В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Горы, которые нельзя покорить Назад
Горы, которые нельзя покорить
Норильск с трёх сторон окружён горами. С юга - Норильскими, с севера - Талнахскими, в хорошую погоду на востоке можно увидеть горы по ту сторону озера Мелкого. Плато Путорана, на краешке которого примостился наш город, таит в себе много тайн, богатств и историй.

Это самое северное и одно из самых древних в мире плато вулканического происхождения. Его площадь составляет более двух миллионов гектаров. Рельеф плато Путорана - сочетание глубоких долин, выровненных плато и останцовых столовых гор, образованных тектоническим поднятием этого огромного массива.
Плато Путорана - наиболее приподнятый и сильно расчленённый массив Среднесибирского плоскогорья, одно из самых диких мест на планете. Оно является крупнейшим в Сибири базальтовым трапповым плоскогорьем, абсолютно не затронутым хозяйственной деятельностью человека. На плато более 25 тысяч озёр, глубина большинства из них достигает 180 - 420 метров. По количеству водопадов на единицу площади территория, вероятно, не имеет аналогов. В России путоранским водопадам принадлежат все рекорды: здесь находится самый большой водопад по высоте и самый большой водопад по расходу воды. Плато расчленено глубокими (до 1280 метров) речными долинами, образовавшимися при его поднятии около 20 тысяч лет назад. На плато Путорана находится географический центр России.
Как пишет исследовательница таймырской топонимики Анна Барболина, "...горы Путорана - земли предков нганасан, энцев, долган, ненцев и эвенков, а может быть, и эвенов, юкагиров, праюкагиров в прошлом". Однако часто говорится о том, что местные жители всегда жили внизу, в горных долинах вокруг плато, а сами горы считались у них местом запретным, гиблым. Существует несколько версий перевода названия "Путорана": с юкагирского - "горы без вершин", а с эвенкийского - "страна озёр с крутыми берегами". Анна Барболина относит "путорана" к самодийскому "путорць" - нанизать.
Плато Путорана раздроблено тектоническими разломами на отдельные "куски" столовых гор. И каждому такому "куску" местные жители дали своё имя: Имангда, Микчангда, Бучарама, Абагалах, Дынкенгда, Токингда, Тонель, Накомякен, Чая-Аян, Демэ, Ондодоми... Что значат эти имена?
Чаще всего горы носят одно имя с водоёмами, которые они окружают. Так, хребет Валёк делит одно имя с рекой Валёк, названной так Николаем Урванцевым из-за круглого сига, обитающего в этой реке. Кстати, именно на хребте Валёк очень остро чувствуется возраст этих гор: камень крошится буквально под руками, и весь хребет покрыт курумником и "сыпухой", так туристы называют неустойчивые, "живые" склоны, где камни едут под ногой.
Ламские горы, горы Имангда, Микчангда, Дынкенгда также названы по именам рек и озёр (Лама - "море"; Имангда - от иманна - "снег", "снежная"; Микчангда - "прыжок", "прыгающая"; Дынкенгда - "прячущаяся, притаившаяся". На Микчангде, говорят, есть драгметаллы; о том, что там когда-то находили рассыпное золото, писал Николай Урванцев. А Имангда знаменита рудными и угольным месторождениями, её даже называли одно время "Норильск-3".
Носят свои имена и некоторые отдельные вершины, но эти названия, как правило, даны уже русскими геологами и туристами. Есть горы Камень, Сундук, Богатырь, Гребень, Конус, Трапеция, Острая Сопка... Эти названия говорят сами за себя и не требуют перевода. А самая высокая вершина плато Путорана до сих пор безымянная, на карте отмечается лишь цифрами своей высоты - 1701.
Первооткрыватель Норильска Николай Урванцев как геолог также давал имена горам. Он первый, кто подробно изучал и описывал плато Путорана, точнее, ту его часть, которая сейчас зовётся Норильскими горами.
"Норильские горы, по существу, представляют плато, составляющее самую северо-западную оконечность обширной горной страны - Средне-Сибирского плоскогорья, раскинувшегося на всём пространстве между Енисеем и Леной к северу от Нижней Тунгуски. Широкими и глубокими долинами это плоскогорье расчленяется на ряд столовых возвышенностей, одной из которых Норильское плато и является. Оно тоже не монолитно, а в свою очередь распадается на ряд отдельных плосковершинных гор. Самую западную из них - высокую, до 600 м, столовую гору, эффектно обрывающуюся на север, к Норильской долине, Миддендорф назвал утёсом Медвежий Камень".
Позже Николай Урванцев переименует Медвежий Камень в гору Шмидта - в честь Фёдора Шмидта, первого учёного, посетившего Норильск. Экспедиция Урванцева дала имена и другим вершинам Норильских гор: Рудной, Надежде, Барьерной, Гудчихе. Эти топонимы до сих пор есть на картах Таймыра. Кстати, если посмотреть по карте, то Норильские горы не являются отдельным "куском" плато Путорана, а входят в хребет Лонтокойский Камень (на некоторых картах Лонгдокойский камень), что занимает обширное пространство между Норильском и Хантайским водохранилищем. На юге хребта лежит гора Лонтоко, видимо, и давшая название всей этой возвышенности. Вот что пишет Анна Барболина по поводу этого топонима: "С описанием названия гор очень уместно вспомнить культ гор, широко распространённый у многих народов. В горах, на перевалах, на вершинах обитают боги, духи, хозяева. На вершинах же наши сородичи приносили жертвы богам, хозяевам гор, происходили культовые обряды после удачной охоты. До сих пор гора Лонтоко бережно хранит приношения: монеты, пуговицы и другие предметы быта, оставленные когда-то моими земляками, которых уже нет в живых. "Лонтоко" на долганском языке - "возвышенность, сопка, горб, возвышение". Эвенкийское слово "лонгдоко" - "сопка".
В новейшей топонимике Таймыра появляются и совсем удивительные имена: перевалы Непорочного Зачатия, Большой Бодун, Путоранских Шатунов. Эти названия придуманы туристами. Есть такое правило: туристическая группа, первая преодолевшая препятствие, может категорировать его (присвоить обоснованную категорию сложности) в туристско-спортивном союзе России и заодно дать ему любое имя. Так появились на плато Путорана перевал Стрела, перевал Маньяков, перевал Одной Крови и даже перевал Сексуал.
Помимо плато Путорана есть на Таймыре и другие горы, не менее удивительные. Северную часть полуострова занимают горы Бырранга, полого спускающиеся к берегу моря и круто обрывающиеся на юге у озера Таймыр. Горы Бырранга, как и плато Путорана, не высоки, не заселены и мало исследованы. Наивысшая точка - 1146 метров. Об этих горах тоже говорят "дурное место", которое коренное население обходит стороной. Упоминают и о залежах урановых руд в том районе. Рассказывают о туристах, которые якобы на маршруте вдоль гор Бырранга встречали совершенно безжизненные водоёмы и заболевали страшными болезнями.
Анна Барболина так переводит топоним "Бырранга": "Северным пределом территории таймырских нганасан являлись горы Бырранга. По-нганасански из разных источников "Бырранга" значит горы, изрезанные долинами речек с большими обнажёнными камнями и пространствами, покрытыми мхами и лишайниками".
Горы Таймыра, конечно, не так велики и, возможно, не так красивы, как, например, Кавказ или Памир. Высота плато Путорана не превышает и двух тысяч метров. По альпинистским меркам - это и не горы вовсе, а "пупыри". И всё же есть в них что-то дикое, завораживающее, древнее, как сама Земля. Наверное, отличие их в том, что, несмотря на небольшую высоту, их нельзя покорить. А как взойти на гору, у которой нет вершины?


Светлана ГУНИНА.

gazetazp.ru

18.04.2008

Док. 611246
Перв. публик.: 18.04.08
Последн. ред.: 23.11.09
Число обращений: 0

  • Барболина Анна Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``