к 65-летию Московского монетного двора
В апреле Московскому монетному двору (ММД) исполняется 65 лет. Он был создан в военном 1942 году для чеканки орденов и медалей, наравне со своим старшим братом - Ленинградским монетным двором (ЛМД). Позднее ММД чеканил разного рода юбилейные монеты, медали и знаки, в том числе и для Московской олимпиады 1980 года, а также серийные разменные монеты. Случай свел меня с Александром Анатольевичем Колодкиным - главным художником ММД с 1984 по 2000 год. На его счету около 150 реализованных проектов из более чем 200 разработанных им эскизов. Александр Анатольевич любезно согласился рассказать о своих работах в стенах ММД.
Коротко о художнике Он родился в Ленинграде в декабре 1938 года. Война застала его на западной границе, где нес военную службу отец. В 1941 году Саша покинул город вместе с матерью в последнем эшелоне. С тех пор и живет в Москве. Учась в школе, активно посещал вечерний рисовальный класс. После окончания школы поступил в Московский полиграфический институт, который окончил в 1961 году по специальности "инженер-технолог". В 1969 году получил вторую специальность - "дизайнер", закончив Московское высшее художественно-промышленное училище (МВХПУ, бывшее Строгановское).
Работал дизайнером, главным специалистом в КБ Минцветмета и ведущим специалистом в СКБ Минрадиопрома. Занимался дизайном промоборудования и спецтехники, работая над оптимальным сочетанием технологичности, эргономичности, стоимости и т. д. Разрабатывал товарные знаки, оформлял площади Москвы. Волей случая узнал об открывшейся вакансии и поступил работать на ММД. Его многочисленные произведения посвящены памятным событиям, выдающимся деятелям науки, культуры и искусства, городам, памятникам архитектуры. А. А. Колодкин - автор "Монеты 1990 года" ("Памятник Петру I" в серии "500-летие единого русского государства") и "Лучшей монеты мира" в 1995 году ("Конференция глав союзных держав", номинация - "50-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"). К слову сказать, это - единственная монета с изображением И. В. Сталина. Александр Анатольевич - автор многих памятных и наградных медалей, знаков, действительный член Московской академии наук о природе и обществе (МАНПО), член-корреспондент Российской академии естественных наук (РАЕН), Итальянской академии AIESS и Нью-Йоркской академии NJAS, член Международной ассоциации союза дизайнеров, обладатель трех авторских свидетельств на изобретения, 10 авторских свидетельств на промобразцы и 15 - на товарные знаки. Его работы находятся в музеях России, а также в США, Ватикане, Германии, Италии, Швеции, Японии и на Мальте и т. д. А. А. Колодкин - лауреат премии "Золотой Геркулес", рыцарь Мальтийского ордена, заслуженный художник РФ.
Вольная беседа обо всем
Разумеется, коснулись мы в разговоре темы стимулов к творчеству. Александр Анатольевич отметил наличие моральных и социальных стимулов при работе на ММД. - А материальные? Неужто при занятии любимой, общественно значимой работой материальные стимулы отсутствовали? - Это у них, на Западе: сделал одну монету - купил автомашину. Сделал другую - оплатил полквартиры. У нас - не так! Например, лучшая монета 1990 года, посвященная Петру I, получила награды, призы... - Ну и? - Награды, призы получила монета, а не автор. Награды за эту монету получило совместное советско-западногерманское предприятие "Межнумизматика", а автор - скромное вознаграждение: премию немного выше... штамповщика. Та же ситуация - в 1995 году с моей монетой "Конференция глав союзных держав". Наградили монету. Приз вручали в США. А я во время работы над монетой не во всем соглашался с новым директором монетного двора. Вот он-то и поехал в США за наградой, а вместо меня взял с собой инженера из цеха. Мне же досталась премия на уровне начальника ОТК. - Увы, мне кажется, что это в давнишней традиции на Руси - не ценить творцов... Вспоминаю горькие сетования скульптора Эрнста Неизвестного, уехавшего из СССР. Он говорил, что в Советском Союзе тратил 95% времени на получение заказов и лишь оставшиеся 5% - на работу скульптора, а в США эти показатели поменялись местами. Александр Анатольевич, а за кем последнее слово, кто выбирает из предложенных вариантов эскизов монет? - Был сначала в Гознаке художественный совет, но со временем эти функции перешли к узкому кругу лиц в Центральном банке, короче, к чиновникам. Откуда им знать, например, что при переводе черно-белого рисунка в металл невозможно в инструменте и, соответственно, на монете получить на воспроизведенном портрете черное изображение зрачков глаз, губ, носа и т. п., так как пластические объемы лица бликуют, а четкость возникает только при рассмотрении монеты под определенным углом зрения. Это создает определенные трудности при сравнении готового изделия с эскизом и вызывает много вопросов у чиновников, утверждающих образец монеты. Вот лишь один из примеров. К 100-летию "Леонардо ХХ века" А. Л. Чижевского РАЕН порекомендовала Центробанку выпустить памятную монету. Я срочно сделал несколько эскизов, но они ЦБ не устроили. Тогда совместно с художником В. И. Заславским мы выполнили около 20 эскизов. ЦБ отклонил и их, причем без каких-либо рекомендаций и пожеланий. Короче говоря, как в известной сказке: пойди туда - не знаю куда, принеси то, не знаю что. Время шло, срок выпуска монеты приближался. И однажды меня пригласил "на разборку" заместитель генерального директора Гознака. Я объяснил ему положение вещей, рассказал об А. А. Чижевском - большом ученом, поэте, музыканте, художнике. Упомянул и о том, что в середине 1940-х годов он был несправедливо осужден и вкусил участь зэка на лесоповале. Начальник подумал и говорит: "Вот это всё и изобразите на монете. Утром жду эскиз, поеду его утверждать в ЦБ". Я изобразил портрет А. А. Чижевского на фоне неба с летящим космическим телом, звезд в виде созвездия Водолея (под этим знаком родился ученый), солнечного диска (о громадном влиянии которого на людей и историю человечества говорил ученый) и зимней тайги (намек на лесоповал). Возле огромной сосны в шапке-ушанке с топором в правой руке изображен заключенный на лесоповале. Под портретом подпись - "Чижевский. 1897-1964". Еще ниже - лира, лист бумаги, а на нем - кисть и ручка с пером. Этот эскиз я передал утром в Гознак, а после обеда мне оттуда сообщили, что эскиз утвержден. Работа пошла. По утвержденному эскизу скульптор А. С. Хазов сделал лепку, и монету запустили в производство. Изготовили образец, который передали на рассмотрение в Гознак. Через некоторое время из Главка приходит чиновник с письмом о замечаниях к образцу, в котором, в частности, написано, что на монете у изображенного человека одна рука... длиннее другой. Я объяснил представителю Главка, что в правой руке у человека - топор, поэтому она кажется длиннее. Чиновник очень удивился: откуда топор? Я опять объяснил: человек на заготовке леса. - Какого леса? - Человек на лесоповале, он - заключенный! - А какое отношение он имеет к Чижев-скому? - Самое прямое: ученый несколько лет был в заключении. - ?! Топор надо убрать! - Я не могу это сделать. Эскиз утвержден, и к этому изображению причастен заместитель генерального директора Гознака. Разбирайтесь с ним. Это - его идея. - ?! В конце концов, в результате всех выяснений топор всё же пришлось убрать. И остался на монете одиноко стоящий человек без топора. К чему он там? Какой в этом смысл? Кстати, это, вероятно, единственная монета с изображением жертвы сталинских репрессий. - А заказы, связанные с международными событиями и государственными деятелями, выполнять приходилось? - И немало! Например, по заказу американского бизнесмена на тему дружбы США и России. Я изобразил на одной стороне двух медведей, а над другой - рукопожатие на фоне флагов США и России. В сентябре 1987 года эту медаль вручил госсекретарю США Джорджу Шульцу министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе. Вторая медаль с таким же рукопожатием на одной стороне и Белым Домом и Кремлем - с другой была выполнена по случаю соглашения СССР и США о сокращении ракет средней дальности, подписанного Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом.Еще одну VIP-медаль вручил Борис Ельцин королеве Великобритании Елизавете во время ее визита в Россию. Портрет Елизаветы на одной стороне медали выполнил английский художник Михаэль Ризелло, а вторая сторона - моя работа. С Ельциным связана еще одна моя работа - медаль для Бориса Николаевича. На ней изображен его портрет. А саму медаль держал в лапах хрустальный медведь. Для программы "850 лет Москвы" я сделал целую серию медалей, посвященных царям и императорам России и многие другие. В заключение хочется пожелать Александру Анатольевичу дальнейших творческих успехов, востребованности, неиссякаемой фантазии и энергии.
06.04.2007
www.mosoblpress.ru
Беседовал Александр ЛОКТЕВ
Док. 612107 Перв. публик.: 06.04.07 Последн. ред.: 25.11.09 Число обращений: 0
Колодкин Александр Анатольевич
|