В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Предприятия ОПК и их директора не должны страдать из-за бюджетных неплатежей Назад
Предприятия ОПК и их директора не должны страдать из-за бюджетных неплатежей
Первый вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям России, директор ФГУП ЦНИРТИ, постоянный член комиссий Госдумы и Правительства РФ по вопросам обороны Алексей Шулунов.

Несмотря на оживление интереса к российской оборонке в обществе и политическом руководстве страны, российский оборонпром продолжает деградировать. По крайней мере, так думают представители Лиги оборонных предприятий - одной из крупнейших лоббистских структур, представляющих интересы оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в диалоге с законодательной и исполнительной властью. Первый вице-президент Лиги Алексей Шулунов говорит, что ключевые проблемы ОПК - катастрофический износ основных фондов, старение кадров и рост задолженности государства перед оборонными предприятиями - по-прежнему не решены.

В Лигу содействия оборонным предприятиям России (создана в 1993 году) входят почти 700 предприятий ОПК. Среди них такие, как Авиационное производственное объединение, АО "ЦКБ "Алмаз", ПК "Концерн "Антей", ГНПП "Базальт", МАК "Вымпел", ЦНИИ "Дельфин", ГНПП "Исток", АО "Камов", ГП "Красмаш", НПО "Машиностроение", ПО "Новосибирский приборостроительный завод", ГП "Обуховский завод", АО "ОКБ Сухого", АК "Туламашзавод", ГО "Уралтрансмаш", НПО "Энергомаш".

Большинство идей, поддерживаемых Лигой, пока не находит понимания у законодателей. За полгода работы с новой Думой Лига не достигла особых успехов, признает А.Шулунов. Лига намерена добиваться принятия до конца года законов о погашении задолженности перед ОПК и об особенностях банкротства оборонных предприятий. Впрочем, шансы на прохождение этих законов сомнительны. Минфин неоднократно отчитывался о своих успехах в деле погашения кредиторской задолженности бюджета, и Правительство вряд ли поддержит закон, направленный на решение проблемы, которую исполнительная власть, похоже, способна решить и без помощи депутатов. А особый порядок банкротства никак не вписывается в экономическую программу Правительства, ратующего за равенство условий конкуренции для всех отраслей промышленности. Не факт, к тому же, что такой закон нужен успешным предприятиям оборонки, работающим прежде всего на экспорт.

Зато другая задача Лиги, борющейся за увеличение бюджетных ассигнований предприятиям оборонки, может в этом году решиться сама собой. При том, конечно, условии, что Правительство и Федеральное собрание договорятся о распределении дополнительных доходов бюджета, а мировая нефтяная конъюнктура позволит в 2001 году эти доходы получить.

АК&М: Какие законопроекты намерена лоббировать Лига в ближайшие месяцы?

А.Шулунов: В первую очередь необходимо принять закон о погашении задолженности государства перед оборонными предприятиями, закон об интегрированных структурах, закон об особенностях банкротства оборонных предприятий и закон об участии государства в реструктуризации оборонной промышленности. Лига намерена активно участвовать в подготовке этих законов.

В проекте закона о бюджете 2001 года практически нет ни слова о погашении долгов предприятиям. Накопившиеся долги с учетом поставщиков товаров и услуг Минобороны и силовых структур составляют примерно 50 млрд. руб., долги по гособоронзаказу я оцениваю примерно в 18-20 млрд. руб. Маловероятно, что проблема задолженности будет решена в нынешнем году. Я даже уверен, что этого не произойдет. И, более того, объем текущего финансирования дает основание полагать, что прибавятся долги еще и за 2000 год.

Все это приводит к тому, что предприятия подвергаются банкротству из-за того, что государство не оплатило оборонный заказ. Мы знаем массу таких случаев. Поэтому, в закон о банкротстве должна быть внесена поправка в отношении оборонных предприятий.

И еще одна проблема: против десятков директоров оборонных предприятий возбуждены уголовные дела из-за неуплаты налогов. Но предприятиям не из чего платить, так как с ними не рассчитался бюджет. Поэтому, необходимо вносить поправки в законодательную базу, корректировать закон о налоговой полиции и уголовно-процессуальный кодекс.

Мы много говорим о структурной перестройке, а по сути дела у нас нет ни одного закона, который позволял бы производить преобразования. Даже принятый закон о холдингах отклонен президентом. Уже очевидно, что как такового закона о холдингах не будет. Значит необходимо принять закон, допустим, о крупных структурах в промышленности. В общем, не играет большой роли, как он будет называться. Может быть, это даже будет указ президента.

Но, если говорить откровенно, то Госдума последнего созыва очень долго раскачивалась. До летних каникул Дума очень много занималась своими собственными структурными проблемами.

АК&М: А насколько эффективно объединение различных оборонных предприятий в холдинги? Может ли это привести к частичной потери государством контроля над оборонными предприятиями?

А.Шулунов: Я абсолютно уверен, что надо идти по пути интеграции. Такое объединение позволяет концентрировать на "прорывных" направлениях кадры и ресурсы. Без объединения небольшие поступления из бюджета или собственные средства просто распыляются. Новые технологии и образцы создаются длительное время, поэтому необходимо целенаправленно финансировать разработки.

Государству не следует бояться потерять контроль над предприятиями. Управление теряется не из-за того, что кто-то объединяется в холдинги, а из-за того, что за оборонный заказ не платят.

АК&М: В последнее время вновь появилась информация о вероятном объединении Росвооружения и Промэкспорта. Как к этому относится Лига?

А.Шулунов: Я придерживаюсь мнения, что необходимо иметь несколько посредников. Это создает здоровую конкуренцию и делает работу более эффективной. Но эти посредники должны быть жестко "разведены" на рынке вышестоящей организацией, допустим, Министерством промышленности, науки и технологий. А когда идет нецивилизованная конкуренция не только внутри России, но и вне ее, это безобразие. Должен быть хозяин, который прекратит этот беспредел.

За последние 10 лет произошли несколько структурных преобразований в высшем управленческом звене. Любое структурное преобразование приводит на начальном этапе к ухудшению состояния дел, а потом уже появляются положительные изменения. Но дождаться результатов не получается, так как происходят новые структурные преобразования. За время проведения реформ самые опытные и толковые кадры просто ушли из министерств и ведомств. Сегодня управленческий персонал, это, как правило, масса некомпетентных людей. Конечно, есть и толковые кадры, но их мало.

АК&М: Некоторые отечественные банки заявляют о своей готовности кредитовать российские промышленные предприятия. Насколько это соответствует действительности?

А.Шулунов: За последние 6 месяцев постепенно меняется подход банков к предприятиям ОПК. Многие российские банки имеют сегодня свободные остатки средств и готовы финансировать промышленность. Но, как правило, только под экспортные контракты. Идеология финансово-кредитной системы не изменилась. Пока идет продажа ГКО, банки будут вкладывают деньги в эти бумаги. В реальном секторе экономики большие риски. Поэтому дело ограничивается как правило разговорами.

АК&М: Как Вы оцениваете состояние российских предприятий ОПК на сегодняшний день. Насколько эффективна их деятельность?

А.Шулунов: Те предприятия, которые имеют уровень оборонного заказа более 50% находятся в самом тяжелом состоянии, так как систематические неплатежи ставят их на грань банкротства. Предприятия, имеющие экспортные заказы живут намного лучше, а некоторые просто хорошо.

Предприятия, которые ушли от оборонного заказа и занимаются чисто гражданской тематикой также находятся в различном состоянии. Все зависит от того, какую продукцию производит предприятие и с каким заказчиком работает. Те, кто сотрудничают с нефтяниками, например, двигателе строительные заводы Перми и Рыбинска, московские авиационные заводы, находятся сегодня в более выигрышном положении. Предприятия электроники, которые работают на Юго-Восточную Азию, выпуская комплектующие для часов и калькуляторов, тяжело живут, но концы с концами сводят.

Говорить о том, что у нас прошла конверсия нельзя. Сказать, что наступила стабилизация, тоже нельзя. Технический уровень нашей продукции очень низок. По цифровой электронике мы сегодня отстаем на два поколения. Не примем мер - отстанем на три поколения, а это уже безнадежно. Хочется верить, что в 2001 году начнутся положительные изменения. Но изменить положение дел при существующем проекте бюджета на 2001 год, думаю, не удастся.

www.akm.ru

2001 г.

Док. 612069
Перв. публик.: 25.11.01
Последн. ред.: 25.11.09
Число обращений: 0

  • Шулунов Алексей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``