В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Кирюшин:`Работать сложно,но очень интересно` Назад
Сергей Кирюшин:`Работать сложно,но очень интересно`
Крупные международные авиакомпании имеют сильно разветвленную территориально-распределенную структуру, что, естественно, сказывается и на организации ИТ-инфраструктуры. Непрерывное решение задач интеграции различных информационных систем не дает скучать ИТ-департаменту таких компаний. Особенно если учесть, что немалая часть информационных систем, используемых транспортными предприятиями в целом и авиакомпаниями в частности, была унаследована от структур, существовавших еще в советское время. О задачах по построению и модернизации современной ИТ-инфраструктуры международного авиаперевозчика и путях их решения наш сегодняшний разговор с заместителем генерального директора - директором департамента информационных технологий ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" Сергеем Кирюшиным.
"Аэрофлот" сегодня

ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" (AFLT) работает на высококонкурентном рынке в интересах своих акционеров, главным из которых является государство. Учредитель - Правительство РФ - владеет 51% акций. Остальные принадлежат юридическим и физическим лицам, в том числе сотрудникам компании. "Аэрофлот" имеет две дочерние авиакомпании - "Аэрофлот-Дон" (Ростов-на-Дону) и "Аэрофлот-Норд" (Архангельск), реализует проект создания подобной компании на Дальнем Востоке.

"Аэрофлот" осуществляет собственные рейсы в 93 пункта 47 стран (всего 302 рейса в день). Контролирует 51% российского рынка регулярных международных перевозок. Опережающими темпами наращивает свою долю на внутренних воздушных линиях, которая составляет примерно 12%, а с учетом дочерних авиакомпаний приближается к 18%. Стратегическая цель - к 2010 г. довести присутствие группы "Аэрофлот" на внутреннем рынке авиаперевозок до 25%.

Это первая российская авиакомпания, вступившая в глобальный авиационный альянс. Став в апреле 2006 г. десятым полноправным членом международного альянса SkyTeam, она обеспечила своим клиентам доступ к маршрутной сети, которая насчитывает 728 пунктов в 149 странах. В рамках код-шеринговых соглашений сотрудничает с 34 иностранными и российскими авиакомпаниями.

"Аэрофлот" располагает самолетным парком, который является одним из самых молодых в Европе. Это 90 воздушных судов, 40% из них - современные авиалайнеры семейства Airbus А320 и Boeing В767. Парк авиакомпании постоянно пополняется. В конце 2008 г. компания готовится принять в свой флот первые российские самолеты нового поколения Sukhoi SuperJet-100, а также новые лайнеры Airbus A330.

Особую ставку "Аэрофлот" делает на новые информационные технологии как мощное средство повышения качества обслуживания клиентов и экономической эффективности. Перейдя на программное обеспечение Sabre, компания развивает проект интернет-продаж, ввела веб-бронирование, оплату билета по кредитной карте через систему on-line платежей со своего сайта www.aeroflot.aero. С 2006 г. использует электронный билет.

"Аэрофлот" соответствует высшим международным стандартам обеспечения безопасности (коэффициент безопасности полетов 99,965%). По итогам аудита операционной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA - IATA Operational Safety Audit) первым из российских перевозчиков вошел в реестр операторов IOSA.

Располагает крупнейшим в Восточной Европе современным Центром управления полетами (ЦУП), Центром обучения авиационного персонала, включающим 9 отечественных и зарубежных тренажеров: пять комплексных, три процедурных и один аварийно-спасательный.

"Аэрофлот" планирует ввести в строй в конце 2007 г. собственный сверхсовременный терминал "Шереметьево-3", куда будут переведены все рейсы авиакомпании и ее партнеров по альянсу SkyTeam. Новый терминал, созданный с использованием новейших технологий, обеспечит обслуживание пассажиров на уровне ведущих аэропортов мира, удобные пересадки и стыковки рейсов, привлечение транзитных потоков.

-Что можно сказать об особенностях использования ИТ при создании инфраструктуры транспортной отрасли в целом? Каковы основные задачи по построению и модернизации ИТ-инфраструктуры современного авиаперевозчика и пути их решения в частности?

- Говорить о транспортной отрасли в целом мне довольно сложно, потому как помимо авиаперевозок существует железнодорожный, автомобильный транспорт и др. Каждая из этих отраслей имеет свою специфику построения ИТ, в том числе ИТ-инфраструктуры. Что касается авиатранспорта, то его ИТ-инфраструктура начала развиваться достаточно давно - первые ИТ-системы были построены еще в 60-70 гг. прошлого века. Модернизация ИТ-инфраструктуры продолжается и сегодня. Бизнес современных крупных международных авиакомпаний, к которым с полным правом можно отнести компанию "Аэрофлот", очень тесно интегрирован в международное сообщество.

Мы летаем во множество стран, у нас более 100 представительств в мире, и, разумеется, наша компания должна соответствовать тем стандартам и нормам, которые существуют у наших зарубежных партнеров. Естественно, что требования, которые предъявляются к современному международному авиаперевозчику, распространяются и на ИТ-составляющую компании. В частности, сегодня одним из необходимых элементов бизнеса авиаперевозчика является переход на электронные билеты.

Информационная система "Аэрофлота" в целом очень многоплановая, ибо существует крупный блок по организации продаж (коммерческий блок), не менее важно направление организации выполнения полетов (производственный блок), куда входят оперативное управление полетами, техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, управление экипажами и др. Помимо этого, как в любой крупной компании, перед нами стоит ряд задач, связанных с бухгалтерским и финансовым учетом, работой аналитических программ и систем поддержки и принятия управленческих решений и т. д. Все это сведено в единый технологический комплекс, который требует передовых методов управления и высокого уровня информатизации. Постоянно появляются новые направления деятельности, так что работать очень интересно, но сложно.

- Существуют ли отраслевые решения, направленные на повышение эффективности бизнеса авиаперевозок?

- Как в любом секторе экономики, на рынке авиаперевозчиков есть определенные базовые решения, предназначенные для поддержания тех или иных составляющих бизнеса. В авиакомпаниях одним из наиболее важных блоков является комплекс программ, направленных на организацию продаж и бронирования авиабилетов, ведения расписания. Эти системы, особенно используемые в международных авиакомпаниях, обычно размещаются на глобальных хостинговых ресурсах, так как для их интеграции с другими системами требуется очень большой объем данных. Имеются и соответствующие специфические системы управления доходами и тарифами. Они помогают оптимизировать работу названных направлений. Кстати, за прошлый год мы заработали дополнительно свыше 20 млн долл. за счет тесной интеграции систем по организации продаж и управления доходами благодаря тому, что эти системы находятся в единой среде. Есть ряд стандартных решений в производственной деятельности и пр.

- Для транспортной отрасли большое значение имеет безопасность перевозок. И авиаперевозки не являются здесь исключением, скорее, наоборот, к ним предъявляются повышенные требования. Какую роль играют ИТ в обеспечении безопасности?

- Конечно, ИТ играют свою роль в плане безопасности авиаперевозок, хотя надо отметить, что программно-технические комплексы самолетов не связаны с нашей локальной сетью - это отдельная автономная система, к которой ИТ-департамент отношения не имеет. Тем не менее, если говорить об обеспечении безопасности, то значение ИТ достаточно велико - все, что связано с наземными "предпосылками" полетов (регистрация, контроль пассажиропотоков, недопущение отдельных пассажиров на борт воздушного судна и т. п.), осуществляется именно посредством информационных технологий. Кроме того, техническое обслуживание самолетного парка, без которого обеспечение безопасности полетов невозможно, тоже тесно связано с ИТ.

К деятельности, связанной с безопасностью полетов, следует отнести и целый ряд задач, таких, как организация аудитов, контроль качества производственных процессов и пр. Все они обслуживаются нашими автоматизированными системами, так что и в этом направлении ИТ играют заметную роль. Сейчас у нас инициирован проект "Система управления качеством, безопасностью и рисками", который будет выполнен на базе решений SAP. Это позволит в автоматическом режиме отслеживать весь комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полетов.

Таким образом, ИТ для безопасности авиаперевозок в основном нужны с точки зрения мониторинга различных событий и отклонений, а также помощи в организации и выработке управляющих воздействий. Без информационных систем организовать подобную работу невозможно.

- Раз уж речь зашла о безопасности, то хотелось бы узнать о том, как построена политика информационной безопасности "Аэрофлота". Есть ли документ, регламентирующий политику информационной безопасности (ИБ)?

- Информационная безопасность - вещь абсолютно необходимая, особенно в крупной компании, и у нас вопросам организации ИБ всегда уделялось должное внимание. Сейчас мы планируем регламентировать политику ИБ. Приказом генерального директора утверждены положение об информационной безопасности информационных систем, соответствующая концепция и комплекс организационно-распорядительных мероприятий, создана постоянно действующая комиссия. В рамках этих документов мы планируем провести классификацию информационных систем по уровню критичности к безопасности информации, назначить сотрудников, отвечающих за ИБ, доработать и разработать специальные методики по ИБ, усилить ответственность руководителей функциональных подразделений, эксплуатирующих соответствующие ИС, с точки зрения ИБ.

Следует отметить, что в компании нет так называемой единой службы ИБ. В целом, за организацию работы по информационной безопасности отвечает департамент экономической безопасности "Аэрофлота", при участии ИТ-департамента. Так, департамент ИТ несет ответственность за информационную безопасность инфраструктурных информационных систем - Интернет, электронную почту, корпоративную сеть. Что касается различных приложений, используемых в функциональных подразделениях, ответственность двоякая: как я уже говорил, ИБ локальных приложений относится к подразделениям, эксплуатирующим соответствующие системы.

- Как вы взаимодействуете с поставщиками ИТ-решений? Каковы критерии их выбора? Какой должна быть ответственность поставщика за предложенное решение?

- Вопрос взаимодействия с поставщиками очень важен. Поставщики делятся на две группы: поставщики оборудования, компьютеров, телефонов, коробочных решений, лицензий и те компании, с которыми мы реализуем масштабные проекты, рассчитанные не на "один день", с привлечением большого количества ресурсов. В первом случае выбор осуществляется довольно просто - либо заказ проходит через тендерный комитет, либо, если сумма поставки не превышает той планки, которая требуется для рассмотрения на конкурсе, мы проводим конъюнктурный анализ существующих решений или оборудования, создаем коммерческое предложение и рассылаем его в ряд компаний, после чего выбираем предложения с наименьшей стоимостью. При этом поставщики должны удовлетворять определенным требованиям: мы должны быть уверены, что нам поставляется сертифицированное оборудование, напрямую от вендоров, в установленные сроки и т. д.

При более сложных решениях на первый план выходит наличие экспертиз и компетенций поставщика. Мы должны четко понимать, сможет ли тот или иной поставщик реализовать свое предложение с необходимым качеством функционала, достаточно ли у него знаний и опыта по реализации подобных проектов. Очень важны наличие у поставщика долгосрочных ресурсов, в первую очередь людских, а также его настрой и желание выполнить проект грамотно и качественно.

Что касается ответственности поставщика, то с самого начала ИТ-департаменту необходимо наладить максимальный контроль действий поставщика, еще на этапе составления контракта, в котором как можно более подробно прописывать все, что должно получиться в результате реализации проекта. Кроме того, нужно фиксировать промежуточные результаты и на их основании вносить коррективы в последующую деятельность. В определенной степени это гарантирует, что общий результат внедрения ИТ-решения будет соответствовать ожидаемому.

- Вы упомянули об электронных билетах. Недавно компания "Аэрофлот" сообщила о начале продаж электронных билетов на своем сайте. Каковы первые результаты нововведения?

- Электронные билеты - это тенденция отрасли авиаперевозок, которая пришла к нам с международного рынка по инициативе Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Соответственно, задача по организации продаж электронных билетов рассматривалась нами как данность и не имела альтернативы - как международный перевозчик, мы просто обязаны иметь такие системы. Сегодня на Западе существовавшая много десятилетий инфраструктура продаж бумажных билетов сознательно разрушается, и продажа электронных билетов внедрена практически повсеместно. Переход на электронные билеты дает существенную экономию как во времени и людских ресурсах, так и в деньгах, ибо не надо печатать билеты, не нужны операционисты, которые эти билеты (купоны) обрабатывают, и т. д. Кстати, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта, выпуск электронного билета в среднем по отрасли стоит на 10 долл. дешевле, чем выпуск бумажного аналога. По всей отрасли в мире на электронных билетах экономится несколько миллиардов долларов.

Так что электронные билеты - это ближайшее будущее, и для нас использование системы их продаж - вопрос принципиальный.

"Аэрофлотом" уже продано свыше 100 тыс. электронных билетов с момента получения разрешения на их выпуск, динамика продаж растет, и можно надеяться, что в скором времени электронные билеты "обгонят" своих бумажных "коллег", а в чуть более отдаленной перспективе век бумажного билета закончится.

- Как относится руководство компании "Аэрофлот" к департаменту ИТ - считает ли его полноправным партнером бизнеса или рассматривает как сервисное подразделение?

- Априори ИТ-департамент не является бизнес-подразделением. Его задача состоит именно в том, чтобы обеспечить бизнес-подразделения инструментами, которые помогут в работе. Тем не менее, есть ряд вопросов, связанных с бизнесом, которые без ИТ решить нельзя. Сегодня такие проблемы возникают все чаще, особенно если учесть, что конкурентоспособность бизнеса неразрывно связана с применением современных технологий и инноваций, и ИТ здесь играют ведущую роль. В этом вопросе, на мой взгляд, ИТ-департамент - полноправный партнер.

12.04.2008
www.cio-world.ru

Док. 610914
Перв. публик.: 12.04.08
Последн. ред.: 20.11.09
Число обращений: 0

  • Кирюшин Сергей Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``