В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не театральный `Пассаж` Назад
Не театральный `Пассаж`
Шалва Чигиринский намерен убрать Театр имени В. Ф. Комиссаржевской из здания на Невском, 48

Вчера на аукционе были проданы помещения в здании универмага "Пассаж" (см. материал на стр. 15). По окончании торгов глава московской девелоперской компании "СТ Груп" и владелец контрольного пакета ТПФ "Пассаж" Шалва Чигиринский, который, по неофициальным сведениям, контролирует фирму "Дивието LTD", выкупившую помещения, заявил Ъ, что намерен добиться "перевода" Государственного академического драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской" из здания на Невском, 48. "Этот узел надо развязать", -- подчеркнул господин Чигиринский, пояснив, что для развития торговли "Пассажу" необходим полноценный выход на Итальянскую улицу. Об этом, по словам господина Чигиринского, свидетельствует историческое название "Пассаж", то есть "проход". Он уточнил, что перевод театра будет ключевым предметом переговоров с комитетом по управлению госимуществом (КУГИ) Смольного о реконструкции и дальнейшем развитии "Пассажа". Между тем сосуществование театра с торговыми залами не менее исторично, чем название "Пассаж". Концертный зал был изначальной частью торгового комплекса, построенного в 1846-1848 годах Рудольфом Желязевичем. В нем выступали знаменитые музыканты, но в историю русской культуры он вошел 15 сентября 1904 года, когда в "Пассаже" открылся и два года функционировал Новый драматический театр под управлением Веры Комиссаржевской, иконы Серебряного века, первой в мире женщины, возглавившей собственный театр. В 1930-х годах здесь располагался театр выдающегося театрального экспериментатора Сергея Радлова. А 18 октября 1942 года пьесой Константина Симонова "Русские люди" открылся единственный работавший в осажденном городе Блокадный театр: спектакли прерывались воздушными тревогами, актеры вместе со зрителями спускались в бомбоубежище, представления начинались очень рано, чтобы люди успели разойтись по домам до наступления комендантского часа. В 1959 году театр, обретший статус городского символа, получил имя Веры Комиссаржевской. Заявление Шалвы Чигиринского стало неожиданностью и для председателя городского комитета по культуре Николая Бурова, и для художественного руководителя театра Виктора Новикова. Господин Буров заявил Ъ: "Насколько я знаю, помещение театра на аукцион не выставлялось. Для меня это заявление -- чистая абстракция. Хотеть можно что угодно: может, человек коньяку выпил с утра. Если так замахиваться на культуру, можно и проход через Русский музей сделать в интересах торговли, и шашлыки на Марсовом поле на месте вечного огня жарить. Есть вещи, которые даже не обсуждаются, желания инвесторов должны сочетаться с интересами общества и города". Господин Новиков назвал заявление господина Чигиринского "безответственным": "Ясно, что предстоит серьезная борьба, переговоры. Если Смольный сочтет, что театр не должен занимать свое историческое место, это будет неадекватно воспринято жителями, это будет агонией и абсурдом руководства города". По данным Ъ, идею выселения "Пассажа" предложил Смольному еще прошлой осенью -- в рамках проекта "целевой реконструкции" здания -- гендиректор и тогдашний владелец ТПФ "Пассаж" Валерий Зеленский. Он претендовал, правда, лишь на 1524 из 4826 кв. м, принадлежащих театру, а именно на площадь, переданную ему в 1980-х годах под мастерские, склады и репетиционные помещения. Однако ответственный за культурную политику вице-губернатор Сергей Тарасов на совещании в Смольном резко выступил против данного предложения. Теперь же эту тему реанимирует уже не арендатор, а владелец основной части здания. Не исключено, что позиция Смольного окажется иной, хотя, как показывает практика, окончательное решение вопроса будет зависеть от личной позиции губернатора. Уникальное сосуществование театров под одной крышей с магазинами, органичное для Петербурга XIX и начала XX века, не впервые вызывает конфликты в эпоху превращения Невского проспекта в чисто коммерческую артерию. Губернатор Петербурга Владимир Яковлев в конце 1990-х годов обещал холдингу "Парнас", который в тот момент взял на себя антикризисное управление Елисеевским магазином, выселить из этого здания Театр комедии имени Николая Акимова, работающий там с 1929 года. По данным Ъ, речь шла о масштабной реконструкции, в рамках которой Смольный намеревался восстановить историческую функцию помещений бывшего Торгового дома Елисеевых -- в том числе казино, которое до революции размещалось на втором этаже, ныне занимаемом театром. Театр, в свою очередь, предполагали выселить в ДК "Выборгский". "Парнас" даже успел отремонтировать за свой счет чердак и крышу, в том числе над театром, однако в итоге Смольный отказался от столь опасной для губернаторского имиджа затеи. Тогда "Парнас" решил продать право аренды убыточного магазина московской компании "Арбат Престиж" под торговлю парфюмерией. Однако этому неожиданно воспротивилась Валентина Матвиенко, пообещавшая сохранить знаменитый гастроном в качестве городского брэнда. Впрочем, юридического основания для реализации губернаторского запрета у Смольного нет (договор аренды, выданный КУГИ на 49 лет, не предусматривает функциональных ограничений по использованию торгового зала), и КУГИ уже несколько месяцев ведет с арендатором затянувшиеся переговоры в поисках компромисса.

Анна Пушкарская, Михаил Трофименков

www.ma-journal.ru

18.05.2005

Док. 611034
Перв. публик.: 18.05.05
Последн. ред.: 23.11.09
Число обращений: 0

  • Зеленский Валерий Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``