В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Шереметьево` досталось `Альфе` Назад
`Шереметьево` досталось `Альфе`
Новая управляющая компания обещает потратить на аэропорт 2 млрд. долларов

ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ) все-таки получило управляющую компанию. Победителем тендера, как и ожидалось, стала "Альфа-Шереметьево". Новый управляющий собирается сделать из "Шереметьево" один из лучших аэропортов в Европе и готов потратить на эти цели до $1.5-2 млрд.

Аэропорт захлебнулся в пассажирах

Построенный к московской Олимпиаде МАШ давно перестал отвечать современным требованиям. Раcсчитанный на максимальный пассажиропоток 9-10 млн. человек, он сейчас пропускает 11.3 млн. Несколько лет назад, до того, как модернизированный "Домодедово" стал стремительно оттягивать на себя потоки и авиакомпании, через "Шереметьево" проходило до 13 млн. человек.

Аэропорт буквально захлебывается. Ситуация, когда хвосты огромных очередей к стойкам вылета в разных концах зала перемешиваются под табло в центре, давно уже стала стандартной. Особенно в пиковые праздничные даты, когда туристические чартерные рейсы стартуют с интервалом в 15-20 минут.

Мировая практика показывает, что для успешного функционирования аэропорту необходимо становиться хабом - крупным узлом, в котором стыкуются международные рейсы. "Шереметьево" в его нынешнем виде выполнить эту задачу не может никак - хотя бы потому, что слотов с удобными стыковками катастрофически не хватает, а из одного терминала в другой и пассажирам и багажу приходится добираться автобусом.

Кроме того, любой путешественник может на глаз определить недостатки МАШа. Тут и постоянная путаница с регистрацией, и нехватка кабинок для пограничного контроля, и отсутствие тележек для багажа (пусть даже и платных), и халатность по отношению к соблюдению элементарных правил безопасности, и регулярная потеря грузов. В последнее время прибавилось еще одно неудобство: машины, привозящие пассажиров, не могут проехать дальше начала эстакады перед комплексом аэропорта, поэтому наверх, к залу вылета, людям приходится идти пешком. А встретить путешественников у дверей зала прилета могут только такси, постоянно работающие в "Шереметьево", поездка в которых обойдется как минимум в 1.5 тыс. руб. вне зависимости от дальности маршрута.

Конкурс чистильщиков

И администрация МАШа, и компании, претендовавшие на участие в тендере, признавали, что сервис в аэропорту далек от нормального. Даже Валерий Окулов, гендиректор "Аэрофлота", для которого "Шереметьево" является родным домом, называет аэропорт не иначе, как "позором". Приход управляющей компании в данной ситуации считался всеобщим благом. Правда, интересы у каждого участника тендера в данном случае были свои.

Требования к участникам тендера были довольно жесткими. Например, размер активов учредителей должен был составлять более 60 млрд. руб., а собственные средства - не менее 15 млрд. руб. Заявку первоначально подавали ООО "Интертерминал", учредителями которого являются "Аэрофлот", Национальный резервный банк и французская компания Vinci, "Альфа-Шереметьево", учрежденная "Альфа-Эко", инициировавшей проведение этого тендера, альянс ООО "Имбера" и ООО "Спецпроектинвест", имеющее отношение к Межпромбанку и "Ингосстраху". Заявка "Спецпроектинвеста" была отклонена 20 января из-за отсутствия у компании банковских гарантий. "Имбера" сошла с дистанции из-за неправильно оформленной документации. В конце концов основная борьба шла между "Альфа-Шереметьево" и "Интертерминалом".

"Аэрофлот", имеющий долю в половине компаний, работающих в "Шереметьево", и кровно заинтересованный в управлении аэропортом, схватку проиграл. Выиграли ли пассажиры - пока непонятно. Конкретных предложений по реконструкции и реорганизации МАШа у "Альфа-Шереметьево" пока нет. Игорь Барановский, генеральный директор "Альфа-Шереметьево", утверждает, что в планах его компании сделать из МАШа не просто аэропорт европейского класса, а хаб, который входил бы в число лучших в Европе. Но для начала необходимо привлечь лучшие креативные силы (в том числе и зарубежные) для разработки детального плана развития аэропорта до 2015 года. Готовить подобный документ "Альфа-Шереметьево" пока не начинала. Барановский утверждает, что такого плана не было и у конкурентов. "Проект по составлению плана рассчитан на полгода и является очень капиталоемким. Делать его для того, чтобы просто оставить себе на память, не хотелось", - объясняет он. Кроме того, "Альфа-Шереметьево" хочет изучить реальную картину дел в аэропорту. Барановский подозревает, что она может оказаться совсем не такой, как в бумагах, предоставленных администрацией МАШа, поэтому для начала понадобится хотя бы детальный экспресс-аудит.

Новая жизнь аэропорта начинается сегодня

Барановский обещает уже с нынешнего четверга начать выявлять болевые точки "Шереметьево". Устранить несуразности, допущенные при проектировании аэропорта, и выстроить грамотную транспортную логистику единого узла быстро не получится. Построить новый терминал или хотя бы еще одну взлетную полосу - тоже. Но улучшить сервис для пассажиров можно быстро. "Альфа-Шереметьево" обещает этим заняться. "Согласно тендеру, мы становимся управляющей компанией на три года. За это время мы надеемся как минимум продемонстрировать серьезность своих намерений", - говорит Барановский.

По экспертным оценкам, которые использовала "Альфа-Шереметьево", в решение комплекса вопросов вокруг "Шереметьево" необходимо вложить $1.5-2 млрд. Компания готова постепенно инвестировать эти средства, но при условии, что государство создаст компании нормальные условия для работы и даст гарантии. Каких гарантий "Альфа" хочет от власти, Барановский не говорит. Барановский не скрывает, что предстоящий инвестиционный конкурс (на постройку третьего терминала и реконструкцию) - это отдельная песня и условия его еще будут оговариваться отдельно.

Вложения "Интертерминала" должны были оказаться гораздо скромнее. По словам Льва Кошлякова, заместителя генерального директора "Аэрофлота", на третий терминал нужно потратить $350 млн. и еще около $200 млн. - на реорганизацию нынешнего МАШа. "Дело не в деньгах, - утверждает Кошляков. - Мы предлагали уникальный профессиональный опыт "Аэрофлота" по организации перевозок, а также опыт Vinci по строительству и управлению аэропортами по всему миру. В отличие от "Альфы", мы были заинтересованы в первую очередь в улучшении работы аэропорта. А их интересует только получение прибыли".

Теперь "Альфа-Шереметьево" получит 1% от годовой выручки аэропорта и 2% от чистой прибыли в качестве вознаграждения за управление. При таких условиях у компании нет особых стимулов для сокращения издержек аэропорта. Из этого следует, что быстрой реорганизации работы МАШа не будет - во всяком случае в той части, которая не касается взаимоотношений с аэрофлотовскими компаниями. О том, что в итоге получат пассажиры, можно будет реально говорить не раньше чем через полгода.

29.01.2004
www.aviaport.ru

Док. 609732
Перв. публик.: 29.01.04
Последн. ред.: 17.11.09
Число обращений: 0

  • Барановский Игорь Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``