В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обстановка благоприятствует Назад
Обстановка благоприятствует
О стратегическом запасе района, политических взглядах его лидера и волеизъявлении всенародном.

Когда мы приехали в Левашинский район, наши коллеги - телевизионщики из местного ТБС с интересом спрашивали нас, почему именно в информационно-аналитическом проекте еженедельника, условно обозначенном как "Десант "НВ" в дагестанских регионах", первым был выбран именно их район. Здесь уместно для наших читателей определить несколько факторов, почему выбор действительно пал на этот район. Двуэтничный (аваро-даргинский) Левашинский район интересен по многим социально-политическим параметрам. Это и этнополитическая стабильность, и социально-экономические успехи, добываемые преимущественно благодаря усилию и рвению местных тружеников и то, что район стремительно развивается и добивается немалых успехов в самых разных, казалось бы несовместимых сферах жизнедеятельности. У района, который в сознании подавляющего большинства дагестанцев имеет стойкие ассоциации, есть свои бренды. Чего стоит левашинская капуста, цудахарские шапки, мекегинский дикий камень. Да мало ли еще фирменных знаков дарит нам этот, без преувеличения, удивительный район, который летом этого года отмечает свое 80-летие. Всего на пять лет моложе Левашинского района политический аксакал, многоопытный администратор и управленец (недавно ему исполнилось 75 лет) глава одноименного муниципального образования Нурбаганд Гапизович ГАПИЗОВ.

Ханжан Курбанов: Нурбаганд Гапизович, вы являетесь крупным региональным лидером, уже не первый год возглавляющим район. Определенный кредит доверия народом вам выдан, и нас в целом интересует социально-политическое положение Левашинского района.

Нурбаганд Гапизов: Обстановка в районе всегда была нормальная: никаких эксцессов и недовольств не было. Уже 12 лет социальное положение стабильное. Народ живет за счет своего труда, выращивая богатые урожаи. Я постоянно высказывал мысли в СМИ, что практически 95% населения Левашинского района никуда не выезжает в поисках хлеба насущного, а, оставаясь в пределах района, сами обеспечивают себя. Количество населения с каждым годом увеличивается. Оттока населения не наблюдается. Напротив, за время моего руководства районом - более 26 тыс. человек естественного прироста. В настоящее время в районе проживает около 73 тысяч населения. Муниципальная власть, в свою очередь, способствует наибольшему благоприятствованию удовлетворения основных потребностей населения.

Х. К.: Миграция в районе низкая - это позитивный фактор. Однако, любопытно узнать, благодаря чему это происходит. И первое, что хочется узнать: каких политических взглядов придерживается руководитель района, в котором достигнуто сравнительное благополучие и достаток. В чем секрет политического благоденствия?

Н. Г.: Я всегда считал себя народным человеком. И работая в школе, и возглавляя управление образования, всегда был близок к народу. Я народ уважаю - народ меня уважает. Любой, кто пришел в приемную со своей проблемой, имеет возможность получить ответ на свой запрос. На работу и обратно домой я иду пешком...

Х. К.: На самом деле, в условиях современного Дагестана, когда крупного чиновника или депутата сопровождает кавалькада с охраной, вооруженной до зубов, ваш пример интересен, я бы даже сказал, феноменален...

Н. Г.: ...Но хочу сказать, что я был коммунистом, и остаюсь им. Я не покинул ряды партии в интересах политической конъюнктуры, но и не отрицаю и принимаю то полезное, что могут предложить другие группы, партии, блоки...

Тайгиб Мусаев: Когда проезжаешь по Левашинскому району, наблюдаешь, что ни один клочок земли практически не остается не обрабатываемым. Это и плантации капусты, и залежи природного камня. Чем еще занимается населения народа, как удается его занять, учитывая низкий процент миграции и естественный прирост?

Н. Г.: Население района действительно преимущественно занято в сельском хозяйстве, это в основном выращивание капусты, моркови, картофеля. Развито также скотоводство: только в Кулецма - 30 тысяч голов крупного рогатого скота (КРС). К весне они реализовывают 1/3 количества скота. В Какамахи - 12 тысяч голов мелкого рогатого скота. Фермеры арендуют землю как в кочубейской зоне, так и в самом районе. Вот такие трудяги. Есть свои ремесленники, которые исстари занимались определенным видом ремесла. Цудахарцы, которые практически по всему миру реализуют шапки...

Х. К.: Цудахарские шапки еще в советские времена славились...

Магомед Абдурашидов: Левашинский район - это крупный район. Вы его возглавляете второе десятилетие. Много сделано в социально-культурном развитии. На ваш взгляд, что можно было бы сделать для района в первую очередь. Какую основную проблему вы видите на данный момент?

Н. Г.: Да, такая проблема существует, и это проблема хранения, переработки и сбыта сельхозпродукции, выращиваемой на полях района. Как я уже сказал, район дает прекрасные урожаи моркови, капусты и картофеля. Но не существует промышленной переработки этой продукции. К примеру, квашеную капусту покупают на рынке по 100 руб./ кг., а свежую наши труженики продают по три рубля. В этом сезоне, к сожалению, плохо покупают капусту. В 2008 году было выращено 250 тысяч тонн капусты.

Х. К.: А специализированных хранилищ нет в районе?

Н. Г.: Есть индивидуальные подсобные хранилища, однако и там, сколько можно оставлять овощи. К лету они все равно теряют товарный вид. Вся проблема в том, что нет переработки. Еще будучи председателем Госсовета Магомедали Магомедов попытался решить этот вопрос через федеральный центр. Тогда военные купили у нас 200 тонн капусты. Но что такое 200 тонн - это объем, который выращивает один предприниматель.

Бывают года, когда более 300 тонн выращиваем...

М. А.: Какова налогооблагаемая база района?

Н. Г.: Личные подсобные хозяйства не облагаются налогом, а ремесленники работают по годовому патенту. Учитывая этот фактор, налоги поступают небольшие.

М. А.: А создание артелей ремесленников....

Н. Г.: Никто не соглашается объединяться в артели, постольку это индивидуальное мастерство, которое передается из поколения в поколение. Мастерство оттачивается с детских лет. Девочки лет 10-12-ти уже с легкостью шьют платки, попутно смотря телевизор.

Т. М.: Недавно по ТВ показывали, что в районе открылись две школы. Это была помощь республики по программе развития... А как складывается бюджет района?

Н. Г.: 91% дает республика, 9% - это собственные доходы. Но при желании можно увеличить налогооблагаемую базу до 40%. Есть в районе и предприниматели, которые владеют коммерческими заведениями, магазинами. Но получается вот такая коллизия: налоговики добиваются уменьшения плана, чтобы, собирая требуемую сумму налогов, получать затем премии. Они нам не подчинены. Мы делаем им замечания по поводу необходимости налогообложения того или иного объекта (к примеру, рынков), они практически игнорируют нас, постольку нам не подчиняются, что создает определенные проблемы.

В прямом юридическом подчинении у нас только образование, медицина, культура, спорт. Последние две сферы в скором времени тоже передаются местным органам власти. Но и они, в свою очередь, сталкиваются с социально-экономическими проблемами ввиду мизерности выделяемых средств.

М. А.: Левашинский район представлен аварским и даргинским этносом. Какие-нибудь этнические трения возникают в районе?

Н. Г.: Недавно ко мне на прием пришел депутат-аварец и говорит, что я обижаю аварцев в районе. А каким образом? Я могу привести обратные примеры. Вот, к примеру, у каждого из девяти аварских глав сел есть служебные машины, а у половины даргинских нет . Национальный вопрос в районе не стоит - нет такой проблемы. Если его не поднимут силы вне района. И до меня таких проблем не было. Некоторые меня называют даже аварским главой.

Т. М.: Наверно, на уровне муниципалитета также представлены аварцы?

Н. Г.: Да, конечно. Председатель районного собрания, первый замглавы муниципального образования, начальник культуры и ряд других чиновников - все они аварцы.

Х. К.: Нурбаганд Гапизович, есть ли у района проработанные инвестиционные предложения, бизнес-проекты, инвестиционные площадки, на которых могли бы развернуться бизнесмены?

Н. Г.: Интересна и выгодна, на мой взгляд, переработка. Подобные проекты проработаны и находятся в Министерстве экономики республики. Мы ежегодно представляли их и на выставках, однако пока заинтересованности потенциальных инвесторов не увидели.

В проекте представлен и мекегинский, и верхнелабкинский природный дикий камень, и другие инвестиционные возможности района.

М. А.: Если касаться дорожно-транспортной инфраструктуры, насколько нам известно, в скором времени по территории района будет пущена в эксплуатацию объездная дорога...

Н. Г.: Конечно, строительство объездной дороги в целом создает ряд удобств для жителей горного Дагестана. Вместе с тем, в некотором смысле, бьет по интересам мелкого предпринимателя, который открывает магазины, кафе и другие коммерческие объекты с расчетом на проезжающего потребителя.

Х. К.: Мы заметили эти коммерческие заведения: один магазин с "говорящим" названием "Лакец" явно был рассчитан на этническую, микроэкономическую особенность. Тем не менее, думаю, предприимчивые левашинцы своих позиций не упустят и найдут иные экономические пути для процветания.

Н. Г. (улыбается): Совершенно верно, согласен с вами.

Х. К.: Кабинет главы муниципального образования, да и любого иного крупного чиновника представляет собой интересное политическое и социо-культурное пособие для размышляющего. Здесь у вас, в кабинете, Нурбаганд Гапизович, мы наблюдаем в соседстве с Муху Гимбатовичем и портрет председателя Госсовета Магомедали Магомедовича. Вы его не сняли, как многие чиновники республики...С бывшим руководителем Дагестана связано, в своем роде, ваше кредо...

Н. Г.: Да, это мое кредо. Я очень уважаю Магомедали Магомедовича, уважаю и нашего президента Муху Алиева, и я не люблю менять политические взгляды и персон. Ну как убрать со стены портрет бывшего главы?.. Считаю, что это некрасиво, не по-мужски...

М. А.: Ну раз уж мы заговорили о нашем президенте, хотелось бы узнать о мнении относительно времени - поскольку больше половины срока уже прошло - президентства Муху Гимбатовича.

Н. Г.: Когда Магомедали Магомедович уходил со своего поста, я всегда говорил и считал, что его преемником, в силу ряда качеств, может быть только Муху Алиев. Я его хорошо знал со времен работы в партии как принципиального и опытного политика. Я уважаю этого человека и считаю, что он достойно занимает свой пост, хотя, может быть, и есть у него какие-то ошибки. Любому человеку свойственно ошибаться.

М. А.: И вы считаете, что он достоин и на второй срок?

Н. Г.: Да. Может и есть достойные кандидаты, но на сегодняшний день я не вижу серьезных преемников, масштабных руководителей, кто заменил бы Муху Алиева на посту президента.

М. А.: Насколько нам известно, немало крупных предпринимателей, деловых людей - выходцев из вашего района - проживают за его пределами. Не было у вас с ними конструктивной беседы на предмет регистрации их предприятий в Левашинском районе, и тем самым увеличения налоговых поступлений?

Х. К.: Магомед, ты хочешь сказать, как Сулейман Керимов в Дербенте...

Н. Г.: Ну, таких Керимовых у нас нет. Но беседы подобного характера мы проводили. Я настаивал на определенных преференциях таким предпринимателям. Однако наши налоговики их так зажали, что они убежали в "теплые места". Я неоднократно говорил: "Оставьте их в покое..." Даже патенты многие предпринимателя получают в соседнем, Гергебильском районе.

Х. К.: Но левашинцы проживают не только в столице и других городах Дагестана. Вот, к примеру, в соседнем Ставропольском крае. Есть с ними связь?

Н. Г.: Да, связь есть. Когда нужно, мы обращаемся к ним. Вот, например, не без помощи представителей района в соседних регионах - Ставрополье, Калмыкии - в Мекеги создали фонд развития села. Кроме того, помогают нам и сыновья Магомедали Магомедовича в проведении традиционных соревнований - назначают премии по 50-100 тысяч рублей.

Один предприниматель - Омар, родом из Хахита, проживающий в Каспийске, за свой счет строит спортзал и школу. Мы совместно с правительством прорабатываем вопрос долевого участия в этом строительстве. Другой предприниматель - Исмаил Шейхов, построил прекрасную больницу, аналогов которой, пожалуй, не в каждом городе и найдешь.

Т. М.: Нурбаганд Гапизович, хотелось бы задать вам вопрос, скорее даже ни как главе муниципального образования, а как учителю. Как обстоят дела с образованием в Левашинском районе, все ли процессы вас устраивают, как вы оцениваете нынешнее поколение школьников?

Н. Г.: Старшее поколение, к которому отношусь и я, школьников не понимает. Хуже занимаются, но это зависит и от современных стандартов, и от требований программы. Однако дети лучше разбираются в технике, компьютерах. Раньше приглашали мастера из соседнего села, чтобы электрический прибор починить. Сейчас дети стали намного смышленей.

ЕГЭ и другие новшества, введенные в систему образования, я не одобряю. ЕГЭ создает коррупцию, лишние хлопоты. Нужно приглашать с города репетитора, потому как не всякий сельский учитель разберется в вопросах тестирования единого экзамена. Коррупция, к сожалению, приходит и в школу.

Сабир Гейбатов: Нурбаганд Гапизович, как обстоят дела с этико-нравственным воспитанием?

Н. Г.: В Леваши, по сравнению с Махачкалой, получше. Но повсеместно наблюдается тенденция к ухудшению ситуации с этикой. У нас очень плохо поставлена воспитательная работа среди детей.

С. Г.: Вы полагаете, что эту работу нужно централизовать?

Н. Г.: Да, конечно. У нас была бесподобная комсомольская, пионерская организации... А сейчас кто занимается воспитанием? В настоящее время у государства нет идеологии.

С. Г.: Каким-либо образом фиксируются социально-политические мысли, которые представляют различные идеологические взгляды, самые нашумевшие из которых относятся к религиозно-политическому экстремизму? Влияют ли эти процессы на работу администрации?

Н. Г.: Мы находим общий язык с имамами: все они на нашей стороне против экстремизма. Представитель администрации работает с духовенством, которое категорично настроено в отношении ваххабитской идеологии.

М. А.: Проблемы власти - это проблемы народа. Одной из основных проблем в социально-бытовом плане является обеспечение населения газом. Как обстоят дела в этой сфере?

Н. Г.: Только одна из 26 администраций - селение Арши - не газифицирована. Но в этом году мы эту проблему тоже решим. Я дал себе слово, что пока не газифицирую весь район, не покину этот пост (смеется).

М. А.: А как с водой?

Н. Г.: Водой питьевой население обеспечено полностью. Зимой никаких проблем не бывает, а вот летом, ввиду того, что вода используется для полива полей, ощущается ее нехватка. Родники высыхают, народ воду выкачивает насосами. Мы с этим боремся, запрещаем трехфазные насосы устанавливать, однако народ втихую все же качает воду. Раньше в Какамахи, где я работал учителем, было много воды. А сейчас? Люди вынуждены выезжать в другие села, чтобы воду привозить.

М. А.: Лакский район силами администрации и заинтересованных лиц заказал специалистам за пределами Дагестана стратегию развитию района. Вы не занимались еще проработкой своей стратегии?

Н. Г.: Нет пока. Но скажу, что это единственный район, который на сегодняшний день имеет свою стратегию развития.

Х. К.: Но республика еще не имеет стратегии... Нурбаганд Гапизович, вы вероятно для лоббирования интересов района прибегаете к помощи ваших земляков, друзей. Кого-нибудь можете назвать?

Н. Г.: Очень здорово району помогает наш депутат Джамалудин Алиев - многоопытный знающий политик. Он, как танк, пробивает все вопросы. Мы его и в дальнейшем будем избирать. У него хорошие связи, контакты, друзья, товарищи. Хотя друзья и товарищи есть и у нас. Но у него больше (улыбается). Помогает Гаджи Махачев, наш депутат Госдумы Магомед-Кади Гасанов, Саид Джапарович...

Х. К.: Нурбаганд Гапизович, дистанцируясь от проблем района, хотелось бы вам как многоопытному политику, аксакалу задать вопрос касательно проблем республики. Какие болевые точки вы видите в развитии республики?

Н. Г.: Во-первых, Дагестан должен быть единым. Если мы будем бегать по квартирам: это аварцы, это даргинцы, это лезгины - ничего путного не выйдет. К сожалению, национализм возрастает. Если мы будем едины - все у нас будет хорошо. Вот выбрали президента - всем нужно объединиться вокруг него. Работать, но не по-рабски, прислуживая, а высказывая свои мысли, идеи, инициативу. Работать на пользу Дагестана.

Во-вторых, Дагестану нужно понять что ваххабиты, экстремисты - это наши с вами земляки, родственники, сельчане - и к ним нужен другой подход. Не давить танками, не озлоблять. Какой подход применить, я не знаю, знал бы - обязательно выступил бы. Сами же религиозные радикалы должны понять, что они живут в Дагестане, это их родина, нельзя бесконечно убивать. И перспектив у них нет, это тупиковый путь. Экстремизм как религиозный, так и этнический, и политический - это беда Дагестана. Нужно на понятном языке им это объяснить.

М. А.: Нурбаганд Гапизович, вот вы упомянули депутата Джамалудина Алиева, которого выбрали бы еще, а вы сами готовы баллотироваться еще на один срок?

Н. Г.: Я еще не готов ответить на этот вопрос...

Х. К.: Слушай, Магомед, Арши еще не газифицирован.

(Дружный смех).

Н. Г.: Да, конечно (смеется). До недавнего времени я думал, что уйду. Но настойчивые просьбы жителей, отдельных представителей народа, руководства республики все же начинают меня убеждать в том, чтобы выставить свою кандидатуру еще на один срок. Хотя пока я еще окончательное решение не принял.

Х. К.: Какая форма выборов глав МО вам кажется наиболее оптимальной?

Н. Г.: Я считаю, что всенародные выборы - это настоящие выборы, они показывают уровень доверия к тому или иному кандидату. Но в этой форме выборов есть и негативный момент, который выражается в обострении социально-политической обстановки в отдельно взятом селе, районе. Это приводит к расколу и отчуждению в обществе. Но равноценным главой тоже себя не чувствуешь, когда народ не избирает. Такой глава подобен калеке. Поэтому у нас в уставе прописано, что выборы проводятся исключительно в форме всенародного голосования. А когда выборы проводятся на районном собрании, так места покупаются...

С. Г.: Как вы полагаете, в сегодняшней геополитической ситуации в мировом пространстве у коммунистов есть перспективы?

Н. Г.: Когда-нибудь будут. Мир идет к этому. Выводы Маркса признаны верными после этого финансового кризиса.

С. Г.: Европа достаточно стремительно идет по "левому" пути.

Н. Г.: В Дагестане, если оставят выборы без политической указки сверху, коммунисты не проиграют.

С. Г.: Я в данном случае тоже симпатизирую коммунистам.

Н. Г.: Есть у нас достижения и в спорте, и в культуре, по строительству. В общем, обстановка в районе благополучная.

Ханжан КУРБАНОВ, Тайгиб МУСАЕВ, Сабир ГЕЙБАТОВ, Магомед АБДУРАШИДОВ
gazeta-nv.ru

Док. 610034
Перв. публик.: 18.11.08
Последн. ред.: 18.11.09
Число обращений: 0

  • Гапизов Нурбаганд Гапизович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``