Игорь Иванович Сикорский. Все трое -- из России, и,
как ни удивительно и приятно для нас, двое -- иркутяне.

Более того, Камов и Миль жили чуть ли не на соседних улицах!
Камов был на семь лет старше Миля, но они общались. Правда,
наиболее значимым это общение было уже позднее. Как пишут о
Николае Камове, большая заслуга его состоит "не только в
создании многих конструкций вертолетов, но и в воспитании
целой плеяды замечательных авиаконструкторов, одним из
которых стал иркутянин Михаил Леонтьевич Миль. В конце 20-х
годов Николай Ильич привлек его к работе по созданию автожиров
-- и студент-практикант Новочеркасского авиационного
института получил должность помощника механика на
испытаниях. Именно тогда автожиры по-настоящему
заинтересовали М.Миля и определили его жизненный путь".

Итак, Иркутск оказался городом, давшим стране двух
замечательных конструкторов авиационной техники. Но
продолжим о Миле.

Михаил Миль увлекался авиационной техникой с детства. Об
этом рассказала выступившая на открытии мемориальной доски
дочь конструктора Елена Михайловна Миль:

-- С детства он не только очень увлекался авиамоделизмом, но
и учился рисовать, и, я думаю, поэтому все его вертолеты
очень изящны, красивы. Первые свои шаги в области авиации
Михаил Леонтьевич сделал в Иркутске, потому что здесь был
замечательный авиамодельный кружок. Тогда же он построил
модель самолета, которая победила на конкурсе в Томске. В
Сибирском технологическом институте в Томске тоже занимался
авиамоделизмом. Потом, проучившись два курса, перевелся в
Новочеркасский институт, где было авиационное отделение.

-- Мы очень благодарны Иркутску за то, что он почтил память
Михаила Леонтьевича, -- говорит еще одна дочь конструктора
Надежда Миль. -- В этом доме он родился, и сохранился его
детский дневник, в котором он нарисовал дом, обстановку
внутри квартиры, где жила семья. А рядом жила семья Николая
Камова... В этом дворе они играли, и соединение этих людей,
внесших вклад в российскую науку, -- очень знаменательно.
Впоследствии они встретились и продолжили дружеские
отношения.

Да, их судьбы периодически переплетались, и вы сами
убедитесь в этом, дочитав текст до конца. В 1933 году Михаил
Леонтьевич возглавил группу аэродинамических расчетов и
экспериментальных исследований. Выходят его первые
теоретические печатные работы об аэродинамике полетов
винтокрылых машин. К началу 1940 года он становится одним из
ведущих отечественных специалистов по теории автожиров и
вертолетов, принимает активное участие в проектировании и
испытаниях машин. В 1940-м назначается заместителем
директора первого в СССР завода винтокрылых летательных
аппаратов -- директором и главным конструктором завода был
как раз Николай Ильич Камов. У Камова Миль прошел
превосходную конструкторскую школу.


Дорогами успеха

Началась Великая Отечественная война, и Миль работает в
эскадрилье боевой техники, где занимается
усовершенствованием боевых качеств винтокрылых машин. За
вклад в развитие авиационной техники Михаил Леонтьевич Миль
был награжден орденами Великой Отечественной войны II
степени и Красной Звезды.

А потом -- мирное время и продолжение исследований, защита
кандидатской и докторской диссертаций. И если 50-е годы
отмечены созданием первого советского серийного вертолета
Ми-1, затем Ми-4, то к середине 60-х Миль -- уже генеральный
конструктор по вертолетостроению. Под его руководством
создано девять типов серийных вертолетов и их модификаций
(Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-14, Ми-24...).

Но время идет, и требования к авиатехнике растут. Наступает
эра новых решений. В разработке первого в мире сверхтяжелого
вертолета В-12 Миль перешел с одновинтовой системы на
принципиально другую, чем открыл новую эпоху в области
научно-технических изысканий и вертолетостроения.

Летом 1971 года вертолет В-12, проделав путь в 3600
километров, прилетел в Париж на показательные выступления.
Мировая пресса объявила В-12 главным сюрпризом авиасалона в
Ле Бурже. Правда, сам Михаил Леонтьевич не дожил до этого
часа -- в 1970 году его не стало.

Михаил Леонтьевич Миль по праву считается основоположником
ведущей в мире научной конструкторской школы
вертолетостроения. Он воспитал тысячи
высококвалифицированных специалистов, кафедра
вертолетостроения МАИ избрала его своим профессором. Почти
сорок лет жизни он отдал вертолетам.

За вклад в развитие вертолетостроения еще в 1966 году ему
было присвоено звание Героя Социалистического Труда,
присуждены Ленинская и Государственная премии, он награжден
тремя орденами Ленина и другими орденами. И, обозрев основные
вехи биографии этого человека, мы снова и снова можем
испытывать гордость за то, что Михаил Миль, творец, инженер,
ученый, -- наш земляк, иркутянин.


Поклонимся, поклонимся, друзья...

На церемонию открытия мемориальной доски собрались иркутяне
-- школьники и ветераны, горожане, представители городской
администрации -- и гости из Москвы, среди которых были и уже
упомянутые дочери Михаила Леонтьевича, и его коллеги. Дело в
том, что столетие нашего великого земляка стало праздником
для всего холдинга "Вертолеты России", и в особенности для
коллектива Московского вертолетного завода имени М.Л.Миля.

Делегация от этого завода совершает юбилейную поездку, в
маршрут которой вошли вертолетный завод в Улан-Удэ и,
конечно, Иркутск. Улан-Удэнский авиационный завод выпускает
один из самых надежных вертолетов Ми-8. За четыре
десятилетия работы коллектив выпустил более четырех тысяч
вертолетов этой модификации. Ми-8 эксплуатируется в 80
странах мира. К 100-летию известного конструктора на заводе
прошло торжественное собрание, на котором было предложено
назвать в честь Михаила Миля одну из улиц Улан-Удэ.

Один из гостей иркутян -- Герой Советского Союза,
заместитель генерального конструктора по летным испытаниям,
заслуженный летчик-испытатель СССР Гурген Рубенович
Карапетян сказал:

-- Мне посчастливилось работать с Михаилом Леонтьевичем
Милем -- это был действительно выдающийся, гениальный
конструктор, хороший и порядочный человек. Он заложил основу
вертолетных парков нашей страны и ряда иностранных
государств. Воспитал тысячи высококвалифицированных
специалистов...

Несколькими минутами позже мне удалось задать Гургену
Рубеновичу еще несколько вопросов.

////-- Вам приходилось испытывать именно милевские
вертолеты? Как вы их оцениваете?

-- Да, конечно, я работал на этих машинах, испытывал. Это
практичные, надежные машины.

////-- Сегодня они актуальны по-прежнему?

-- Ми-8 считается лучшим вертолетом в своем классе. Но
Михаил Леонтьевич создал много других моделей. Скажем, Ми-24
-- боевой вертолет, который был задействован более чем в
тридцати локальных конфликтах. В свое время он считался
лучшим боевым вертолетом в мире. Сегодня сняты с
эксплуатации Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-10, но остался Ми-8,
которому более 40 лет! И он очень активно используется в
гражданской авиации. В период освоения западно-сибирских
месторождений нефти и газа (это в основном 60-е годы)
благодаря применению этих вертолетов было сэкономлено более
четырех миллиардов долларов, а если пересчитать на нынешние
деньги, то это будет более 250 миллиардов долларов.

////-- На БАМе, на сибирских стройках, по-моему, тоже
активно использовались Ми-8?

-- Они и сейчас активно используются. Михаил Леонтьевич
как-то говорил, что наша страна специально создана для
вертолетов -- у нас малоосвоенная территория. Более того,
наш президент (он был на праздновании в Улан-Удэ) сказал:
ближайшие сто лет при освоении и развитии Сибири без
вертолетов нам не обойтись.

////-- Михаил Леонтьевич оставил после себя видных учеников?

-- У него были и есть последователи -- например, Марат
Николаевич Тищенко, который создал два уникальных вертолета,
в мире таких нет. Это вертолет Ми-26 и боевой вертолет
Ми-28, который недавно указом президента принят на
вооружение.

////-- Марка "Ми" продолжается, это именно разработки его
КБ?

-- Да. Были попытки западных конкурентов эту марку задавить,
и у нас тоже были тяжелые времена, банкротство завода,
Владимир Путин этим вопросом занимался... Он и подписал
распоряжение: "Прошу принять меры для сохранения и развития
вертолетного завода..." Сейчас все это успешно выполняется,
завод на подъеме. Создан холдинг "Вертолеты России", где
объединены все серийные заводы, все КБ, которые работают на
развитие российского вертолетостроения.


По-прежнему лучший

Владимир Павлович Михеев, доктор технических наук,
прилетевший в Иркутск в составе столичной делегации,
представляет как раз холдинг и московский завод:

-- Наш завод основан в 1947 году Михаилом Леонтьевичем
Милем и носит его имя. Недавно мы праздновали 60-летие
завода, и вот теперь -- 100-летие Михаила Леонтьевича. Мы
знаем, что отсюда родом и другой знаменитый конструктор,
Николай Ильич Камов.

////-- Удается ли и сегодня обновлять марки вертолетов?

-- Да, и это естественно. Марки обновляются, но ситуация
такова: все, что создал Миль, эксплуатируется до сих пор,
многие из вертолетов до сих пор в серийном производстве.
Ми-8 до сих пор один из самых востребованных вертолетов в
мире, а еще это одна из основных наших статей дохода.
Вертолет действительно уникальный. Все знают автомат
Калашникова -- он взят на вооружение в 58 государствах, а
вертолет Ми-8 стоит на вооружении в 84 государствах! И
эксплуатируется более чем в 110 странах. Сейчас, например,
американцы закупают его... Наша техника -- самая надежная,
самая мощная, самая боевая, самая невзыскательная.

...Был в составе делегации и представитель Московского
авиационного института, кафедры проектирования вертолетов.
Это единственная в стране кафедра, которая готовит инженеров
в области разработки винтокрылой техники. Ее выпускники
работают в конструкторских бюро на фирме Миля, на фирме
Камова, в ЦАГИ (Центральном аэрогидродинамическом институте
имени Жуковского).


Хорошо, но мало...

Следует сказать, что открыта мемориальная доска по
инициативе иркутского просветителя Геннадия Гайды, а
изготовлена на средства мецената, генерального директора НПО
"Сибатом" Виктора Бронштейна. Виктор Владимирович выступил
на открытии. Он говорил, что уже в двадцатый раз его фирма
открывает такие памятные знаки знаменитым и именитым
иркутянам -- писателям, просветителям, военачальникам.
Михаил Леонтьевич Миль займет в этом ряду достойное место, а
иркутянам эта доска будет напоминанием о нем.

И напоследок такое соображение. На мой журналистский взгляд
(думаю, меня поддержат многие иркутяне), мемориальная доска
такому человеку -- это замечательно, но -- слишком мало. Как
минимум, имя талантливого земляка должна носить одна из улиц
Иркутска. Хотя бы его родная, Карла Либкнехта.

В самом деле: кто больше сделал для Иркутска -- немецкий
коммунист или отечественный авиаконструктор, прославивший
наш город? Только представьте: одна из старейших улиц,
бывшая когда-то Саломатовской, затем Карла Либкнехта, станет
носить имя Михаила Миля, а рядом с этой улицей будет другая
-- имени Николая Камова? Это будет в высшей степени
справедливо.

Неужели такое невыполнимо?

Любовь Сухаревская, "Байкальские вести".

05.11.2009

www.politirkutsk.ru

Док. 612127
Перв. публик.: 05.11.09
Последн. ред.: 25.11.09
Число обращений: 0

  • Карапетян Гурген Рубенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``