В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стратегический спор Назад
Стратегический спор
Полтора года согласований и переделок не избавили от критики законопроект об иностранных инвестициях в стратегические предприятия. ФСБ хочет не допустить судебных споров о том, что может нанести ущерб национальной безопасности, а ФАС желает получить исключительное право отказывать зарубежным компаниям в покупке стратегических активов.
В мае 2005 г. Владимир Путин поручил правительству подготовить законопроект об ограничении участия иностранных компаний в капитале предприятий, обеспечивающих оборону и безопасность государства. Несколько раз Минпромэнерго под напором критики ведомств переписывало документ. Недавно он был внесен в правительство.
Зарубежные компании, желающие получить контроль над стратегическим предприятием, должны подать заявку, которую чиновники будут согласовывать. Под контролем понимается приобретение свыше 50% голосующих акций предприятия, получение свыше половины мест в совете директоров или органах управления. К стратегическим отнесено 39 видов деятельности - от сооружения и эксплуатации ядерных установок до добычи полезных ископаемых на федеральных участках недр. Заявка инвестора подается в федеральный уполномоченный орган (предположительно ФАС), рассматривается и согласовывается межведомственной комиссией, но отказать в сделке может только правительство. На всю процедуру отводится три месяца, в исключительных случаях правительство продлевает еще на столько же. Если деятельность стратегического предприятия связана с семью лицензируемыми сферами (в частности, с гостайной, работой по оборонзаказу, экспортом/импортом, выпуском военной продукции), то правительство, одобрив покупку, может возложить на инвестора дополнительные обязательства.
Антимонопольная служба (ФАС), ФСБ и Главное правовое управление президента (ГПУ) с рядом положений законопроекта не согласны. В протоколе разногласий они зафиксировали 22 возражения (всего у ведомств 25 замечаний к законопроекту, а Минюст его пока не завизировал). Так, ГПУ считает, что ограничивать срок рассмотрения заявок не следует, поскольку почти все сделки нестандартные. Ограничение рассмотрения заявки тремя месяцами "создает условия для возможных злоупотреблений и затрагивает интересы безопасности государства", тревожится ГПУ.
Но против бессрочного изучения заявок выступает ФАС. Она оспаривает даже необходимость продления процедуры на три месяца по решению правительства. ФАС отмечает, что проект закона не учитывает ситуацию, когда иностранная компания, купив пакет не стратегического предприятия, получает потом лицензию на стратегический вид деятельности. Ведь действующая система лицензирования не содержит ограничений для иностранцев. Принципиально важно для службы Игоря Артемьева, чтобы уполномоченный орган не просто участвовал в согласовании сделок, но и контролировал "осуществление иностранных инвестиций в целом". Не нужно закреплять за правительством исключительное право на отказ в сделке, эти полномочия целесообразно передать ФАС, отмечено в протоколе разногласий.
Есть претензии к документам и у ФСБ. Силовики хотят, чтобы регулирующий орган был вправе обжаловать в суде решения органов управления стратегическим предприятием, принятые иностранным акционером, и сделки, заключенные на основе таких решений. Не нравится службе Николая Патрушева и предоставленная инвестору возможность обжаловать в суде отказ в покупке акций. ФСБ считает правильным сузить право иностранных покупателей. Они могут оспаривать отказ по процедурным основаниям, но "не должны допускаться [судебные] споры о возможности или невозможности нанесения ущерба национальной безопасности РФ". На взгляд ФСБ, надо снизить порог контроля иностранцев над стратегическими предприятиями до 30% плюс 1 акция.
Зато и ФСБ, и ФАС предлагают дополнить стратегические виды деятельности. ФСБ - за счет предприятий, участвующих в производстве электроэнергии (ОГК, ТГК), а ФАС - за счет тех, кто разрабатывает, производит и продает компоненты военной техники, производит военную продукцию с использованием магния, титана, алюминия, тантала, особо прочных сплавов и редкоземельных металлов.
Договориться чиновники постараются через неделю на совещании у руководителя аппарата правительства Сергея Нарышкина.
Пора принимать законопроект, чтобы у российских стратегических предприятий и зарубежных компаний появилась ясность с правилами игры, убежден первый вице-президент Лиги оборонных предприятий Алексей Шулунов.
Получить комментарии в Американской торговой палате, компаниях Siemens и United Technologies вчера не удалось.

Александр Беккер, Ведомости

24.10.2006

www.fas.gov.ru

Док. 612081
Перв. публик.: 24.10.06
Последн. ред.: 25.11.09
Число обращений: 0

  • Шулунов Алексей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``