Выступление на годовом Собрании Национального союза экспортеров продовольствия 27 октября 2009 г.
В 2008 г. поставки агропродовольственной продукции на внешний рынок практически не увеличились по сравнению с предшествующим годом и составили 8,4 млрд. долларов.
Прежде всего это объясняется действием ограничений на экспорт основной статьи нашего агропродовольственного экспорта - зерна. Его поставки за рубеж сократились на 20 %. Сократился также экспорт рыбы, сахара и кондитерских изделий из сахара.
В то же время экспорт ряда видов продукции пищевой промышленности в стоимостном выражении продолжал расти (таблица 1).
Наиболее активно развивался экспорт муки, растительного масла, готовых продуктов из мяса и рыбы, табачных изделий.
Таблица 1
Экспорт агропродовольственной продукции в 2007 г. и 2008 г. (млн. долларов)* Код ТН ВЭД | Наименование товарной группы | Экспорт | 2008 г./2007 г. | 2007 г. | 2008 г. | 03 | Рыба | 521,3 | 471,7 | 0,90 | 04 | Молочная продукция | 244,6 | 294,9 | 1,21 | 10 | Злаки | 4083,9 | 3254,5 | 0,80 | 11 | Мука | 168,8 | 276,2 | 1,64 | 12 | Масличные семена | 85,3 | 109,9 | 1,29 | 15 | Жиры и масла | 588,9 | 928,4 | 1,58 | 16 | Готовые продукты из мяса, рыбы | 146,6 | 193,5 | 1,32 | 17 | Сахар и кондитерские изделия из сахара | 194,3 | 137,5 | 0,71 | 18 | Какао и продукты из него | 289,9 | 346,3 | 1,19 | 19 | Готовые продукты из зерна | 315,8 | 383,5 | 1,21 | 21 | Разные пищевые продукты | 348,8 | 441,6 | 1,27 | 22 | Алкогольные и безалкогольные напитки | 389,9 | 459,9 | 1,18 | 24 | Табак и промышленные заменители табака | 307,1 | 430,4 | 1,40 | 01-24 | Всего продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) | 8261,7 | 8389,5 | 1,02 |
* Здесь и далее - без учета данных о торговле с Белоруссией
При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что рост стоимости превышает увеличение физических объемов поставок (таблица 2). Разумеется, это объясняется в первую очередь высоким уровнем цен на мировом рынке.
Таблица 2
Экспорт отдельных продовольственных товаров в 2007-2008 гг. (в стоимостном и натуральном выражении)*
| Стоимость(млн. долларов) | | Количество(тыс. тонн) | | | 2007 г. | 2008 г. | 2008 г./2007 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2008 г./2007 г. | Пшеница | 3608,7 | 2864,4 | 0,74 | 14444,1 | 11720,2 | 0,81 | Пшеничная мука | 92,4 | 197,6 | 2,14 | 274,1 | 448,1 | 1,63 | Подсолнечное масло | 466,5 | 678,9 | 1,47 | 613,7 | 490,0 | 0,80 | Водка (дал) | 149,7 | 134,0 | 1,21 | 1394797 | 1555674 | 1,12 | Пиво (дал) | 149,7 | 189,9 | 1,27 | 207255256 | 232699611 | 1,23 |
Тем не менее, приведенные цифры наглядно свидетельствуют о том, что экспорт продовольствия может успешно развиваться даже в период кризиса. Т.е. производство продовольствия в расчете на экспорт остается весьма перспективным направлением развития российской экономики в любых - даже кризисных - условиях. А расширение объемов производства - это увеличение числа рабочих мест, расширение платежеспособного спроса, налогооблагаемой базы, что содействует скорейшему выходу из кризиса.
Что же требуется для того, чтобы еще более активизировать поставки различных продовольственных товаров на внешний рынок? Ведь средства на поддержку экспорта уже сейчас выделяются немалые.
В бюджете 2009 г. на предоставление государственных гарантий для экспорта всей промышленной продукции выделен 1 млрд. долларов, на возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам - 6 млрд. рублей (ранее на эти цели ежегодно выделялось 3 млрд. рублей).
Представители других отраслей отечественной промышленности активно пользуются государственной поддержкой. В чем же причина пассивности экспортеров продовольствия? Может быть, причина в том, что первоначально господдержка распространялась в основном на поставщиков машиностроительной продукции?
Но Национальному союзу экспортеров продовольствия удалось подключить поставщиков продукции ряда отраслей пищепрома к механизмам господдержки.
В настоящее время Союз:
- занимается разработкой новых механизмов поддержки экспортеров агропродовольственной продукции с учетом мирового опыта,
- помогает своим участникам в практическом получении государственной поддержки,
- ведет непосредственный поиск зарубежных партнеров для своих участников,
- обеспечивает необходимый "внешний" пресс-промоушн;
- ведет работу по устранению барьеров на пути развития экспорта.
Таким образом, у отечественных производителей есть вполне реальные возможности увеличения поставок на внешний рынок. А для этого необходимо активнее взаимодействовать с государством и объединениями экспортеров.
Д.С.Булатов, Президент Национального союза экспортеров продовольствия
17.11.2009, www.viperson.ru
Док. 609611 Опублик.: 17.11.09 Число обращений: 0
Булатов Дмитрий Сергеевич
|