В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Никаких причин для вражды с `Аэрофлотом` я не вижу` - Игорь Барановский Назад
`Никаких причин для вражды с `Аэрофлотом` я не вижу` - Игорь Барановский
Сегодня совет директоров ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" должен назначить дату внеочередного собрания акционеров, которое передаст право управления аэропортом победителю конкурса. В ожидании решения акционеров победитель тендера "Альфа-Шереметьево" (дочка "Альфа-Эко") вчера представила общественности своих иностранных партнеров, которые должны помочь ей модернизировать аэропорт. Так, поделиться с российскими коллегами опытом построения аэропорта европейского уровня обещают представители Munich Airport International, французские строители Bouygues Constructions выступят подрядчиками строительства и реконструкции объектов на территории аэропорта, а Airport Consulting Vienna GmbH поможет "Альфе" квалифицированными кадрами.

Правда, решать один из самых щепетильных вопросов - взаимодействия с проигравшим тендер "Аэрофлотом" - новым управленцам, видимо, придется самостоятельно. Несмотря на декларативные заявления "Альфы" о готовности к сотрудничеству, судя по вчерашним высказываниям представителей "Аэрофлота", новые хозяева аэропорта и его базовая авиакомпания пока не нашли общего языка. О своих планах по реконструкции аэропорта, а также о перспективах сотрудничества с "Аэрофлотом", в том числе и по строению третьего терминала, корреспонденту RBC daily Наталии Бендиной рассказал генеральный директор "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский.

- Игорь Олегович, на Ваш взгляд, в чем секрет победы "Альфа-Эко" в тендере на управление аэропортом Шереметьево?

- Никакого особого секрета нет. Просто напряженная ежедневная работа - это составляющая любого успеха. Я считаю, что мы объективно подготовились к конкурсу лучше своих оппонентов. Если взять вопросы антикризисного управления, то опыт "Альфа-Групп", в частности "Альфа-Эко", несопоставим с опытом НРБ и "Аэрофлота". Что касается инвестиционных проектов, то и здесь, на мой взгляд, ни "Аэрофлот", ни НРБ не смогли продемонстрировать достаточных аргументов, чтобы убедить совет директоров в том, что их опытздесь предпочтительнее. В этом плане у "Альфа-Групп" гораздо больше масштабных инвестиционных проектов. Как я потом узнал, "Аэрофлот" в качестве инвестиционного проекта представил проект строительства третьего терминала. Можно ли рассматривать его как инвестиционный проект, когда там лежит всего один камень? Понятно, что этот проект несравним с нашими нефтяными проектами, проектами по развитию банковских технологий, с сетью гипермаркетов "Перекресток", с телекоммуникационными программами... К тому же не следует забывать, что наша группа на российском бизнес-поле работает уже более десяти лет.

- Вас не смущает тот факт, что у Вашей группы не было опыта управления аэропортовым хозяйством и вообще бизнесом, связанным с авиаперевозками?

- Я как раз хотел об этом упомянуть. В условиях тендера были еще два критерия оценки: финансовая состоятельность - думаю, что и по этому критерию мы гораздо предпочтительнее наших оппонентов - и ключевой персонал. Мы как раз делали упор на персонал, который имеет большой профессиональный опыт именно в аэропортовом бизнесе.

- Этот персонал Вы уже подобрали?

- Часть персонала, безусловно, подобрали, потому что сами условия конкурса подразумевали предоставление ключевого персонала, который был бы хорошо знаком с нормами авиационной безопасности и с деятельностью аэропортов в целом. Мы предоставили комиссии около десяти таких кандидатур, которые имеют креативный и успешный опыт в сфере именно аэропортового бизнеса не только в России, но и за рубежом.

- В числе ваших кандидатов преобладают западные специалисты?

- Нет, в основном это будут российские менеджеры, потому что без знания нашей специфики добиться успеха в бизнесе невозможно. Здесь будет симбиоз западных специалистов и наших. Насколько мне известно, "Аэрофлот" не представил ни одного специалиста, который бы имел какую-ту историю успешной работы в аэропортовом бизнесе. Они представили ряд специалистов, которые трудились в "Аэрофлоте", но авиакомпания и аэропорт - это разные вещи, которые могут показаться похожими только очень далекому и непосвященному человеку. Поэтому все претензии о том, что мы залезли "не на свою поляну", являются необоснованными. Это такая же "не своя поляна" и для "Аэрофлота", как и для нас. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что нас не смущает новизна данной отрасли для нашей группы, потому что за всю свою историю мы имели многопрофильный, диверсифицированный бизнес, часто приходилось погружаться в совершенно незнакомые отрасли бизнеса. За это время мы выработали модель управления в целом и некое понятие, как входить в новый бизнес и как развивать его успешно. Мы обладаем своими хорошими управленческими технологиями, но это не освобождает нас от специфики аэропортового бизнеса, и этот пробел мы намерены восполнить грамотными специалистами.

- А что касается специалистов, вот Вы говорили, что набирали их из тех, кто имеет успешный опыт управления аэропортами в России. Однако, насколько мне известно, на данный момент в нашей стране можно с трудом найти аэропорт, управление которым осуществляется по мировым стандартам на высоком уровне. Откуда же тогда взялись такие сотрудники?

- В каждом большом хозяйстве есть отдельные креативные люди, вот мы их и набираем. У нас есть кандидаты из действующего состава Шереметьева, ведь если аэропорт находится в таком состоянии, то это еще не означает, что вся ответственность за такое положение вещей лежит на том конкретном человеке, которого мы зовем к себе на работу. Ответственность за это лежит на первых лицах, которые довели аэропорт до такого удручающего состояния. Но из этого не следует, что внутри этого предприятия нет сильных, креативных людей. Наша задача - их вычленить, сохранить здоровое ядро, людей, которые смогут эффективно работать.

- А кого из западных специалистов Вы привлечете для работы в Шереметьеве?

- Мы привлекли, к примеру, одного из топ-менеджеров Венского аэропорта - он много лет управлял блоком финансово-экономического направления, был старшим вице-президентом по экономике и финансам. Мы пригласили главного управляющего аэропортом Дубровника. Этот человек имеет креативный опыт по модернизации и реконструкции аэропорта, так как это хозяйство досталось ему сразу после завершения югославского кровавого конфликта, аэропорт был разрушен, и он в сжатые сроки смог на базе разрушенного предприятия создать вполне процветающий, эффективный аэропорт.

- Если говорить о самом аэропорте Шереметьево, то какие основные проблемы Вы сейчас видите и что намерены делать в ближайшее время?

- Я бы разбил проблемы аэропорта на две категории. Первая связана с интеллектуально-стратегическими решениями - нет никакой внятной концепции развития всего шереметьевского аэровокзального комплекса. Наша задача номер один: дать конкретные очертания Шереметьева - каким мы бы хотели видеть его к 2015 году. То есть нам необходимо четко прорисовать ту модель, к которой мы должны поступательно стремиться все эти годы, чтобы на выходе получить европейский успешный хаб класса "А".

- Есть ли у Вас уже какие-то конкретные решения по модернизации аэропорта?

- Все это еще находится в стадии разработки, есть только общее направление. Во-первых, необходимо продумать четкую роль нового терминала и тех терминалов, которые существуют, в будущей хозяйственной системе аэропорта. То есть каждый сегмент аэропорта должен "затачиваться" под ту задачу, которую он будет выполнять в будущем. Во-вторых, должна быть понятная транспортная логистика, чтобы пассажиры могли в краткие сроки с одного терминала перемещаться в другой. Без этого нам хаб построить не удастся. Вторая категория проблем связана с ежедневной работой по поддержанию и наведению элементарного порядка в аэропорту. Можно загадить самое технически совершенное здание при отсутствии нормального контроля, а когда это здание и без того находится в удручающем состоянии, эта задача становится еще более важной.

- Выходит, что снова все упирается в персонал. Вероятно, чтобы осуществить эту задачу, Вам придется сменить всю структуру управления аэропортом...

- Безусловно, те, кто не будет справляться с тем уровнем требований, который мы установим, будут уволены. Сильно изменится состав топ-менеджмента. Что касается рядовых сотрудников, то массовых увольнений мы не планируем. Будем действовать по ситуации.

- А что касается инвестиционной программы, есть ли у Вас уже конкретные планы? Сколько Вы намерены вложить в развитие аэропорта?

- На этот вопрос ответит бизнес-план, который мы сейчас готовим. Именно он обозначит тот уровень и масштаб реорганизации и строительства, которые необходимы для вывода Шереметьева на уровень ведущих европейских аэропортов.

- Вероятно, у Вас все же есть какие-то предварительные расчеты по этому поводу?

- Расчетов у нас нет, есть предварительные, очень расплывчатые оценки экспертов, по которым этот проект оценивается в 1,5-2 млрд долларов.

- Еще один вопрос относительно Шереметьева-3: будете ли Вы развивать этот проект и намерены ли сотрудничать с "Аэрофлотом" и НРБ, которые еще накануне объявления результатов тендера заявляли, что вне зависимости от того, кто станет победителем, они все равно будут строить третий терминал?

- Это вопрос переговоров, и мы никогда от таких переговоров не отказывались. Думаю, что все эти вопросы мы решим, так как очень конструктивно настроены на сотрудничество с "Аэрофлотом" и не видим никаких причин для осложнения наших отношений. Не думаю, что нам будет сложно выстраивать с ним отношения, поскольку они будут прорисовываться фактически с белого листа. Конечно, мы встречались несколько раз с руководством "Аэрофлота", но это были разговоры чисто представительские и имели целью поближе познакомиться с менеджерами компании. Никаких причин для мнимой и тем более реальной вражды с "Аэрофлотом" я сейчас не вижу.

- Тогда как Вы относитесь к заявлению Валерия Окулова о том, что "Аэрофлот" рассматривает возможность перехода авиакомпании в другой аэропорт московского узла?

- На мой взгляд, это несколько эмоциональное заявление, возможно, такой необычный способ приглашения к диалогу, но мы люди простые, с нами можно и попроще общаться. Никаких угроз для существования "Аэрофлота" мы никогда не декларировали ни действием, ни словом. Поэтому каких-либо оснований для беспокойства у г-на Окулова, с моей точки зрения, быть не может. Во всяком случае, я этих причин в сфере рационального не вижу.

- Изменятся ли каким-то образом условия работы в аэропорту для "Аэрофлота" и других авиакомпаний?

- Ко всем нашим партнерам мы будет относиться уважительно и внимательно, но вместе с тем мы будем защищать интересы предприятия, управление которым нам доверило государство. Я считаю, что наведение порядка в аэропорту выгодно в первую очередь для "Аэрофлота". Мы должны решить две основных задачи. Во-первых, финансово-экономическую, чтобы государство получало адекватную долю в виде налоговых отчислений, соответствующую тому положению, в котором находится Шереметьево. Мы должны все время заботиться, чтобы эти поступления были как можно больше, чтобы государство "за дурака" не держали - если оно может зарабатывать десять рублей вместо одного, то оно должно их иметь. И, во-вторых, это интересы пассажиров. В ущерб государству и в ущерб пассажирам мы работать не будем.

- Есть ли у Вас какие-то планы вернуть ушедшие из Шереметьева авиакомпании?

- Я не исключаю такой возможности, но для этого сначала необходимо создать условия, чтобы те же компании увидели, что жизнь в Шереметьеве меняется к лучшему, что здесь работают квалифицированные менеджеры. Поэтому сейчас, полагаю, никакого интереса у той же British Airways возвращаться в Шереметьево нет.

- Собираетесь ли Вы в дальнейшем расширить свой авиационный бизнес, к примеру, приобрести какую-нибудь авиакомпанию?

- Пока у нас таких намерений нет, поскольку необходимо сначала детально ознакомиться с одним бизнесом, прежде чем думать о другом. Невозможно брать два новых дела одновременно и пытаться быть успешнымв обоих.

11.02.2004
www.rbcdaily.ru

Док. 609725
Перв. публик.: 11.02.04
Последн. ред.: 17.11.09
Число обращений: 0

  • Барановский Игорь Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``