В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Полцарства за `АЛРОСУ` Назад
Полцарства за `АЛРОСУ`
Есть несколько наиважнейших задач, которые поставило перед собой правительство еще в 2000 году, после того, как президентом России стал Владимир Владимирович Путин. Одной из самых главных из них стало установление жесткой бюджетной дисциплины, обеспечивающей высокую собираемость налогов, точное исполнение бюджетных обязательств и прозрачные отношения центра с регионами.

Эта задача, как это ни покажется странным, была решена. И жесткую бюджетную систему мы получили. Есть, конечно, отдельные шероховатости, вроде возврата НДС фиктивным экспортерам (см. "НДС как зеркало экономической реформы") и налогового прессинга, который превратился в самостоятельный вид "бизнеса" отдельных чиновников. Но в целом система работает.

Очень важной ее составляющей стало перераспределение налоговых поступлений в пользу федерального центра. Для такой политики было много оснований. Во-первых, собираемость налогов в разных регионах разная. А это значит, что уровень социальной поддержки может очень сильно различаться, что не совсем хорошо. Во-вторых, регионы-доноры могут начать проводить излишне самостоятельную политику, что мы хорошо помним по "параду суверенитетов" начала 90-х годов. Наконец, в-третьих, слишком самостоятельные региональные элиты довольно быстро начинают скептически относиться к инициативам центра - что никому в этом самом "центре" не нравится. Вспомним здесь же и знаменитые "региональные оффшоры", смысл которых состоял в том, что регионы позволяли "чужим" по происхождению предприятиям, зарегистрировавшимся в них, практически не платить местные налоги.

В результате этой реформы тех налогов, которые поступают непосредственно в бюджет региона, ему категорически не хватает. Все регионы находятся в критической зависимости от денег, получаемых из федерального бюджета. Это, разумеется, не очень нравится тем регионам, которые отчисляют в Москву больше, чем из нее получают, но сделать они ничего не могут. До тех пор, пока Москва соблюдает "правила игры".Эти правила, в частности, состоят в том, что никаких послаблений по части оставления обязательных отчислений "на местах" быть не может. Поскольку прецедент не может быть единственным - что позволено одному, может быть позволено всем: на то он и прецедент.

И что же мы видим? Федеральное правительство заключило беспрецедентную сделку с властями Якутии. Ради контрольного пакета акций компании "АЛРОСА" чиновники отступились от незыблемых принципов бюджетной политики и полностью отдали республике Саха доходы от налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов. И даже обязались взять на себя часть региональных расходов - вплоть до содержания автодорог и аэропортов.

Даже видавшие виды депутаты были удивлены правительственным законопроектом, который обсуждался в конце прошлой недели бюджетным комитетом Госдумы. Вопреки своим "представлениям о жизни" кабинет министров предложил зачислять налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов в бюджеты субъектов Федерации в полном объеме.

"Правительство уходит от принятой концепции, когда налоги, неравномерно распределенные по территориям, сначала поднимаются на федеральный уровень, а затем перераспределяются, - говорит первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Виталий Шуба. - Мы их поддерживали, принимали сложные решения, а теперь создается прецедент и налог спускается на уровень субъекта Федерации".

У правительства есть причины быть столь щедрым: таким образом оно стремится обеспечить перераспределение долей акций в уставном капитале АК "АЛРОСА", принадлежащих правительству Республики Саха (Якутия), в пользу Российской Федерации. В итоге республиканский бюджет должен потерять около 9 млрд руб. (в связи с отменой арендных платежей АК "АЛРОСА"), но получит примерно 2,6 млрд руб. от НДПИ.

Оставшиеся шесть с лишним миллиардов, которые недополучит республиканский бюджет, федеральному центру придется каким-то образом компенсировать. И вот, по словам директора департамента межбюджетных отношений Минфина Андрея Юрина, министерствами и ведомствами уже прорабатывается проект постановления правительства из 16 пунктов. Постановление, в частности, предусматривает передачу ряда учреждений, выполняющих функции межрегионального характера, в федеральную собственность, что должно снизить расходы республики на их содержание. Так, чиновники Минфина уверяют, что Минтранс готов взять на себя расходы по содержанию ряда аэропортов (например, Тикси) и автомобильных дорог.

Ситуация складывается, мягко говоря, скандальная. Да, разумеется, "АЛРОСА" есть не во всех регионах, но сравнимые по масштабу компании существуют. И что теперь будет? Все регионы потребуют аналогичных по сути, но различных по форме льгот и компенсаций? И куда тогда денется, по сути, единственное достижение современного правительства - стройная и четкая бюджетная система? И, наконец, главное. Куда смотрит Минфин, для которого эта система - основа всей его деятельности?

Вот в этом месте мы и натыкаемся на главную нелепость. Именно Минфин выступает главным лоббистом этого беспрецедентного соглашения. Потому что именно министр финансов является председателем совета директоров компании "АЛРОСА. И получение контрольного пакета в федеральную собственность позволяет ему на любые посты назначать "своих" людей. С точки зрения государства вопрос непринципиальный - собственность на "АЛРОСУ" все равно государственная. А вот для "родных и приятелей кролика", то есть, простите, председателя совета директоров, вопрос принципиальный. Для них это вопрос очень больших личных денег. И совершенно несомненно, что они очень убедительно просят своего "патрона" вопрос решить. И, как мы видим, вопрос решается. Вопреки интересам государства.


business.km.ru

28.09.2006

Док. 610713
Перв. публик.: 28.09.06
Последн. ред.: 20.11.09
Число обращений: 0

  • Юрин Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``