В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.В.Торкунов об интернационализации высшего образования Назад
А.В.Торкунов об интернационализации высшего образования
24 ноября 2009 г. ректор МГИМО академик РАН А.В.Торкунов выступил с докладом на открытии Международной научно-практической конференции "Роль интернационализации университетов и их вклад в социальный прогресс развивающихся стран", посвященной 50-летию образования РУДН.

Основная цель конференции - генерация новых идей и конкретных предложений по концептуализации, разработке проблем современного образования и основных направлений развития философии образования в контексте масштабного процесса интернационализации университетов.

В своем выступлении А.В.Торкунов выделил основные тенденции и роль процесса интернационализации в развитии системы высшего образования России и формировании единого евроазиатского образовательного пространства. Он особо подчеркнул значение интернационализации образования для модернизации экономики нашей страны в контексте привлечения новых технологий и знаний.

Полный текст доклада

Уважаемые коллеги и друзья,

Позвольте поделиться с Вами некоторыми соображениями об основных тенденциях и роли процесса интернационализации в развитии системы высшего образования нашей страны, равно как и формировании единого евроазиатского образовательного пространства. (Справедливости ради, стоит отметить преобладание динамики взаимодействия собственно на европейском направлении, куда все больше включаемся через Болонский процесс, на постсоветском и сбственно азиатском направлениях, мы скорее раболтаем благодаря заделам прошлого, хотя в последние годы и намечен ряд совместных образовательных проектов с нашими азиатскими коллегами).
Прежде всего, я бы отметил основные формы интернационализации образования и шире - университетской среды. Это:
-    индивидуальная мобильность, т.е. мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава в образовательных целях;
-    мобильность образовательных программ и институциональная мобильность, т.е. формирование новых общепризанных международных образовательных стандартов/парадигм;
-    интеграция в мета-программы международного сотрудничества, будь то Болонский процесс или некие субрегиональные (ШОС, "Северное измерение", Евразэс и т.п.) форматы академической кооперации, и, наконец,
-    институциональное партнерство - создание стратегических образовательных альянсов и консорциумов.
Интернационализация образования выступает важным фактором модернизации экономики нашей страны. Зарубежные стажировки, программы двойного диплома и совместные модули позволяют не только повысить качество образования, но и должны служить важным источником привлечения новых технологий и знаний в экономику страны. Конечно, МГИМО вуз гуманитарный, мы не занимается непосредственно техническим сотрудничеством, а способствуем созданию благоприятного климата для такого сотрудничества. Но даже нашими скромными усилиями через совместные магистратуры и модули в сфере энерегетической дипломатии с норвежцами, итальянцами мы даем возможность представителям российских нефтегазовых компаний ознакомиться с уникальным организационным и технологическим опытом фунционирования зарубежного бизнеса.
Потребителями значительного числа выпускников ведущих российских вузов является именно реальная экономика, бизнес. Если мы будем выстраивать наши академические контакты в отрыве от тех запросов и пожеланий, которые есть у работодателей, то эти контакты будут слабые и искусственные.
Обучение иностранцев в российских вузах зачастую создает уникальную ситуацию, которая способствует насыщенюю собственно российского рынка уникальными или "нишевыми" кадрами. Так сейчас, многие наши выпускники из стран ЦВЕ - топ-менеджеры ведущих российских банков и страховых компаний. Расширяя этот опыт, мы открываем в новом году специализированную полностью англоязычную междисциплинарную магистерскую программу.
Очевидно, что интернационализация образования служит важным фактором укрепления политических связей на межгосударственном уровне, созданию атмосферы доверия с нашими основными международными партнерами. В этом контексте МГИМО - один из вузов партнеров "сетевого" Университета ШОС. На базе нашего Университета создан Центр АСЕАН, функционирует Европейский учебный институт.
Интернационализация образования - важный фактор развития общественной дипломатии и продвижения позитивного образа России. Выпускники нащего вуза - генеральный секретарь ЮНЕСКО И.Бокова; премьер-министр Монголии - Сухбаатар Батболд. Однако здесь нам сложно тягаться с РУДН...
Интернационализация образования - это возможность создания принципиально иного уровня коммуникаций, который строится на совместных усилиях в освоении знаний, на совместных, пусть и студенческих исследованиях, на узнавании друг друга в реальном деле. В принципе, нас в Европе, к этому подталкивает Болонский процесс, который такие формы поощряет. Правда, здесь проявляется оборотная сторона наших университетов, которые в силу своих долгих традиций оказываются чуть более консервативными, чем нужно. Это консервативное излишество требует скорейшего преодоления.
Формами безболезненного, "первичного", но вполне реального сближения могут стать совместные магистерские программы, совместные летние и зимние школы, курсы-биномы, читаемые преподавателями из двух разных стран.
Перспективной мне кажется практика совместных диссертаций, когда соискатель ассоциирован с двумя научными центрами - в своей стране и с университетом-партнером за рубежом. Сейчас мы в МГИМО практикуем такую форму с нашими коллегами из Парижского института политических наук и Свободного университета Берлина.
Огромные преимущества академическому сотрудничеству дают современные системы связи. Так с теми же немцами из СУБ защита совместных магистерских диссертаций зачастую проходит в режиме видеоконференций. Наши студенты прекрасно владеют новыми и технологиями, так почему же нам не задать им направление применения таких технологий.
Еще один важный момент, на котором я бы хотел остановиться в контексте интернационализации, касается комплексности тех языковых и культурных знаний, которые способствуют сближению образовательных пространств. Владение языком не несет в себе особых преимуществ без знания страны и понимания сферы его применения. Десятилетия практики подготовки дипломатов с региональной и страновой специализацией позволили создать в нашем университете, у некоторых наших коллег специальные лингвострановедческие комплексы знаний и компетенций. Очевидно, что для их развития нам нужен более тесный контакт с зарубежными академическими центрами.
Здесь я бы призвал коллег к объединению усилий и формированию внутрироссийских институционализированных университетских консорциумов для передачи знаний. Примеры такого рода у нас уже есть. Это могут быть как консорциумы, включающие вузы с "той" стороны (российско-франко-итальяснкая магистратура, консорциум во главе с СУБ), так и объединение вузов внутри России для реализации того или иного конкретного образовательного проекта. Например, мы совместно с РУДН и РГГУ с этого года реализуем программу по подготовке специалистов в области прав человека, по которой нашими международными партнерами выступают Европейский межвузовский центр прав человека и демократизации (т.н. Венецианский консорциум) и Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.
Говоря об интернационализации образования, мы должны отдавать себе отчет в том, что, решая вышеперечисленные, важные, но технические по сути задачи, мы стремимся к более глобальной, стратегической цели.
Во все времена университеты были островками воспроизводства гуманитарных ценностей, демократических настроений, культурной преемственности. То есть тех качеств, которые присущи некоему идеальному среднему классу, который, как мы знаем, является залогом развития и стабильности современного общества. Развивая контакты между университетскими сообществами различных стран, мы создаем гуманитарно-психологический фундамент долгосрочных международных отношений. Создаем позитивное восприятие друг друга у будущих экономистов, инженеров, управленцев, врачей, политиков.

www.mgimo.ru

Док. 611758
Опублик.: 25.11.09
Число обращений: 0

  • Торкунов Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``