В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кудрин не хочет финансировать экономику Назад
Кудрин не хочет финансировать экономику
ОПАСНОЕ ФИНАНСОВОЕ ДВОЕВЛАСТИЕ

Министр финансов РФ А.Л.Кудрин заявил журналистам во время празднования Дня знаний в Финакадемии, что наращивание госвложений происходит за счет увеличения дефицита бюджета и за счет использования резервов, что сравнимо с дополнительной эмиссией денег. Это может возобновить проблемы с инфляцией и ростом процентных ставок, а мы, наоборот, стремимся снизить ставки. Тех средств, которые были направлены на поддержку российской экономики, достаточно (ИТАР-ТАСС,1 сентября 2009 г.).

У этой позиции есть более, чем влиятельные, оппоненты. За месяц до заявления министра оппозицию деловых кругов озвучил В.В.Геращенко. В июльском 2009 г. номере журнала "Экономическая безопасность" было опубликовано интервью В.В.Геращенко: для подавления воздействия глобальной рецессии на экономику России следует вслед за ведущими развитыми странами не только снижать ставку рефинансирования, но и увеличивать денежную эмиссию для финансирования имеющего шансы стать основой будущего экономического роста производства. На самом деле эта позиция не так ж далека от политики правительства.

Ставка рефинансирования в период кризиса с 1 декабря 2008 г. с уровня 13% годовых была снижена к 10 августа 2009 г. до 10,75%, или на 225 процентных пунктов. (Правда, именно на такую величину она подскочила с 10 июня по 30 ноября 2008 г.). Хотя, это и относительно, и абсолютно не сопоставимо со снижением ставки рефинансирования центральными банками ведущих развитых стран, сегодня ставка ЦБ, наконец, стала отрицательной, то есть ниже уровня инфляции в годовом выражении (11,9% в июне 2009 г.). Грозный ропот предприятий на отсутствие банковского кредитования стоит несколько откорректировать. В ту промышленность, которую правительство считает основой будущего экономического роста (другой вопрос - правильно или нет), были за указанный год направлены весьма значительные средства, как в виде прямой финансовой помощи, так и косвенно в виде налоговых послаблений, гарантий под кредиты банков и т.п.

Но с деньгами для подавления глобальной рецессии, конечно, не все так просто. Завесу над валютно-финансовыми отношениями России отчасти приоткрыл выплеснувшийся в СМИ скандал с размещением российских международных резервов в ценные бумаги обанкротившихся американских финансовых корпораций. Оказалось, что рублевая ликвидность, при заинтересованности ведущих развитых стран, очень даже свободно конвертируется в мировые валюты. Другой вопрос, что вложенные в обесценившиеся американские активы средства удалось вернуть с огромными финансовыми потерями и ценой очередной гуманитарной катастрофы на Кавказе. Так что, нынешние валютно-финансовые отношения напоминают, скорее, какое-то извращенное рециклирование (возвращение плательщику за купленные углеводороды твердой валюты) нефтедолларов, чем валютное управление. И то, и другое плохо, поскольку является архаикой, а экономический миропорядок стремительно изменяется.

Единственное, что так и не удалось сделать, так это победить инфляцию. Нет, не рост цен, вызванный, как справедливо считает опытный профессионал В.В.Геращенко, ценовой политикой государственных монополий и ограниченностью рыночной конкуренции, а инфляционным синдромом российского политического руководства. Даже в США, назначив в ФРС одного из адептов инфляционного таргетирования Б.Бернанке, не стали делать шаг назад и пудрить мозги себе и пиплу макроэкономической заумью о "монетарном характере инфляции". В России, как нигде, абсолютно ясно и очевидно, кроме разве МВФ, что высокая инфляция никоим образом не вызвана переполнением каналов денежного обращения.

Авторы интервью не совсем точны, когда напрямую обвиняют российские финансовые власти в фактическом введении currency board. Этот режим (так называемое, валютное управление) заключается в замещении национальной денежной единицы в обращении иностранной валютой. Ничего подобного в России не было, нет, и, будем надеяться, не будет. (А вот, наоборот, вполне может быть, если российский рубль может быть использован для финансовой стабилизации в какой-нибудь стране, как, впрочем, уже было в 1920-х и 1940-х годах). Опасность заключается во введении режима инфляционного таргетирования.

Режим инфляционного таргетирования вводится, прежде всего, для укрепления политического авторитета руководства, как бы проявляющего заботу о повседневной жизни граждан. Но этот режим оказывается привлекательным и для финансовых властей, поскольку резко ограничивает их политическую ответственность, сводя результат бюджетной и денежной политики к достижению некого численного значения показателя "базовой инфляции" (роста потребительских цен без учета продовольствия и энергоносителей).

Переход в 1980-х годах ряда стран (Канады, Новой Зеландии, Израиля и др.) к режиму инфляционного таргетирования следует признать реставрацией политики ограничения целей финансовой и монетарной политики достижением пороговых значений технических индикаторов, что противоречит глубоким преобразованиям в макроэкономическом управлении.

С ростом операционной независимости центральных банков повышалась и их политическая ответственность перед обществом. Пришлось перейти к более значимым, и, разумеется, более понятным широкой общественности, целям денежно-кредитной политики. Сегодня руководство независимых центральных банков признает, что целью монетарной политики является поддержание неифляционного экономического роста.

Однако Банк России уже который год упорно провозглашает своей целью переход к режиму инфляционного таргетирования. Если он призван заменить режим валютного управления, что ж, можно только приветствовать усилия российского руководства по укреплению экономического суверенитета. Но, если в России нет валютного управления, что же тогда призван заменить режим инфляционного таргетирования? И зачем все эти коллективные требования со стороны России, Китая, Индии и Бразилии по созданию новой резервной валюты, в меньшей степени чем раньше, зависимой от давления доллара США.

Очень не хочется признавать, но какая-то доля правды в обсуждении сценария валютного управления все же есть. Иностранная валюта уже почти 20 лет играет заметную роль в российской хозяйственной жизни. Суммарный объем наличной иностранной валюты по всем источникам поступления, включая ее остатки в кассах уполномоченных банков, на начало июня 2009 г. составил 16,1 млрд. долл. США. По более свежим данным на 1 июля 2009 г., на банковских счетах граждан в иностранной валюте находилось (в рублевом выражении) 1,9 трлн. руб. А, как известно, среди статистики физлиц "спрятаны" предприниматели без образования юридического лица - многочисленные "челноки" и другие представители малого бизнеса. Стоит ли удивляться, что в июне приток наличной иностранной валюты в долларовом эквиваленте составил 9 млрд., а отток - 10 млрд.

Ранее Президент РФ Д.А.Медведев на встрече с бизнесменами в Барвихе раскритиковал Министерство финансов. Глава государства заявил, что если министр финансов Алексей Кудрин продолжит делать пугающие прогнозы о российской экономике, то он может менять работу. Президент (в ответ на жалобы главы корпорации "Баркли" Л.Казинца на СМИ, которые по его мнению на рынке недвижимости "просто истерию развели)" заявил: "Когда отдельные мои товарищи, в том числе по правительству, говорят о том, что Россия 50 лет не выйдет из кризиса, это неприемлемо. Если так считаешь, то иди работай в другом месте. Языки нужно поумерить". По словам Д.А.Медведева, когда человек руководит тем или иным министерством, ведомством и дает резко негативные прогнозы, это показывает, что он занимается не своим делом. "Страшилки были, но пока они не сбываются", - добавил Президент.

По большому счету Д.А. Медведев был прав - страшилки еще ни разу не оправдались. И хотя радоваться особенно нечему, народ запугивать не следует. Формировать негативные ожидания - значит формировать установку на минимизацию финансовых потерь ("фиксацию прибыли"), а для выхода из кризиса надо формировать установку на инвестиционный доход. Иначе инвестиций не видать. Заклинания инфляцией и экономическим застоем уже начинают надоедать, поскольку никаких политических дивидендов не принесли и, как теперь становится все более ясно, не принесут.

По сообщению РИА Новости "Горячая линия" 27 августа 2009 г. на заседании правительства были рассмотрены поправки в закон о ЦБ, согласно которым три четверти вместо половины так называемой прибыли банка (на самом деле, дохода, поскольку ЦБ не является коммерческой организацией) должно отчуждаться в пользу государственного бюджета в течение ближайших трех лет. Этот ход должен по указанной логике денежно-кредитной политики увеличить прямое поступление денег в экономику. Пока, во всяком случае, судя по августовским 2009 г. сообщениям Росстата, увеличение денежно-кредитной эмиссии благодаря бюджетным вливаниям в экономику привело лишь к снижению инфляции, что или напрочь опровергает всю экономическую теорию, или заставляет предполагать сжатие денежной массы в обращении. Фактически, в стране начинают действовать два центра денежно-кредитной эмиссии - центробанк и Минфин. Такое двоевластие не может долго продолжаться.

01.09.2009

kommentarii.ru

Док. 609716
Перв. публик.: 01.09.09
Последн. ред.: 17.11.09
Число обращений: 0

  • Варьяш Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``